Примерная программа логопедического сопровождения детей 7 года с ФФН в условиях РЦ.


Примерная программа
по логопедическому сопровождению
для детей 6 - 7 года жизни с ФФН
в условиях ресурсного центра
на базе ГКОУ РО школы – интерната VIII вида
ст. Николаевской
Составитель: Халина Наталья Владимировна.
2015 – 2016 учебный год.
Перспективное планирование групповой работы при коррекции ФФН для детей 6 - 7 года жизни.
Этапы работы Кол-во
занятий
Дата,
период Тема
Содержание работы Варианты игровых упражнений и заданий Сфера помощи:
Ответственные специалисты
Оборудование
Обследование
речи 2 недели сентября Учитель - логопед I период:
14
III неделя сентября – октябрь
Звуковой состав слова.
Согласные звуки.
Постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к’], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [ш], [ж], [р], [р’]
Определение позиции звука в слове:
В начале слова
В середине слова
В конце слова
Анализ и синтез обратных слогов
Выделение последнего согласного из слов (“мак”, “кот”)
1. Выполнение заданий под наблюдением логопеда.
2. Самостоятельная работа дома.
3.Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда Учитель – логопед
Психолог
Воспитатель
Родители Сигнальные карточки
Предметные картинки
Символы звуков и слов
Гласные и согласные звуки. Закрепление правильного произношения звуков [у], [а], [и], [п], [п’], [э], [т], [т’], [к], [к’], [м], [м’], [л’], [о], [х], [х’], [j], [ы], [с].
Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка)
Последовательное называние гласных из ряда двух — трех гласных (аи, уиа)
Выделение первого согласного в слове
Анализ и синтез обратных слогов
Выделение последнего согласного из слов
Гласные и согласные звуки. Различение звуков на слух: гласных — ([у], [а], [и], [э], [о], [ы]), согласных — [п], [т], [м], [к], [д], [к’], [г], [х], [л], [л’], [j], [р], [р’], [с], [с’], [з], [з’], [ц]
Формирование навыка слогового чтения:
Последовательное знакомство с буквами у, а, и, п, т, м, к, о, ы, с на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков
Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов
Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов
Преобразование слогов и их письмо
Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов, например: “сом”, “кит”.
Дифференциация звуков. Дифференциация правильно произносимых звуков: [к] — [х], [л’] — [j], [ы] — [и].
Учитель – логопед
Психолог
Воспитатель
Родители Дидактические игры
Предметные картинки
Слово.
Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных) в связи с закреплением правильного произношения звуков.
Усвоение доступных ритмических моделей слов: тá—та, та—тá, тá—та—та, та—тá—та.
Определение ритмических моделей слов: вата—тáта, вода—татá и т. п.
Соотнесение слова с заданной ритмической моделью
сравнение и сопоставление: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма)
различение окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т. д.).
Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли ... собаки)
сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поет Валя, поют ... дети)
привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой ... стакан, моя ... сумка) 1. Выполнение заданий под наблюдением логопеда.
2. Самостоятельная работа дома.
3.Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда Учитель – логопед
Психолог
Воспитатель
Родители Сигнальные карточки
Предметные картинки
Символы звуков и слов
Предложение, связная речь Привлечение внимания к составу простого распространенного предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу)
Выделение слов из предложений с помощью вопросов:
(кто? что делает? делает что?)
Составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме;
воспитание навыка отвечать кратким (одним словом) и полным ответом на вопросы.
Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.
Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ.
Заучивание текстов наизусть.
Учитель – логопед
Психолог
Воспитатель
Родители Дидактические игры
Предметные картинки
II период:
32
II неделя ноября -
март Звуковой состав слова.
Согласные звуки.
Постановка и первоначальное закрепление звуков: [т], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [ш] 1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые)
2.Самостоятельные упражнения
3. Отработка артикуляционных движений под счёт
4.Выработка кинестетических ощущений для данного звука
5.Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор Учитель – логопед
Психолог
Воспитатель
Родители Настольное зеркало
Дифференциация звуков. Дифференциация правильно произносимых звуков: [с] — [с’], [з] — [з’], [б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [с] — [ш], [ж] — [з], [ж] — [ш], [с] — [ш] — [з] — [ж], [р] — [р’], [л] — [л’].
1. Выполнение заданий под наблюдением логопеда.
2. Самостоятельная работа дома.
3.Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда Учитель – логопед
Психолог
Воспитатель
Родители Слово.
Звуковой анализ слов:
Деление слов на слоги.
составление слоговой схемы односложных и двухсложных слов.
Составление схемы слов из полосок и фишек.
Развитие умения подбирать слова к данным схемам.
Звуко-слоговой анализ слов (например: “вагон”, “бумага”, “кошка”, “плот”, “краска”, “красный” и некоторых более сложных, произношение которых не расходится с написанием).Выкладывание слов из букв, выделение из слов ударного гласного. 1. Выполнение заданий под наблюдением логопеда.
2. Самостоятельная работа дома.
3.Выполнение упражнений с воспитателем по заданию логопеда Учитель – логопед
Психолог
Учитель начальных классов
Воспитатель
Родители Дидактические игры
Предметные картинки
Сигнальные карточки
Модели слов
Предложение.
Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед.Формирование умения составлять из букв разрезной азбуки предложения из 3—4 слов.
Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа).
составление рассказа из предложений, данных в задуманной последовательности.
Развитие умения пересказывать тексты.
Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок. Учитель – логопед
Психолог
Учитель начальных классов
Воспитатель
Родители Разрезная азбука.
Чтение.
Слоговое чтение слов заданной сложности.
Чтение предложений.
Дополнение предложений недостающими словами (ежик сидит ... елкой).
Правильное четкое слоговое чтение небольших легких текстов.
Соблюдение при чтении пауз на точках.
Формирование умения осмысленно отвечать на вопросы по прочитанному.
Пересказ прочитанного.
Закрепление навыка контроля за правильностью и отчетливостью своей речи. Учитель – логопед
Психолог
Учитель начальных классов
Воспитатель
Родители III период 20
апрель – май
Звуковой состав слова.
Дифференциация Закрепление правильного произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков.
Дифференциация правильно произносимых звуков: [ч] — [т’], [ч] — [с’], [ц] — [с], [щ] — [ш], [щ] — [ч], [щ] — [с’]. Звуки и буквы. Дальнейшее развитие навыков различения звуков.
Усвоение букв ь, ч, ц, ф, щ, ъ.
Усвоение буквы ь (как знака мягкости).
Усвоение букв ь, ъ (разделительный ь и ъ знак).
Усвоение навыков выкладывания и письма слов с буквами я, е, ё, й.
Развитие умения выкладывать и писать слова с буквами ь (как знак мягкости), ю.
Умение выкладывать и писать слова с сочетанием “ча”, “чу”, “ща”, “щу”.
Разрезная азбука.
Сигнальные карточки.
Слово.
Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием.
Подбор слов по схемам и моделям.
Проведение в занимательной форме упражнений в определении звукового состава слов.
Усвоение буквенного состава слов различной сложности. Разрезная азбука.
Дидактические игры
Предметные картинки
Сигнальные карточки
Модели слов
Предложения. Закрепление (на новом лексическом материале) навыков составления и распространения предложений.
Умение пользоваться предложениями с предлогами “из-под”, “из-за”: кот вылез... (из-под) стола.
Привлечение внимания к предложениям с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали).Составление предложений по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски.
Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами “чтобы”, “потому что”, “если” и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог...);Использование при пересказе сложных предложений.
Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин.
Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.
Разрезная азбука.
Чтение. Дальнейшее развитие навыков чтения.
Правильное слоговое чтение небольших рассказов с переходом на чтение целыми словами.
Закрепление умения давать точные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты.Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, загадок.