Рабочая программа дисциплины Основы алгоритмизации и программирования


ЭЛЕКТРОСТАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ

для специальности:




230113 «Компьютерные системы и комплексы»
























г.о. Электросталь 2012 год
Одобрена цикловой комиссией
общегуманитарных и
социально-экономических
дисциплин


Председатель _______ /Лепихов Д.И./
(подпись) (Ф.И.О.)
Протокол № ___ от _________ 2012 г.
Утверждена Методическим Советом колледжа




Председатель ______/______________/
(подпись) (Ф.И.О.)
Протокол № ___ от __________ 2012 г.








Составитель: Алферова Жанна Олеговна, преподаватель Электростальского филиала государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Московский колледж управления и новых технологий».




Рецензенты:






(место работы)
(занимаемая должность)
(инициалы, фамилия)












(место работы)
(занимаемая должность)
(инициалы, фамилия)














СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




























1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Настоящая программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта для образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 230113 «Компьютерные системы и комплексы» на основании примерной программы по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования».
Настоящая примерная программа учебной дисциплины рассчитана на 153 часа аудиторных занятий, в том числе 44 часа отводится на практические занятия для специальности среднего профессионального образования для очной форм обучения.
Учебная дисциплина «Основы алгоритмизации и программирования» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовый уровень знаний для освоения специальных дисциплин.
Преподавание дисциплины имет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными дисциплинами: «Информационные технологии», «Операционные системы и среды», «Дискретная математика», и др.».
В результате изучения дисциплины студент должен
иметь представление:
о роли и месте знаний по дисциплине при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности и в сфере профессиональной деятельности;
о направлениях развития программного обеспечения вычислительной техники;
знать:
принципы построения алгоритмов;
типы данных и базовые конструкции изучаемых языков программирования;
основные приемы программирования;
интегрированные среды изучаемых языков программирования;
основы объектно-ориентированного программирования;
уметь:
составлять простые блок-схемы алгоритмов;
составлять программы на алгоритмическом языке высокого уровня;
работать в интегрированной среде изучаемых языков программирования.









2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
153

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
102

в том числе:


практические занятия
44

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
51

в том числе:


портфолио обучающегося или учебно-контрольный файл


проверочная самостоятельная работа и т.п.


Итоговая аттестация в форме зачета

Итоговая аттестация в форме экзамена



Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы,
Объем
часов
Уровень
освоения


самостоятельная работа обучающихся



1
2
3


Раздел 1.
Основные принципы алгоритмизации и программирования.
19


Тема 1.1.
Введение

Учебная дисциплина «Основы алгоритмизации и программирования», ее основные задачи и связь с другими дисциплинами. Тенденции развития программного обеспечения вычислительной техники.
1
1,2,3

Тема 1.2.
Основные понятия алгоритмизации
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы записей алгоритмов. Общие принципы построения алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции: линейные, разветвляющиеся, циклические. Данные: понятие и типы. Основные базовые типы данных и их характеристика. Структурированные типы данных и их характеристика. Методы сортировки данных.
12
1,2,3


Самостоятельная работа «Составление блок-схем алгоритмов».




Самостоятельная работа «Основные алгоритмические структуры»



Тема 1.3.
Логические основы алгоритмизации
Основы алгебры логики. Логические операции с высказываниями: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Законы логических операций. Таблицы истинности.
4
1,2,3


Самостоятельная работа «Составление таблиц истинности».



Тема 1.4.
Языки и системы программирования
Эволюция языков программирования. Классификация языков программирования. Элементы языков программирования. Понятие системы программиро-вания. Исходный, объектный и загрузочный модули. Интегрированная среда программирования.
2
1,2,3

Тема 1.5.
Методы программирования
Методы программирования: структурный, модульный, объектно-ориентированный. Достоинства и недостатки методов программирования. Общие принципы разработки программного обеспечения. Жизненный цикл программного обеспечения. Типы приложений. Консольные приложения. Оконные Windows приложения. Web-приложения. Библиотеки. Web-сервисы.
2
1,2,3

Раздел 2.
Программирование на алгоритмическом языке
86


Тема 2.1.
Основы языка программирования

История развития языка программирования. Структурная схема программы на алгоритмическом языке. Лексика языка. Переменные и константы. Типы данных. Выражения и операции.
2
1,2,3

Тема 2.2.
Операторы языка программирования

Синтаксис операторов: присваивания, ввода-вывода, безусловного и условного переходов, циклов. Составной оператор. Вложенные условные операторы. Циклические конструкции. Циклы с предусловием и постусловием.
20
1,2,3


Практическое занятие. Составление программ с линейной структурой




Практическое занятие. Составление программ с разветвляющейся структурой




Практическое занятие. Составление программ с циклической структурой




Практическое занятие. Составление программ с усложнённой структурой




Самостоятельная работа «Арифметические операции»




Самостоятельная работа «Операторы ввода-вывода»



Тема 2.3.
Массивы

Массивы как структурированный тип данных. Объявление массива. Ввод и вывод одномерных массивов. Ввод и вывод двухмерных массивов. Обработка массивов. Стандартные функции для массива целых и вещественных чисел.
22
1,2,3


Практическое занятие. Обработка одномерных массивов.




Практическое занятие. Обработка двухмерных массивов.




Практическое занятие. Использование стандартных функций для работы с массивами.



Тема 2.4.
Строки и множества
Структурированные типы данных: строки и множества. Объявление строковых типов данных. Поиск, удаление, замена и добавление символов в строке. Операции со строками. Стандартные функции и процедуры для работы со строками. Объявление множества. Операции над множествами.
22
1,2,3


Практическое занятие. Работа со строковыми переменными.




Самостоятельная работа «Использование стандартных функций и процедур для работы со строками».




Практическое занятие. Работа с данными типа множество.




Практическое занятие. Разработка программ со структурированными типами данных.




Практическое занятие. Разработка усложненных программ со структурированными типами данных.



Тема 2.5.
Процедуры и функции
Понятие подпрограммы. Процедуры и функции, их сущность, назначение, различие. Организация процедур, стандартные процедуры. Процедуры, определенные пользователем: синтаксис, передача аргументов. Формальные и фактические параметры. Процедуры с параметрами, описание процедур. Функции: способы организации и описание. Вызов функций, рекурсия. Программирование рекурсивных алгоритмов. Стандартные функции.
20
1,2,3


Самостоятельная работа «Организация процедур».




Практическое занятие. Использование процедур.




Самостоятельная работа «Организация функций».




Практическое занятие. Использование функций.




Практическое занятие. Применение рекурсивных функций.



Раздел 3.
Программирование в объектно-ориентированной среде
48


Тема 3.1.
Основные принципы объектно-ориентированного программирования (ООП)
История развития ООП. Базовые понятия ООП: объект, его свойства и методы, класс, интерфейс. Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследо-вание, полиморфизм. Событийно-управляемая модель программирования. Компонентно-ориентированный подход. Классы объектов. Компоненты и их свойства.
2
1,2,3

Тема 3.2.
Интегрированная среда разработчика
Требования к аппаратным и программным средствам интегрированной среды разработчика. Интерфейс среды разработчика: характеристика, основные окна, инструменты, объекты. Форма и размещение на ней управляющих элементов. Панель компонентов и их свойства. Окно кода проекта. Состав и характеристика проекта. Выполнение проекта. Настройка среды и параметров проекта.
4
1,2,3


Практическое занятие. Изучение интегрированной среды разработчика.




Практическое занятие. Создание простого проекта.



Тема 3.3.
Этапы разработки приложения
Проектирование объектно-ориентированного прило-жения. Создание интерфейса пользователя. Програм-мирование приложения. Тестирование, отладка приложения. Создание документации.
2
1,2,3

Тема 3.4.
Иерархия классов
Классы объектно-ориентированного языка программирования: виды, назначение, свойства, методы, события. Объявление класса, свойств и методов экземпляра класса. Наследование. Перегрузка методов.
6
1,2,3


Самостоятельная работа «Объявление класса, создание экземпляров класса».




Самостоятельная работа «Создание наследованного класса».




Самостоятельная работа «Объявление класса, создание Перегрузка методов».



Тема 3.5.
Визуальное событийно-управляемое программирование
Основные компоненты (элементы управления) интегрированной среды разработки, их состав и назначение. Дополнительные элементы управления. Свойства компонентов (элементов управления). Виды свойств. Синтаксис определения свойств. Категория свойств. Назначение свойств и их влияние на результат. Управление объектом через свойства. События компонентов (элементов управления), их сущность и назначение. Создание процедур на основе событий. Процедуры, определенные пользователем: синтаксис, передача аргументов. Вызов событий.
16
1,2,3


Практическое занятие. Создание проекта с использованием кнопочных компонентов.




Практическое занятие. Создание проекта с использованием компонентов для работы с текстом.




Практическое занятие. Создание проекта с использованием компонентов ввода и отображения чисел, дат и времени.




Практическое занятие. Создание проекта с использованием компонентов стандартных диалогов и системы меню.



Тема 3.6.
Разработка оконного приложения
Разработка функционального интерфейса приложения. Создание интерфейса приложения. Разработка функциональной схемы работы приложения. Создание процедур обработки событий. Компиляция и запуск приложения.
16
1,2,3


Практическое занятие. Разработка оконного приложения.




Практическое занятие. Разработка многооконного приложения.



Резерв учебного времени
4


Самостоятельная работа
20


Контрольные работы



Зачет
4


Итого
153











































3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:
Кабинет должен быть оснащен мебелью для:
организации рабочего места преподавателя;
организации рабочих мест обучающихся;
для рационального размещения и хранения учебного оборудования;
для организации использования аппаратуры.

Технические средства обучения:
телевизор;
интерактивная доска;
компьютеры с лицензионным программным обеспечением.

В кабинете, оборудованном техническими средствами, должен быть представлен полный комплект технической документации, включая паспорт на технические средства и инструкцию по технике безопасности.
В кабинете должен быть полный комплект средств обучения в виде учебных книг для курса «Основы алгоритмизации и программирования» по программе данного типа учебного заведения:
учебники (по количеству обучающихся в группе);
задачника (по количеству обучающихся в группе);
справочники.
В кабинете необходимо предусмотреть достаточный комплект методической литературы для преподавателя, специальную методическую литературу, литературу по программированию, программы обучения дисциплины в данном учебном заведении, справочную литературу компьютерной тематики, периодические издания, образовательный стандарт по дисциплине, паспорт кабинета.















4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
иметь представление:
о роли и месте знаний по дисциплине при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности и в сфере профессиональной деятельности;
о значении и области применения теории вероятностей и математической статистики;
знать:
принципы построения алгоритмов;
типы данных и базовые конструкции изучаемых языков программирования;
основные приемы программирования;
интегрированные среды изучаемых языков программирования;
основы объектно-ориентированного програм-мирования;
уметь:
составлять простые блок-схемы алгоритмов;
составлять программы на алгоритмическом языке высокого уровня;
работать в интегрированной среде изучаемых языков программирования.
Формы контроля обучения:
домашние задания;
практические задания;
самостоятельные и проверочные работы;
зачёт;
экзамен.

Методы оценки результатов
обучения:
накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка;
традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка;
мониторинг роста самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся.















Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для обучающихся

Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования: Учебник. – М.: Мастерство, 2001.
А. Желонкин. Основы программирования в интегрированной среде DELPHI. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
В. Гофман, А. Хомоненко. DELPHI – быстрый старт. - С.-П. БХВ-Петербург, 2003.
Н. Культин. DELPHI в примерах и задачах. - С.-П. БХВ-Петербург, 2008 г.

Для преподавателей

Голицина О.Л., Попов И.И. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие. – М.: Форум: Инфра-М, 2004.
С. Окулов. Основы программирования.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
И. Бабушкина, С. Окулов. Практикум по объектно-ориентированному программированию. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

Ускова О.Ф. и др. Программирование алгоритмов обработки данных: Учебное пособие. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
Анисимов А.В. Информатика, Творчество. Рекурсия. – Киев: Наукова думка, 1988.
Ахо А., Хопкрофт Д., Ульман Д. Структуры данных и алгоритмы. – М.: Вильямс, 2000.
С. Бобровский. DELPHI 7. Учебный курс. – С.-П. Питер, 2007.
Шалыто О.Ф., Туккель Н.И. Реализация вычислительных алгоритмов на основе автоматического подхода //телекоммуникации и информатизация образования. – 2001.
Н. Культин. DELPHI.Net в примерах и задачах. - С.-П. БХВ-Петербург, 2006 г.













15