Особенности речевой культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии


Особенности речевой культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.
Морозова К.А., воспитатель
ГКУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» Дневное стационарное заведение несовершеннолетних Кемеровской области
В настоящее время вопросы речевой культуры горячо обсуждаются лингвистами, методистами, преподавателями и широкой общественностью, которых волнует низкая языковая компетенция большинства населения, особенно школьников. От наличия или отсутствия этих коммуникативных умений во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом, в связи, с чем возникает необходимость специального обучения умению общаться.
Задача развития и формирования социально-коммуникативных навыков в большей мере актуальна для детей с интеллектуальной недостаточностью (работы Д. И. Бойкова, Е. Е. Дмитриевой, Е. А. Чернышовой и др.). Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания, поскольку первостепенной задачей такого обучения является социализация. Для успешной работы в этом направлении необходимо изучить особенности речевой культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии.
Развитие речи начинается в дошкольном возрасте, ребенок, слушая чужую речь, усваивает нормы и правила общения. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно позволяет не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, что ведёт к повышению социальной компетенции ребёнка и говорит о его готовности к школе 2.
Проблемам культуры речи посвящены работы А.А. Акишиной, Л.А. Введенской, В.Е. Гольдина, В.И. Капинос, М.P. Львова и др. Под речевой культуройпонимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации 4.Культура речи представлена тремя аспектами: нормативным, коммуникативным, этическим.
Одним из важнейших, связанных с правилами языка, является нормативныйаспект, заключающийся в соблюдении норм литературного языка. Именно он регулирует правила написания, произношения, словообразования, словоизменения, постановки знаков препинания и т.д.
Коммуникативный аспект связан с целесообразностью общения, с реализацией языковых норм в речи, с функционально-стилистической дифференциацией русского языка. Б.Н. Головин выделяет следующие коммуникативные качества речи: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность речи.
Этический аспект регулирует соблюдение норм, касающихся отдельных ситуаций общения. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления и т. п.).
Для определения уровня сформированности речевой культуры детей мы обследовали две группы старшего дошкольного возраста: с нарушением в развитии и нормально развивающихся. Исследование проводилось в МКУ «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Мариинского муниципального района в оздоровительной группе для детей от 3 до 7 лет.
За основу мы взяли показатели уровня развития культуры речи детей, выделенные Л.В. Балашовой:
1.  Высокий уровень - у ребенка наблюдается достаточный словарный запас (3000-4000 слов, по данным Е. А. Аркина); грамматический строй речи правильный; установленное звукопроизношение и развитый фонематический слух. Умеет поддерживать беседу как со сверстниками, так и со взрослыми; произвольность, осознанность построения развернутого монологического высказывания. Знает и владеет речевым этикетом (разнообразными языковыми средствами) и всегда его без напоминания использует («приветствие», «знакомство», «просьба», «благодарность», «прощание», «отказ»); доброжелателен, инициативен со сверстниками и со взрослыми.
2.  Средний уровень – у ребенка достаточный словарный запас,можно отметить несогласованность грамматического строя речи; звукопроизношение, в основном, установлено, но в потоке речи может невнятно произносить слова, при беседе наблюдается частое отвлечение от поставленного вопроса, при монологической речи не наблюдается связности высказывания. Знает речевой этикет («приветствие», «знакомство», «просьба», «благодарность», «прощание», «отказ»), но при этом не всегда его использует, доброжелателен, инициативен со сверстниками и со взрослыми.
3.  Низкий уровень – у ребенка наблюдается недостаточный словарный запас, несогласованность грамматического строя речи, недостаточно сформировано звукопроизношение, при беседе наблюдается неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса 1.
В работе мы опирались на методики, позволяющие проверить богатство речи, умение грамматически правильно организовывать слова в предложении, самостоятельно строить монологическую речь 3.
Методика Г.А. Волковой «Проверка словарного запаса» позволила оценить уровень словарного запаса. Мы попросили детей назвать предметы одежды, которые могут надеть мужчины, женщины и дети в разное время года (летом и зимой), разное время суток (днем и ночью), начиная с головных уборов и заканчивая обувью. Все дети в норме назвали от 10 слов и выше, что является показателем высокого уровня владения словарным запасом. В то время, как исследование детей с нарушенным интеллектом, позволяет говорить только о низком уровне владения словарным запасом, два ребенка, 23 %, смогли назвать 3 слова (шапка, сапоги, носки), а пять, 77%, 2 слова (платье, сандалии), при помощи подсказок, слова были произнесены не четко с фонетическими искажениями («платюшко», «сандалики», «колготочки»).