Урок по окружающему миру по теме: Равнины и горы России 4 класс

Конспект урока

Тема урока: «Равнины и горы России»

Ф.И.О. Шумеева Любовь Сергеевна
Место работы: МБОУ «Сусанинская средняя общеобразовательная школа»
Должность: учитель начальных классов
Предмет: Окружающий мир УМК «Школа России»
Класс: 4
Тема и номер урока в теме: «Равнины и горы России» - первый урок в разделе «Природа России».
Источники: учебник Окружающий мир. 4 класс. Ч. 1 / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
рабочая тетрадь Окружающий мир. 4 класс. Ч. 1 / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
физическая карта России
толковый словарь С.И. Ожегова
презентация «Равнины и горы России»
Цель урока: формирование у учащихся представление о равнинах и горах России
Задачи, направленные на формирование:
Предметных результатов обучения: познакомить с равнинами и горами на территории России,
создать условия для формирования умения работать с физической картой России.
Метапредметных результатов обучения:
познавательные – развивать умения, необходимые для работы с информационными источниками,
развивать познавательную активность, умение наблюдать, обобщать, делать выводы;
коммуникативные – формулировать собственные высказывания;
регулятивные – формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей
с учётом конечного результата, оценивать степень её достижения.
Личностных результатов обучения: создать условия для совершенствования умения анализировать,
оценивать собственную учебную деятельность и результат работы,
способствовать воспитанию любви к своей стране, бережному отношению к природе.
Тип урока: урок открытия нового знания
Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.





Структура и ход урока


Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Время


1.



Организационный момент.


Приветствует детей. Создаёт положительный эмоциональный настрой.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «5»!

Проверяют рабочие места и готовятся к работе.

Наличие мотивации
к творческому труду,
к работе на результат.

1 мин.


2.

Актуали
зация знаний.


Выявляет уровень знаний. Организует фронтальную проверку.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие по великой стране. А какой, вы узнаете из стихотворения.
Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!

- Как вы думаете, почему в целом свете нет родней страны?



- Мы пройдём по стране, изучая её, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как выглядит поверхность, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница. Как вы думаете, кто это?


- Правильно, карта нам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность. Вспомните, какие формы земной поверхности вы знаете?
- Правильно. А чем они различаются?




- Вспомните, как называются части холма и горы?

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.




- Мы совершим путешествие по России.

- Россия – это наша Родина.
- Россия – это страна, в которой мы живём.
- Это наш дом, который мы очень любим.



- Это карта, потому что с помощью неё можно увидеть всю территорию России.

- Я знаю формы земной поверхности – равнину и горы.
- Есть ещё холмы и овраги.
- Равнины ровные участки земной поверхности.
- Горы – это неровные участки земной поверхности.

- Холм и гора имеют одинаковые части: подошву (подножие), склоны и вершину.

Активное использование речевых средств. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, уметь оформлять свои мысли в устной форме.

3 мин.


3.

Мотивация учебной деятельно
сти. Постановка проблемы.

Создаёт проблемную ситуацию.
- Природа России разнообразна и узнать всё о ней за один урок мы не сможем. Предположите, о чём конкретно пойдёт речь сегодня на уроке и докажите своё мнение.
Учитель читает загадку:
Подошвой на земле стою,
Макушкой небо достаю.














- Вы правы, это действительно гора. А что можно противопоставить такой высокой горе, если мы будем изучать земную поверхность?





- Правильно. Предположите, как бы вы определили тему урока?

- Сверим ваши предположения с тем, что у меня написано на доске. (Учитель вывешивает на доску карточку.)
На доске тема урока:
«Равнины и горы России».
- Сегодня мы будем учиться находить и показывать на карте главнейшие равнины и горы нашей страны.

Высказывают своё мнение, формулируют тему урока.




- Наверное, речь идёт в загадке о горе, потому что она стоит на земле, а так как горы высокие, то кажется, что они достают до неба.
- Я думаю, это гора, потому что только она может стоять на земле и макушкой доставать до неба, а иногда и скрывать свою вершину в облаках.
- Это гора, потому что она стоит подошвой на земле. А подошва – это одна из частей горы. Под макушкой подразумевается вершина – тоже часть горы. А вершина горы может очень сильно возвышаться над местностью.


- Наверное, это должно быть, что-то гладкое, ровное.
- Я думаю, это равнина, так как она имеет ровную поверхность.


- Горы и равнины.
- Горы и равнины России.


Решение проблемной ситуации, самостоятельно формулируют тему урока.

3 мин.


4.

Открытие нового знания.


- Вместе с нами путешествовать по стране будет «солнце». Мы будем его спутниками. Где встаёт солнце?
- С востока нашей страны мы и начнём путешествие. Но сначала посмотрите на физическую карту России. Она есть у вас в учебниках на стр. 58 – 59. Откройте учебники. ( В это время учитель вешает карту на доску, и с восточной стороны прикрепляет солнце).





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



- Давайте повторим условные обозначения физической карты. Начнём с цветов. А почему?

- Посмотрите внимательно на физическую карту России и скажите, что ещё вы видите.


- Давайте разберёмся в этой цветовой гамме. Посмотрите на слайд 1.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Что интересного вы увидели на этом рисунке?



- Что находится ближе всего к уровню моря?

- Каким цветом они обозначаются на карте?

- Что находится выше?



- Теперь, когда разобрались с цветовой гаммой, мы готовы отправиться в путь. Но вначале, раз мы сегодня будем говорить о равнинах и горах, попробуйте дать им определение.

- Это ваши предположения. В ходе урока мы узнаем, верны ли они.

1 остановка.
- Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка.
(Учитель показывает слайды полуострова Камчатка)

Слайд 2.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Слайд 3.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Найдите полуостров Камчатка на ваших картах. Солнышко закрепляется над полуостровом Камчатка.
- Что вы скажете о поверхности полуострова?

- Обратите внимание на вулкан Ключевая Сопка. Какую он имеет высоту? (Показ слайда вулкана Ключевая Сопка.)
Слайд 4
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Ученик подготовил сообщение, давайте его послушаем.







- Вспомните, что означает Всемирное природное наследие России?




- Значит, какой вывод из этого следует?




2 остановка.
- Продолжим наше путешествие. Предположите, где остановится наше солнышко?


- Правильно. Что вы видите на карте?





- А что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете?



- Это ваши предположения. Где можно точно узнать значение этого слова?

- Более точное толкование найдите в словаре С.И. Ожегова.
- Зачитайте значение слова «плоскогорье».




(Показ слайдов с изображением Среднесибирского плоскогорья.)
Слайд 5.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Слайд 6.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Что вы можете сказать о поверхности?

- Действительно Среднесибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства. А можно это пространство назвать равниной?


- Посмотрим, чьё мнение оказалось верным.
Слайд 7.






- Какой вывод можно сделать, рассматривая рисунок?


- Вначале нашего путешествия вы дали определение равнины. Посмотрите, верно ли оно.

- Какое теперь вы дадите определение равнины и почему?







- Да, это равнина, хотя и не совсем обычная.


3 остановка.
- Теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири. Посмотрите, где остановится наше солнышко?
(Солнышко закрепляется над горами Алтая и Саян.)
- Какая здесь земная поверхность?


- Посмотрите на эти горы. Что вы можете сказать о их высоте?
(Просмотр слайдов гор Алтая и Саяны.)
Слайд 8.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Слайд 9.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

- Горы Алтая и Саяны славятся своей красотой, богатством живой природы. Длина гор Алтая – более 2000км. Алтай богат различными полезными ископаемыми (железные руды, золото, ртуть, редкие металлы). Имеется более 3500 озёр. Алтай включён в Список Всемирного наследия, а само слово «Алтай» означает «золотой».
- Подходит ваше определение «гор», которое вы дали. Докажите.




4 остановка.
- Продолжим наше путешествие.
(Солнышко закрепляется над Западно-Сибирской равниной.)
- Где мы оказались?

- Что нам об этой равнине расскажет карта?









(Показ слайдов Западно-Сибирской равнины.)
Слайд 10.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Слайд 11.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Западно-Сибирская равнина – это огромная низменность, и её поверхность очень ровная, поэтому её назвали «плоская равнина».
Рассматривая карту и слайд, ни у кого не возникло вопросов?

- Давайте выясним. Мы уже уточнили, что поверхность плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности.

- Проведём опыт. Что вы видите у меня на столе? Предположите, что я буду делать?

- Вы сказали, что поверхность моего стола плоская. Я выливаю на поверхность воду. Что произошло?

- Какой вывод из этого вы можете сделать?




- Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины.

5 остановка.
- Продолжаем двигаться дальше за солнышком на запад. Где мы остановимся?
(Солнышко закрепляется над Уральскими горами.)

- Внимательно рассмотрите карту. Что вы можете сказать об этих горах?






- Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае. (Показ слайда)
Слайд 12.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

- Что это доказывает?


(Просмотр слайдов «Уральские горы».)
Слайд 13 - 14.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Послушайте сообщение об этих горах.








- А ещё Уральские горы называют «старые горы». Посмотрите на эту схему.
Слайд 15.

- Что вы можете сказать о вершинах гор?



- Верно, так как форма их стала плосковершинной.
- А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.










6 остановка.
(Закрепляет солнце над Восточно-Европейской равниной.)

- Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту?






- Попытаемся открыть тайну жёлтых пятен. Как вы думаете, что это может означать?


- Проверим, верно ли ваше предположение.
(Показ слайда.)
Слайд 16.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины?

- Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». Прочитайте материал о равнине в учебнике на с. 61 над фотографией. Как ещё называют Восточно-Европейскую равнину?

- Как вы думаете, почему её так называют?


- Верно. Так как большая её часть находится в пределах границ Российской Федерации.

7 остановка.
- А сейчас держим путь на юго-запад.
(Солнышко закрепляется над Кавказскими горами.)

- Посмотрите, что рассказывает нам карта?


(показ слайда горы Эльбрус)
Слайд 17.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(Показ слайдов Кавказских гор.)
Слайд 18.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Что вы можете сказать об этих горах?


- Рассмотрите рисунок, на нём изображены молодые горы. Как выглядят вершины гор?
Слайд 19.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


- Послушайте сообщение о Кавказских горах.

















- Кому из вас приходилось бывать на рассмотренных нами горах?




- Теперь, когда мы рассмотрели равнины и горы России, представьте, в какой бы вы расположили последовательности равнины над уровнем моря.






- Молодцы. Наше солнышко закатилось за горизонт. Мы с ним прошли огромный путь от восточных границ до западных.


Анализируют карту, высказывают предположения, обращают внимание на использование цвета на карте.
- Солнце встаёт на востоке.



Учащиеся открывают учебники и рассматривают карту.











- Цвет на карте указывает, где расположена вода, а где суша.


- На карте России несколько цветов: зелёный, жёлтый, коричневый.
- Есть синий цвет в виде ниточек.
Анализируют диаграмму, определяют расположение географических объектов над уровнем моря.







- На рисунке есть линии: сплошная и пунктирные.
- Сплошной линией показан «уровень моря».

- Ближе всего к уровню моря находятся низменности.
- На карте они имеют зелёную окраску.
- Выше находятся возвышенности и горы.
- Они имеют жёлтую и коричневую окраску.

- Я думаю, что равнина – это ровная поверхность земли.
- Горы – это возвышенности, которые имеют вершины разной величины и расположены выше уровня моря.









Рассматривают, сравнивают и анализируют слайды с картой.














- С севера на юг по всему полуострову проходят горы.


- Его высота 4750м.





Сообщение.
Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Всего на полуострове 28 действующих вулканов. Во время извержений столбы газов и вулканической пыли поднимаются в небо на высоту до 20 км. Вулкан Ключевая Сопка извергается каждые 6-7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев. Высота вулкана – 4750м.

- Это достопримечательности природы.
- Всемирное наследие природы России – это объекты природы, которые находятся под охраной.

- Мы должны охранять и сохранить вулканы Камчатки, чтобы другие тоже могли их увидеть.


Анализируют карту, высказывают предположения, обращают внимание на использование цвета на карте.
- Я думаю, что следующая остановка будет на Среднесибирском плоскогорье.

- На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый.
- Здесь есть низменности и возвышенности.

- Я думаю, что это плоская поверхность, которая имеет небольшие горы.
- Плоскогорье – это плоская гора.

- Можно использовать толковый словарь.

Учащиеся ищут толкование слова.

- Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.

Осуществляют анализ представленной информации, высказывают предположения, делают вывод.
















- Здесь много возвышенностей и холмов.


- Я думаю нельзя, потому что здесь много холмов.
- Можно, так как возвышенности имеют плоскую форму.






- Среднесибирское плоскогорье – это тоже равнина. Здесь возвышенности имеют плоскую поверхность, а крутые склоны напоминают горную местность. Поэтому её и называют плоскогорье.


- Нет.


- Равнина - это поверхность земли с ровными или холмистыми участками.
- Равнина может иметь не только ровную поверхность, но могут встречаться и возвышенности с плоской поверхностью. Примером такой равнины является Среднесибирское плоскогорье.






- Наверное, это будет Алтай и Саяны.

- Это горы, потому что изображены тёмно-коричневым цветом.


Осуществляют анализ представленной информации, высказывают предположения.

- Эти горы высокие, потому что на карте они изображены тёмно-коричневым цветом.
- На Алтае есть гора Белуха, её высота 4506м.



















- Да, подходит. Горы расположены выше уровня моря. Они различаются по высоте, а вершины имеют заострённую форму с крутыми склонами.


Анализируют карту, высказывают предположения, обращают внимание на использование цвета на карте.
- На Западно-Сибирской равнине.

- Это равнина занимает большую территорию.
- Поверхность ровная и окрашена в зелёный цвет, а значит это низменность.
- Большую часть территории занимают болота. Протекают реки.
- Есть полезные ископаемые: нефть и природный газ.


Осуществляют анализ представленной информации на слайдах с картой, высказывают предположения.













- Почему на равнине столько много болот?


- Стол, шкаф, пол, парта.


- На столе стоит стакан с водой.
- Наверное, вы будете выливать воду из стакана на стол.

- Вода растеклась по столу.


- Вода, выпавшая в осадках и после того как растает снег, никуда не стекает, так как поверхность плоская. Часть воды проникает в землю, а остальная остаётся на поверхности. Так появляются болота.


Анализируют карту, высказывают предположения, обращают внимание на использование цвета на карте.

- Это будут Уральские горы.


- Уральские горы окрашены в жёлтый и светло коричневый цвет – значит их высота не очень большая.
- Самая большая гора Народная, её высота 1895 м.
- Горы протянулись с севера на юг. Они разделяют равнины.

Сравнивают географические объекты, делают вывод.
- Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная.






- Это доказывает, что горы Алтая высокие, а Уральские горы – невысокие.



Рассматривают, сравнивают географические объекты на слайдах.
Слушают краткое сообщение.





Сообщение.
Уральские горы или Уральский хребет, а когда-то, тысячу лет назад их называли «Каменный пояс Земли Русской». Реки стекают с Уральского хребта и на запад – в Европу, и на восток – в Азию, потому, что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию. Уральские горы низкие: менее 2000 м. они знамениты своими минералами, которые здесь издавна добывали. Особенно известны чудесный поделочный камень малахит и драгоценный камень изумруд.

Анализируют схему, высказывают предположения, делают вывод.




- Вершины невысокие и неострые. Они больше похожи на плоские.
- Склоны не крутые, а пологие. Наверное, поэтому их и назвали «старые».



Ученик проводит физкультминутку.
Физкультминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале
Вправо, влево повернись!
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!

Анализируют карту и слайды с географическими объектами, высказывают предположения, обращают внимание на использование цвета на карте.
- Мы движемся на запад. На карте написано, что это Восточно-Европейская равнина.
- Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зелёным цветом.
- Ещё на ней видны пятна жёлтого цвета.

- Жёлтым цветом на карте обозначают возвышенности. Значит, на этой равнине есть холмы.









- Поверхность неровная, встречаются возвышенности. Значит наше предположение верно.


Работают с текстом, ищут ответ на поставленный вопрос.
- Эту равнину называют Русской равниной.

- Русской её называют, потому что она находится на территории России.



Анализируют карту и слайды с географическими объектами, высказывают предположения, обращают внимание на использование цвета на карте. Сравнивают географические объекты.
- Это горы и они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами.
- Самая высокая гора – Эльбрус, её высота 5642 м.
- Эльбрус выше горы Белухи на Алтае.












- Эти горы высокие, их вершины покрыты снегом.
- Склоны гор крутые.


- Вершины молодых гор острые.
- Они противоположны вершинам Уральских гор, которые называют «старыми».




Сообщение.
Кавказские горы – самые высокие горы России. Необыкновенна их красота. Многие вершины и склоны Кавказских гор постоянно покрыты льдом и снегом. Здесь расположена высочайшая в России гора – Эльбрус. Эту гору называют двуглавой, потому что у неё две головы. Высота первой вершины 5642 м, а второй 5621 м. Эльбрус и его окрестности (Приэльбрусье) – одно из самых притягательных мест для альпинистов и любителей горнолыжного спорта. Есть ещё наиболее известная вершина – это гора Казбек. Её высота 5033 м.

- Я была на Кавказских горах. Там у меня бабушка, и каждое лето я езжу к ней. Вместе с подругой мы часто ходили к горам, лазали по ним. Там очень красиво.

- Первой изобразили Западно-Сибирскую равнину, потому что она имеет плоскую поверхность.
- Затем Восточно-Европейскую равнину, потому что её поверхность неровная, кое-где встречаются возвышенности.
- Среднесибирское плоскогорье будет выше, так как на ней много возвышенностей, холмов.


Активное использование речевых средств и средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Умение находить новые знания, ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке.





Умение слушать партнёра, в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Доказывать, аргументировать свою точку зрения, осуществлять анализ объекта.

23 мин.


5.

Применение нового знания.



Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на усвоение нового знания.
- Откройте рабочую тетрадь на стр. 29, прочитайте задание к № 1 и № 2.


- Что вы должны сделать?






Организует коллективную проверку, выявление места и причины затруднений.
- Назовите равнины России, которые вы подписали на контурной карте?



- Докажите, почему вы Среднесибирское плоскогорье отнесли к равнинам?




- Назовите горы России, которые вы нанесли на контурной карте?


- Поднимите руку, кто выполнил это задание правильно.
- Молодцы. С заданием № 1 все справились без ошибок.

- Проверим задание № 2. Какие горы называли «Каменный пояс земли Русской»?

- Почему их так называли?


- Какая равнина раскинулась от западных границ до Уральских гор?

- Какая самая высокая гора России?


- Где она расположена?

- Какая равнина расположена к востоку от Уральских гор?


- Поднимите руку, кто правильно выполнил задание?
- Поднимите руку, кто допустил ошибку в определении гор?
- Поднимите руку, кто допустил ошибку в расположении равнин?

Проводится анализ допущенных ошибок.
- Почему допустили ошибку в расположении равнин?



- Вы смотрели на слова (восток – восточная, запад – западная), а нужно было вспомнить расположение сторон света и внимательно читать, как именно расположены равнины по отношению к Уральским горам.
- Кто не допустил ни одной ошибки при выполнении № 1,2 - поставьте себе отметку»5».
- Кто допустил ошибку в № 2 -
поставьте себе отметку «4».
- Поднимите руку, кто справился на отлично?
- Молодцы.
- Поднимите руку, кто оценил свою работу на хорошо?
- Будьте внимательными. Надеюсь, больше таких ошибок допускать не будите.
Самостоятельно подписывают географические объекты на контурной карте, используя физическую карту России, данную в учебнике, устанавливают соответствие между признаками и названиями географических объектов, выполняют взаимопроверку в парах.

- В № 1 с помощью карты учебника подписать на контурной карте крупнейшие равнины и горы нашей страны.
- В № 2 соединить стрелками географические названия.




- Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина и Среднесибирское плоскогорье.

- Среднесибирское плоскогорье это равнина, хотя выглядит не совсем обычно. На ней много возвышенностей и холмов, которые имеют плоскую форму.

- Кавказские горы, Уральские горы, Алтай и Саяны.

Учащиеся поднимают руку.





- Уральские горы.

- Они отделяют Европу от Азии и как бы перепоясывают страну.

- Это Восточно-Европейская равнина.

- Самая высокая гора России – Эльбрус.

- На Кавказских горах.

- К востоку от Уральских гор расположена Западно-Сибирская равнина.

Учащиеся поднимают руку.







- Из-за невнимательности. Если равнина расположена к востоку, значит это Восточно-Европейская равнина, а к западу – Западно-Сибирская равнина.






Учащиеся оценивают свою работу в тетрадях.



Учащиеся поднимают руку.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

































































Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

11 мин


(с/р 5 мин.)


6.

Подведение итогов урока.



Организует подведение итогов.
- Что вы можете сказать о земной поверхности России?



- Что вы можете сказать о горах?







- Приведите примеры таких гор.


- Что такое равнина?



- Какие названия равнин вам запомнились? Назовите их.










- Как полученные знания могут пригодиться в жизни?









- Молодцы! Хорошо поработали сегодня на уроке.
Учитель выставляет отметки, которые получили за самостоятельную работу.
Отвечают на вопросы, определяют степень усвоения материала урока, формулируют собственное мнение.
- Поверхность нашей страны разнообразна. На её территории можно встретить горы, равнины и плоскогорья.

- Горы высоко поднимаются над уровнем моря.
- Горы бывают молодые – высокие (Кавказские) и старые – невысокие (Уральские)
- Есть горы, которые входят в список Всемирного наследия России.

- К таким горам относятся: горы Алтая и вулканы Камчатки.

- Равнина – это ровный или холмистый участок земной поверхности.

- Восточно-Европейская равнина или Русская. На её поверхности есть возвышенности и холмы, поэтому её называют холмистая.
- Западно-Сибирская равнина самая плоская и низкая. Поэтому там много болот.
- Среднесибирское плоскогорье имеет возвышенности с плоской поверхностью и крутыми склонами. Поэтому её называют – плоскогорье.

- Сегодня мы узнали, как разнообразен и красив рельеф нашей страны.
- Что большую часть территории России занимают равнины.
- Надо уметь ценить то, что мы имеем, что нас окружает, и беречь это.
- Полученные знания пригодятся, если мы решим отправиться в путешествие.


Оценивают степень достижения учебной задачи урока.

































Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки









3 мин.

7.
Домашнее задание.


Помогает определить домашнее задание.
- 1 уровень - прочитать текст на с. 60 – 64 учебника, ответить на вопросы «Проверь себя», подготовить пересказ.
- 2 уровень – выполнить задания № 3 – 5 в рабочей тетради на с. 32 – 33, подготовить сообщение об одном из географических объектов, с которыми мы познакомились на уроке. В рабочей тетради записать план своего сообщения и наиболее важные сведения о географическом объекте.


Определяют домашнее задание.

1 мин.






Равнины и горы России






крутые склоны

плоская вершина

равнина