Программа логопедического сопровождения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.


Оглавление
Глава I
Введение…………………………………………………………………………3 Содержание логопедической программы сопровождения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.
1.1.Особенности развития обучающихся с нарушением слуха …………….
1.2. Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающегосяс нарушением слуха. ……………………………… ……………………………9
1.3. Содержание коррекционно - логопедической программы сопровождения. ……………………………………………………………………………………11
1.4 Требования к условиям реализации программы логопедического сопровождении ………………………………………………………………….14
1.4. Нормативно-правовое обеспечение. ………………………………………15
Глава II Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с нарушением слуха вусловиях общеобразовательной школы.
2.1 Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с нарушением слуха………………………………………………...18
2.2. Индивидуальный план логопедического сопровождения дляребенка с нарушением слуха. …………………….21
2.3. Ожидаемые результаты логопедической работы. ……………………….26
Заключение ………………………………………………………………….27
Список использованной литературы. ………………………………..........28
Введение
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Признание права любого ребенка на получения образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило возможные инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Такое право детей с ограниченными возможностями здоровья возможно приинклюзивном образовании.
Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 3
Актуальность проблемы заключается в том, что современная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности данных детей, определять и создавать не только условия для обучения детей данной категории, но и обеспечивать их психолого- медико - педагогическое и логопедическое сопровождение на всех возрастных этапах.
Организация психолого-медико-педагогического, логопедического сопровождения включает в себя:
- работу школьного ПМПк ;- выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии;
-оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
- разработка индивидуальных педагогических маршрутов;
- организация педагогического взаимодействия.
В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет индивидуальный план работы по сопровождению обучающихся, который является частью адаптированной образовательной программы.
Содержание и формы работы в данном направлении следующие:
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
- поддержание постоянной связи с учителем, школьным психологом, логопедом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
- разработка индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (каждым из специалистов ПМПк), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
- контроль успеваемости и поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе;
- формирование комфортного микроклимата в классе для обучающийся с ограниченными возможностями здоровья;
- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.);
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.
Цель логопедической программы – создание оптимальных условий для динамического речевого развития, определение наиболее эффективных приемов логопедического воздействия на разных этапах коррекционно-педагогического процесса с учетом образовательных потребностей, индивидуально-психологических особенностей и структуры дефекта ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
создавать условия для реализации права получения коррекционно-логопедической помощи;
осуществлять индивидуально ориентированную логопедическуюпомощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
устранять нарушения в устной и письменной речи;
оказывать консультативную и методическую помощь учителям, родителям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
по интересующим их вопросам.
Принципы коррекционной работы
 Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
 Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
 Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
 Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Ожидаемые результаты:
1.-Предупредить неуспеваемость по программному материалу, обусловленную различными нарушениями речи:скорректировать дефекты звукопроизношения ( если они есть) ; сформировать фонематические представления, представления о звукобуквенном, звуко-слоговом составе слова;уточнить значения слов, обогатить словарный запас, развить умения пользоваться различными способами словообразования; совершенствовать грамматическое оформление речи; совершенствовать навыки связной речи;
2. – Повысить логопедическую компетентность родителей детей с ОВЗ занимающихся на логопункте по коррекции устной и письменной речи;
3. – Повысить логопедическую грамотность педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, которой способствует консультативная и просветительская работа, проводимая в рамках консультаций, участие в МО, педагогических советах;

Глава 1
Содержание логопедической программы сопровождения детей с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.
1.1 Особенности развития обучающихся с нарушением слуха.
Нарушение слуха – полное ( глухота) или частичное ( тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Нарушение слуха – это не только количественное снижение слуховоговосприятия ( человек не слышит тихий голос), но и качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы ( человек ощущает звучание речи, но не различает звуки и слова, не понимает их смысла). Причины нарушений слуха:
- наследственные ( генная предрасположенность родителей)инфекционные заболевания матери ( краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус) и токсикоз во время беременности; лечение матери в период беременности или ребенка раннего возраста лекарственными препаратами, негативно влияющими на слуховой нерв( стрептомицин, канамицин, гентамицин и др.); недоношенность ( роды ранее 32-й нед. Беременности), родовая травма,асфиксия новорожденного; вирусные и инфекционные заболевания ( менингит, энцефалит, скарлатина, тяжелые формы кори и гриппа);острый и хронический отит, который является наиболее частой причиной сенсоневрального снижения слуха;черепно- мозговые травмы ребенка.
Глухота- нарушение слухапри котором невозможно восприятие речи; тугоухость ( слабослышащие дети) – более легкая степень нарушения слуха, при котором восприятие речи затруднено. Эти нарушения являютсястойкими и не поддаются лечению.
Глухие дети реагируют на голос повышенной громкости у уха, ноне различают ни слов, ни фраз. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно. Но все равно глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих.Им необходима длительная систематическая коррекционная работа.
Слабослышащие (тугоухие) дети имеют разные степени нарушения слуха: 1-ая степень – ребенку доступно восприятие речи разговорной громкости на расстоянии 6 м и более, и даже шепот. Общаются дети при помощи устной речи. 2-ая степень – ребенок воспринимает разговорную речь на расстоянии менее 6 м, некоторые дети – также шепотную – до 0,5 м. Могут испыты-вать затруднения при восприятии и понимании речи в тихой обстановке. Необходимо обязательное использование слуховых аппаратов на уроке. Дети общаются при помощи устной речи, при этом она имеет специфические особенности. 3-я степень - дети воспринимают речь разговорной громкости неразборчиво на расстоянии менее2 м, шепот – не слышат. Необходимо постоянное использование слуховых аппаратов для общения с окружающими и успешного обучения. Развитие устной речи у этих детей возможно при условии специальной систематической коррекционной работы с сурдологом и логопедом. 4-ая степень – у детей восприятие речи разговорной громкости неразборчиво даже у самого уха, шепот не слышат. Понимают речь при наличии слухового аппарата, когда видят лицо говорящего и тема общения понятна. Им показано слухопротезирование. Устная речь развивается тольков условиях систематической коррекционно-реабилитационной работы.
Существует три способа восприятия речи детьми с нарушением слуха: слухо-зрительный, слуховой, зрительный.При любом снижении слуха ребенок начинает активнее пользоваться зрением. Для полноценного понимания речи говорящего школьники с нарушением слуха должны видеть лицо говорящего, губы и слышать его с помощью слухового аппарата.Это и есть основной способ восприятия устной речи детьми с нарушением слуха – слухо-зрительный. Слуховой способ восприятия речи, при котором ребенок слушает, не глядя на собеседника, доступен только детям с незначительной степенью снижения слуха.( слабослышащие 1 ст.) Зрительный способ восприятия речи чаще используют глухие дети, которые по артикуляции собеседника частично воспринимают и понимают речь. Однако зрительное восприятие глухими детьми речи собеседника затруднено, т.к. не все звуки можно прочитать по губам. Например, звукиМ, П, Б ребенок « видит» одинаково и различить их может только при « подключении слуха»; звуки К, Г,Х не « видны» совсем - слова КОТ, ГОД,ХОД ребенок «видит» одинаково. Для того чтобы понять сказанное, он должен научиться по едва улавимым признакам угадывать произносимое собеседником и мысленно дополнять невидимые элементы речи. Слабослышащие дети затрудняются в понимании речи по ряду причин:особенности анатомического строения говорящего; специфика артикуляции говорящего( нечетка, быстрая артикуляция и др.);-маскировка губ – усы, борода и др.; тембровая окраска голоса говорящего; место расположения говорящего по отношению к ребенку( спиной или боком к ребенку); неполное « слышание» даже со слуховым аппаратом; пробелы в овладении языком;участие в разговоре двух или более собеседников; отсутствие или неисправность слухового аппарата. Глухие дети могут овладевать речью только в процессе специального коррекционного обучения. Слабослышащие могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени,накапливать словарный запас и овладевать устной речью. В целом, у данной категории детей отмечаются различные речевые расстройства: разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи: смешение, искажение, замена и отсутствие звуков; нарушения фонематического слуха; специфические особенности усвоения лексической системы языка;нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетико-фонематическими нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс; нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения. В письменной речи преобладает дисграфия, в устной речи дислексия. Эти ошибки вызваны общим снижением слуха и нарушением слухового восприятия, и как следствие нарушением фонематического слуха, неумением выполнить мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами. 1.2Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающегося с нарушениями слуха. В ходе коррекционной логопедической работы решаются следующие задачи: обследование ребенка с нарушением слуха; составление перспективного плана и графика логопедических занятий;выработка логопедического режима для ребенка, имеющего те или иные речевые расстройства (осуществление режима проводится всем персоналом школы); подготовка необходимых для занятий дидактических и методических пособий, их применение с учетом слухового восприятия ребенка; проведение логопедических занятий по коррекции устной и письменной речи (подгрупповых или индивидуальных);оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям;проведение динамических обследований и обсуждение речевого развития детей с врачами, педагогом –психологом, учителями и родителями.Индивидуальные занятия проводятся в специально оборудованном логопедическом кабинете. Основными направлениями коррекционных логопедических занятий являются развитие речи и коррекция ее нарушений. Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающихся с нарушением слуха включает в себя:-нормализацию артикуляционной моторики ;развитие речевого дыхания и голоса, а также коррекция их нарушения;- нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационнойи темпово-ритмической стороны); развитие зрительного гнозиса; коррекцию звукопроизношения;- развитие фонематической системы: дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза,фонематических представлений; - увеличение пассивного и активного словарного запаса;- развитие способности словообразования и словоизменения;коррекция процессов чтения и письма;- развитие связной речи: диалогической и монологической; развитие коммуникативных навыков посредствам повышения уровня общего речевого развития.
Направления коррекционно- логопедической работы. Основные направления коррекционной работы: диагностическая работа. коррекционно - логопедическая работа. консультативная работа.- просветительская работа. экспертная работа. 1.3 Содержание коррекционно - логопедической программы сопровождения Диагностическая работа своевременное выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями, с речевыми нарушениями разной этиологии и степенью речевых расстройств, нуждающихся в логопедической помощи; выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности ребенка, фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи; выявление нарушений в устной и письменной речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья; наблюдение за уровнем и динамикой развития речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционной работы. Коррекционно - логопедическая работа. выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;
- организацию и проведение логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения с учетом образовательных потребностей ребенка;
1 этап - подготовительный.
1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций. 2. Развитие слухового и зрительного внимания и памяти. 3. Развитие фонематического восприятия:узнавание неречевых звуков;различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов к фраз; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциаций слогов; дифференциаций фонем; развитие навыков элементарного анализа и синтеза. 4. Развитие общей и мелкой моторики. 5.Устранение недостаточности речевой моторики:воспитание точных движений губ, языка;укрепление мышц языка, преодоление вялости или напряжённости губ, языка,отработка новых упражнений к каждому новому звуку;работа над речевым дыханием.нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационнойи темпово-ритмической стороны); 2 этап - формирование первичных произносительных умений навыков. 1. Уточнение произносимых звуков. 2.Постановка звуков:постановка свистящих звуков с, сь, З ЗЬ,аффрикат,постановка шипящих Ш.Ж.Ч.Щ;постановка сопоров Л, Ль Р, Рь.; 3.Автоматизация навыка произношения звука на речевом материале (в слогах, словах, фразах, потешках, сказкаху тексте).
4.Развитие умения дифференцировать произношения звуков, сходных по артикуляции или по звучанию: твердые~мягкне, глухие-звонки, шипящие-свистящие, Р – Я,. Рь–Ль 3 этап- введение поставленных звуков в самостоятельную речь (формирование коммуникативных умений и навыков); 4этап - работа над лексико-грамматическим строем и связной речью: 1.Расширение и уточнение пассивного и активного словаря по темам, дать обобщающие понятия. 2.Подбор к словам синонимов и антонимов. 3.Работа над слоговой структурой слова. 4.Падежные формы имен существительных (дифференциация Им.п.. ед, ч. и мн. ч.„ отработка В. п., Р. п., Д. Тв. я,, П. п., предложно-падежные конструкции, надежные формы мн ч.) 5.Согласование существительных и прилагательных (Им. п, м. р. и ж р., Им, п.. ср р., косвенные падежи).6 Глагол(наст. вр. ед. ч. и мн. ч., изменение по родам, лицам и числам в прощд, будущее время); 7.Наречия. 8.Словообразование (уменьшительно-ласкательные. формы существительных и прилагательных; образовав.прил, от сущ. .(относительные к притяжательные); образование приставочных глаголов, образование родственных слов}. 9.Работа над предложением: (составление простых нераспространенных предложений; введение в речь распространенных предложений; работа над сложными предложениями) 10.Работа над связной речью (составление рассказов-описаний; пересказ короткого и длинного текста с иллюстрациями; составление рассказа по серии картин, посюжетной картине, самостоятельный рассказ на заданную тему).11.- коррекцию нарушений процессов чтения и письма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;способствовать формированию необходимых навыков для письма и чтения, которые составляют необходимую предпосылку успешного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школе; создать базу для успешного овладения орфографическими навыками;своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной этими нарушениями; развивать психические процессы, коммуникативные навыки. Консультативная работа. разработка индивидуальных рекомендаций для каждого ребенка с учетом речевого дефекта, особых образовательных потребностей и логопедического заключения;- консультирование учителей начальных классов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и нарушения в речевом развитии; оказание консультационной помощи учителям и родителям (законным представителям) в вопросах предупреждения и преодоления нарушений устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Просветительская работа. различные формы просветительской деятельности (семинары, беседы, печатные материалы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса (обучающимся, родителям, учителям начальных классов), - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с речевыми нарушениями; объяснить, как речевые нарушения влияют на успешное усвоение детьми с ограниченными возможностями здоровья учебной программы по русскому языку и чтению;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению причин речевых нарушений и методах их коррекции с учетом индивидуально-типологических особенностей развития детей с различными видами нарушений. Экспертная работа. систематизация сведений о виде, структуре и динамике нарушений, включая прогноз развития, классификацию специальных образовательных потребностей, сопутствующих виду ПМП помощи; диагностику и рекомендации по освоению общеобразовательной программы; проектирование условий обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в данном учебном заведении; .внесение необходимых изменений в коррекционно-развивающий и образовательный процесс детей с речевыми нарушениями, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. Этапы реализации программы Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды(контрольно-диагностическая деятельность).  Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы. 1.4Требования к условиям реализации программы логопедического сопровождения В процессе реализации программы логопедического сопровождения необходимо соблюдение следующих требований: обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогическим консилиумом; участниками сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья становятся специалисты ПМПк: учитель, учитель-логопед, психолог, социальный педагог, медицинские работники; своевременное выявление и комплексное обследование детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих речевые нарушения, а также трудности в усвоении учебной программы; коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных возрастных и психофизических особенностей ребенка; соблюдение комфортного эмоционального режима на коррекционных занятиях; использование специальных коррекционно-развивающих методов, приемов, средств обучения; использование индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей с учетом их образовательных потребностей и речевой патологии; комплексное коррекционное воздействие на дефект ребенка в образовательном процессе; обеспечение здоровьесберегающих условий для ребенка: оздоровительный и охранительный режим, профилактика интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; использование современных педагогических технологий, компьютерных и информационных средств обучения, коррекционно-обучающих программ; методических и учебных пособий и рекомендаций по коррекции речи, наглядных пособий и мультимедийных, аудио- и видиомотериалов. 1.5. Нормативно-правовое обеспечение:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
Должностной инструкции учителя – логопеда средней общеобразовательной школы.
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
Таким образом, формирование и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья — это  процесс, в котором логопедическое воздействие должно сочетаться с лечением и специальным образованием, включающим коррекцию психофизического и личностного развития.Работа по коррекции речевых нарушений у детей с нарушением слуха предусматривает разработку индивидуальных образовательных программ по развитию и коррекции устной и письменной речи. В связи с этим индивидуальная образовательная программа по развитию и коррекции устной и письменной речи ребенка с нарушением слуха является лишь частью, звеном комплексной индивидуальной программы, которая разрабатывается группой специалистов - участников сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении Логопедическая работа строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, степени задержки речевого развития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, общего соматического и неврологического состояния.
ГлаваIIПрограмма
индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы.
2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с нарушением слуха.
Программа индивидуального логопедического сопровождения, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию логопедической помощи ребенку с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющему речевые нарушения в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии ребенка, его социальную адаптацию и гармонизации личности в целом.
Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана для ребенка-инвалида АлинаБ., обучающейся 1 класса.
Дата рождения: 14 августа 2007 года.
Заключение ПМПК:
Актуальный уровень развития соответствует
возрасту;
Тугоухость 1 степени.
ФФН.
Миопия, сходящиеся косоглазие.
Рекомендации ПМПК:
Обучение по программе общеобразовательного учреждения.
При необходимости представить на ПМПК.
Педагогическая характеристика. Алина легко вступает в контакт совзрослыми. Проявляет интерес занятиям, но быстроутомляется. Хорошо принимает помощь при затруднении в выполнении ззадания.Нарушена память-неточность запоминания, снижение объема и скорости запоминания. Внимание неустойчивое - не может долго заниматься одним делом, быстро утомляется. У ребенка отмечается нарушение зрения, косоглазие, снижен слух. Из- за нарушения зрения у Артёма замедлен процесс восприятия, что сказывается на темпе
задания. Нарушена память-неточность запоминания, снижение объема и скорости запоминания. Внимание неустойчивое - не может долго заниматься одним делом, быстро утомляется. Из- за нарушения зрения у Алины замедлен процесс восприятия, что сказывается на темпе переключения внимания, в снижении объёма и устойчивости внимания. Временные и пространственные представления сформированы. Формы, цвета знает, различает. Речевое развитие ниже возрастной нормы. Дыхание и голос не имеют отклонений от нормы. В речи соблюдаются словесные ударения. Речь слитная, не скандированная. Однако, невыразительна, монотонна, логическое ударение почти отсутствует, деление речи паузами на синтагмы не всегда соответствует смыслу, темп речи соответствует нормальному; в речи не соблюдаются орфоэпические правила., Общее звучание речи с легкими дизартрическими призвуками. Звукопроизношение исправлено, но отмечаются трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Снижен фонематический слух, процессы звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно. В процессах словообразования и словоизменения допускает ошибки. Алина испытывает назначительные затруднения в определении правильной последовательности серии картинок и составлении рассказа по ним. Чтение у Алины послоговое, монотонное, эмоционально неокрашенное. Читает охотно, но быстро утомляется от процесса чтения. Счетными операциями Артем владеет, однако,плохо усваивает состав числа. Решает простые арифметические задачи. При письме допускает пропуски и замены букв, как гласных, так и согласных. При чтении отмечаются ошибки в замене парных звонких – глухих согласных. Мыслительные операции развиты достаточно. Правильно выделяет лишний предмет и объясняет почему. Хорошо владеет обобщающими понятиями, правильно классифицирует. В эмоциональном состоянии ребенка отмечается: расторможенность, повышенная утомляемость, возбудимость. Навыки самообслуживания сформированы.
Цель программы индивидуального логопедического сопровождения:
-устранение нарушений устной речи; профилактика нарушений письменной речи; социальная адаптация и интеграция в общество. Учитывая индивидуально-типологические особенности развития Алины, ее образовательные потребности, решаются основные задачи коррекционно-логопедического сопровождения: развитие просодической стороны речи; развитие мелкой моторики; развитие зрительно гнозиса; слухового восприятия; дифференциация звуков речи; развитие фонематического анализа и синтеза; развитие фонематических представлений; увеличение пассивного и активного словарного запаса; развитие грамматического строя речи; коррекция процессов чтения и письма; развитие связной речи; развитие психических процессов. Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт основных дидактических принципов: быть регулярными,систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка; опираться на сознательность и активность детей; быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.
Организация обучения.
Индивидуальные логопедические занятия 2 раза в неделю по 40 минут. Программа рассчитана на 60 часов.
Специальные условия для усвоения ребёнком с нарушением слуха образовательной программы: посещение коррекционно- развивающих логопедических занятий;
строгое соблюдение режимных моментов;
соблюдение дозированности нагрузки, чередование занятий и отдыха;
индивидуальный подход;
щадящий режим, исключающий переутомление ребёнка;
развитие коммуникативных навыков на занятиях и вне занятий;
организация взаимодействия в работе всех специалистов ПМПк, тесное сотрудничество с родителями.
2.2. Индивидуальный план логопедического сопровождения для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Основные
направления
деятельностиЗадачи на период Режимы и
формы
работы Показатели
достижения
ребенка Формы оценки результатов работы
Развитие просодической стороны речи -Упражнения по освоению ритмики слова;
-знакомство с повествовательной, восклицатель-ной, вопроситель-ной интонацией;
-формирование интонационной выразительно-- сти в экспрессивной речи. Индивидуа-льные КРЗ; Умение повышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова, и фразы. Положительная динамика развития просодической стороны речи.
Развитие пространстве иных представлений, конструктивного мышления -Развитие пространственного анализа и синтеза; - развитие словесного отражения пространственных отношений; - развитие зрительно- моторной координации. Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей; Качество и количество выполняемых заданий. Положительная динамика
Развитие
зрительного
гнозиса;
зрительной
ориентиров
ки впространствеРазвивать способность узнавать предметы наложенные друг на друга в различных положениях иизображениях; Отработка правильного применения простых и сложных предлогов в устной и письменной речи. Индивидуа-льные КРЗ; Умение правильно ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать предметы впространстве. Умение правильно употреблять простые и сложные предлоги в самостоятельной речи. Наблюде-ние в ходе занятий.
Развитие
мелкой
моторики рук
- Массаж и самомассаж пальцев и кистей рук; - пальчиковая гимнастика; Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей Умение хорошо выполнять задания по письму, ИЗО, трудовому обучению. Выполне-ние заданий на уроках ИЗО, трудовой деятельно-сти без помощи взрослого; овладеть графичес-ким навыкам письма.
Развитие слухового восприятия Создать условия для более широкого использования остаточной слуховой функции в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха и особенно при формировании у них словесной речи.
Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей. Достижение максимальной членораздельности речи учащихся, позволяющейнаиболее полно и дифференцированно отобразить в сопряжённых с устной речью кинестезиях фонетические средства, используемые в языке для выражения и различения смысла.
Формирование достаточно естественного звучания речи детей снарушен-ным слухом
Развитие фонематическо-го восприятия и фонематичес-ких представлений Выделять и различать фонемы родного языка из слогов, слов, фраз. Дифференцировать звуки речи по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей. Умение дифференцировать сходные по артикуляции звуки Самостояте-льное выполнение заданий
Положительная динамика в усвоении фонем родного языка
Развитие фонематическо-го анализа и синтеза Развивать умение определять место, последователь-ность и количество звуков в слове Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей. Умение выполнять звуко- буквенный и слоговой анализ слов Написание слуховых и зрительных диктантов
Обогащение пассивного и активного словаря.
Развитие лексико –грамматическо-го строя речи Расширение словарного запаса путем введения имен прилагательных, антонимов, синонимов. Учить навыкам словообразова-ния и словоизмене-ния.Умение строить синтаксические конструкции. Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей Уметь описывать предметы, используя имена прилагатель-ные.
Сравнивать и классифициро-вать предметы
Уметь распростра-нять предложения определения-ми. Анализ устных ответов и письменных работ по русскому языку и чтению
Развитие связной речи Учить составлять устный рассказ по сюжетной картинке, серии картинок, соблюдать сюжетную линию и использовать разнообразие словарного запаса Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей. Уметь составлять рассказ по сюжетной картинке, серии. Устанавливать причинно-следственные связи; пересказывать текст. Профилактика нарушений процессов чтения и письма Знакомство с буквами, закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме (соотнесение буквы с каким-либо сходным по форме предметом: О – с обручем, и т. д.;Использование стихов, загадок о буквах;
Штриховка, обводка, лепка букв из пластилина, выкладывание из палочек;
Развитие буквенногогнозиса;
– развитие восприятия формы, размера букв;
– конструирова-ние (конструирование путем моделирования букв из палочек, из элементов букв). Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей Написание под диктовку букв, слов, предложений, коротких текстов без ошибок; понимание прочитанного текста Диктант, анализ письмен-ных работ, беседа с учителями, родителям
Развитие психических процессов Развитие концентрации и переключения внимания, восприятия, зрительной и слуховой памяти; мыслительных операций Индивидуа-льные КРЗ; консульта-- ции для родителей, учителей Уметь концентриро-вать внимание на изучаемом материале, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное Наблюдать на занятиях и уроках
2.5. Ожидаемые результаты логопедической работы
В итоге логопедической работы АлинаБ. должна научиться:
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
четко дифференцировать все звуки речи;
выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями;
владеть навыками пересказа и составления рассказа по сюжетной картинке;
владеть навыками словообразования и словоизменения;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; предложно-падежные формы строить правильно и проговаривать четко; простые и сложные предлоги - употребляться адекватно;
использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
в письменных работах допускать меньшее количество дисграфических и орфографических ошибок.
Результативность логопедического сопровождения ребенка с нарушением слуха отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования 2 раза в год с внесениемпоследующих корректив в содержание логопедической работы и впоследующих корректив в содержание логопедической работы и в индивидуальные маршруты коррекции.
Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:
динамики развития ребенка с ДЦП;
эффективности Плана индивидуального логопедического сопровождения;
перспективное планирование коррекционно-развивающей работы. Примерный прогноз развития ребенка: При соблюдении специальных условий в организации коррекционно-образовательного процесса и стабильного состояния здоровья, ребенок сможет стабильно развиваться и обучаться в школе по общеобразовательной программе.
Заключение
и в индивидуальные маршруты коррекции.
Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:
динамику развития ребенка с нарушением слуха;эффективность плана индивидуального логопедического сопровождения; перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Примерный прогноз развития ребенка: При соблюдении специальных условий в организации коррекционно-образовательного процесса и стабильного состояния здоровья, ребенок сможет стабильно развиваться и обучаться в школе по общеобразовательной программе.
Заключение:
Планируемый результат- достижение ребёнком с нарушением слуха уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Тесное взаимодействие педагогов ПМПк и родителей, комплексная диагностика ребенка всеми специалистами помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта ребенка с нарушением слуха, его образовательным потребностям, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с нарушением слуха, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования. Речевые показатели по всем параметрам улучшились.
Список литературы
1. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. – М.: Просвещение,1994.
2.Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Академия, 2002.
3.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: 1983.
4.Вилыианская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого- медико-педагогический консилиум в школе:Взаимодействие специа =
листов в решении проблем ребенка. - М.: Генезис, 2012.
5.Выготский Л.С. Проблемы развития в структурной психологии. // Основы психологического развития. – М.: 1994.
6.Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003.
7.Власова Т.М., Пфафендрот А.Н., Фонематическая ритмика. – М.: Просвещение, 2003.
8. В.Б.Галкина, Н.Ю.Хомутова. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.- ж. «Дефектология» 1999,№3
9.И.И. Ермакова. Коррекция речи и голоса у детей и подростков,- М: Просвещение, 1996.
10 . Изучение слабослышащих детей в процессе обучения // Под ред. М.Р. Боскиса – М.: Педагогика, 1989.
11.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004.
12.Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. –СПб: 2004, Речь.
13.Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М.:ВЛАДОС, 2001.
14.Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 1999.
15. Основы коррекционной педагогики. Учебно – методическое пособие / Авторы – сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. –Саратов: 1999.
16.Психология глухих детей // Под ред. И.М. Соловьева. – М.,1971.
17. Психология ощущений и восприятия. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,В.В. Любимова, М.Б. Михалевской, Изд. ЧеРо. – М.: 1999.
18.Сводина В.И. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология, 1998, №6. С. 38-41
19.Рау Е.Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1990.
20. Хрестоматия по общей психологии // Под ред. Т.П. Остапишиной. Психология мышления. – М.: 2003.
21. Шипицына Л. М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. С. 19-30.
22.. Шипицына Л. М., Рейсвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998. 130с. 23. Шипицына Л. М., Панир М., Смет Б. и др. Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия. СПб., 1998. 56 с