Конспект урока на темуКонспект урока по истории России для учащихся 6-го класса на тему Куликовская битва: роль и значение в истории страны

Конспект урока по истории России для учащихся 6-го класса на тему "Куликовская битва: роль и значение в истории страны"

Цели урока:
развитие чувства патриотизма, гражданственности и уважения к Родине, ее историческим корням и национальным традициям.
показать историческое значение Куликовской битвы
представить яркий талант Дмитрия Ивановича Донского
развитие умения работы с историческими источниками
Оборудование:
компьютер
карта сражения
портрет князя Дмитрия Ивановича
раздаточный материал ( исторические источники)
доска с планом работы и таблицей о положении сил накануне сражения
Эпиграф: "Лучше честная смерть, чем позорная жизнь".
Ход урока
1. Характеристика князя (рассказ учителя)
2. Русь и Орда накануне сражения (данный материал может быть представлен как таблица).
Золотая Орда:
- Раскололась на две части, границей стала Волга
- Бесконечные усобицы и частая смена правителей
- Орда утратила свой контроль над Киевским, Волжским и Черниговским княжествами
- Постоянным правителем стал темник Мамай, но ханом стать он не мог, так как не был потомком Чингизхана. Через завоевание Руси хотел доказать, что он является продолжателем дела Батыя.
Русские земли:
- Дмитрий Иванович перестал выполнять требования Золотой Орды
- Князь становился защитником русских земель
- Попытки найти помощи у Литвы
- Увеличил свою дружину. Изменил военную организацию, активизировал роль пехоты. Преимущество - ордынская конница не могла прорвать пешую фалангу- лошадь не пройдет на выставленные вперед копья.
- 1374 год- съезд князей в Переславле-Залесском. Главная задача: простить друг друга и совершить совместный поход против Мамая. Удалось собрать 22 города.
Почему именно этот момент стал решающим?
Примерный ответ учащихся:
- Дмитрий осознал хитрую политику ордынских ханов
3. Борьба с Ордой.
Основные этапы:
Орда - тормоз в развитии государства
- 1377 год. События на реке Пьянь. Ордынцы воспользовались хитростью и перебили русские войска.
-1378 год. Битва на реке Воже. Победа русских войск.
-8 сентября 1380 год. Куликовская битва. Неподалеку от впадения в Дон реки Непрядвы.
1382 год. Поход Тохтамыша на Москву.
4. Знакомство с историческими источниками о событиях 1380 года в истории России. Основные источники - "Задонщина" и "Сказание о Мамаевом побоище".
5. Документ. "Задонщина" о силах русских воинов. (разбор и вопросы)
"Князь великий Дмитрий Иванович.. сказал: " пришла к нам весть.. что царь Мамай стоит у быстрого Дона, пришел он на Русь и хочет идти на нас.."
И вот князь Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич: упрядили свои храбрые полки.. К славному городу Москве съехались все князья русские.. И сказал всем великий Дмитрий Иванович: "Братья и князья русские, гнездо мы великого князя Владимира Киевского! Не рождены мы на обиду ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому этому Мамаю!.. А воинов с нами - триста тысяч латников. А воеводы у нас надежные, а дружина в боях испытанная, а кони под нами борзые, а доспехи на нас золоченые, а шлемы черкасские, а щиты московские.. а кинжалы фряжские, а мечи булатные: и все как один готовы головы свои положить за землю Русскую и за веру христианскую.."
Вопросы к документу:
1. Какими силами располагал князь Дмитрий?
2. из каких русских земель пришли полки на помощь Москве?
3. О чем свидетельствует этот факт?

·6. Основные события сражения на Куликовом поле. ( фрагмент фильма о ходе сражения).
Вопросы к фильму:
какую роль сыграла русская православная церковь?
какое событие стало началом сражения?
почему князь отдал приказ о переходе Дона перед началом битвы?
из каких частей состояло русское войско?
7. Стихотворение.
"Там за Непрядвою, за Доном".
: Позади у воинов Непрядва, Слева - затуманившийся Дон. И простор великий только на два, Только на два стана разделен.
Вот сейчас - не в дальней дали где-то - Здесь сойдутся, как гроза с грозой: Грянул поединок Пересвета, Вышедшего в бой с Тамир-Мурзой.
До земли поникли травы луга, И до неба поднялись дубы: Всадники несутся друг на друга, Встретились- и - кони на дыбы!
Копья устремив ожесточенно, Оба пали под ноги коней: И тогда полки сошлись у Дона - Кто из них отважней и сильней?
Черной тучей конница Мамая Затянула весь простор степной. Но, ее удары принимая, Выстроились русичи стеной.
Кони, обезумев, рвут поводья, И своих потопчут, и врагов. И от крови, словно в половодье, Скоро выйдет Дон из берегов:
"Други! Мы живем под небом божьим, А в бою сражаться нам самим. Братья! Лучше головы положим, Но своей земли не посрамим!
Лучше пасть, достойно смерть приемля, Чем позором жизнь свою сберечь. Чтобы защитить родную землю, Мы готовы в землю эту лечь!..."
Вопросы:
1. Какие события в русской истории можно поставить вровень с Куликовской битвой?
Помогает ли художественная литература понять историю нашей страны?
8. Документ. "Задонщина" о победе на Куликовом поле (вопросы к документу)
"Обрушились русские князья не силу татарскую: на поле Куликовом на речке Непрядве.. Полки поганых вспять повернули и начали бить и сечь беспощадно: Тут рассыпались поганые в смятении и побежали непроторенными дорогами:пропала охота у царей и князей их на Русскую землю ходить:
Уже по Русской земле разнеслось веселье и ликованье.. А гроза и слава великого князя Дмитрия Ивановича.. по всем землям пронеслась.
: И стал великий князь Дмитрий Иванович.. на поле Куликовом.. Страшно и горестно, братья, было в то время смотреть: лежат трупы христианские, словно сенные стога, у Дона великого, а Дон-река три дня кровью текла. И сказал князь: "Сосчитайтесь, братья, скольких у нас: недостает?"
: "Нет, государь, у нас сорока бояр московских, двенадцати князей Белозерских, тридцати новгородских посадников, двадцати бояр коломенских: А посечено безбожным Мамаем двести пятьдесят три тысячи : а татар пало бесчисленное множество."
Вопросы к документу:
1. Каким образом автор произведения подчеркивает значение Куликовской битвы?
2. Что можно сказать по данным о погибших?
9. Итоги сражения (в тетрадь под запись)
возрос авторитет Москвы
ускорился процесс объединения русских земель
в сознании русского народа крепла вера в неизбежное падение ордынского владычества
Золотая Орда стала избегать открытых сражений с русскими ратями
10. Домашнее задание- пар 23, печатная тетрадь- зад 3.+ новые слова.
11. Работа в печатной тетради (пар. 23 задание 1, задание 2).
Литература.
Пчелов Е.В. Учебник. История России с древнейших времен до конца XVII века.- М.: Русское слово, 2006
Пчелов Е.В. Рабочая тетрадь. История России.- М.: Русское слово, 2006.


Заголовок 115