Методические рекомендации Работа с родителями детей, имеющих речевые недостатки

Базовая школа
при БПОУ РК «ЭПК им. Х.Б. Канукова»













Методические рекомендации
«Работа с родителями детей, имеющих речевые недостатки»

















Элиста, 2015 г.












«Работа с родителями детей, имеющих речевые недостатки»/, сост. Бадмаева М.В., учитель-логопед базовой школы


















Предназначено родителям и педагогам















Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: коллективная работа (лекционно-просветительская), групповые родительские собрания, анкетирование, наглядная форма работы – оформление стендов и уголков в помощь родителям, индивидуальные консультации, «круглые столы», открытые занятия и логопедические утренники, обучение родителей игровым занятиям и д.р.
Взаимодействие семьи и учителя-логопеда – необходимое условие полноценного речевого развития ребёнка, так как наилучшие результаты получаются там, где все действуют согласованно. Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа логопеда, в процессе которой родители убеждаются, на сколько их роль в речевом развитии ребенка значима и важна.
Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для нас - логопедов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное и школьные учреждения.

Консультация для родителей
Речевая готовность ребёнка к школе

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.
Что же такое речевая готовность ребёнка к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.
Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.


Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.






Как научить ребёнка писать без ошибок?

По статистике 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это – повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?
Если ребенок делает ошибки, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то, наоборот, возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.
Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили «натянутые» тройки и периодически оставляли на второй год.
Теперь таким детям ставят диагноз – дисграфия. По статистическим данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30 %!
При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает очень даже неплохо, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?
Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?
Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.
Как видно, письмо – это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.
Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.
Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия?
Или он просто плохо знает правила?
Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:
Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».
Пропуск букв.
Недописывание слов и букв. Например, «стака» вместо «стакаН».
Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».
Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».
Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
Забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ» и «э»). И, наконец, «неаккуратность» в тетради:
Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.
«Съезжает» со строчек к концу предложения.
Переносит слова как попало.
Часто не делает пробелов между словами.
Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:
Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант».
Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.
Если ребёнок не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова»
Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.
Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм».
Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина
Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.
После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова. Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.
Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).
Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка – Упражнение «Шифровка».
Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.
Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.
Если ребёнок не применяет правила при письме – Упражнение «Зоопарк».
Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.
Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Чтобы ребёнок писал грамотно, можно ещё дать следующие советы родителям:

Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из 100 % детей с проблемами по русскому языку 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, таким образом малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.
Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.
Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.
После школы почаще массируйте массируйте ребёнку шейную и затылочную область.
Всё это в комплексе и по отдельности немедленно отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе.


Где живёт чтение?

Многие родители начинают готовить ребенка к школе исподволь. Главную свою задачу они видят в том, чтобы научить дочь или сына читать.
А некоторые ставят и сверхзадачу – научить ребенка читать как можно раньше, хорошо бы в четыре года, в пять лет.
Существует представление, что раннее чтение способствует раннему развитию. И свидетельствует о какой-то фундаментальной одаренности ребенка, о его особом интересе к самостоятельному познанию.
Возможно, родителей подталкивает к этому затаенное желание видеть своего ребенка исключительным; они считают, что могут и обязаны обеспечить его интеллектуальное развитие, чего бы им это ни стоило.
Взрослые нередко уверены: если они будут регулярно и настойчиво заниматься с ребенком – учить его буквам, слогам, писать ему слова, то он наверняка станет успешным читателем.
Некоторые родители вспоминают, что сами без особого напряжения начали читать уже в пять лет, а у кого-то из друзей сын читает уже в четыре года.
Но неожиданно оказывается, что не всякого пятилетнего ребенка можно научить читать. И шестилетние не все готовы овладеть чтением. Да и семилетние нередко читают медленно, с ошибками.
И вот появляются новые ярлыки. Того, кто рано овладевает чтением, считают умным и способным ребенком. А того, кто перед поступлением в школу с трудом складывает буквы в слоги, записывают в «слабенькие», не подающие особых надежд.
Столкнувшись с подобной проблемой, недоуменный родитель начинает мучиться вопросом: а в чем, собственно, причина, что не так с моим ребенком? Он нормальный, сообразительный, веселый, активный, но берется читать – как в ступор какой-то входит.
Чаще всего родители видят корень зла в характере своего чада – «он ленится, упрямится, не хочет напрягаться, в голове у него одни мультики, ему бы только играть, бегать и кричать»
Почему же для одних детей чтение – развлечение, а для других – тяжкий труд?
Что заставляет ребенка сопротивляться чтению? Неужели он действует так из чистого упрямства?
Известно, что ребёнок избегает тех дел и занятий, в которых он испытывает затруднения и не добивается хороших результатов. Это вполне нормально и имеет, возможно, особый смысл для целостного детского развития.
Что-то внутри ребёнка не позволяет ему легко справляться с чтением.
Умственные способности? Воля? Характер? Воспитание?
А может, надо погрузиться в мозг?
Ведь на ранних этапах развития именно он определяет реальные возможности ребенка. Позднее большую роль в достижениях детей начинает играть индивидуальный опыт, полученные навыки, мотивация, волевые качества, особенности личности.

Что нужно ребёнку, чтобы овладеть чтением?

Родителям нередко кажется, что для этого достаточно выучить буквы.
Но буквы некоторые дети знают уже в два с половиной года, однако эти значки несут для них скорее зрительную информацию, чем звуковую, – это просто рисунки, имеющие определенные названия. Ребенок легко найдет букву «Б» на обложке книги, но он не узнает звук [б] в слове «бочка».
Чтобы научиться читать, сначала надо научиться слышать и хорошо различать звуки речи, необходимо иметь развитый фонематический слух – фундамент не только успешного чтения, но и общего речевого развития.
Маленький ребенок, слыша и произнося слова, воспринимает их как нерасчлененный звуковой комплекс, который может объединять даже несколько слов (например, «дядьсаш»).
Родители часто замечают, что ребенок плохо произносит звуки, пропускает их, искажает слова.
Мало кому приходит в голову, что именно так он и слышит – его фонематический слух еще недостаточно развит. (Например, вы говорите «дача», а ребенок повторяет: «ача». Звук Д он на первых порах еще не вычленяет).
Когда фонематический слух разовьется настолько, что ребенок способен уверенно выделять и комбинировать звуковые единицы языка, он готов к овладению чтением – озвучиванию и пониманию написанных слов.
На первоначальных этапах обучения ребенку необходимо слышать читаемые им слова. Первые шаги в овладении чтением – чтение вслух.

Полезная асимметрия

Фонематический слух значительно различается у разных детей. И темпы его развития тоже индивидуальны.
У одних он развивается очень рано – родителей радует правильная и чистая речь трехлетнего малыша. Другим надо долго разгоняться, тренироваться и набирать опыт. А некоторые дети нуждается в специальной помощи логопеда.
Почему это происходит?
Что определяет различия в развитии фонематического слуха?
На эти вопросы помогают ответить современные исследования мозга.
Уже около сорока лет назад было установлено, что с языковыми умениями тесно связано вполне определенное анатомическое образование в коре головного мозга; его латинское название Планум Темпорале (ПТ).
Это образование не одинаково по размеру в двух полушариях мозга: у правшей оно длиннее в левом полушарии, а именно это полушарие отвечает у них за речь.
У левшей же, языковая деятельность которых поддерживается, напротив, правым полушарием, ПТ больше как раз в нем.
Такую асимметрию исследователи зафиксировали на различных стадиях развития человеческого мозга – она есть у плода, у новорожденного, у школьника. И у взрослого человека тоже.
Именно эта асимметрия важна для развития языковых умений.
Но в случаях, когда асимметрия отсутствует, когда размер ПТ одинаков обоих полушариях, отмечаются расстройства языковых навыков, как у детей, так и у взрослых.

Где живёт чтение?

Само ПТ состоит как бы из двух ветвей, образованных горизонтальными или вертикальными волокнами. Прежде, когда измеряли размеры ПТ, длины горизонтальной и вертикальной ветвей складывали.
Совсем недавно психологи из университета американского штата Флорида решили посмотреть на них по отдельности, чтобы определить вклад каждой в развитие фонематического понимания.
Оказалось, что имеет значение только величина асимметрии горизонтальных ветвей разных полушарий – чем она больше, тем более высокие результаты показывали дети пяти – девяти лет в тестах на фонематическое понимание. (Впрочем, асимметрия вертикальных ветвей ПТ способствует развитию языка по-своему: она подкрепляет усвоение ребёнком жестов и движений, сопровождающих речь.)
В экспериментах участвовали также дети более старшего возраста, от десяти до двенадцати лет.
Все они в целом успешно выполнили тесты на фонематическое понимание (хотя индивидуальный разброс данных, конечно, был).
При этом по величине асимметрии они различались существенно.
Получается, что в этом возрасте анатомическое преимущество в асимметрии, в отличие от пяти - девятилетних детей, уже не дает значительного перевеса в фонематическом понимании.
Почему?
По мнению исследователей, тут вмешивается школьное обучение.
Почти все дети в течение первых лет обучения в школе развивают необходимое фонематическое понимание и становятся вполне умелыми читателями – независимо от исходного уровня развития фонематического слуха и навыков чтения.
При включении в обучающую среду даже самая маленькая асимметрия горизонтальной ветви позволяет ребенку развить свои фонематические умения и овладеть чтением, орфографией, грамотной речью.
Проще говоря, у одного ребенка генетически заданная область мозга, ответственная за переработку зрительной информации, может быть размером с пятирублевую монету, а другого – с рублёвую. Мозг одного ребенка может переработать, например, три единицы зрительной информации, другого – пять.
Таким образом, величина природной асимметрии горизонтальной ветви ПТ задает, насколько рано начнет развиваться у ребенка фонематический слух, языковые навыки и насколько рано он овладеет чтением.
Дети, у которых асимметрия выражена меньше, свой путь пройдут, но на это потребуется больше времени.
Связь между фонематическим пониманием и асимметрией сильна на раннем этапе детского развития. Но она ослабляется в более старшем возрасте под воздействием культурных сил, сконцентрированных на развитии грамотности.
А если усиленно развивать навык чтения в раннем возрасте? Приведет ли это к положительным результатам?
Конечно, продолжительное воздействие поступающих из окружающего мира соответствующих стимулов и активное внимание к ним могут увеличить размер уже заданных корковых карт переработки информации. Это произойдет за счет участков мозга, которые предназначены для переработки тех стимулов, которые мало представлены в окружении ребенка и потому воздействуют на мозг менее ощутимо. Корковые карты переработки информации адаптируются и перестраиваются под воздействием окружающей среды. Такие функциональные изменения в их размере и разрешающей способности могут привести, в свою очередь, к локальным изменениям в морфологии, строении мозга.
А нужно ли, вообще, считаться с мозгом?

К пятилетнему возрасту у детей, с активно развивающимся фонематическим пониманием, как предполагают исследователи, может произойти уже значительная потеря правополушарной нервной ткани горизонтальной ветви ПТ, что и приводит к столь явной у них асимметрии.
У детей с другой генетической ориентацией, не связанной с повышенным вниманием к фонематической информации, активно развивается и правополушарная ветвь. Такие дети более внимательны к речевой информации другого род, кодируемой правым полушарием – к ритмико-интонационным элементам речи (её мелодике, относительной силе произнесения слов, общему темпу речи, общей тембральной окраске).
Такое внимание может замедлять нарастание асимметрии, необходимой для овладения чтением.
Отвлечение внимания на ритмико-интонационные элементы речи может задерживать освоение ребенком звукового строя языка.
Становится понятно, что за всё приходится платить. Раннее интенсивное обучение ребенка, активно эксплуатирующее преимущественно левополушарные структуры мозга, может, по мнению ученых, иметь для ребенка дорогую цену.
С другой стороны, когда какая-то часть мозговых структур пассивна, не подкрепляется воздействиями извне, то определенная психическая функция закрепляется только за одной структурой. Раннее овладение чтением значительно сокращает возможность поддержки данных языковых функций правым полушарием мозга.
Чем это грозит?
Дети с рано развитой асимметрией подвергаются большему риску языковых затруднений при восстановлении речи в случае травмы левого полушария мозга.

Принцип естественности в развитии

Как известно, каждый малыш развивается по-разному. У каждого мозга свои сроки созревания. Поэтому дети и начинают понимать язык и осваивать его в широких возрастных диапазонах.
Развитие фонематического слуха показывает, насколько сложно в процессе его становления взаимодействует биологическое и социальное.
Не будем забывать о том, что природные, индивидуальные особенности ребенка требуют исключительного внимания. Вместе с тем настойчивое, активное, последовательное обучение может компенсировать недостаточно зрелую биологическую основу.
Еще один важный вывод: необходимо избегать, особенно в раннем возрасте, жесткой специализации, ориентации ребенка на один вид деятельности. Пусть даже она ему хорошо дается. Как ранние достижения, так и ранние неудачи отнюдь не прогнозируют однозначно ход развития ребенка.
Задача детского развития в раннем возрасте – приобрести как можно более широкий и многоликий опыт, попробовать себя во многом, лучше «накормить» мозг разнообразными впечатлениями и индивидуальным опытом.


Советы родителям. Как уменьшить риск возникновения заикания у вашего ребенка?

Если ваш ребенок останавливается, повторяет слоги и звуки или запинается перед произношением слова или фразы, вы можете начать волноваться – «А вдруг он начал заикаться?».
Неплавная речь в возрасте от двух до семи лет является нормой.
Обучение пониманию и использованию речи – процесс длительный и сложный. Многие дети понимают речь до того, как могут выразить свою мысль в словесной форме. Неуверенная речь и повторения в детской речи являются вариантом нормы.
Но если они встречаются слишком часто и связаны с напряжением или избегающим поведением, эти признаки могут указывать на начинающееся заикание.
Следующие признаки указывают на начальную стадию заикания:
Часто встречающиеся повторы слов.
Пролонгированные звуки.
Избегание ситуации общения, фразы: “Я не могу этого сказать”.
Расстроенный вид.
Напряженный вид мышц лица и шеи и голоса.
Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.
Существует много способов, с помощью которых вы можете снизить риск возникновения заикания у вашего ребенка.
Прежде всего, осознайте, что не вы являетесь причиной заикания у вашего ребенка.
Изменения, которые вы можете осуществить, касаются вашей манеры говорить, режима дня и создания обстановки, позитивно влияющей на вашего ребенка.
Как можно остановить заикание?
Говорите медленно и плавно. Вы можете разговаривать таким образом, чтобы способствовать более плавной речи у вашего ребенка. Лучше не просить его говорить медленнее, а самим задать медленный темп беседы, расслабленно и легко. Убедитесь, что ваша речь течет плавно, равномерно, ритмично, как у психотерапевта на сеансе.
Делайте паузы в своей речи, особенно в тот момент, когда ребенок уже сказал фразу, а вы еще нет. Это дает возможность вашему ребенку сказать что-то еще, а вам время обдумать, что именно хочет сказать ваш ребенок.
Не чувствуйте себя обязанным что-либо говорить только потому, что стоит тишина. Вы же хотите, чтобы ваш ребенок понял, что он может говорить столько времени, сколько это необходимо.
Задавайте меньше вопросов, делайте меньше команд. Вопросы оказывают давление на ребенка, он чувствует ограничение во времени для ответа.
Комментарии и описание того, что вы сейчас делаете вместе с ребенком может значительно уменьшить такое давление нехватки времени.
Некоторые директивы и команды могут быть осуждающими, или содержать критические замечания.
Лучше фразы и комментарии начинайте со слов: “Давай ”, “Как насчёт”, “Что ты думаешь?”
Вы можете даже повторить то, что сейчас сказал ребенок, чтобы дать ему понять, что вы его внимательно слушали.
Основная цель – уменьшить количество вопросов, приказаний, команд и использовать в своей речи более позитивную принимающую форму комментариев и утверждений.
Вы можете многое сделать, чтобы речь вашего ребенка стала плавной в беседе.
Внимательно выслушайте и дайте вашему ребенку почувствовать: то, что он говорит – самая важная вещь в данный момент.
Не перебивайте.
Позволяйте вашему ребенку начинать беседу и выбирать тему для разговора.
Делайте уместные комментарии по теме, которую затронул ваш ребенок.
Постарайтесь не контролировать беседу постоянно.
Установите хороший контакт глазами. Если вы будете отводить взгляд в то время как ваш ребенок начал заикаться, этим вы просигнализируете, что вы испытываете дискомфорт.
Позвольте вашему ребенку закончить фразу, даже если для этого вам придется довольно долго ждать.
Если вы задаете вопросы, помните, что на специальные вопросы отвечать намного легче, чем на общие вопросы.
Используйте вышеуказанную информацию в беседе с вашим ребенком.
Признавайте, что речь бывает трудной.
Иногда ребенку настолько трудно произнести какое-либо слово, что он может закричать: “я не могу этого сказать ”, “ никак не получается”.
Вы можете продемонстрировать принимающее отношение к ребенку следующими фразами: “это было трудно произнести”, “это сложное слово”.
Произносите такие фразы, только когда ваш ребенок сильно расстроен или напуган или находится в состоянии стресса.
В других случаях неплавной речи у ребенка поддерживайте контакт глазами, и ждите окончания его фразы столько времени, сколько потребуется.
Если вы не можете уделить время и внимание исключительно вашему ребенку, то скажите ему о том, что вы выполните определенную работу, а затем сможете уделить ему полностью все внимание. Обязательно выполните свое обещание.
Отведите специальное время для беседы.
Специально отведенное время для игр, общения и беседы со своим ребенком значительно способствует увеличению плавности речи.
Используйте это время для того, чтобы выработать более медленный темп своей речи.
Позвольте своему ребенку самостоятельно решить, чем заняться и когда начать разговор.
Время, уделенное вашему ребенку, значительно повысит его самооценку, что поможет ребенку снизить темп его речи.
Уделить внимание исключительно ребенку – это то, чего детям так часто не хватает, это то, о чем они мечтают.

Памятка для родителей

В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:
поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;
проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;
проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.


Родителям важно знать:

ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком одно из обязательных условий правильного речевого развития;
выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;
занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;
занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребенка. Если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 45 раз подряд может вызвать головную боль. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ;
занятие не следует перегружать заданиями;
на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;
к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.
15