Индививидуальная программа логопедического сопровождения ребенка с ОНР (1 уровень речевого развития)


Индивидуальная программа
логопедической работы с ребенком
с ОНР (1 уровень речевого развития)
Томляк Наталья Ивановна, учитель-логопед КОУ ВО ЦППРК, г.ВоронежВажно, чтобы обучение было последовательным. Необходимо использовать большое количество материалов, чтобы формировался навык применения высказываний в различных ситуациях. Громкие (произнесенные не шепотом), четкие высказывания необходимо подкреплять.
Развитие понимания речи
Обучать ребенка:
находить предметы, игрушки по просьбе педагога.
По инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.
Показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.
Понимать обобщающие категории:
работа проводится в первую очередь на конкретном материале (а не на картинках) в жизненной ситуации;
нужно добиваться истинного понимания, а не механического заучивания: понятие «транспорт» формируется не только по книжке с картинками или по карточкам, но и на улице, на вокзале, и т.д., понятие «овощи» закрепляют на рынке, в овощном магазине и т.п.
Показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией:
действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они»;
задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми);
задания по речевой инструкции, включающие пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машину, она под столом и др.).
Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).
Дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.
Понимать категории единственного и множественного числа существительных, глаголов.
Различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.
Понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.
Отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).
Понимать функциональное значение предметов. По просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).
Определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).
Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».
Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить ребенка:
называть родителей, родственников (мама, папа, баба).
Называть имена друзей, кукол.
Вызывать речевые подражания на гласных звуках и их сочетаниях (Катя поет: а-а-а; Вьют гудит: у-у-у; Петрушка удивляется: о-о-о; Мышка пищит: и-и-и; В лесу кричат: ау; Малыш плачет: уа; Ослик кричит: иа.)
Закрепить произнесение одних и тех же слогов: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!;Вызывать звукоподражания голосам животных и звукам окружающего мира
на материале открытых слогов: корова - му; мышка — пи; палъчик — бо-бо; машина - би-би; гусъ — га-га-га; курица - ко-ко-ко;
на материале закрытых слогов: мячик — бух; собака — ав-ав; гномик - ням-ням; чайник — пых-пых;
на материале слогов со стечением согласных: лягушка – ква – ква - ква; уточка - кря, кря-кря; поросенок - хрю, хрю-хрю и т. п.).
Удавшиеся звуковые комплексы повторяются в игровой форме несколько раз (до 5-10 повторений).
Четкому выражению своих желаний:
«Да», «Нет».
«Хочу», «Не хочу».
«Буду», «Не буду».
Указывать на определенные предметы: вот, это, тут.
Отдавать приказания: на, иди, дай
Составлять первые предложения, например: Вот мяч. Это Даня.
Выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай!», «Коля, на мяч», «Мама гулять», «идем спать».
Составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Мама, спи.
Преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).
Отражать в речи в доступной для ребенка форме результаты наблюдений в природе и в быту («Где Даниил был? Гулял. Что там видел? Снег. С кем гулял? Няня. Как зовут няню? Тетя Галя. Кого видел? Лену.)
При произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать пальчиковые игры с речевым сопровождением: например, считалки: «Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа, эта долька для чижа, а эта для Маши»; «Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час. Раз, два три, четыре, мышки дернули за гири, вдруг раздался страшный звон, убежали мышки вон» и другие.
Игра. «На блины»: Стал (называется имя ребенка) гостей собирать. - Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. - И Иван приди, И Степан приди, Да Андрей приди, Да и Матвей приди. – Кончик полусогнутого указательного пальца правой руки зацепляет по очереди кончики полусогнутых пальцев левой руки, начиная с большого и мягко покачивает их. - А Митрошечка: Ну, пожалуйста! - указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой. Стала Аня гостей угощать: И Ивану блин, И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин, А Митрошечке – Мятный пряничек!» - Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Левую руку поворачивает ладонью вверх, большой палец правой руки нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого, как бы, кладя блин. Стала Аня гостей провожать: - Прощевай, Иван! – Прощевай, Степан. - Прощевай, Андрей! – Прощевай, Матвей! Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого. – А ты, Мирошечка, моя крошечка, да ты побудь со мной еще немножечко! Три первых пальца правой руки ласково поглаживают мизинец левой сверху донизу.
Постепенно ребенок должен начать пытаться самостоятельно называть соответствующее слово. Важно поощрять любое, даже самое искаженное его воспроизведение. В то же время логопед правильно и отчетливо повторяет данное слово вслед за ребенком.
При этом используются специальные приемы, способствующие актуализации речи:
появление и внезапное исчезновение предмета, который сначала был назван, а затем задается вопрос — Что это? Кто это? Кто спрятался?;совместное проговаривание слова;
отраженное проговаривание;
договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово.
Развитие общих речевых навыков
Формирование оптимального для речи типа физиологического диафрагмального дыхания.
Формировать речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох):
без речевого сопровождения (например, «Понюхаем цветок», «Кораблики» и др.)
с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных /Ф/, /X/, слогов с этими согласными, слов, в дальнейшем - постепенно распространяющихся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдоха (3-4 слова).
Развивать силу голоса (тихо - громко) и модуляции голоса (высоко - низко).
Вырабатывать правильный умеренный темп речи (речь с движением, пение с движением).
Формировать первичные представления об интонационной выразительности речи посредством эмоционального чтения ребенку потешек, стихов, сказок.
Формировать умение передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы.
Обучать интонационному подражанию голосам животных и птиц.
Обучать воспроизводить интонационно-ритмический рисунок слова с одновременным отстукиванием слогов движениями руки.
Обучать выразительному рассказыванию потешек, небольших стихотворений, сказок.
Активизировать движения артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения в игровой форме артикуляционных упражнений по подражанию:
"Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
"Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
«Толстячки». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
«Худышки». Втянуть щеки.
«Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
«Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
Развитие фонематического слухаУчить ребенка различать неречевые звуки и их направление:
постукивание;
похлопывание;
шуршание бумаги;
скрип двери;
звуки бубна;
звуки металлофона;
звуки маракаса;
звуки игрушки (пищание).
Обучать дифференциации на слух:
существительные, названия которых отличаются одним звуком. Ребенок показывает названные логопедом картинки: мышка — миска; крыша — крыса; дочка — точка;
существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходные по звуко-слоговой структуре: осел — козел; ослик — козлик; газон — вагон; змея — земля; воз — нос;
глаголы, сходные по звучанию (логопед задает вопросы к «сюжетным» картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут; кто везет — кто несет.
Учить ребенка на слух выделять звуковые комплексы «Укачивание куклы (а-а-а-а)», «Больное ушко (о-о-о-о)», «Эхо» (заблудились в лесу - ау), «Плаксивый малыш» (уа-уа) среди других звукосочетаний.
Литература:
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004.
Баряева Л. Б., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В. Программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: сб. метод. рекомендаций и прогр., РГПУ — СПб., 2009.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Коррекция нарушения речи». Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: «Просвещение» 2008.