Целевой педагогический проект «Организация исследовательской деятельности школьников в общеобразовательном учреждении


Целевой педагогический проект «Организация исследовательской деятельности школьников в общеобразовательном учрежденииОрганизация исследовательской деятельности школьников в общеобразовательном учреждении Организация исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждени- ях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организацион- но-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно- методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов едино- мышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и науч- ного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учрежде- ния. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, вла- дение исследовательским методом. Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предпола- гающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормирован- ную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собст- венного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных, точных или гуманитарных наук оно вы- полняется, имеет подобную структуру. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно но- вого результата, как в «большой» науке. В образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, акти- визации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и лич- ностно значимыми для конкретного учащегося). Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятель- ности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании ис- следовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология иссле- дования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом разви- тие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообщест- вом традициями с учетом специфики учебного исследования – опыт, накопленный в научном со- обществе, используется через задание системы норм деятельности. Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельно- сти. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслиру- ет знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схе- мы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет го- товых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в жи- вой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей дей- ствительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятель- ности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный автори- тет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотрен- 4 ной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследова- тельской деятельности. Специфика реализации исследовательских задач в школе. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несфор- мированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к ухо- ду в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследователь- ская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, связанными с общими принци- пами проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знаний. Классификация задач по сложности. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа эксперимен- тальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и на- учные. Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяет- ся какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, на- пример, объема. Результат стабилен и не требует анализа. Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образо- вательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусло- вий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся. В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые вели- чины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе. Представление исследований. Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характер- ным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, на- пример, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, науч- ная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стан- дартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и уча- щийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго сле- довать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях яв- ляются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы. Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы: Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литера- турных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимен- та, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличи- тельной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разно- видностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленно- 5 сти. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «эколо- гия», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загряз- нениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием на- учного подхода. Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспери- ментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемо- го явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. В организованное обучение в общеобразовательном учреждении исследовательская дея- тельность включается в интегрированную программу общего и дополнительного образования. При этом исследовательская деятельность включена: в курсы, входящие в базисный учебный план (инвариантный компонент — технология, элементы проектного исследования в рамках государ- ственных программ по основным предметам); в часы школьного компонента (курсы по методоло- гии и истории научного исследования, теоретические специализированные предметы); в блок до- полнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным те- матическим направлениям, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых ис- следований), систему теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции). На ос- нове технологии исследовательской деятельности реализуется модель профильной школы на базе общеобразовательного учреждения. Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного обра- зования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака: § гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой вы- полняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого; § наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивиду- альные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции. При этом для руководителя образовательного учреждения важно понимать: § Что дает проектная и исследовательская деятельность обучающимся наряду с традицион- ным способом обучения? § Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе? § Как научить учителей руководить работой учащихся? § Как привлечь в школу ученых и специалистов из научной отрасли для консультирования по вопросам организации исследовательской деятельности? § Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения? § Как оценивается успешность работы обучающегося в проектной и исследовательской дея- тельности? § Как разработать программу работы образовательного учреждения по развитию исследова- тельской деятельности и откуда привлечь ресурсы для ее реализации? § Какие приращения в ЗУН, в развитии и воспитании обучающегося могут быть получены в результате выполнения одного проекта или исследования, серии проектов или исследова- ний, в конце цикла обучения? Завучу необходимо разобраться в следующих вопросах: § Всё перечисленное в разделе для руководителя школы. § Как составить расписание занятий для использования необходимых в учебном проекте или исследовании ресурсов (информационных, материально-технических, аудиторных, кадро- вых)? § Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование. (Вместе с учителями)? § Как организовать мониторинг формирования ЗУН необходимых для выполнения учебного проекта или исследования? 6 § Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП. (Вместе с учителями)? § Как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта или исследования? § Как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последова- тельного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности. (Вместе с учителями)? Учителю нужно знать: § Всё, что перечислено в разделе для завуча с пометкой «вместе с учителями». § Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся? § Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием? § Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения? § Как разработать учебный проект или исследование? § Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования? § Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной дея- тельности применять? § С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятель- ности? Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в про- ектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению пробле- мы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадицион- ных) источников. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образова- тельный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. Учебное исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивиду- ально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной про- блемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой дея- тельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важ- ное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебное исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое сред- ство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфиче- ские умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить: § проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формули- рованию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); § целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; § самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); § представление результатов своей деятельности и хода работы; § презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театра- лизации, видео, аудио и сценических представлений и др.); § поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; § практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, си- туациях; § выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта про- ектирования; 7 § проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обоб- щению). Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися в образова- тельном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. Для обучающихся в начальной школе При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные пси- холого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: Темы дет- ских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема иссле- дования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в об- ласти познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длитель- ность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проекти- рования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над те- мой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными тексто- выми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую обще- ственную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководи- телей). Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях начиная со 2 класса (таких как: целепо- лагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее) возможно проведение в 3-ем классе во 2-ом полугодии одного проекта или исследования, в 4-ом — двух ис- следований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую дея- тельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу. Для обучающихся в основной школе В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освое- ния коммуникативных навыков. Здесь исследовательская деятельность целесообразно организо- вывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индиви- дуальной формы работы. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпред- метной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Презентация результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на за- седаниях научного общества учащихся или школьной конференции, — идёт подготовка к различ- ным мероприятиям окружного и городского уровней (ярмарки идей, окружные и городские кон- курсы и конференции). При этом педагоги должны иметь в виду реальные сроки проведения та- ких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся, — дать тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкреп- ление в развитии личностных качеств и исследовательской компетентности. Для обучающихся в старшей школе Формирование надлежащего уровня компетентности в исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией исследования) должно достигаться к концу 10 класса. Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение исследова- ний в 11 (выпускном) классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защи- той результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение 8 работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Пер- спективно широкое использования разнообразных форм исследовательской деятельности: экспе- диций, конференций и др. Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой исследовательской дея- тельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть пре- дусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и пе- дагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области исследования. Ему понадобятся до опре- делённой степени сформированные специфические умения и навыки (исследования) для само- стоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися. Обеспечение осуществления исследования Каждое исследование должно быть обеспечено всем необходимым: материально- техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привле- каемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компью- теры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресур- сами и оборудованием — медиатека). Разные исследования потребуют разное обеспечение. Про- ектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информацион- ного пространства образовательного учреждения. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над исследова- нием. В противном случае за исследование не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи ис- следования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучаю- щихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активно- сти. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в исследование, за- интересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы вклю- чаются заложенные в исследовательскую деятельность мотивационные механизмы. Поскольку проведение исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консуль- Исследование Материально- техническое оснащение Учебно-методическое оснащение Кадровое обеспечение Материально- техническое оснащение Информационные ресурсы Информационно- технологические ресурсы Организационное обеспечение Специализированное ме- сто проведения занятий 9 тантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и ис- следовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над иссле- дованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешколь- ные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над ис- следованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе. Формирование элементов исследовательской деятельности Следующие элементы исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над исследованием и вне её: Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целепола- гание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в дея- тельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе; Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус; Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Ин- тернет, формулирование ключевых слов; Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необхо- димого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. Оценивание успешности обучающегося в выполнении исследования При оценке успешности обучающегося в исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, ре- зультативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оце- нивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятель- ности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Оценивается: § степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над исследованием; Элементы исследовательской деятельности Мыследеятельностные Презентационные Коммуникационные Поисковые Информационные 10 § степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; § практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; § количество новой информации использованной для выполнения исследования; § степень осмысления использованной информации; § уровень сложности и степень владения использованными методиками; § оригинальность идеи, способа решения проблемы; § осмысление проблемы проекта и формулирование цели исследования; § уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; § владение рефлексией; § творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; § социальное и прикладное значение полученных результатов. Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику быть готовым к восприятию новой ситуации, а также самому ставить перед собой новые цели и задачи. Летчик может стать высококлассным пилотом, только совершая реальные полеты в небе, исследователь может стать высококлассным исследователем, только проводя реальные исследования. Чем рань- ше мы станем прививать ученикам исследовательские навыки, тем быстрее они станут приоб- щаться к миру познания и творчества. Схема роста исследователя. На схеме показаны основные ступени продвижения человека на более высокий исследовательский уровень. Человек на основе личных знаний (I ст.), способен перейти в область общечеловеческих знаний (II ст.), далее сделать шаг в область новых знаний (III ст.), что даст возможность перейти в область неизвестного (IV ст.) — область Достойной Цели. Опыт внедрения исследовательской деятельности в систему работы ОУ По мнению самих учащихся исследовательская деятельность позволяет проявлять творче- скую активность в жизни школы, более осознанно относиться к своему будущему. Кроме того, педагоги школы отмечают, что на основе применения исследовательской деятельности очевиден качественный рост самостоятельности ребят и формирование обоснованного выбора образова- тельного профиля. Важным ориентиром в признании необходимости исследовательской деятель- ности в школе является мнение родительской общественности. Результаты индивидуальных бе- сед и коллективных обсуждений с родителями по вопросам модернизации школы (учет особенно- стей и потребностей учащихся) показывают, что значительное большинство склоняется к разви- тию этого направления в школе. В этом смысле новый проект школы Научно- исследовательский центр ЦЕНТР «СТУПЕНИ УСПЕХА» можно рассматривать как результат консенсуса, догово- ренности основных участников жизни школы. Таким образом, можно констатировать, что значительная часть учащихся, их родителей и педагогического коллектива школы позитивно оценивают опыт работы школы в направлении раз- вития исследовательской деятельности. При этом учителя настроены на дальнейшую работу в этом направлении и готовы применять современные педагогические методы и технологии в орга- низации исследовательской деятельности школьников. Область личных знаний 1 ступень Область общечеловеческих знаний 2 ступень Область новых знаний 3 ступень Область неизвестного – область Достойной цели 4 ступень 11 Проблемы, связанные с инновационными действиями Как представлено выше в целом в школе сложилась благоприятная ситуация в отношении становления и совершенствования исследовательской деятельности школьников. При всех дости- жениях школы в области исследовательской деятельности важно отметить ключевые проблемы, которые требуют комплексных мер и компетентных решений на уровне всего учреждения: 1. В настоящее время в школе недостаточно представлена система профессиональных проб и практик учащихся, где бы учащиеся могли бы попробовать на разных уровнях способы на- учно-исследовательской деятельности. 2. Существенная часть педагогов редуцированно понимают идею исследовательской дея- тельности, сводя его к углубленному или профориентационному, не акцентируя внимания на раз- витии творческого потенциала и способностей личности, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности. 3. Существующая в школе система организации исследовательской деятельности строится без учета компетентностной парадигмы образования: приоритетной в подготовке школьников остается знаниевая составляющая (исследовательская работа как набор новой информации). 4. Анкетирование школьников показывает, что многие школьники имеют порой неадекват- ные представления о видах исследовательской деятельности. 5. В школе не разработана технология мониторинга и экспертизы качества исследова- тельской деятельности школьников. 6. Многие педагоги школы имеют профессиональный потенциал для авторских разработок в области исследовательской деятельности, вместе с тем, они не мотивированы на их оформление и популяризацию позитивного профессионально опыта. Причины обозначенных выше проблем состоят в сложившейся практике традиционного обу- чения, которая, во многом, строится без учета реальных потребностей учащихся и родителей; раз- розненности между педагогами, учениками и родителями в вопросах построения будущего кон- кретного ребенка; существующей отчужденности школьной жизни от реальной практики совре- менных социально-экономических отношений в российском обществе (особенности профессио- нальной деятельности и профессиональные требования, условия построения успешной карьеры, профессионально-значимые качества личности, востребованность различных профессий и видов деятельности и т.п.); отсутствии системного видения и комплексного подхода в организации и управлении исследовательской деятельностью учеников в образовательном учреждении. Механизмы реализации то, что выше. Ожидаемые результаты 1. Создание научно-исследовательского центра «Ступени успеха», включающий Информаци- онно-аналитический центр; Центр мониторинга и экспертизы качества исследователь- ской деятельности; Издательский центр; программу партнерства. 2. Разработка и апробация системы мониторинга эффективности исследовательской деятель- ности на основе Центра мониторинга и экспертизы качества исследовательской дея- тельности. 3. Специалистами школы будет разработана модельная программа повышения компетентно- сти педагогов школы в области исследовательской деятельности, на основе которой учите- ля пройдут обучение эффективным технологиям организации исследовательской деятель- ности учащихся. 4. В школе будет создан Издательский центр как площадка для научно-исследовательских проб и социальных практик учащихся, а также как площадка тиражирования опыта педаго- га и ученика. 5. Разработка и внедрение программы партнерства, позволяющей учащимся реализовывать комплекс научно-исследовательских проб на основе сотрудничества школы с вузами, предприятиями и фирмами города. Планируемые эффекты - повышение эффективности работы школы и профессионализма сотрудников учреждения. - интеграция в школьную практику современных научно – исследовательских технологий. 12 - усиление партнерства школы с другими учреждениями образования, науки, культуры, пред- приятиями и фирмами, общественными организациями и родительской общественностью. - укрепление позитивного имиджа школы в местном социуме и лидерство в образовательном сообществе. - рост профессиональной компетентности сотрудников школой, повышение качества образо- вательных услуг, предоставляемых школой. Основные направления деятельности центра «Ступени успеха» Структура центра «Ступени успеха» Центр «Ступени успеха» Пропаганда науч- ных знаний Взаимодействие с учеными, пре- подавателями, учителями Привлечение к ис- следовательской работе Центр «Ступени успе- ха» Администрация школы Педагоги-консультанты Информационно- аналитический центр Центр мониторинга и экс- Издательский центр пертизы качества исследо- вательской деятельности Учащиеся Естественно- научное на- правление Гуманитарное направление Техническое направление 13 Научно-исследовательский центр «Ступени успеха» Для того чтобы учебное заведение действительно стало эффективным центром научно- исследовательской работы одаренных детей, необходима целенаправленная систематическая под- готовка и создание научно-исследовательского центра в образовательном учреждении, целью которого является: обеспечить условие для самообразования и формирования научно- исследовательской деятельности педагогов и школьников. Задачи научно-исследовательского центра: 1. Развитие специальных исследовательских умений и навыков; 2. Развитие креативных способностей учащихся; 3. Обучение навыкам самообразования, формирование внутренней потребности у личности к самосовершенствованию; 4. Формирование умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации. Принципы обучения: 1. Систематичность и преемственность (движение юных исследователей «Открытие» - 1-4 классы; движение «Эрудиты» -5-8 классы., движение «Исследователь»- 9-11 классы). 2. Принцип учета индивидуальных способностей и потребностей учащихся. 3. Принцип свободы в определении направления поиска. 4. Принцип сотрудничества учителя и ученика в совместной поисково-творческой деятельности. 5. Процесс обучения научному исследованию в центре представляет собой поэтапный с уче- том возрастных особенностей, целенаправленного формирования всех компонентов иссле- довательской культуры школьников. Центр позволяет реализовать совместную исследова- тельскую деятельность педагогов и учащихся, а также организовать деловое сотрудничест- во учителей школы с преподавателями вузов. Состав слушателей центра: педагоги, учащиеся. Руководит центром заместитель директо- ра по инновационной деятельности. Центр рассчитан на 11 лет обучения для учащихся. Для уча- щихся организуются занятия: Ø коллективные и групповые (факультативные курсы) 1 час в неделю: 1-4 кл. – «Откры- тие»; 5-8 кл. «Эрудиты»; 9-11 кл. 1 час – «Исследователь»; Ø для педагогов спецкурс «Методология научного исследования» – 2 часа в месяц; Ø индивидуальные – консультация при оформлении исследовательских работ. Центр нацелен на конечный результат: создание научных проектов, рефератов учащимися и конкретных разработок учителями – научные статьи, доклады, методические рекомендации, бро- шюры. Итоги подводятся на ежегодной научно-практической конференции педагогов, учащихся. Система развития Центра «Ступени успеха» Центр «Ступени успеха» Олимпиадное движение Исследовательское творчество Движение юных исследователей «Открытие» Движение «Эрудиты» Движение «Исследователи»