Консультация для родителей Что необходимо знать при адаптации детей к детскому саду

Что надо знать родителям об адаптации детей
к детскому саду.

Адаптация (приспособление)-это процесс вхождения ребенка в новую для него среду. Это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, что предполагает избегание опасных, неблагоприятных для человека ситуаций. Часто процесс адаптации сопровождается болезненным привыканием к новым условиям.
Степень трудности при адаптации зависит от индивидуальных особенностей, уровня развития и состояния здоровья ребенка.

Строгий режим дня, отсутствие родителей в течение длительного времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение – все это создает для ребенка стрессовую ситуацию и может вызвать у него защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.
Изменение обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство, различной степени выраженности или, напротив, заторможенность, а так же повышенную заболеваемость на протяжении первого года жизни в детском саду и колебания в психическом и физическом статусе.

Адаптацию различают по степени тяжести течения: легкую, средней тяжести и тяжелую.
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней. Он начинает адекватно вести себя в коллективе и не болеет в течение первого месяца посещения ДОУ. Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, сон налаживается в течение месяца (иногда и раньше).
При адаптации средней тяжести сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии ребенка нормализуются в течение полутора месяцев. Нарушения сна и аппетита, изменение двигательной и речевой активности, эмоциональные нарушения имеют более выраженный и длительный характер. В этот период возникает острое респираторное заболевание, протекающее без осложнений.
Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью ее проявлений. Число таких детей не велико (8-9%), и они требуют особого внимания. Эта форма адаптации может протекать в двух вариантах.
Первый вариант-ребенок начинает часто повторно болеть, осложняясь отитами, бронхитами и пневмониями, что неблагоприятно сказывается на общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития.
Второй вариант - характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями. Наблюдается длительное снижение аппетита, в некоторых случаях при приеме пищи проявляется стойкая анорексия или даже невротическая рвота. Сон чуткий и укороченный, ребенок медленно засыпает, вскрикивает во сне, просыпаясь плачет. Эмоциональное состояние длительно нарушено, это выражается в плаче, капризах, хныканье, либо пассивностью и безразличием. Дети избегают контактов со сверстниками и взрослыми, проявляя агрессию или стремление к уединению. Нервно-психическое развитие ребенка при этом замедляется и отстает от нормальных показателей на 4-8 месяцев. Соматическое здоровье нормализуется в течение нескольких лет.

Что характерно для поведения ребенка в период адаптации?

В период адаптации к ДОО ребенок подвержен частым простудам. Страдает иммунитет, естественная защита ребенка от болезней уменьшается. Болезни прерывают процесс адаптации, и после выздоровления он начинается заново.
В первые дни посещения детского сада ребенок может разучиться о себе заботиться: самостоятельно есть, умываться, мыть руки, одеваться и раздеваться, пользоваться салфеткой и носовым платком.
В речи начинают превалировать глаголы, существительных и прилагательных становится гораздо меньше. Ребенок говорит односложными предложениями, кратко, можетзабыть многие слова.
Угасает познавательная деятельность, поэтому ребенок перестает тянуться к игрушкам и играм с ровесниками. Он становится или слишком медлительным, или слишком активным. В последнем случае важно не путать активность, обусловленную врожденным темпераментом, и нездоровую активность  следствие стресса.
Проблемы со сном и аппетитом. Ребенок не может уснуть днем, часто сидит на кровати и плачет, с течением времени это состояние сменяется беспокойным сном с частыми пробуждениями. Он может почти полностью отказываться от еды. Но возможна и обратная ситуация: резкое усиление аппетита и обжорство.
Что испытывает ребенок в этот период?
Отрицательные эмоции. Они присутствуют у всех привыкающих к детскому саду детей, даже если период адаптации проходит быстро и гладко. Разница в степени проявления  от испорченного настроения до настоящей депрессии.
В таком состоянии ребенок может часами сидеть с отсутствующим видом, не желая ни есть, ни играть. Все его внимание в это время сосредоточено на ожидании родителей, на приходящих людях, дверях. Обманутые ожидания могут вызвать плач и истерику. Потом ребенок вновь впадает в безучастное состояние. Или неожиданные вспышки активности и агрессии по отношению к окружающим.
Страх. Это состояние испытывает каждый ребенок, привыкающий к детскому саду. Он вызван новой обстановкой, присутствием воспитателей, других детей, а самое главное  уверенностью ребенка в том, что родители не придут за ним. Разлуку с ними он может воспринимать как предательство, признак ненужности и свидетельство того, что его бросили, отдали чужим тетям. К тому же ребенок не знает, как вести себя в новых условиях, он переживает, что его действия не будут одобрены окружающими детьми и воспитателями, что над ним будут смеяться.
Злость, гнев. Ребенок может вести себя агрессивно, протестуя против наступивших в его жизни изменений, и бросаться на каждого, кто к нему подойдет. При этом поводом для злости может стать любой пустяк.
Что важно сделать до начала посещения ДОО 
и в период адаптации
1. Проконсультироваться с участковым врачом, насколько тяжелой ожидается адаптация. Проводить назначенные врачом оздоровительные мероприятия.
2. Устранить факторы риска, увеличивающие вероятность тяжелого периода адаптации: скорректировать домашний режим в соответствии с режимом детского сада, расширить круг общения ребенка, начать закаливать ребенка.
3. Начать подготовку к посещению ДОО за 1–2 месяца  тренировать у малыша адаптационный механизм, готовить его к тому, что однажды ему придется менять поведенческую модель, приучать к самостоятельности и самообслуживанию. Предупредить заранее о предстоящей временной разлуке  чтобы потом это не стало шокирующей новостью.
4. Постоянно говорить ребенку, что его любят и дорожат им. При этом важно, чтобы в семье была благополучная психологическая обстановка. Решение каких бы то ни было проблем (переезд, развод, переселение ребенка в другую комнату, а также рождение ребенка) лучше отложить на время. Поток новых впечатлений и информации может быть губителен.
5. Создать у ребенка положительные ожидания. Рассказать, что детский сад  это место, куда дети приходят играть, там он найдет много новых игрушек и товарищей по играм. Привести в пример старших братьев и сестер, которые уже ходят в детский сад. Не пугать садиком! Нельзя, чтобы он считал посещение детского сада наказанием. Воздержаться от нелестных высказываний в адрес ДОО или воспитателей в присутствии ребенка.
6. Выбрать детский сад по месту жительства, чтобы не возить далеко ребенка и чтобы он мог там встретить знакомых по детской площадке детей.
7. Заранее познакомить ребенка с воспитателями. Рассказать, как общаться с ними, особенно в трудных ситуациях, а также с детьми. Что делать, если его обижают.
8. Сообщить об индивидуальных особенностях ребенка воспитателям и медицинскому работнику ДОО.
9. Не нервничать перед посещением детского сада. Тревога родителей легко считывается детьми.
10. Начать посещение ДОО с четверга. Двух дней до выходных ребенку будет более чем достаточно. За субботу и воскресенье он сможет обдумать новый полученный опыт.
11. Спрашивать, как прошел день в детском саду  что было на обед, во что играли, чему учила воспитательница?
12. Самостоятельно запланировать ребенку каникулы  неделю или две в два-три месяца, когда он сможет посидеть дома и отдохнуть от товарищей и игр.
13. Не наказывать за капризы. Не обращать внимания на выходки ребенка.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315