Логопедические игры для формирования слоговой структуры слова


,Логопедические игры для формирования слоговой структуры слова.
Слоговая структура слова-порядок расположения и количество слогов в словах.Слоговая структура относится к фонематическим представлениям,это ритмическая конструкция слов родного языка.
Нарушение слоговой структуры слов проявляется в том,что ребенок меняет местамив словах звуки и слоги, не договаривает их или добавляет лишние.До определенной поры такое явление относится к возрастной норме:ребенок только осваивает произношение слов и еще не успел запомнить как они произносятся.Но со временем он должен научиться выговаривать слова,соблюдая в них правильную последовательность слогов и звуков. Постепенно ребенок учится чувствовать ритм слов на интуитивном уровне. Однако дети с речевым недоразвитием с трудом осваивают слоговую структуру слов, им требуется специальное коррекционно-педагогическое обучение.Наиболее успешно такое обучение происходит на игровом материале и в движении (слова различной слоговой конструкции можно отхлопать,отстучать,отпрыгать,отшагать и так далее.
Предлагаемые игровые приемы проверены многолетней практикой.Они предназначены для того чтобы научить детей правильно произносить слова различной слоговой структуры,пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения.
1.Поднимись по лесенке
Необходимо,проговаривая слово по слогам,подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лестницы.Слова могут быть предложены устно или изображены на картинке.
2 Игра Телеграф
Передать слово,отстучав его ритмическую структуру(количество слогов).
3 Игра с мячом.
Ударить мячом об пол столько раз,сколько слогов в слове.Удары сопровождаются четким проговариванием слогов.
4.Игры с пирамидкой.
Одевать кольца на пирамидку ,проговаривая слова различной слоговой структуры,на каждое колечко проговаривать слог.
5Игра с пуговицами.
Выкладывать пуговицы в ряд,проговаривая слова.На каждую пуговицу по одному слогу.
6.Разрезные картинки.
Ребенок должен разрезать картинку на столько равных частей,сколько слогов в слоге,подписать и назвать каждый слог.
7.Рассели животных по домикам.Одноэтажный дом-слово кот,Двухэтажный – слово лиса.(каждый слог проговорить и записать на отдельный этаж дома).
8.Игра с матрешкой.
Разбирая и собирая матрешку,проговаривать слова-на каждую матрешку по слогу.
9.Игра с кубиками.
Построить из кубиков башенку или забор.Расставляя кубики четко проговаривать слоги различных слов.
10.Игры с печатями.
Ребенку предлагают напечатать картинки в ряд, при этом проговаривать слова по слогам(на каждую напечатанную картинку один слог).
11.Цветные бусинки
На резинке прикреплены цветные бусинки.Ребенку нужно щелкнуть пальчиком по бусинке определенного цвета, называя слово по слогам.
12.Разноцветные прищепки.
Ребенок должен закрепить на веревке разноцветные прищепки,при этом проговаривать слова по слогам.
13.Игра Кнопочки.
На листе бумаги нарисованы кружочки( кнопочки гармошки).Ребенок поочередно пальцами нажимает на кнопочки ,проговаривая слово.
14.Игры с геометрическими фигурами
Раскладывая геометрические фигуры в ряд,ребенок проговаривает слова по слогам.
Эти игровые приемы помогают детям освоить произношение слов сложной слоговой структуры,активизируют процессы восприятия и развивают мелкую моторику.