Программа «Английский язык в детском саду» для детей 3 – 6 лет


Утверждаю______________________
заведующая МДОУ д/с «Аленушка»
Мамонтова Р.К.
Программа
«Английский язык в детском саду»
для детей 3 – 6 лет

Составитель:
Мазуркевич Е.В.
преподаватель английского языка МДОУ д/с «Аленушка» п. Эгвекинота
п.Эгвекинот, 2009 г.
1. Пояснительная записка
В последнее время раннее обучение иностранному языку становится неотъемлемой частью широкой программы культурного и языкового развития личности ребенка-дошкольника. Научные данные показывают, что раннее обучение оказывает значительное положительное воздействие на интеллектуальное развитие ребенка. Вероятно, это связано, прежде всего, с тем, что дошкольный период является наиболее благоприятным для овладения как родной, так и иностранной речью. Следовательно, изучение иностранного языка идет в этом возрасте значительно эффективней, чем в последующие годы. Кроме того, обучение иностранному языку вносит конкретный вклад в развитие у детей творческой самостоятельности, формирование осознанного, конструктивно-преобразующего характера их активности, умения трудится в коллективе, воспитание положительного отношения к выполняемой деятельности.
Данная программа рассчитана на детей от 3,5 до 6 лет (вторую младшую, среднюю и старшую группы детского сада) и делится на три года обучения в течении которых у детей формируются фонетический, лексические и начальные грамматические навыки.
Данная программа призвана решить целый комплекс воспитательных, развивающих и учебно-образовательных целей.
Воспитательные цели предполагают воспитание у детей интереса к изучению иностранного языка, доброжелательного отношения к другим народам и странам и формирование навыков учебной деятельности.
Развивающие цели. Изучение английского языка в рамках программы развивает у детей мышление, эмоции, внимание, воображении, волю, память, а также познавательные и языковые способности; формирует осознанное отношение, как к родному, так и к иностранному языку. У детей формируются навыки межличностного общения, навыки самоконтроля и контроля деятельности других детей.
Учебно-образовательные цели состоят в формировании навыков самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на английском языке и в приобретении элементарных страноведческих знаний.
Формы занятий
Все занятия проходят в игровой форме. Игра является основным способом решения учебных задач. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания.
Формирование фонетических навыков. Работа над формированием фонетических навыков проводится во время специального этапа занятия: фонетической зарядки. Фонетическая зарядка проводится в виде звукоподражательной игры, причем звуки обрабатываются как изолированно, так и в оппозициях: долгие и краткие гласные, межзубные и свистящие согласные звуки и др. Материал для работы над фонетикой содержится также в рифмовках и песнях, которые в тоже время служат для закрепления лексических и грамматических навыков.
Формирование лексических навыков. Новая лексика вводится через речь учителя. Значение впервые услышанного детьми слова раскрывается через показ предмета, картинки или действия или, если нужно перевод. Дети обязательно повторяют слово за учителем несколько раз, однако, как правило, это повторение не носит чисто механического характера, а коммуникативно оправдано (учитель предлагает позвать какое-либо животное, попросить товарища что-либо сделать, помочь вам и т.д.). Затем слово используется несколько раз в различных упражнениях как изолировано(первый год обучения), так и в речевом образце(второй и третий год обучения).
Наряду с основным лексическим запасом, обязательным для освоения всеми дошкольниками, существует определенное количество рецептивно усваиваемой лексики: некоторые выражения «классного обихода», лексика, встречающаяся в рифмовках и текстах для аудирования (третий год обучения).
Формирование грамматических навыков. Освоение детьми грамматической стороны речи производится на основе образцов речи, которые употребляются функционально для выражения коммуникативного намерения говорящего.
Для этого предусмотрены специальные упражнения, в которых варьирование грамматических форм становится обязательным условием реализации коммуникативного намерения.
После того как дети научатся правильно употреблять тот или иной образец речи, происходит овладение структурой предложения (старшая группа), лежащего в его основе. Для этого используются структурные схемы.
Материал сначала усваивается детьми в аудировании. Это обеспечивает полное понимание ими учебного материала и создает предпосылки для перехода к говорению.
Обучение диалогической и монологической речи происходит параллельно и взаимосвязано. Овладение диалогической речью предусматривает умение дошкольников отвечать на вопросы и задавать некоторые из них (с простейшей структурой), выражать согласие/несогласие, одобрение/неодобрение и т. п. Овладение диалогической речью обеспечивается естественным общением учителя с детьми, детей между собой; новый материал закрепляется в ходе беседы детей с каким-либо персонажем.
Для совершенствования умений и навыков диалогической речи используется диалог-образец, обычно разыгрываемый учителем и кукольными персонажами. Одной из самых распространенных форм диалога на данном этапе является диалог-распрос, причем по мере овладения новыми речевыми образцами дети будут выстраивать их по определенной логической схеме по мере усвоения. Такая последовательность будет одновременно служить опорой для построения собственного монологического высказывания.
В старшей группе монологические высказывания детей будут представлять собой описания, рассказы о себе, своей семье, друге, игрушке, любимом животном и т. д. Монологические высказывания не должны быть простой репродукцией, они включают в себя элементы фантазии, шутки; нужно приучать детей выражать свое коммуникативное намерение с помощью интонации (удивленной, радостной, строгой и т. д.) Детям еще трудно составить длинное монологическое высказывание, поэтому обучать монологу целесообразно посредством составления коллективного текста: дети рассказывают о чем-то вместе, дополняя, но, не повторяя друг друга. Это развивает их внимание, творческое взаимодействие.
Режим занятий
Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа
2 раза в неделю по 15 мин. 2 раза в неделю по 15-20 мин. 3 раза в неделю по 25-30 мин.
Каждая группа делится на подгруппы по 8-9 человек.
Ожидаемые результаты.
Вторая младшая группа. К концу первого года обучения дети должны овладеть примерно шестьюдесятью лексическими единицами для говорения и некоторыми фразами классного обихода для аудирования. Выучить 10 стихотворений частично и полностью на иностранном языке, а также 4 песенки. Ситуативно понимать речь взрослого на иностранном языке.
Средняя группа. Объем языкового материала изученного в средней группе к концу года составляет 86 типовых речевых образцов, в которые входят также лексические единицы, изученные во второй младшей группе, но используемые в словосочетаниях и простейших предложениях. Дети смогут выполнять распоряжения других детей или распоряжения по ходу игры, отвечать на вопросы в рамках тематики, давать указания. В программу средней группы также входят стихи и песенки.
Старшая группа. Концу обучения в рамках данной программы дети должны овладеть базовыми речевыми образцами, отражающими игровые и реальные отношения в речи, средствами моделирования этих образцов, а именно набором существительных, отражающих основные предметы деятельности, глаголами, обозначающими основные движения, состояния и действия с предметами, прилагательными и наречиями, обозначающими качества предметов и явлений по темам этой программы. Также дети смогут:
ситуативно понимать речь взрослого и других детей.
задавать вопросы и отвечать на них в рамках тематики.
давать указания.
дать короткое описание игрушки.
построить короткое высказывание.
рассказать стихотворение или считалочку, спеть песенку на иностранном языке.
Способы проверки ожидаемых результатов
Достижение успехов в общении – одно из основных условий формирования интереса. В данном случае это успех в достижении игрового результата, открытие ребенком правил и законов как родного, так и иностранного языков, результативности речевых и учебных действий. Поэтому при обучении дошкольников не применяется прямой контроль, то есть дети не знают о том, что их деятельность в данной ситуации специально оценивается. Сосредоточенность на выполнении действий обеспечивается за счет правил игры, которые ребенок соблюдает, стремясь решить игровую коммуникативную задачу. Рекомендуется использовать систему содержательных оценок, разработанную Ш.А. Амонашвили. Она признана эффективной во многих отношениях, и в частности, в формировании у детей правильного отношения к учителю.
Содержательная оценка предполагает четыре момента:
во всех случаях доброжелательное отношение к ребенку как к личности;
положительное отношение к усилиям ребенка, направленным на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);
конкретный анализ трудностей, вставших перед ребенком, и допущенных им ошибок;
конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.
Общий педагогический смысл высказывания должен быть примерно таким:
«Ты действовал очень хорошо, но пока у тебя получилось. В следующий раз ты обязательно сделаешь лучше!»
Общая положительная оценка необходима еще и потому, что дети еще не могут отделить оценку выполнения задания от оценки себя в целом. Слова «ты сделал это плохо» они понимают так: «Я плохой, и учитель меня не любит».
Уровень сформированность речевых навыков и умений устанавливается с помощью специальных контрольных заданий. Характер предлагаемых контрольных заданий определяется методикой и содержанием программы, а также учитывает психологические особенности возраста обучаемых. Для проверки уровня обученности предусмотрены задания по аудированию и говорению. Контроль проводится на последнем занятии каждой темы.
во

2. Учебно-тематический план
Вторая младшая группа
Темы занятий Кол – во часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13. I. «Зарядка»
«Страны, в которых говорят на английском языке»
Слова «stand up», «sit down»
Слова «jump», «sit down»
Тренировка употребления изученных слов.
Слова «swim», «clime»
Тренировка употребления изученных слов.
Слова «run», «go»
Тренировка употребления изученных слов.
Слово «sleep»
Слова «yes», «no»
Тренировка употребления изученных слов.
Подготовка к «Спортивному празднику»
«Спортивный праздник» 13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
II. «Животные»
Слова «a dog», «a cat», «a monkey», «a bear», «a crocodile»
Тренировка употребления изученных слов.
Тренировка употребления изученных слов.
Слова «a fish», «a hare», «an elephant»
Тренировка употребления изученных слов.
Слова «a fox», «a mouse», «a frog»
Тренировка употребления изученных слов.
Слова «a tiger», «a lion», «a giraffe»
Тренировка употребления изученных слов.
Тренировка употребления изученных слов.
Подготовка к «Цирковому представлению»
«Цирковое представление» 12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
III. «Семья»
Слова «a mother», «a father»
Тренировка употребления изученных слов.
Слова «a grandmother», «a grandfather»
Тренировка употребления изученных слов.
Слова «a sister», «a brother»
Тренировка употребления изученных слов.
Слова «a son», «a daughter»
Тренировка употребления изученных слов.
Слово «my»
Тренировка употребления изученных слов.
Слова «a boy», «a girl»
Тренировка употребления изученных слов.
Подготовка к сказке «Репка»
Сказка «Репка» 14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13. IV. «Игрушки»
Слова «a teddy bear», «soldiers»
Тренировка употребления изученных слов.
Слова «a doll», «a doll’s house»
Тренировка употребления изученных слов.
Слова «a ball», «a balloon»
Тренировка употребления изученных слов.
Слова «a paints», «a train set»
Тренировка употребления изученных слов.
Слова «a car», «a book»
Тренировка употребления изученных слов.
Тренировка употребления изученных слов.
Подготовка к игре «Магазин»
Игра «Магазин» 13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14. V. «Внешность»
Слова «eyes», «a nose»
Тренировка употребления изученных слов.
Тренировка употребления изученных слов.
Слова «a mouth», «ears»
Тренировка употребления изученных слов.
Тренировка употребления изученных слов.
Слова «a leg» («legs»), «a hand» («hands»)
Тренировка употребления изученных слов.
Тренировка употребления изученных слов.
Слова «a face», «a head», «hair»
Тренировка употребления изученных слов.
Тренировка употребления изученных слов.
Подготовка к обобщающему занятию
Обобщающее занятие по теме «Внешность»
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Средняя группа
Темы занятий Кол – во часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
I. «Спортивный праздник»
«Страны, в которых говорят на английском языке»
Слова «stand up», «sit down», «jump», «sit down»
Выражение «Are you (Masha)? – Yes/No»
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Слова «swim», «clime»
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Слова «run», «go», «sleep»
Выражение « I (run/jump etc.)»
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Подготовка к «Спортивному празднику»
«Спортивный праздник» 11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
II. «Цирк»
Слова «a dog», «a cat», «a monkey», «a bear», «a crocodile». Неопределенный артикль «а».
Тренировка употребления изученных слов.
Предлог «and». Словосочетание «a hare and a bear»
Определенный артикль «the»
Слова «a fish», «a hare», «an elephant», «a fox»
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Слова «I», «you», «friend»
Глагол to have. Выражение « I have a cat/a dog.»
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Подготовка к «Цирковому представлению»
«Цирковое представление» 12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12. III. «Школа зверей»
Знакомство со счетом («one», «two», «three», «four», «five»).
Тренировка счета. Выражение «Count your sticks»
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Слова «a mouse», «a frog», «a tiger», «a lion», «a giraffe».
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Знакомство с глаголом «can». Выражение «I can…».
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Слова «little», «my». Выражение «My cat can…».
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Подготовка к обобщающему занятию.
Обобщающее занятие «Урок в школе зверей». 12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
IV. «День рождения»
Названия цветов «red», «blue», «white», «black», «brown».
Тренировка использования названий цветов. Выражение «I like…»
Тренировка использования названий цветов.
Выражение «What colour is…?»
Выражение «Let’s play!».Глаголы «touch», «guess»
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Названия цветов «green», «yellow», «orange», «grey», «pink».
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Выражения «What is your name?», «My name is…»
Словосочетание «a white dog».
Выражение «Give me a red fish, please», «Thank you, very much».
Слова «to sing»,«a song»,«to dance». Выражение «Happy birthday».
Слова «to ski», «to skate».
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Подготовка к обобщающему занятию.
Обобщающее занятие «День рождения Вини Пуха».
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
V. «Семья»
Слова «a mother», «a father», «a grandmother», «a grandfather».
Выражение «I have a mother».
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Слова «a son», «a daughter»
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Выражение «I see …».
Слова «a boy», «a girl»
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Слово «my»
Слова «a sister», «a brother»
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Подготовка к сказке «Новая репка»
Сказка «Новая репка» 15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Старшая группа
Темы занятий Кол – во часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
I. «Спортивный праздник»
«Страны, в которых говорят на английском языке»
Слова «stand up», «sit down», «jump», «sit down»
Выражение «Are you (Masha)? – Yes/No»
Слова «swim», «clime»
Слова «run», «go», «sleep»
Выражение « I (run/jump etc.)»
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Подготовка к «Спортивному празднику»
«Спортивный праздник» 9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
II. «Цирк»
Слова «a dog», «a cat», «a monkey», «a bear», «a crocodile». Неопределенный артикль «а».
Глагол to have. Выражение « I have a cat/a dog.»
Предлог «and». Словосочетание «a hare and a bear».
Выражение « I have a cat and a dog.»
Выражение «Have you a cat? Yes, I have. No, I have no cat. »
Определенный артикль «the»
Слова «a fish», «a hare», «an elephant», «a fox»
Слова «I», «you», «friend»
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Подготовка к «Цирковому представлению»
«Цирковое представление»
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14. III. «Школа зверей»
Знакомство со счетом («one», «two», «three», «four», «five»).
Тренировка счета. Выражение «Count your sticks»
Слова «a mouse», «a frog», «a tiger», «a lion», «a giraffe».
Выражение «I am…». Высказывание «I am Masha. I have a dog. »
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Знакомство с глаголом «can». Выражение «I can…».
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Слова «little», «my». Выражение «My cat can…».
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Выражение «My cat can not…».
Слова «you», «your». Выражение «Can you/your cat…?».
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Подготовка к обобщающему занятию.
Обобщающее занятие «Урок в школе зверей». 14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16. IV. «День рождения»
Названия цветов «red», «blue», «white», «black», «brown».
Тренировка использования названий цветов. Выражение «I like…»
Выражения «What colour is your cat?» «My cat is white. » «I have a white cat. »
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Выражения «Let’s play!» «What’s missing? ».Слова«touch», «guess»
Названия цветов «green», «yellow», «orange», «grey», «pink».
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Выражения «What is your name?», «My name is…»
Словосочетание «a white dog». Выражение «I like white dog.»
Выражение «Give me a red fish, please», «Thank you, very much».
Слова «to sing»,«a song»,«to dance». Выражение «Happy birthday».
Глаголы «to ski», «to skate» «to play hokey».
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Подготовка к обобщающему занятию.
Обобщающее занятие «День рождения Вини Пуха». 16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14. V. « Новая репка»
Слова «a mother», «a father», «a grandmother», «a grandfather»,
«a sister», «a brother».
Выражение «I have a mother».
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Слова «a boy», «a girl», «a son», «a daughter».
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Множественное число существительных.
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Выражение «I see …».
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Слова «big», «small»,
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Подготовка к сказке «Новая репка»
Сказка «Новая репка» 14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12. VI. «Волшебный магазин»
Слова «milk», «meat», «soup», «porridge», «bread», «butter»,
«a carrot».
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Выражение «Cats like milk».
Слова «a sweet», «a potato», «an apple», «a cake», «a sausage», «sausage», «ice-cream ».
Повторение множественного числа существительных.
Выражение «Do you like milk? Yes, I do. No, I don’t. »
Выражение «What do you like? »
Выражение «Mother likes sweets. »
Слова «to eat», «to drink».
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Подготовка к обобщающему занятию.
Обобщающее занятие «Веселый магазин».
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. VII. «Веселое путешествие»
Слова «read», «write», «draw».
Тренировка употребления изученных слов.
Слова «eyes», «a nose», «a mouth»,«a face», «ears»,«a head», «hair».
Слово «wash».
Слова «touch».
Слова «he», «she».
Слова «a leg» («legs»), «a hand» («hands»), «touch».
Тренировка употребления изученных слов.
Тренировка употребления изученных слов.
Подготовка к обобщающему занятию
Обобщающее занятие по теме «Внешность» 11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. VIII. « Скоро в школу»
Слова «a pen»,«a pencil», «a book»,«the blackboard», «a pencil-box».
Выражения «It’s a table», «It is not a table».
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Слова «a table»,«a desk»,«a chair»,«a window»,«the floor»,
«the door».
Выражение «What is this?»
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Выражения «Is it a table?», «Yes, it’s a table», «No, it is not a table».
Тренировка употребления изученных слов и выражений.
Подготовка к обобщающему занятию.
Обобщающее занятие по теме «Внешность» 10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1