Методическая разработка Сценарий родительского собрания на тему Особенности подросткового возраста.


ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Модуль № 1 .
Контрольная работа.
Методическая разработка:
Сценарий родительского собрания на тему
«Особенности подросткового возраста».
Разработала: педагог-организатор
МОУ «Куриловская гимназия»
Калинина Анастасия Игоревна.
Москва 2017 год.
Аннотация:
В данной методической разработке родительского собрания затрагивается одна из важнейших тем, которая волнует, а порой и пугает почти всех родителей подростков.
Сценарий родительского собрания на тему «Особенности подросткового возраста» раскрывает особенности данного возраста, готовит родителей к этому новому этапу жизни для всей семьи: как ребёнка, так и родителя. В ходе родительского собрания будут обсуждаться разные проблемы подростков, способы помощи детям-подросткам, психологический тест по методике «Детско-родительских отношений в подростковом возрасте» - Родитель глазами ребенка, родители вспомнят себя в возрасте 11-17 лет, сделают выводы, получать важные рекомендации о том, как правильно следует себя вести с ребенком - подростком.
Цель: помочь родителям «преодолеть» и понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений, связанных с подростковым периодом; обратить их внимание на особенности подросткового развития; оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.
Подготовка к собранию: 1) подготовка краткого доклада по проблеме и особенностям подросткового развития, 2) ситуации для обсуждения во время собрания, 3) памятка для родителей, 4) Методика ДРОП (Приложение №1), 5) Заключение. Выводы.
Краткий доклад о проблемах и особенностях подросткового развития.
Подростковый возраст – самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, потому что в этом возрасте ребенок переходит к взрослой жизни, что в дальнейшем приводит к формированию личности.
Подростковый возраст - это возраст, примерно от 10-11 до 15 лет (4-8 класс). Подростковый возраст также называют переходным, поскольку в этот период осуществляется своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. Подростка можно назвать полу-ребенком, полувзрослым: детство уже ушло, но зрелость ещё не наступила.
Итак, подросток развивается: анатомо-физиологически и интеллектуально, нравственно. Сильно меняются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики ребенка (подростка), ломке старых форм взаимоотношений с людьми, меняется положение подростка в коллективе, его общественная позиция.
В этом возрасте идёт значительная перестройка всего организма, которая и отражается на психологических особенностях подростка. У подростка часто может наблюдаться вспыльчивость, резкие реакции типа аффектов. Наблюдается несоответствие в развитии сердечно - сосудистой системы, что приводит к временному повышению давления, головокружениям, быстрой утомляемости, головным болям, слабости, сердцебиению…
У подростков наблюдается резкий прирост тела в длину, который часто вызывает у подростка стеснение, вызванное некоторой угловатостью.
Одним из важных факторов физического развития подростка является его половое созревание и начало функционирования половых желез. Несмотря на то, что организм становится половозрелым примерно к 13-15 годам, всё же говорить о физической, духовной, идейной, социальной зрелости пока что рано.
Подросток заинтересован в общении со сверстниками, появляются личные интересы и увлечения, что способствует снижению интереса к учёбе. У подростка формируется способность активно самостоятельно мыслить, рассуждать и сравнивать, а также делать более глубокие обобщения и выводы. В процессе обучения подросток приобретает способность к аналитико-синтетическому восприятию (7наблюдению) предметов и явлений. Усиливается произвольная память и внимание. Повышается умение организовывать и контролировать себя и своё внимание. Однако внимание подростка противоречиво: оно устойчивое, произвольное внимание, с другой стороны-наличие переживаний и бурная реакция и импульсивность часто приводят к быстрой отвлекаемости подростка.В труде подростка выражается активность, также труд обычно проходит в коллективе, что имеет важное значение для подростков. Благодаря труду подросток приобретает такие качества как настойчивость, коллективизм, инициативность, ответственность, целеустремленность. Интерес, заинтересованность - вот главные факторы, способные захватить внимание подростка, чтобы он мог работать с увлечением продолжительное время.
Подростковый возраст - это возраст развития, возраст активности, кипучей энергии. На данном возрастном этапе очень важным является соблюдение подростком правильного режима дня: режим сна и отдыха, регулярное питание, прогулки на свежем воздухе, труд, регулярные занятия спортом и физкультурой.
Подростковый возраст описывают как переходный, «переломный» период, критический возраст, возраст полового созревания. К поведению подростка в таком возрасте следует относиться мудро, ведь ребенок как бы заново «перекраивает» себя и свою личность, учится узнавать жизнь.
Ситуации для обсуждения поведения подростков.
Вы сами были подростками и переживали когда-то столь сложное время.
Давайте подумаем и обсудим ситуации, в которых мы можем оказаться с нашими детьми.
Подросткам свойственны увлечения (хобби-реакции). Подобно тому, как детям для своего развития необходимы игры, подросток для становления личности нуждается в увлечениях. Родителям эти занятия могут представляться бесполезными, и с объективной точки зрения это может соответствовать истине. Но для подростка увлечение всегда вызывает положительную эмоциональную окраску, дает чувство удовлетворения. Отношение взрослых к увлечениям тинейджеров может стать причиной обострения реакции эмансипации. Смена увлечений не должна вызывать протест у родителей - это естественное явление. Чтобы узнать свои способности, надо испытать себя в различных видах деятельности. Но когда увлечения отдается слишком много времени в ущерб учебе, отдыху, другим видам необходимой деятельности, то тревога родителей становится обоснованной.
Реакция протеста. У незрелых подростков встречаются поведенческие реакции, более характерные для детского возраста. Эти реакции протеста разнообразны: отказ от еды, общения, посещения школы, побеги из дома, агрессия к обидчику, порча его вещей. В таком случае важно понять причины протеста и устранить их.
Реакция имитации (подражания). Для подростка объектом имитации часто становятся кумиры молодежной моды, звезды шоу-бизнеса и спорта. Подростки подражают их стилю одежды, прическам, манерам, суждениям, вкусам. Реакция имитации становится опасной, когда подражают антигерою, антисоциальной личности. Поэтому вполне оправдан запрет на литературу и фильмы, пропагандирующие жестокость, секс, порнографию.
Реакция сверхкомпенсации. Одной из форм психологической защиты является реакция компенсации, когда слабость и неустойчивость в одной области компенсируется успехами в другой. Это позволяет сохранить душевное, психологическое равновесие. Нередко слабый в учебе подросток компенсируется успехами в спорте, лидерством в неформальной обстановке среди своих сверстников. Сверхкомпенсация может носить карикатурный характер, и тогда правильнее говорить о ложной компенсации
За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Следовательно, воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.
Каковы же причины вызывающего поведения подростков?
1. Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.
2. Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь справиться с этим заданием"), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.
4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.
Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.
Дух семьи воспитывает ребенка в первую очередь, а потом уже специальные занятия родителей с ним. Но и эти занятия необходимы для полноценного развития ребенка как форма поддержания, развития и укрепления эмоциональных связей, духовного контакта и строящегося на этой основе взаимоотношения между ним и родителями.
Также я предлагаю поговорить на следующие темы: 1. Вредна ли свобода для подростка?
    Ничем не ограниченная безусловная свобода не возлагает на человека моральную ответственность за свои поступки, поэтому она так же вредна, как диктат и чрезмерная строгость. В отношении с детьми, особенно в подростковом возрасте, необходимо придерживаться умеренности во всем – не лишать детей того, что им необходимо, но и не потакать всем их желаниям.
2.Влияние улицы на поведение детей.
    Не секрет, что уличные компании, как правило, пагубно влияют на подростков.
    Во-первых, дети в таких группах безнадзорны, связаны друг с другом ограниченными, поверхностными отношениями, которые формируют недостойный стиль поведения. Во-вторых, дети воспитанные, из хороших семей, общаясь с ребятами, пользующимися дурной славой, перенимают их стиль поведения, склоняются к их нормам и ценностям.
    Если подростки проводят много времени на улице, в компании случайных людей, они привыкают к такому времяпровождению и начинают получать удовольствие от такой «свободы» и такого «общения». Ведь за ними никто не следит и никто не знает, как они себя ведут. Подростки привыкают бездельничать дома и в школе, не задумываются о своем будущем. В дальнейшем такие дети будут следовать только своим желаниям, избегая родительского воспитания и указаний учителей.
3.Подросток дома.
       Ребенок не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из-под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять домашние занятия и игры своего ребенка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать время ребенка, обеспечить его развлечениями и организовать ему досуг. Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не сформировалось чувство обиды на взрослых и он не рвался из-под их контроля.
4. Компания для ребенка.
        Родителям необходимо интересоваться, с кем общается их ребенок, знать имена и интересы его друзей. Взрослые должны вести с подрастающим ребенком беседы о вредных последствиях дурных компаний, помогать  своему  ребенку  разбираться  в людях и их поступках.
 
Памятка для родителей.
Подростковый возраст описывают как переходный, «переломный» период, критический возраст.
Модель поведения ребёнка в этом возрасте зависит от типа его характера, общества, которое его окружает, образа жизни, материального достатка, состава семьи и многих других причин.
Итак, что нужно помнить всегда:
1. Если ребенок сообщил Вам о неприятностях, произошедших с ним, не стоит кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз подросток может и не сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не хочет стать причиной Ваших страданий. Если ребенок сообщил Вам о проблеме, значит, ему нужны ваша поддержка и совет, а не упрёки и крик.
2. Принимайте ребенка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего - в понимании и сочувствии. Только выслушав и приняв любой поступок вашего ребенка Вы, скорее всего, поможете ему осознать, что он не один, и вы поможете преодолеть его беду, какой бы ничтожной для вас эта проблема ни казалась.
3. Выслушайте ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретны.
4. Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому относитесь к его проблемам серьезно.
5. Рассказывайте своему ребенку о себе. Детям часто трудно представить, что Вы тоже были молодыми. Не бойтесь говорить ребенку о своей молодости, о тех ошибках, которые сами совершали. При этом помните:
• такой разговор - не повод для поучительных историй («когда я был в твоем возрасте...», «если бы мы жили так, как вы сейчас...» и т.д.);
• не делайте из рассказа выводов-наставлений; («учись...», «пока мы живы - добивайся успехов» и т.д.);
• рассказ должен быть «к месту», дабы не зависнуть в пространстве, не найдя понимания.
Старайтесь отыскать причину проблемы своего ребенка и, не разрушая его собственного решения, попытайтесь помочь преодолеть трудную ситуацию самостоятельно.
7. Старайтесь не унывать, сталкиваясь с проблемой. Глядя на то, как Вы решаете свои проблемы. Ваш ребенок будет учиться не паниковать в трудной ситуации.
8. Ни в коем случае не делайте постоянно акцентов на недостатках внешности ребенка-подростка! Подросток очень раним. И даже ласково сказанные фразы типа «Мой пончик», «Моя пышечка» могут сильно ранить подростка, он будет постоянно обращать внимание на указанный недостаток, пытаться его спрятать, подросток будет казаться себе уродливым и не достойным любви. Всё это может привести к расстройствам, как пищевым, так и нервным.
9. Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка. Нужно уметь поддержать и себя и друга, порадоваться или погрустить вместе. Подбадривайте детей, даже если они совершают ошибки. Главное в желании приободрить ребенка не переусердствовать, чтобы это не переросло в нотации и нравоучения. Иначе ваш ребенок может почувствовать, что мы указываем ему на неудачи, вместо того, чтобы помочь поверить в себя. CITATION Див09 \l 1049 (Дивиньи, 2009)
Методика «Детско-родительских отношений в подростковом возрасте» - Родитель глазами ребенка. Приложение №1.
Опрос проводится предварительно психологом среди подростков класса, с родителями которого будет проведено родительское собрание.
Заключение. Выводы.
Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. Игры - одна из лучших стратегий воздействия на плохое поведение. Потому что игры даже для подростков помогают проявить свою уникальность и творческий подход! CITATION Див09 \l 1049 (Дивиньи, 2009)Рекомендую родителям строить новую тактику общения с детьми, учитывая психофизические особенности подросткового возраста.
Самое главное: Ваш ребенок не должен страдать от недостатка внимания и знает, что родители всегда будут на его стороне и в любой момент придут на помощь. Ежедневный родительский труд дает вам основание для уверенности в том, что все «вложенное» в ребенка не позволит ему совершить непоправимых ошибок. Тем не менее, не стоит забывать принцип: «Доверяй, но проверяй!». Контролировать местонахождение, успеваемость и круг общения можно косвенно и ненавязчиво, например, через общих знакомых или родителей друзей подростка.
И помните, что дети надеются, что вы будете говорить с ними ласково, но твёрдо, потому что многие из них страдают, а ведь им надо многому научиться, и впереди у них длинная дорога!
Список использованной литературы и источников:
http://school47.edu.yar.ru/roditelyam/soveti_psihologa.html Ю.Б. Гиппенрейтер. «Общаться с ребенком. Как?» Изд-во АСТ:Астрель. 2010 г. (часть вторая: «письма о подростке»).
Дж.Дивиньи. Книга выживания для школьного психолога, учителя, воспитателя, родителя. Как перестать беспокоиться и начать жить в согласии со своими «трудными» детьми. Изд-во Прайм-ЕВРОЗНАК. Санкт-Петербург, 2009 г.
У. Крейн. «Психология развития человека. 25 главных теорий». СПб.: Прайм - Еврознак, 2007 г.
Росс Кэмпбелл. «Как любить своего подростка». Изд-во МИРТ. 1998 г.
В. Л. Леви. «Искусство быть другим. Общение. Понимание». Изд-во: Клуб 36,6. Москва. 2015 г.
Макарова О.В. Пащук А.Г. “Воспитание =семья + школа” г. Москва 2002 г.
А. А. Реан. «Психология подростка с 11 до 18 лет». Изд-во АСТ. ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК. 2007 г.
Методика «ДРОП»
http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2013/02/03/metodika-detsko-roditelskie-otnosheniya-vПриложение №1.
МЕТОДИКА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» - РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА
Наиболее полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений позволяет выяснить методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП). Она включает в себя 19 шкал, объединенных в следующие группы:
1. Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка
- принятие (демонстрация родителем любви и внимания),
- эмпатия (понимание родителем чувств и состояний ребенка),
- эмоциональная дистанция (качество эмоциональной связи между родителем и подростком).
2. Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия
- сотрудничество (совместное и равноправное выполнение заданий),
- принятие решений (особенности принятия решений в диаде)
- конфликтность (интенсивность конфликтов, победитель в конфликте),
- поощрение автономности (передача ответственности подростку)
3. Блок контроля
- требовательность (количество и качество декларируемых требований),
- мониторинг (осведомленность родителя о делах и интересах подростка) [8],
- контроль (особенности системы контроля со стороны родителя),
- авторитарность (полнота и непререкаемость власти родителя),
- особенности оказания поощрений и наказаний (качество и количество оказываемых оценочных воздействий).
4. Блок противоречивости/непротиворечивости отношений
- непоследовательность (изменчивость и непостоянство воспитательных приемов родителя),
- неуверенность (сомнение родителя в верности его воспитательных усилий)
5. Дополнительные шкалы
- удовлетворение потребностей (качество удовлетворения материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании, в информации),
- неадекватность образа ребенка (искажение образа ребенка),
- отношения с супругом (качество отношений со вторым родителем подростка),
- общая удовлетворенность отношениями (общая оценка подростком качества отношений с родителем),
- шкала ценностных ориентации (эта шкала содержит открытые вопросы, которые помогают подростку описать те положительные и отрицательные ценности, которые оказывают влияние на отношения с родителем)
Подросток отвечает на вопросы на отдельных бланках для матери и отца. В бланке это помечается подчеркиванием соответствующего слова в пункте «мать/отец» (образец бланка см. ниже). Текст опросника письменно предваряется следующей инструкцией
«Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.
Просим вас оценить, насколько поведение Ваших родителей соответствует приведенным описаниям. Для этого в качестве ответа поставьте на бланке для ответов рядом с номерами вопроса соответствующий балл.
1 - если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда;
2 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко;
3 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда;
4 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто.
5 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда
В вопросах №№ 109-116 необходимо закончить фразы, для чего на бланке отведено особое место.
Мы просим Вас оценить эти утверждения сначала в отношении матери, а потом, на другом бланке, в отношении отца»
Необходимые замечания:
При групповом проведении опросника баллы ответов и слова пояснения (1 - никогда, … , 5 - всегда) лучше выписать на доске.
- При групповом проведении опросника психолог говорит подросткам, что те, кто не живет с тем или иным родителем, могут не заполнять на него опросник.
- Психологу нужно обратить внимание подростка на то, что вопросы 109 - 116 касаются не его личных пристрастий («мне нравится кататься на велосипеде»), а его отношений с родителем («мне нравится, когда она …» «мне нравится, что ею характер « и т.д.)
- Иногда подросткам бывает грамматически сложно выбрать ответ. «Вот если «Я ни в чем не хочу изменять наши отношения» и я согласен, то это «всегда» или «никогда»?» Можно предложить следующий способ выбора верного ответа: подставляем ко всему вопросу фразу «так бывает всегда, никогда, иногда...» При такой формулировке вопроса проще понять грамматическую логику происходящего.
- Заполнение опросника на двух родителей в среднем темпе занимает около 45-50 минут. Для младших подростков время немного увеличивается. При наличии ограничения по времени (например, проведение во время школьного урока) целесообразно ориентировать подростков во времени заполнения: «чтобы не спешить в конце урока сейчас надо заполнять примерно четвертую колонку», «по времени сейчас нужно переходить ко второму бланку».
- Часть вопросов носит неконкретный характер (например, «по-разному реагирует на одни и те же события»). Периодически подростки просят прокомментировать какой-то вопрос («Например, ты принес из школы «двойку». Если она в хорошем настроении, то скажет: «Ничего, бывает», а если в плохом - будет ругаться. Событие одно и то же, а ведет она себя по-разному»). Перед проведением методики психологу стоит просмотреть вопросы и продумать возможные примеры-объяснения2.
ОПРОСНИК ДРОП
(предваряется инструкцией)
1. Приветлив (а) и доброжелателен(а) со мной.
2. Понимает, какое у меня настроение.
3. Если у него (нее) плохое настроение, мое тоже портится.
4. Помогает мне, если я его прошу.
5. При споре заставляет меня соглашаться с его (ее) доводами.
6. Затевает ссоры по пустякам.
7. Уважает мое мнение.
8. Поручает мне ответственные дела.
9. Знает о моих интересах и увлечениях.
10. Проверяет, как я выполнил(а) поручение.
11. Я должен получить разрешение на любое свое действие.
12. Благодарит меня за помощь.
13. Реагирует на одни и те же события по-разному, в зависимости от настроения.
14. Сомневается в правильности своих действий и решений.
15. Находит для меня время, если это мне нужно.
16. Относится ко мне так, как будто я старше или младше, чем на самом деле.
17. Обижается на мужа/жену, даже если проблема уже разрешена.
18. Мне нравятся наши отношения.
19. Я уверен(а), что он(а) любит меня.
20. Угадывает мои желания.
21. Если он(а) чем-то расстроена, я чувствую себя так, как будто это происходит со мной.
22. У нас есть общие дела и интересы.
23. Не выслушивает мое мнение при споре.
24. Сердится и кричит.
25. Позволяет мне самому решать, как проводить свое свободное время.
26. Считает, что я должен(а) выполнять все его (ее) требования.
27. Знает моих друзей.
28. Проверяет мой школьный дневник.
29. Требует моего подчинения во всем.
30. Умеет проявлять свою благодарность.
31. По-разному ведет себя в похожих ситуациях.
32. Сменяет свою точку зрения, если я на этом настаиваю.
33. Прислушивается к моим просьбам и пожеланиям.
34. Ведет себя так, как будто совсем не понимает меня.
35. Строит свои планы, независимые от планов мужа/жены.
36. Я ни в чем не хочу изменять наши отношения.
37. Я нравлюсь ему (ей) таким(ой), какой(ая) есть.
38. Может развеселить меня, когда мне грустно.
39. Мое отношение к делу зависит от того, как он(а) к нему относится.
40. Выслушивает мои пожелания и предложения, когда мы делаем что-то вместе.
41. При обсуждении проблемы навязывает готовое решение.
42. Вовлекает в наш конфликт других членов семьи.
43 Передает мне ответственность за то, что я делаю.
44. Требует большего, чем я способен(а) сделать.
45. Знает, где я провожу свободное время.
46. Пристально следит за моими успехами и неудачами.
47. Прерывает меня на полуслове.
48. Обращает внимание на мои хорошие поступки.
49. Тяжело заранее определить, как поступит в ответ на то или иное действие.
50. Долго откладывает принятие решения, предоставляя событиям идти своим чередом.
51. Заботится о том, чтобы у меня было все необходимое.
52. Я не понимаю его слова и поступки.
53. Ссорится с мужем/женой из-за мелочей.
54. Когда я вырасту, я хотел(а) бы иметь такие же отношения со своим ребенком.
55. Интересуется тем, что меня волнует.
56. Умеет поддержать меня в трудную минуту.
57. Дома я веду себя по-разному, в зависимости от того, какое у него (нее) настроение.
58. Могу обратиться к нему (ней) за помощью.
59. Учитывает мое мнение при принятии семейных решений
60. При решении конфликта всегда старается быть победителем.
61. Если я заработаю деньги, позволит мне самому ими распорядиться.
62. Напоминает мне о моих обязанностях.
63. Знает, на что я трачу свои деньги.
64. Оценивает мои поступки как «плохие» и «хорошие».
65. Требует отчета о том, где я был(а) и что делал(а).
66. Наказывая, может применить силу.
67. Его (ее) требования противоречат друг другу.
68. Предпочитает, чтобы важные решения принимал кто-то другой.
69. Покупает мне те вещи, о которых я прошу.
70. Приписывает мне те чувства и мысли, которых у меня нет.
71. Заботится о муже/жене.
72. Я горжусь тем, какие у нас отношения.
73. Рад(а) меня видеть.
74. Сочувствует мне.
75. Мы испытываем схожие чувства.
76. Для меня важно его (ее) мнение по интересующей меня проблеме.
77. Соглашается со мной не только на словах, но и на деле.
78. При решении конфликта старается найти решение, которое устраивало бы обоих.
79. Поддерживает мое стремление самому принять решение.
80. Учит меня, как надо себя вести.
81. Знает, во сколько я приду домой.
82. Хочет знать, где я был(а) и что делал(а).
83. Отвергает мои предложения без объяснения причин.
84. Считает, что хорошие дела и так видно, а на проступки надо обратить внимание.
85. Его (ее) легко переубедить.
86. Советуется с кем-нибудь о том, как лучше поступить в той или иной ситуации.
87. Охотно отвечает на мои вопросы.
88. Неверно понимает причины моих поступков.
89. Приходит на помощь мужу/жене, даже если это требует жертв.
90. Наши с ним (ней) отношения лучше, чем в большинстве семей моих сверстников.
91. Прощает мне мелкие проступки.
92. С уважением относится к моим мыслям и чувствам.
93. Я чувствую себя неуютно, если долго не вижу его (ее).
94. Участвует в тех делах, которые придумываю я.
95. При принятии решения у нас равные права.
96. При решении конфликта уступает мне.
97. Уважает мои решения.
98. Обращает мое внимание на существующие правила.
99. Знает о моих успехах и неудачах в школе.
100. Если я задерживаюсь, проверяет, где я.
101. Ведет себя так, как будто лучше меня знает, что мне нужно.
102. Несправедливо меня наказывает.
103. На его (ее) отношение ко мне влияют дела на работе.
104. Боится дать мне неправильный совет.
105. Выполняет свои обещания.
106. Своими действиями или словами ставит меня в тупик.
107. Прислушивается ко мнению мужа/жены в различных ситуациях.
108. В будущем мне бы хотелось сохранить наши отношения неизменными.
Закончите фразу:
109. Мне нравится …
110. Мне не нравится …
111. Мне хотелось бы …
112. Он(а) хочет видеть меня …
113. Ему (ей) нравился во мне …
114. Ему (ей) не нравится во мне …
115. Он(а) гордится тем, что я …
116. Он(а) терпеть не может …
Обработка результатов опросника
«Детско-родительские отношения подростков»
Для удобства обработки и интерпретации результатов необходимо использование бланка ответов (образец см. ниже), в котором ответы на вопросы каждой шкалы расположены на отдельной строке. Для нахождения общего балла для большинства шкал нужно просто сложить все значения по строке.
В четырех шкалах схема подсчета немного отличается:
- Шкала № 5, «Принятие решений» (начинается с вопроса № 5): в первых трех вопросах (№№ 5, 23, 41) значения заменяются: 1 на 5, 2 на 4, 4 на 2, 5 на 1. Общий балл вычисляется путем сложения новых значений и значений трех остальных вопросов.
- Шкала № 6, «Конфликтность» (начинается с вопроса № 6): общий балл вычисляется путем сложения значений трех первых вопросов. Остальные три вопроса описывают характер конфликтов и победителя в конфликте, их значения в общей сумме не учитывается.
- Шкала № 12, «Особенности оказания поощрений и наказаний» (начинается с вопроса № 12). Эта шкала состоит из двух подшкал: «Поощрения» (вопросы № 12, 30, 48) и «Наказания» (вопросы №№ 66, 84, 102). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы.
- Шкала № 17, «Отношения с супругом» (начинается с вопроса № 17). Эта шкала также состоит из двух подшкал: «Враждебность» (вопросы №№ 17, 35, 53) и «Доброжелательность» (вопросы №№ 71, 89, 107). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы.
- В шкале «Неадекватность образа ребенка» балл считается суммарно по всем вопросам. Помимо этого возможно проведение анализа ответов на отдельные вопросы с целью выявления зон неадекватности.
Возрастные нормы
В приведенных ниже таблицах представлены возрастные нормы значений по шкалам для старших подростков (14-16 лет). Данные собраны на выборке подростков города Москвы, общее количество испытуемых 130 человек.
Шкала Мать Отец
1. Принятие 24-28 22-27
2. Эмпатия21-25 19-24
3.Эмоциональная дистанция (высокие значения соответствуют малой эм. дистанции) 17-23 18-22
4. Сотрудничество 22-27 21-26
5. Принятие решений (высокие значения соответствуют демократичной схеме, низкие – давлению со стороны родителя) 18-22 16-21
6. Конфликтность 6-9 6-10
7. Поощрение автономности 21-26 21-26
8. Требовательность 18-22 17-22
9. Мониторинг 19-25 15-21
10. Контроль 16-23 12-19
11. Авторитарность 12-18 11-18
12. Оказание поощрений 9-13 9-12
13. Реализация наказаний 4-8 4-9
14. Непоследовательность родителя 13-19 13-19
15. Неуверенность родителя 12-17 11-19
16. Удовлетворение потребностей ребенка 21-27 19-23
17. Неадекватность образа ребенка 13-17 14-19
18. Враждебность по отношению к супругу 5-9 6-11
19. Доброжелательность к супругу 9-14 9-13
20 Удовлетворенность отношениями 20-27 18-26
Бланк опросника ДРОП
БЛАНК (МАТЬ/ОТЕЦ)
Фамилия, Имя ___________________ Возраст _______ Пол _____
Класс_________Школа____________Дата___________
№ № № № № № 1 19 37 55 73 91 2 20 38 56 74 92 3 21 39 57 75 93 4 22 40 58 76 94 5 23 41 59 77 95 6 24 42 60 78 96 7 25 43 61 79 97 8 26 44 62 80 98 9 27 45 63 81 99 10 28 46 64 82 100 11 29 47 65 83 101 12 30 48 66 84 102 13 31 49 67 85 103 14 32 50 68 86 104 15 33 51 69 87 105 16 34 52 70 88 106 17 35 53 71 89 107 18 36 54 72 90 108 109.____________________________________________________
110.____________________________________________________
111.____________________________________________________
112.____________________________________________________
113.____________________________________________________
114.____________________________________________________
115.____________________________________________________
116.____________________________________________________