Конспект урока Куликовская битва 4 класс


Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе. Тема: "Куликовская битва"
Цели урока: стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся; расширить знания детей о Руси 14 века.
Задачи урока:
Стадия вызова: пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, актуализировать имеющиеся у учащихся знания.
Стадия осмысления: помочь активно воспринимать изучаемый материал, соотнести имеющиеся знания с новыми, расширять и активизировать словарный запас; прививать любовь к истории Родины.3Стадия рефлексии: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
Оборудование:
– учебник А.Плешакова «Окружающий мир» 4 класс, 4 класс ч.3;– ноутбук, проектор;– мультфильм «Пересвет и Ослябя», 2010 г., режиссёр С.Подивилов (эпизоды);– презентация «Куликовская битва»;– песня Ж.Бичевской «Куликово поле»;– карта Руси 14 века;– гербы княжеств – участников Куликовской битвы;ХОД УРОКА
1. Мотивация учащихся
– Сегодня мы отправимся в путешествие  вглубь веков. Путешествие длится целый урок. На нашем пути встретятся препятствия и интересные задания.
2. Стадия вызова
– Посмотрите на доску. На ней надпись: «2012 год – год Российской истории».– Почему именно 2012 год?– Даю подсказку (вывешиваю на доску дату – 862 год)– О чём вам говорит эта дата?  (В 862 году Русь стала государством под управлением князя Рюрика).– Сколько лет прошло между этими двумя датами? (Вывешиваю надпись – 1150 лет Российского государства). Эту круглую дату мы и отмечаем в этом году.
3. Повторение  изученного– Чтобы отмечать юбилейную дату истории, историю нужно изучать. (Открывается крыло доски – за ним: даты, имена, события, напечатанные на бумаге разного цвета, но расположенные в хаотичном порядке).– Перелистаем страницы истории. Но я вижу, что страницы перепутались. Составьте из них цепочки.  (Чтобы дети не запутались, даты, события, имена напечатаны на карточках одного цвета).
Ученики выходят к доске.
862 год – Рюрик – Новгород1240 год – Александр Невский – Нева – шведы1242 год – Чудское озеро – крестоносцы1238 год  – Батый – татаро-монгольское нашествие– Какое имя мы пропустили?  (Иван Калита)– Почему это имя осталось в истории?– Как вы думаете, какое имя будет следующим?  (Дмитрий Донской).– Откуда вы это узнали? (В учебнике в конце каждого параграфа есть сообщение, что мы будем  изучать на следующем уроке).– Какая родственная связь была между Александром Невским, Иваном Калитой и Дмитрием Донским? (Александр Невский – дед Ивана Калиты, Иван Калита  – дед Дмитрия Донского.)– Обратите внимание, что эти люди не имели фамилии, но мы их знаем по прозвищам, которые получены ими совершенно заслуженно.
4. Новый материал
– На доске – портреты Дмитрия Донского в княжеской и военной одежде.– Откуда мы раньше слышали это имя? (Из учебника «Литературное чтение» 4 класс, Климановой Л. , «Житие Сергия Радонежского».) Там была иллюстрация «Битва Пересвета с Челубеем».– Откуда мы ещё можем получить информацию? (Из интернета, фильма, песни, энциклопедии, от учителя).– Начнём с учебника.
а) учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 4 класс, ч.3, статья «Куликовская битва». Чтение учащихся.б) на доске появляется плакат «Куликовская битва», надпись «Куликовская битва – 8 сентября 1380 год».
5. Физкультминутка для глаз
6. Стадия осмысления
На доске вопросы:
Когда?Где?Кто?Почему?Итоги битвыЗначение этого события для русского народа
– Вызванные к доске ученики самостоятельно составляют пересказ статьи по опорным вопросам.
7. Работа с картой
На партах – карта Руси 14 века.
– Посмотрите на карту Руси. Является она единым государством? (Нет, состоит из удельных княжеств).– Что мешало объединению княжеств и освобождению от татаро-монгольского ига?– И всё же московскому князю Дмитрию Ивановичу удалось на некоторое время объединить эти княжества для Куликовской битвы.
8. Стадия активизации учащихся
Работа с гербами княжеств
– Сейчас вы станете участниками Куликовской битвы. (Раздаются отпечатанные гербы и ставятся в подставки на партах).– Я буду описывать герб, а вы отзывайтесь, называя столицу своего княжества.
– Лев с мечом (Владимир)– Лев с мечом и две рыбы (Переславль-Залесский)– Лев с мечом и три калача (Муром)– Медведь с секирой (Ярославль)– Сокол с короной на голове (Суздаль)– Олень с золотыми рогами (Ростов)– Олень красного цвета с короной (Нижний Новгород)– Мальчик – царевич (Углич)– Богатырь на фоне шатра (Рязань)– Все здесь? – Все!– Найдите на карте своё княжество. Вот вы и будете его защищать.
9. Чтение учащимися наизусть отрывка из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица» (у доски).
Как мне о битве на ДонуРассказ продолжить мой?Читатель, я не обману,Сказав о битве той,Что не было такой ещё,И, хоть кого спроси, —«Мамаево побоище»Все знают на Руси!..
Там ратники к плечу плечоС врагом сошлись грудь в грудь,И места не было мечомИль палицей взмахнуть.
Стоял такой великий стон, Шёл бой с такою кровью,Что был в багрец окрашен ДонДо самого низовья.
И стало солнце уставать,К закату — огневое,И стали русские сдавать —Ордынцев было вдвое!
Вот тут-то памятный урокБыл дан врагам-татарам:Вдруг вывел конницу Боброк,Что прятал он недаром.Дружина вынесла в тот часЗнамёна русской славыИ нанесла такой ударС отвагою такою,Что в страхе сонмища татарБежали с поля боя.
10. Просмотр эпизодов из мультфильма «Пересвет и Ослябя»
а) Дмитрий Иванович и Сергий Радонежский.б) Битва Пересвета с Челубеем.в) Бой с татаро- монголами.г) Дмитрий Иванович в бою.д) Бегство Мамая. Засадный полк.е) Куликово поле после битвы.
11. Физкультминутка.  «Танец маленьких утят»
12. Презентация «Память жива!»
– Какие последние слова произнёс Дмитрий Иванович? (Свободны).– Стала ли Русь свободной после битвы, нам поможет узнать презентация.
1-й кадр. Колонна Дмитрия Донского на Куликовом поле.2-й кадр. Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Куликовом поле. (Битва состоялась в этот престольный праздник). В честь погибших стала отмечаться Дмитровская  родительская суббота.3-й кадр. Памятник Дмитрию Донскому в городе Коломне. (Здесь собирались княжеские дружины перед битвой).4-й кадр. Орден Дмитрия Донского.5-й кадр. Могилы Пересвета и Осляби в Москве.6-й кадр. Набег хана Тохтамыша на Москву в 1382 году. Убито 24 тысячи москвичей. Москва разграблена и сожжена.7-й кадр. Князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, продолжатель дела отца, но дипломатическими путями.8-й кадр. Стихи Н.Кончаловской.
Как мне закончить быль моюО поле Куликовом?Кому я славу пропою?Кого прославлю словом?Руси достойных сыновей —Отчизны честь и силу,И наших предков — москвичейМеж ними много было.А князя Дмитрия — ДонскимС тех пор прозвал народ.И слава добрая за нимДо наших дней живёт.
13.  Песня Ж.Бичевской «Куликово поле»  (1,2 и последний куплеты)
14. Вручение  учащимся самодельных медалей «За участие в Куликовской битве»
15. Задание на дом:
1) Сделать выписку из интернета, что обозначает герб княжества.2) выполнить задание в «Рабочей тетради».