Конспект урока : Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.


Тема: Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
ФИО: Ерофеева Ирина Николаевна
Место работы: МАОУ СОШ №28 г. Балаково Саратовской области
Должность: учитель истории
Предмет: история
Класс: 6
Базовый уровень: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина М.: Просвещение, 2012. История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс.
Цель урока:
На основе фактов развития русских земель в XIV веке сформулировать представление о причинах действий Д. Донского возможности противостоять Золотой Орде
Выделить причинно- следственные связи в изменении сознания русских людей и их роль в Куликовской битве.
Продолжить воспитывать интерес к истории.
Задачи:
Личностные – помочь ребёнку понять в чём значение знаний по теме, учить аргументировано оценивать чужие поступки в неоднозначных ситуациях. Осознавать многообразие взглядов, проявлять себя гражданином России в делах и поступках.
Метапредметные – продолжить формирование у учащихся инициативности, самостоятельности, умения работать с информацией, выполнять анализ, сравнение, развивать навыки сотрудничества.
Предметные – показать преимущества Московского княжества, оценить, какое влияние на мировоззрение людей оказала Куликовская битва.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Формы работы учащихся: работа с картой, работа с текстом учебника, сравнение, анализ, выделение ключевых слов, работа с понятиями, работа с историческим источником, заполнение таблицы, работа со словарём.
Основные понятия и термины: Куликовская битва, маневр, государство, рать, поединок, предпосылки, причины.
Основные персоналии урока:
Дмитрий Донской, митрополит Алексей, Михаил Тверской, Сергий Радонежский, Дмитрий Боброк Волынский, Владимир Серпуховской, Мамай, Тохтамыш, Андрей Ослябю, Александр Пересвет.
Необходимое техническое оборудование:
Компьютер, проектор, карта, презентация, карта «Русь XIV-XV в.в.»
Структура и ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время в мин УУД
1 Мотивация к учебной деятельности
Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Актуализация знаний
Цель этапа:
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Выявление места и причины затруднения
Построение проекта выхода из затруднения
Реализация построения проекта
Первичное закрепление с проговариванием
Самостоятельная работа с проговариванием
Рефлексия учебной деятельности
Домашнее задание
Организует
Уточняет тематические рамки.
Проверяет готовность к уроку.
Здравствуйте ребята!
На столах у Вас по два смайлика. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок! Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно
сотрудничать с Вами.
Уважения, мудрости и благородства нам всем на уроке!
Слайд 1
Перед вами Москва современная – столица России и
Москва XIV века
- Какая связь между этими двумя изображениями?
Слайд 2.
Прочтите наш эпиграф к уроку, попробуйте определить
чему будет посвящен наш урок.
« Шли годы. И с Москвою во главе неспешно, потихоньку,
понемногу,
Из множества разрозненных земель -единое слагалось
государство,
Как из перстов слагается кулак»
Н. Кончаловская.
Слайд 3
Задание
- С какими из предложенных ниже слов ассоциируется у вас понятие «государство»

Слова:
Издает обязательные для всех законы
Единая организация
Располагает специальным аппаратом управления
Которая
Распространяет свою власть на всю территорию
- Дайте определение понятию, которое вы указали.

Слайд 4
- Перечислите предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство.
Слайд 5. Предпосылки и причины. Уточнение по эталону
- Назовите причины возвышения Москвы
Слайд 6
Слайд 7
Карта «Русь в XIV-XV веках
-Какие княжества вы можете назвать в качестве «сильных» на Руси?
- Покажите на карте Московское княжество.
- Вспомните династию московских князей
Слайд 8
Слайд 9
«Стоял такой великий стон, шёл бой с такою кровью, что был в багрец окрашен Дон, до самого низовья»
Н. Кончаловская- Зачем для нашего урока использованные изображения и эпиграфы?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Какова цель урока?
Предложите план урока
- Совпадает ли сформулированная вами тема с названием темы изучаемого параграфа
Слайд 10
Тема: Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
Чтобы сделать шаг к открытию нового, нужно учесть, что вам знакомо из предшествующих уроков и какие трудности вас подстерегают!
Слайд 12 Тестирование
Слайд 13.Проверка по ключу теста
Слайд 14
Прием метода «Круг». На слайде круг разделён на 4 сектора. По количеству пунктов параграфа
Вывод: Московское княжество единое, сильное
- Могло ли оно претендовать на политическое первенство среди других княжеств?
- Согласны ли были другие русские князья отдать это первенство Москве?
Вывод
Значит, Москве нужно побороться за политическое первенство.
Слайд 15
Задание.
- Опираясь на ключевые слова ответьте на вопрос
- Каким образом удалось Москве получить политическое первенство?
Вывод: Таким образом, мы видим, что Русь всё сильнее желает избавиться от ордынского ига.
Но Орда просто так не отпустит Русь из своей власти.
- Каков будет дальнейший шаг?
Слайд 16
Учащимся предлагается проанализировать источник, отрывок из повести « О великом побоище на Дону» из московского летописного свода
Вопрос:
- Как решил действовать Дмитрий Иванович в отношении ордынцев?
- Какой обычай сложился в отношениях с Ордой у Александра Невского и Ивана Калиты?
- Какое противоречие мы наблюдаем ?- Что нам предстоит выяснить?
Формулировка проблемы
Слайд 17
- Почему Дмитрий Иванович нарушил обычай предков, пошёл против Орды?
- Какие у вас есть предположения, версии в решении проблемы

Слайд 18
Приём « Круг»
Работа с учебником , стр. 148-150
- Какое положение внутри Московского княжества и Орды было накануне большой битвы?
Задание: Заполнить таблицу
Слайд 19
Проверка с эталоном на слайде
Слайд 20
- Назовите причины начала борьбы с Ордой
И вот момент истины настал. В третьем секторе «Круга» появляется запись: Куликовская битва
Слайд 21
Индивидуальные задания учеников
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Физкульт – разминка
Поможем Дмитрию Ивановичу пополнить обоз с оружием, доспехами, припасами еды.
Работа с анимационной картой: Куликовская битва
Приём «Пометки на полях»
Внимательно просмотрев ход битвы, сделайте пометки
Подготовьте рассказ по плану:
Состояние войска противника и их союзников
Выбор места битвы
Расположение войска Дмитрия Донского. Засадная тактика
Итог битвы
- Предположите причины победы русского войска в битве
Слайд 27
Оцените в ней роль Дмитрия Ивановича
Слайд 28
Куликовская битва имеет огромное значение
Заполнение четвёртого сектора «Круга»
Слайд 29
Выскажите свои предположения
Слайд 30
Слайд 31
Решение проблемы
Исходя из того, что мы узнали, какое решение проблемы вы можете сделать
Слайд 32
Исследование какой темы вели на уроке?
Удалось ли решить поставленные цели?
Удалось ли решить поставленную проблему?
Перечислите трудности, с которыми Вы столкнулись на уроке
Каким образом Вы преодолевали трудности?
Каков главный результат для Вас лично при изучении темы?
Опишите динамику ваших чувств и настроений при изучении темы
Оцените свою работу на уроке в баллах по школе оценок
Выберите смайлик своего настроения, изменилось ли оно?
Слайд 33
Прочитать §19, подготовить устно ответы на вопросы 1 – 6 на «5». Вопросы 1-4 на «4», вопросы 1-3 на «3».
По желанию: собрать информацию о Грюнвальдской битве с помощью дополнительной литературы и
интернет - ресурсов
Подготовка учащихся к уроку.
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение
Выдвигают варианты
Выдвигают варианты формулировок тем:
Москва – единое сильное государство
Москва - сильный политический центр
Москва – сильный духовный центр
Дают ответ
Государство – единая организация, которая располагает специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех законы, распространяет свою власть на всю территорию .Обсуждение в группах по 4 человека
Предпосылки:
Восстановление хозяйства, ремёсел, торговли
Единство традиций, веры, языка
Причины:
Необходимость свержения ордынского ига
Сохранение единства церкви
Причины возвышения Москвы
Выгодное географическое положение
Удобные торговые пути
Поддержка московских князей ордынскими ханами
Умелая политика московских князей
Поддержка московских князей православной церковью

Дают ответы
Тверское княжество
Московское княжество
Нижегородское
Работа с картой
Вспоминают, уточняют
Даниил Александрович
Юрий Иван Калита
Андрей С. Гордый И.Красный
Владимир
Дмитрий
Высказывают предположения
Дают ответы:
Москва – центр объединения всей Руси против монгольского ига
Москва – глава борьбы с ордынцами.
Ожесточённая битва на Дону
Высказывают своё мнение
Формулируют цели:
Узнать, почему именно Москва стала центром объединения русских земель
Как действовали монголы
Узнать о битве, её итогах
Варианты ответов:
Москва – центр объединения против Орды
Отношения между Ордой и Русью
Битва на Дону, её итоги и значение
Работа с текстом учебника §18, стр.147
Записывают тему урока в тетрадь
Сделать корректировку в названии битвы Куликовская битва
Выполнение теста, работа в парах, взаимопроверка по образцу на слайде.
Ответ:
Могло
Учащиеся предполагают, что нет, что другие русские князья не хотели отдавать политическое первенство Москве.
Ключевые слова: + работа с текстом учебника , стр. 147-148
Работа в группах
- 9- летний Дмитрий Иванович
- Владимирское княжество
- Тверской князь борется
- Сильная воля Дмитрия Ивановича
- Договор князей
Предполагаемый ответ:
9- ти летний Дмитрий Иванович при поддержке митрополита Алексея получил ярлык на великое Владимирское княжение
Благодаря сильной воли, поддержки жителей Москвы и Владимира, тверской князь вынужден заключить договор, по которому владимирский престол стал наследственным владением московских князей.
Предположение учащихся
Значит, впереди у русских и ордынцев будет битва.
Работа с источником, анализ
Работа в группе
Исторический источник
«В том же году (1380) безбожный и нечестивый ордынский князь, Мамай поганый, собрав многочисленные войска и всю землю половецкую и татарскую, пошел на великого князя Дмитрия Ивановича и на всю землю Русскую. В августе из Орды пришла весть Дмитрию Ивановичу о том, что поднимается рать татарская на христиан.
Узнав об этом, великий князь Дмитрий Иванович собрав множество воинов, пошел против татар, чтобы защитить свои вотчины, за святые церкви и за веру правую христианскую и за всю землю русскую».
Ответы учащихся
Избегали столкновение с Ордой, т.к не было достаточно сил для борьбы. Исправно платили дань Орде.
Дмитрий Иванович отказался платить дань Орде и готовиться к столкновению с Ордой.
Формулируют учебную проблему ( различные варианты)
Предлагают свои версии по решению проблемы
Испытывают затруднения, понимают, что пока недостаточно знаний, позволяющих ответить на вопрос
Работа с текстом учебника
Работа в группе по 4 человека (Орда и Русь)
Работа в группах
Линии
сравнения Русь Орда
ДеятельностьправителейВоенные события
1374 Военные события 1377 Военные события 1378 Состав и численность войска самопроверка
Ответы, дополнение, анализ
Усиление Московского княжества
Ослабление ханской власти
Поддержка Дмитрия Ивановича населением и церковью
Понимание, что пора бороться за освобождение
Сообщение
Благословление Сергия Радонежского Дмитрия Ивановича
Поединок Челубея и ПересветаПередача по цепочки предметов
V – уже знаю
+ - новое
? – не очень понятно
! – ценная информация
С- тревога, страх
В – восхищение
Г – гордость
Ответы по желанию
Работа с картой
Взаимопроверка

Назовите князя, командующего русскими войсками в сражении, изображённом на схеме.
Ответ: ……………………………………………………………………..
Напишите название реки, обозначенной на схеме цифрой «1»
Ответ: ……………………………………………………………………..
Укажите год, когда произошло сражение, обозначенное на схеме.
Ответ: …………………………………………………………………….
Ответы учащихся
Удачная расстановка сил
Военный талант Дмитрия Ивановича
Героизм и мужество русских воинов
Вера в победу
Ответы учащихся:
Вел себя как герой
Талантливый полководец
С любовью относился к своей Родине
Ответы учащихся:
Впервые была одержана крупная победа над Ордой
Восстановлена вера в свои силы
Ускорила распад Орды
Превратила Москву в центр освободительной борьбы против Орды
Показала, что единственный способ избавления от владычеств орды – является объединение всех русских земель.
Затем с помощью учебника корректируют их и проверяют по эталону
Выдвигают свои версии
Возросла роль Московских князей
Укрепилось Московское княжество
Орда признала за Москвой – роль центра политической власти
Окрепла вера в свои силы и совместную борьбу под единым руководством
Ответы учащихся
1 мин
3 мин

4 мин
5 мин
15 мин
5 мин
7 мин
4 мин
1 мин
Личностные
коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
коммуникативные
Познавательные регулятивные коммуникативные
Регулятивные коммуникативные познавательные
Познавательные коммуникативные регулятивные личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Познавательные
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
регулятивные