Работа с родителями детей, имеющих нарушения речи


Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности. А полноценное формирование личности невозможно без наличия правильной, грамотно оформленной, красивой речи.  Родители видят проблему в речевом развитии своего малыша, сравнивая его речь с речью сверстников, но не знают, как и что с этим делать. Поэтому необходимо помочь родителям правильно вести эту работу. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. При этом необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе. Тем самым мы обосновываем необходимость открытия и существования логопункта в  дошкольных учреждениях и логопедических групп.
В статье18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Сегодня мы хотим вам показать и рассказать, как заинтересовываем родителей к совместной работе. Как создаем единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, привлекаем родителей к участию в воспитательном процессе. Как родители из "зрителей" и "наблюдателей" становятся активными участниками встреч и помощниками педагога, как в группе создаем атмосферу взаимоуважения
Формы работы с родителями в ДОУ многогранны. Лучший результат дает использование как традиционных, так и нетрадиционных форм:
1.Педагогические беседы с родителями (С)
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей. Мы стараемся оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, и находим единою точку зрения по этим вопросам.
2.Тематические консультации (Показ)
3. Групповые собрания родителей(С)
4. Наглядная пропаганда (Показ)
стенды,
газеты
книги-малышки,(изготавливаются самими детьми в группе или дома вместе с родителями )
фотоальбомы, фоторепортажи о жизни группы (где родители могут увидеть о происходящем в группе).
Моя страничка (родители дома вместе с детьми делают страничку для книги или альбома по данной теме)
Фотовыставки
Папки-передвижки в которых помещается речевой материал по различным лексическим темам, пальчиковые и подвижные игры, сопровождающиеся речевым материалом, а так же информация о развитии речи детей. Буклеты с данным материалом родители могут взять домой и спокойно изучить.
Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в саду. Особо хотим отметить роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:
а) единство требований к ребенку;
б) контроль за выполнением заданий;
в) помощь в оформлении тетради ребенка, игр, дидактического материала;
г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду.
Таким образом, мы создаем установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.
5. Телефон доверия и почтовый ящик.
Помимо консультативных часов, свои вопросы в письменной фрме родители могут оставить в «почтовом ящике», специально оформленном в группе. На основе этих вопросов планируются семинары-практикумы, заседания родительского клуба или оформляются иформационные стенды.
6. Вечера вопросов и ответов. Где мы не только отвечаем и беседуем о наболевших проблемах и вопросах, но и привлекаем родителей к изготовлению и использованию различных пособий для занятий с детьми дома с целью развития речи, автоматизации звуков, или обучения грамоте.
(Показ сказкотерапии)
7.Презентации жизни группы их используем для повышения интереса родителей, включаем просмотр открытого фронтального занятия, на котором дети с помощью педагога продемонстрируют свои достижения. Таким образом, родители получат порцию теоретических и практических знаний в области коррекционной работы, познакомятся с демонстрационным и раздаточным материалом, пособиями, которые использует педагог в работе с детьми.
8.Открытые занятия с детьми для родителей, с участием родителей.(С)
Являются эффективным способом повышения родительской компетентности. Только в этом случае родители могут выступать помощниками в коррекционной работе с детьми.
9.Утренники и развлечения с участием родителей
10. Детское портфолио
это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений малыша и его семьи в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.. Оно позволяет учитывать результаты, достигнутые
воспитанником в разнообразных видах деятельности.

12. Брошюры перспективного плана на год по кружковой работе.
Родители знают время работы кружка, с чем дети будут знакомится в течение года, по месяцам, какой предположительно результат может быть достигнут.
13. Тренинговые упражнения с родителями и детьми: на общение, для сплочение коллектива , психологические игры и т.д. притчи, которые могут помочь разрешить любые вопросы, научить как действовать в проблемных и запутанных ситуациях обсудить сложную для понимания ситуацию на более простом и понятном примере, выйти из конфликтной или провокационной ситуации, разрядить обстановку.
14. Мы используем приемы создания ролей для родителей.
гость группы. (С)
приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними;
доброволец.(С)
У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Родители принимают участие в спектаклях, помогают в организации мероприятий, обеспечивают транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.;изготавливают атрибуты к праздникам для игр, сами игры, пособия.
член родительского совета.
Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.
Сотрудничество родителей друг с другом.
Это помощь более опытных родителей начинающим.
В этом году для контроля по работе с родителями мы выделили три группы. Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.Родители –наблюдатели. Заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». Составили таблицу-диагностику. Мы получили уже первые положительные результаты.
Работа с родителями детей, имеющих нарушения в речевом развитии, должна рассматриваться как неотъемлемая часть в работе группы, так как позволяет добиться положительных результатов в более короткие сроки и успешно подготовить детей к школьному обучению.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.Мы будем и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять мы педагоги, используя все полученные знания и опыт.
И в заключении я хочу рассказать и показать одну притчу.
Ценности в жизни
Профессор философии перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько различных вещей. Когда начинаются занятия, он молча берет большую пустую банку из под майонеза и заполняет ее большими камнями. Затем спрашивает
Банка была полна?
Да! — соглашаются студенты.
Тогда профессор достает коробку с маленькой галькой и высыпает ее в эту же банку. Он слегка поболтал банку, и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями. Он снова спросил студентов:
—Банка полна?
Они рассмеялись и согласились, что банка полная. Тогда, профессор достает коробку песка и высыпает ее в банку. Естественно, песок, заполняет все остальное пространство.
—Теперь, — сказал профессор, — я хочу, чтобы вы
поняли, что это — ваша жизнь. Камни — важные вещи: вашасемья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бывсе остальное было потеряно, и только они остались, вашажизнь была бы все еще полна.
Галька — другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок — все остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыплете песок в банку, то не будет места для гальки и камней.
То же самое и в жизни. Если вы тратите все ваше время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются важными для вас. Обратите внимание на вещи, которые более всего важны для вашего счастья. Заботьтесь сначала о камнях, это действительно имеет значение.
Установите ваши приоритеты. Остальное — только песок.