Описание опыта по теме Создание условий для учебного сотрудничества и взаимопонимания с обучающимися


Теплых Ольга Викторовна,
классный руководитель 1д (4а)класса
МАОУ «Кондратовская СОШ»
Пермского района
Создание условий для учебного сотрудничества
и взаимопонимания с обучающимисяУченики моего класса проводят в школе большую часть своей жизни. Насыщенная учебная программа, внеурочная деятельность по общеинтеллектуальному направлению, участие в конкурсах, НПК, во всех школьных и внешкольных мероприятиях – эти интеллектуальные и творческие занятия способствуют всестороннему личностному развитию каждого ребёнка.
Я стараюсь строить деятельность собучающимися на основе следующих принципов:  открытости, обратной связи, сотворчества, успешности. Мой класс вносит достойный вклад в результативность и качество мероприятий школьного уровня. Побеждая в общешкольных мероприятиях, ученики моего класса достойно представляют школу на конкурсах разного уровня, в том числе и всероссийского через онлайн-участие. Представлю некоторые из конкурсов: «Осенний кросс», День здоровья, конкурс новогодних газет, стенгазет, посвященных Дню учителя, 23 февраля, 8 Марта, конкурс «Эко-ёлка» (2009–2012 г.г.); игра «Зарница», акции «Пятёрка» (2011-2015гг), «Победа», спортивно-интеллектуальная игра, посвящённая Дню защитника Отечества (2012г, 2014г.), школьные олимпиады, конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни» (2012г, 2014г.), «Чтобы не было беды»; Малые Умные Олимпийские игры (2013г.), «Львёнок», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Почемучка», «Я сам», «Рысёнок», «Енот», «Тигр» – вот мероприятия, где мои воспитанники занимают призовые места, становятся победителями. С целью создания в классе условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта реализуется курс «Проектная деятельность» Н.Ю. Пахомовой. Учебные и социальные проекты способствуют развитию навыков самостоятельного добывания знаний, учебного взаимодействия и сотрудничества, приобретению обучающимися позитивного социального опыта.
Учащиеся моих классов принимали участие в реализации следующих проектов: «Я хочу рассказать о любимом писателе», создание стенгазеты «Вредные привычки», «Помоги птицам зимой», «Чтобы не было беды», «Подарок бабушке и дедушке», «Моя родина – Кондратово», «Видеопоздравление ко Дню учителя», «Школа моей мечты», «Эко-ёлка» и в др.. Все годы ученики моего класса принимают участие в реализации социального проекта «Моя любимая школа», в 2014-2015 году наш класс занял 1 место. Проект является частью общешкольного проекта «Олимпийское движение».
Мною систематически проводится коррекция эмоционально-личностногои социального развития обучающихся через индивидуальные консультации и занятия; ведутся и индивидуальные и групповые консультации для родителей учащихся.
Результатом данной работы является отсутствие дезадаптационных детей, детей группы риска, детей с низким уровнем воспитанности в моём классе. Это достижение является результатом системной воспитательной работы и профилактической деятельности с детьми и родителями, выстроенной с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированного подхода в обучении.
Обучающиеся не совершают правонарушений, отсутствуют пропуски без уважительной причины, 100% учащихся охвачены кружковой и внешкольной деятельностью. Дети посещают музыкальную школу, ИЗО-студию, Дом спорта, районную детскую библиотеку.
В классе выстроена система взаимодействия с родителями обучающихся. Ведущая идея работы с родителями – установление партнерских отношений с семьей каждого ученика, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Эта идея реализуется на основе и с учетом основных задач по организации совместной деятельности родителей и классного руководителя: 1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы); 2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (ежедневная помощь учителю в организации УВП; родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы); 3) участие родителей в управлении школой (родительский комитет).
Направления взаимодействия с родителями:
1. Изучение семей обучающихся: пополнение Банка педагогических данных о родителях обучающихся; диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке обучающихся; диагностика интересов, способностей и возможностей родителей для участия в жизни класса и школы; пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся; индивидуальные собеседования, групповые беседы с родителями.
2.Совместные мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся: подготовка поощрительных призов ученикам по итогам значимых конкурсов общешкольного уровня, результатов обучения; конкурс «Мама, папа, я — спортивная семья»; мероприятия: «День именинника», «Широкая масленица», «Комический футбол», «Вместе весело шагать»; Новогодние праздники «В гостях у Деда Мороза и Снегурочки»; «Осенний бал»; совместный концерт родителей и учащихся по итогам учебного года; выставка «Семейное хобби, увлечения, занятия», «Эко-ёлка»; совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки; конкурс отцов и сыновей «А ну-ка, парни!»; конкурс матерей и дочерей «А ну-ка, хозяюшки!»; открытые уроки для родителей; День открытых дверей «Наши первые результаты»; организация благоустройства и озеленения школьного двора; ремонт и оформление классной комнаты.
3.Привлечение родителей к управлению ОУ, образовательным процессом: участие в работе Управляющего совета, в организации деятельности Родительского комитета; беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса; обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.
4. Повышение педагогической и правовой культуры родителей: родительские собрания «Организация УВП в 1-х классах. Перспективы взаимодействия школы и семьи в воспитании детей», «Перспективы взаимодействия школы и семьи в воспитании и обучении младших школьников», «Внедрение ФГОС НОО в МАОУ «Кондратовская СОШ», «Изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей»; «Изучение Закона РФ «Об образовании»; «О программе развития и воспитания детей в системе национального образования в соответствии с ФГОС НОО в ОУ».5. Пропаганда здорового образа жизни в семье: просвещение родителей по закаливанию; практикумы по организации режима двигательной активности; организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье; организация встреч с представителями детского здравоохранения; организация походов.
Участие родителей в жизни класса и школы становится более значимым и более активным, так как уверенность в получении качественного образования в классе и школе повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению.
Взаимодействие родителей и классного руководителя не только влияет на результативность обучения, но и содействует укреплению авторитета родителей в семье, повышает самооценку обучающихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что способствует сближению взрослых и детей.
Мы не остаёмся в стороне от участия в решении проблем местного социума (социальные инициативы класса, участие в конкурсах, социальных проектах). Хочется отметить социальные инициативы класса:
- сбор макулатуры «Спасем нашу природу!»;
-изготовление кормушек для птиц зимой;
- благоустройство и озеленение территории школы и класса.
Результатом участия школьников в социальных проектах общешкольного и поселенческого значения является осознание детьми необходимости бережного отношения к окружающему миру, формирование патриотизма, обретение нравственных ориентиров: желание действовать на благо родины.
С целью создания условий для проявления творческой активности учащихся; сохранения связей между поколениями; объединения социальных структур Кондратовского сельского поселения разработан и реализован проект «Новогодний калейдоскоп», «Шествие Дедов Морозов».
Ежегодно класс отдаёт дань памяти ветеранам войны 9 мая на поселенческом митинге.
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе также создаёт благоприятные условия для учебного сотрудничества и взаимопонимания с обучающимися. В образовательном процессе мною используется технология проектного обучения – самоанализ работы над проектом; презентация результатов; консультативная помощь в ходе выполнения проектов; метод наблюдения; анкетирование с целью сравнительного анализа результатов оценки проектных умений обучающихся до и после проекта. Для отслеживания скрытого результата и организации продуктивной работы с помощью проектного обучения важно знать, формирование каких умений и навыков обеспечивает данная образовательная технология, и понимать, какими способами можно достичь позитивных изменений.
Информационные технологии – электронное тестирование, тренажёры, методика «Кодирование» (Д. Векслер в версии А.Ю. Панасюка), технологические карты, Маке-тесты.
Технология сотрудничества – технология «Рукавички» (Г.А. Цукерман); методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера); методика диагностики сформированности компонентов учебной деятельности (А. Л. Венгер).
Технология дифференцированного обучения: портфолио; определение индивидуальных особенностей личности школьников. Диагностика данных особенностей на «входе» и их отслеживание на протяжении всего процесса обучения является необходимым условием и важнейшими процедурами этой технологии. Чаще всего в качестве оснований для дифференциации обучения выступают познавательные возможности, потребности и особенности школьников, от которых зависит успешность их учебной деятельности, развиваемость, самообучаемость и саморазвиваемость. Диагностика осуществляется с помощью критериально-ориентированных тестов, с помощью заданий разноуровневого типа.
Технология развития критического мышления предполагает отслеживание сформированности у обучающихся умений находить требующуюся информацию в различных источниках; критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, цель информирования; систематизировать информацию по заданным признакам; переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно; находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы; уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок  времени) собирать и систематизировать тематическую информацию. Данные умения выявляются в процессе рефлексии при соотнесении новой информации и имеющихся знаний; при составлении кластеров, таблиц, схем, моделей, синквейнов.
Эффективность и результативность использования современных образовательных технологий подтверждают данные диагностических работ внешней оценки. В этом году мои выпускники прошли успешно итоговое тестирование районного уровня: процент выполнявших работу – 100%; справились – 100%, качество – 90%, 6 человек показали высокий уровень, 3 – средний, 20 выше среднего; краевой уровень: русский язык: процент выполнявших работу – 100%; справились – 100%, качество –100%, высокий уровень – 16, средний –13; математика: процент выполнявших работу100%, качество –97%, высокий уровень – 16, средний – 12, ниже среднего – 1; российский уровень по окружающему миру: справились – 100%, персональные данные неизвестны.