Динамические логопедические игры на асфальте по автоматизации звука [Р]


1009659525Динамические логопедические игры на асфальте по автоматизации звука [Р]
Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций. Детям, для успешного осознания себя, мира, нужны естественные двигательные навыки, которые способствуют развитию сенсомоторного восприятия, интеграции восприятия, усвоению информации. Необходима интеграция левополушарного и правополушарного способа жизни. Поэтому организованное естественное движение — это путь к развитию нормального обучения.
Поэтому на занятиях необходимо применять как можно больше динамических игр. Весной и осенью, в хорошую погоду, с этой целью использовать динамические игры на улице с мячом или на асфальте.
4457065433070Хочу привести пример динамических логопедических игр по автоматизации звука [Р] на асфальте. Эти игры не требуют специальной подготовки: нужен только асфальт и мел, кроме того, эти игры легко можно трансформировать для автоматизации любых звуков.
«Игры на асфальте»
1. «Острова». Деление слов на слоги.На асфальте рисуются «острова»-квадраты с цифрами 1,2,3,4,5.Задание: «Произнося слово по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове?» Слово по слогам можно и прошагивать, и пропрыгивать на одной ноге, прошагивать и отхлопывать одновременно, пропрыгивать. как лягушка, на корточках и т.п.. Речевой материал: слова со звуком [Р] в начале, середине, в конце слова различной слоговой структуры ( робот, трава, шар, мороженое).
2. «Вертушка». Звуко-буквенный анализ слов.На асфальте рисуются буквы, расположенные по кругу диаметром около 50 см.
18415-3175Задание: «Отгадай слово. Левой ногой встань на букву, с которой начинается слово-отгадка, а правой — на последнюю букву в этом слове. Например, «фартук» - левой ногой встаем на «Ф», а правой — на «К». Набор букв, речевой материал варьируются.
Речевой материал:
- Кто подметает двор и улицу? (дворник);- Кто готовит пищу в детском саду? (повар);- Кто мама у теленка? (корова);- Назови детеныша свиньи? (поросенок);- Назови одним словом, кто это: щука, окунь, лещ, сом? (рыба/рыбы);- Назови одним словом, что это: мандарины, яблоки, бананы, груши? (фрукты);- Назови лишнее слово: трамвай, автобус, пароход, троллейбус? (пароход);- Что быстрее: ракета или самолет? (ракета);
3. «Дорожки». Читаем слоги и слова.На асфальте рисуем буквы, линии-дорожки рисует ребенок.

Задание: «Нарисуй дорожки слева — направо, пробеги по ним и прочитай слог».Читаем слова: «Соедини буквы дорожками, пробеги по ним и прочитай слова».
1491615496570-2355854965704. «Лесенка». Развитие лексико-грамматического строя речи.На асфальте рисуем ступеньки.Задание: «Отгадай загадку, назови отгадку и прыгни на первую ступеньку. Измени это слово — назови это слово ласково (существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами) и прыгни на вторую ступеньку.Измени отгадку, продолжи - у меня большие... (множественное число существительных) и прыгни на третью ступеньку.Подбери к слову-отгадке слово-признак (какой?) и прыгни на четвертую ступеньку (согласование прилагательных с существительными).Придумай с этим словом предложение и прыгни на пятую ступеньку (языковой синтез).Если ребенок отвечает неправильно, то спускается на ступеньку ниже.
2-ой вариант задания: перепрыгивая со ступеньки на ступеньку, считать слова-отгадки до 5.
Например, один крот, два крота... пять кротов (числительные + существительные).Речевой материал:
Голодна — мычит,Сыта — жуёт,Малым ребяткамМолоко даёт. (корова)
На грядочке зелёные,А в баночке солёные. (огурцы)
Без рук, без ног по полю рыщет,Поёт да свищет,Деревья ломает,К земле траву пригибает.(ветер)
441261517780Что за обедом всего нужнее? (рот)
В колодец нырнулоОно с головой - Наверх возвратилось С холодной водой.(ведро)
434911523101302724153594105. «Правда или нет?»На асфальте рисуем 4 смайлика, улыбающиеся и грустные.Задание: «Послушай моё предложение, если оно правильное, то повтори его и встань около улыбающегося личика; если предложение неправильное — исправь его и встань около грустного личика». Так называем предложения несколько раз, ребенок может чертить дорожки от одного личика к другому.(верификация предложений)
Речевой материал:
Рома вчера пойдет в парк.
Картошка растет в лесу.
Наверху над нами была крыша.
Март — это первый месяц весны.
Воробей больше вороны.
Ромашки собирают девочек.
Карандашом раскрашивают картинку.
Виноград ест Тамару.
Использование данных игровых упражнений позволят решить следующие задачи:
автоматизировать поставленные звуки в речи;
развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
развивать психические процессы, любознательность;
упражнять детей в чтении;
способствовать развитию лексико – грамматического строя речи;
способствовать формированию связной речи .