Проект Экологический паспорт кабинета


Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Талаканская средняя общеобразовательная школа № 5







«Экологический паспорт кабинета».

Егорова Ася, 10 лет
Ученица 4-го класса

Руководитель работы:
Костина Лариса Дмитриевна,
учитель начальных классов,

МОБУ СОШ № 5
п.Талакан, Амурской области






ЦЕЛЬ : комплексная оценка основных параметров и оборудования классного помещения в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и современными данными визуального восприятия окружающей среды.


Задачи:
Ознакомиться с методиками изучения экологического состояния классного помещения;
Сформировать умения проводить опрос, обрабатывать информацию, делать выводы.
Провести расчеты по методикам
Проанализировать результаты, соотнести их с нормативами;
Сделать выводы об экологическом состоянии классного помещения
Разработать экологический паспорт классного помещения














Содержание

стр
I. Введение 4 - 6
II. Исследование классного помещения:
Выявление соответствия площади и объема помещения санитарно -гигиеническим нормам. 7
2.Рациональность использования помещения 7 - 8
3.Оценка визуальной среды. 8
4.Оценка освещения 9
5.Температура и относительная влажность воздуха в кабинете. 9 -10
6.Оценка степени проветривания кабинета10
7.Оценка степени озеленения кабинета 11
III. Аттестация учебного помещения (санитарно - гигиенические нормы) 11
IV. Заключение 12
V. Предложения 12
V. Список используемой литературы 13
VI. Приложение 1 14
VII. Приложение 2 15 -20
VIII.Приложение 3 21





I .Введение
Современный человек большую часть своего времени, а это около 80%, проводит в помещении. Думать, что в помещении мы в какой-то степени защищены от неблагоприятного воздействия окружающей среды, - ошибочно. Наоборот, исследования показывают, что воздух в комнатах в 4-6 раз грязнее наружного и в 8-10 раз токсичнее его. Концентрация в воздухе вредных для организма веществ внутри помещений иногда в 100 раз больше чем их концентрация в уличном воздухе. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья химические вещества и элементы. Нет необходимости говорить о том, что от экологии нашего дома и рабочего места напрямую зависит состояние нашего здоровья. Экологически неблагоприятная обстановка помещений, в которых мы находимся, может вызывать как легкое недомогание, так и вполне серьезные заболевания. Задумывался ли кто из нас над следующим вопросом: где мы больше проводим времени - на улице, дома, в школе? Мы провели небольшое исследование: составили распорядок дня школы.
7.40 – 7.55 – приход в школу
8.00 - 8.45 – 1 урок
8.55 – 9.40 – 2 урок
9.55 – 10.40 – 3 урок
10.55 – 11.40 – 4 урок
12.00 – 12.45 – 5 урок
13.00 – 13.45 – 6 урок
14.00 – занятия в системе доп.образования.
И оказалось,большую часть дня мы находимся в школе: от 5 до 8 часов в сутки. Является ли окружающая нас в школе обстановка экологически комфортной, безопасной в соответствии с существующими нормами СанПиНа. И задумывался ли кто-нибудь из школьников над этим?
С этой целью было проведено анкетирование среди обучающихся 3 и 4 классов школы. Анкета состояла из следующих вопросов:
Влияет ли длительное пребывание учащихся в школьном кабинете на их здоровье?



Какой кабинет в школе, вы считаете самым комфортным?



Какой кабинет в школе, вы считаете не комфортным для длительного пребывания и работы в нем?




Вывод: Из полученных результатов мы видим, что обучающиеся школы при оценивании кабинетов рассматривали их с точки зрения удобства или неудобства (температура помещения), преподаваемого предмета, собственного настроения. Данные результаты не объективны, их невозможно использовать при оценивании экологической комфортности классного помещения школы.
Так как большую часть времени обучающиеся проводят в школе, находясь в классном помещении, считаю необходимым провести объективное исследование классного помещения на экологическую комфортность и безопасность. По итогам данной работы оформить экологический паспорт кабинета №3
Паспорт, согласно  словарю С.И. Ожегова – это официальный  документ, удостоверяющий личность владельца, либо  регистрационный документ машины, аппарата, сооружения. В нашем случае экологический паспорт -  вид паспорта, целью которого  является анализ экологического состояния  классного помещения, готовность к обеспечению требований  санитарно – гигиенических норм, определение основных направлений работы по ее приведению в соответствие с требованиями.
Впервые термин «экологический паспорт» был введен законом «Об охране окружающей среды» в 2002 году. Разработка экологического паспорта природопользователя началась в России с 1991 года после принятия ГОСТ 17.0.0.04.-90 «Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения». В 1995 году был разработан в качестве рекомендательного документа экологический паспорт сельско - хозяйственного предприятия. В 2000 году взамен него был принят ГОСТ 17.00.06.-2000 «Экологический паспорт природопользователя. Основные положения».
Задачи:
1. Разработка экологического паспорта классного помещения, создание рекомендаций, методик и их выполнение помогут улучшить экологическую ситуацию в школе.
2. Формирование правильного отношения к индивидуальному и общественному здоровью, к экологическому состоянию окружающей среды, повышение уровня экологической грамотности обучающихся.
II. . Исследование классного помещения:
План выполнения исследования.
Для проведения исследований выделен следующий ряд последовательных этапов:
1.  Подготовительный - изучение соответствующей литературы, подбор материалов и оборудования, выбор методики исследований.
2.  Экспериментальный - проведение опытов и наблюдений.
Выявление соответствия площади и объема помещения санитарно -гигиеническим нормам.
Рациональность использования помещения
Оценка визуальной среды.
Оценка освещения
Температура и относительная влажность воздуха в кабинете.
Оценка степени проветривания кабинета
Оценка степени озеленения кабинета
3.  Камеральный - обработка полученных данных эксперимента.
4.  Аналитический - выявление закономерностей, составление рекомендаций и предложений.
5.  Информационно-практический - ознакомление администрации, заинтересованных органов власти, экологических служб с полученными результатами. Подготовка доклада на конференции и представление творческой работы на конкурс.
1. Выявление соответствия площади и объема помещения санитарно - гигиеническим нормам.
При помощи рулетки измерим длину, ширину и высоту учебного кабинета, определим его площадь и кубатуру, Рассчитаем, какая площадь приходится на одного учащегося (по количеству посадочных мест). Сопоставим полученные данные с санитарно – гигиеническими нормами, принятыми для школьных помещений.
1. Измерьте ширину и длину классного помещения и определите его площадь:
S = длина / ширина
2. Рассчитайте, какая площадь приходится на одного ученика:
S = S : n , где n – количество рабочих мест в помещении
3. Определите объем помещения:
V = S h, где h - высота помещения

Площадь м2
Объём м3


Общая
Санитарная норма
Результат
Общая
Санитарная норма
Результат

Кабинет №3
52 м2
2,5м2
1.86м2
154.9м3
4-5м3
5.53м2


Таким образом, чтобы в помещениях воздух был качественным, необходимы достаточный их объем и правильная вентиляция. На каждого учащегося в классном помещении должно приходиться 4-5 кубических метров воздуха.
Вывод: площадьисследуемого помещения кабинета №3соответствует санитарной норме.
2.Рациональность использования помещения.
Основные размеры
Норма
Кабинет № 3

Расстояние между рядами
>0,6 м
0.6м

Расстояние от доски до первых парт
2,4-2,7 м
2.м

Удаленность последнего стола до доски
Не более
8,6 м
6. 1м

Расстояние от окон до парт
Не менее
0,5-0,7 м
0.7м

Расстояние от задней стены до столов
Не менее 1м
2.08м

Расстояние от внутренней стены до столов
Не менее 0,5-0,7 м
0.5м

Высота нижнего края доски над полом
0,8-0,9 м
0.8м

Вывод:Исследуемое помещение используется рационально, расстановка мебели соответствует санитарным нормам за исключением отдельных показателей по кабинету №3(4 показателя),
3.Оценка визуальной среды.
Элемент интерьера
Гигиенические рекомендации
Кабинет №3

Цвет стен
Для южных помещений рекомендуются холодные тона, для северных - теплые тона.
Отражающая способность: 50-60%

Белый
Отражающая способность – 60%

Покрытие пола
Без щелей, дощатое, паркетное или линолеум

Линолеум


Потолок
Белого цвета
Белого цвета

Двери и рамы
Белого цвета
Дверь белого цвета,деревянная, рамы белые, пластик

Мебель
Цвета натурального дерева или светло-зеленого
Цвет светлого дерева

Доска
Темно-коричневая или зеленая. Рабочая поверхность доски ровная, прочно удерживает мел при написании текста, обеспечивает легкое его стирание
Зелёная, ровная удерживает мел при написании текста обеспечивает лёгкое его стирание.

Вывод:визуальная среда исследуемых помещений не является ни гомогенной, ни агрессивной, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
4.Оценка освещения
Определяем величину естественной освещенности по формуле: СК= п/о : п/п, где СК – световой коэффициент, п/о – площадь окон помещения, п/п – площадь пола.
Определяем искусственное освещение по формуле: КИО = М х Н : п/п, где КИО – коэффициент искусственного освещения, М – мощность лампы искусственного освещения, Н – количество ламп.
Естественное освещение
Искусственное освещение

п/о (1.68 х 1.35) х 2 + 1.68 х1.65 = 7.308
п/п 8.70 х 5.98 = 52.026
СК = 7.308 : 52.026 = 0.140
М =36ватт
Н = 24
КИО = 36 х 24 : 52.026 = 16.607



Кабинет № 3

Источники света
Искусственное и естественное

Расположение источников света
Люминесцентные лампы – 24 Окна - 3

Оформление окон
Прозрачный белый тюль

Коэффициент искусственного освещения (КИО)
16.607люкс

Коэффициент естественного освещения (КЕО)
14%

Вывод:Освещённость исследуемых помещений достаточная. Имеющийся естественный свет и искусственное освещение, не ослепляет глаза обучающихся, не создается блеск на поверхностях столов и досках. Естественный свет падает на рабочие столы обучающихся слева и сзади, что соответствует нормам СанПиНа, оконные стекла на момент проверки чистые.
5.Температура и относительная влажность воздуха в кабинете.
Определяем температуру воздуха в исследуемых помещениях. Устанавливаем термометр на деревянную поверхность в 1,5 м. от пола и 1,2 м. от стены на 20 минут. В ходе проведенных замеров были получены следующие результаты:

Температура
(октябрь 2012г)
Влажность
(октябрь 2012г)

Кабинет №3
26єС
26єС
26єС
25єС
25єС
70%
70%
71%
70%
77%

Зимой: оптимальная 18-20 єС ( допустимая -17-22 єС), весной: оптимальная - 18-22 єС (допустимая - 17-23 єС),
осенью: оптимальная 18-22 єС (допустимая - 16-23 єС)
Оптимальное значение - 30-50 %; допустимое значение - 25-60 %

Вывод:На момент проведения замеров температура в исследуемом кабинете соответствовала нормам, чуть превышая их. Относительная влажность воздуха превышала допустимые показатели от 20-30%, что в зимнее время допустимо.

6.Оценка степени проветривания кабинета
Естественный обмен воздуха в помещении происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях, под действием разности давлений и температур. Такой обмен воздуха недостаточен. Чтобы его усилить, помещение проветривают, открывая окна, фрамуги и форточки.
Сосчитайте количество фрамуг, форточек. Проверьте, все ли они открываются.
Кабинет №3: фрамуг нет, открываются створки пластиковых окон..
Измерьте площадь всех открывающихся фрамуг и форточек и рассчитайте их общую площадь.
Кабинет№3: 2.27 х 2 + 2.8 = 7.34 кв.м
Рассчитайте отношение площади пола к площади вентиляционных отверстий. По нормативам это отношение должно быть не более 50.
Кабинет №5: 52 : 7.34 = 1/7



Площадь одной форточки
Количество форточек
Общая площадь форточек
Санитарная норма
Результат

Кабинет
№ 3
2.27 кв.м
2.8 кв..м


3 створки

7.34м2
оптимальное значени1:50
1:7

Вывод: в кабинете №3 показатели проветривания,соответствуют норме, превышая её.
7.Оценка степени озеленения кабинета

Кабинет № 3

Наличие растений (количество)
12

Разнообразие растений (виды)
12

Ухоженность
высокая

Размещение
рациональное

Наличие фитонцидных растений
присутствуют

Наличие растений-биофильтров
присутствуют

Степень озеленения
достаточная

Вывод: В кабинете№ 3 - 12 растений. В кабинете они поставлены на пол на подставках-цветочницах, при этом, не затеняя естественного освещения. Растения - здоровые и ухоженные. Они придают помещению более эстетичный вид. Являются очистителями воздуха от загрязняющих веществ.
III. Аттестация учебного помещения (санитарно - гигиенические нормы)
Да
1

Нет
0


Показатели
№3

1. На одного учащегося приходится не менее 2 м2
0

2. На одного учащегося приходится не менее 4 м3
1

3. Площадь открывающихся фрамуг и форточек не менее 1/50 площади пола
1

4. Площадь окон (без учета оконных переплетов) не менее 1/4 - 1/6 площади пола
1

5. Освещение класса левостороннее
1

6. Стены окрашены клеевой краской
1

7. Окраска стен соответствует ориентировке помещения
1

8. Искусственное освещение соответствует нормативному КИО - 40 вт/кв. м
0

9. Температура не ниже 16 и не выше 25 градусов С
1

10. Относительная влажность помещения 30 - 60 %
0

11. Рабочие места учащихся (мебель) соответствуют ростовым размерам
1

12. Окраска рабочих мест гармонирует с окраской стен
1

13. Поверхности рабочих столов не имеют бликов
1

14. На передней и правой боковой стенках кабинета размещена значимая информация, которую можно прочесть с любого рабочего места учащегося
1












Вывод: Кабинет №3 набирает 11 баллов, что соответствует санитарно – гигиеническим нормам и является основанием для выдачи «Экологического паспорта кабинета».




IV. Заключение
 Таким образом я считаю, что окружающий нас мир и наш организм, это единое целое, и все выбросы и загрязнения поступающие в атмосферу это урон нашему здоровью.
Если же мы будем стараться как можно больше положительного сделать для окружающей среды этим мы продлеваем свою жизнь и оздоровляем свой организм.
И нельзя не согласиться со словами, что все в этом мире взаимосвязано, ничто не исчезает и ничто не появляется ниоткуда.
Наш окружающий мир – это наш организм, оберегая окружающую среду – мы оберегаем свое здоровье.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека.
Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем и создаем.


V. Предложения:
1. Проводить проветривание классного помещения
2. Увеличить количество растений
3. Производить тщательную влажную уборку помещения
4. Оформить несколько «цветовых пятен» на стенах классного помещения для зрительной
разгрузки
5. Увеличить количество ламп искусственного освещения





















VI.Литература:
О.А.Шклярова « Изучение экологического состояния школы»; М.: «Педагогика», «Биология в школе», №3 1990.
В.Г.Зарубин, Ю.В.Новиков «Гигиена города»; М.: Медицина, 1988.
Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений . Санитарные правила и нормы СанПин2.4.2.576-96
Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.
Минх А.А. Методы гигиенических исследований. М.: Медицина, 1989.
Озеленение населенных мест: Справочник / В.И. Ерохина, Г.П. Жеребцова и др. / под ред. В.И. Ерохиной. М.: Стройиздат, 1997.
Основы декоративного искусства в школе /Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина. М.: Просвещение, 1999.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/main6.html
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

















Приложение 1
Тезаурус (словарь).
Экология   наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Комфортность – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.
Освещенность – степень освещения. Единица освещённости измеряется в люксах.
Проветриваемость– наполнение помещения свежим воздухом.
Среда – пространство, окружающее объект.
Гомогенная среда –это такая среда, в которой совсем отсутствуют видимые элементы или число их резко снижено.
Агрессивная среда –это среда, в которой равномерно рассосредоточено большое число одинаковых элементов.
Камеральный этап –это этап обработки полученных в ходе проведения исследования данных.














Приложение 2
Перечень растений, улучшающих экологическую ситуацию в помещении: Растения-пылесосы поглощают из воздуха формальдегид и фенол, выделяющиеся из новой мебели, уничтожают микробы - алоэ древовидное, хлорофитум, филодендрон лазающий Растения-кондиционеры обладают максимальными воздухоочистительными способностями - хлорофитум хохлатый, эпипремнум перистый, аспарагус, монстера, молочай, красула древовидная Растения-ионизаторы Насыщают воздух отрицательными ионами кислорода, очень полезны для всех комнаи, в том числе и для кухни - пеларгония, монстера, сенполия, папоротники. Растения-лекари уничтожают стафилококковую инфекцию - диффенбахия, мирт, руэллия, санхеция, псидиум уничтожают стрептококковые микроорганизмы - аглаонема, бегонии, антуриум Андрэ и Шерцера, бересклет японский борются с кишечной палочкой - понцирус, лавровишня, лавр благородный способны победить клебсиеллу, которая вызывает воспаление легких, менингит, гайморит и др. - мята, лаванда, монарда, иссоп, шалфей снижают общее содержание микробных клеток в воздухе помещений - розмарин, антуриум, бегонии, мирт, пеларгония, сансивьера, диффенбахия, красула древовидная, традесканция, аглаонема, эпипремнум.
Фитонцидные растения (страницы 16 - 18)
Герань, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]е,цитрусовые ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], мандарины),[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],плосковеточник восточный,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Растения-фильтры (страницы 19 - 21) успешно справляются с бензолом - плющ обыкновенный, хлорофитум, эпипремнум перистый, драцены очищают воздух от окислов углерода,папоротник,фикус каучуконосный, алоэ вера, финиковая пальма, фикус Бенджамина, щучий хвост и спатифиллум.
Алоэ Апельсин


Аспидистра Герань


Гибискус Каланхоэ


Кофе Лавр

Мирт


Хлорофитум


Эпипремниум Фикус Бенджамина

Спатифилум Драцена


Хлорофитум Фикус


Финиковая пальма Папоротник Венерин волос


Приложение 3
Психологическое проявление цвета

Красный цвет
возбуждающий нервную систему, согревающий, энергичный

Оранжевый цвет
веселый, добрый, радостный

Желтый цвет
теплый, бодрящий

Зеленый цвет
создает спокойное, приятное и мирное настроение

Синий цвет
серьезный, печальный, сентиментальный

Фиолетовый цвет
одновременно и притягивающий и отталкивающий, полон жизни и вызывающий тоску и грусть



Красный. Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма.
Оранжевый. Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени
Желтый. Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий,
Зеленый. Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень,  повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному
 Голубой. Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах
Синий. Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту,
Фиолетовый. Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Схема 5Схема 3Рисунок 1D:\МАМА\Проекты детей\экологическая комфортность класса\Фитонцидные растения\алоэ.jpg Рисунок 2D:\МАМА\Проекты детей\экологическая комфортность класса\Фитонцидные растения\каланхоэ.jpgРисунок 3D:\МАМА\Проекты детей\экологическая комфортность класса\Фитонцидные растения\кофе.jpgРисунок 4D:\МАМА\Проекты детей\экологическая комфортность класса\Фитонцидные растения\лавр.jpgРисунок 5D:\МАМА\Проекты детей\экологическая комфортность класса\Фитонцидные растения\мирт.jpgРисунок 7D:\МАМА\Проекты детей\экологическая комфортность класса\Растения - биофильтры\эпипремниум.jpgРисунок 11D:\МАМА\Проекты детей\экологическая комфортность класса\Растения - биофильтры\драцена.jpgРисунок 12D:\МАМА\Проекты детей\экологическая комфортность класса\Растения - биофильтры\хлорофитум.jpgFicus elastica
·о
·
·
·
·Апапоротник Венерин волосРисунок 15D:\МАМА\Проекты детей\экологическая комфортность класса\Растения - биофильтры\папоротник Венерин волос.jpg 
·