Уроки технологии как возможность для реализации возможностей трудовой деятельности для обучения, развития и воспитания учащихся, имеющих трудности в обучении.


Уроки технологии как возможность для реализации возможностей трудовой деятельности для обучения, развития и воспитания учащихся, имеющих трудности в обученииКасастикова С.П., учитель технологии МОУ СОШ №2 г. Надыма
Разнообразие объектов труда, изготавливаемых школьниками на занятиях по технологии, во многом зависит от оборудования школьной мастерской. Поэтому с появлением станков расширились возможности обучающихся к выполнению своих творческих проектов. Поэтому учащиеся, ручными инструментами вытачивают из дерева большое количество самых разных предметов, которые декорируют узорами, резьбой. Выделяют два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Обучающиеся, находящиеся на первом уровне, проявляет умения, быстро усваивает знания и овладевает определенной деятельностью, осуществляет ее по образцу. На втором уровне обучающийся способен самостоятельно создавать новое, оригинальное, своё.
Кроме обучения учащихся обработке древесины, мною ставятся коррекционно-развивающие цели: развитие мышления через сочетание эстетической и технологической деятельности, закрепление практических умений при работе на станке ручными инструментами, шлифовке, работе с клеем, соблюдение технике безопасности, развитие связной речи, в том числе при комментировании практических действий.
Внешняя структура включает в себя 3 элемента:
вводный инструктаж;
самостоятельная работа и текущий инструктаж;
заключительный инструктаж.
Вводный инструктаж предназначен для создания теоретической основы практической деятельности учащихся на уроке.
Внутренняя структура выстраивается в логике основных звеньев учебного процесса, т.е.: подготовка ученика к изучению нового материала, выдача информации, её закрепление.
Вводный инструктаж включает в себя 5 основных элементов внутренней структуры:
подготовка учащихся к изучению нового материала (постановка темы, цели, актуализация знаний);
сообщение новых знаний;
самостоятельное получение учеником новых знаний
текущее повторение, первичное закрепление;
создание ориентировочной основы деятельности учащихся на уроке - предназначены для создания образа предстоящей практической работы учащихся.
Самостоятельная работа и текущий инструктаж
Внутренняя структура этого элемента строится по видам самостоятельной работы учащихся:
самостоятельная работа по получению новых умений;
самостоятельная работа по совершенствованию умений на основных и заключительных этапах;
творческая проектная деятельность.
Заключительный инструктаж
Его внутренняя структура:
обобщение и систематизация изученного;
контроль и оценка знаний, умений, навыков;
выдача домашнего задания.
Основой урока технологии является практическая трудовая деятельность учащихся (около 75% учебного урока). Уроки технологии представляют большие возможности для реализации возможностей трудовой деятельности для обучения, развития и воспитания учащихся. Познавательные задания включают в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.
Изготовление изделия учащиеся выполняют также используя наглядные пособия (объект труда)
Демонстрацию (показ), которая способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия. Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Здесь следует руководствоваться информированием школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью. Для этого:
организовывается наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;
учащимся предоставляется возможность воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;
Используем фронтальный метод обучения на уроках. Он выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме учителю технологии значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих - все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать ее этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения.
Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения (достаточно инструментов, приспособлений, оборудования), то коллективная работа способствует восприятию одними школьниками удачных приемов у других, поиску выхода из затруднений за счет обмена опытом.
Групповой (звеньевой) прием организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Несмотря на сложность руководства процессом при выполнении задания достоинство этого приема очевидно: он позволяет создавать у школьников правильное представление о современной организации труда на производстве. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе.
Индивидуальный прием организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания – применяю сравнительно редко. Преимуществом этого приема является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, дать возможность отстающим по каким-либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования.
В практической части использую приемы ролевой игры в которой есть свои руководители, технологи и контролеры. Изготовление изделия учащиеся выполняют по маршрутной карте. За соблюдением требований после инструктажа дети следят самостоятельно.