Рабочая программа по технологии УМК Система развивающего обучения Л.В. занкова



Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология».
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т. ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
осознание себя как гражданина России;
осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения;
понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
- эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной материальной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знании;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности;
- адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиции партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознанных устойчивых эстетических пред почтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на разных уровнях;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;
-проявлять познавательную инициативу вучебном сотрудничестве;
-адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу работы, так и по ее завершению
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве;
-использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для решения задач;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях;
-строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее и поисковое;
-воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты;
-работать с информацией, представленной в форме текста, схемы, чертежа;
-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изучаемых объектов по заданным критериям;
-обобщать, самостоятельно выделяя ряд или класс объектов;
-подводить анализируемые объекты под понятия на основе выделения существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приемов решения задач
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- находить несколько источников информации, делать выписки из используемых источников;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т. ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации при сотрудничестве;
-контролировать действия партнера;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-строить понятные для партнера высказывания;
-задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своих действий.
Обучающийся получит возможность научиться
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения;
-с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты освоения учащихся учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Очающийся научится:
- называть наиболее распространенные в своем регионе профессии и описывать их особенности;
-бережно относиться к ценностям отечественной и зарубежной материальной культуры;
-понимать общие правила создания предметов рукотворного мира;
-руководствоваться правилами создания предметов рукотворного мира в своей продуктивной деятельности;
-самостоятельно анализировать, планировать и контролировать собственную практическую деятельность;
-понимать особенности проектной деятельности;
-разрабатывать замысел коллективной проектной деятельности, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
-сознанно подбирать материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в зависимости от поставленной цели;
- выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их обработки при разметке, сборке, отделке;
-применять приемы безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими, колющими (игла, крючок, спицы);
-выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
-работать с простейшей технической документацией;
-изготавливать плоскостные и объемные изделия по чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
- комбинировать художественные технологии в одном изделии.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, виды соединения деталей;
- решать задачи конструктивного характера: на изменение вида и способа соединения деталей, придания новых свойств конструкции;
-анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу, эскизу и доступ
- размечать развертку заданной конструкции по рисунку, простейшему чертежу или эскизу;
- изготавливать несложные конструкции по рисунку, чертежу, эскизу, развертке
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
- наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика, видео);
- оформлять тексты с помощью текстового редактора MS Word;
-представлять информацию в виде рисунка, таблицы;
-выводить документ на принтер;
-соотносить возможности компьютера с конкретными задачами учебной, в т. ч. проектной и творческой деятельности
2. Содержание учебного предмета «Технология»
Тематический план
№ п/п Разделы, темы Количество часов всего
1 Моделирование и конструирование 10
1.1 Художественное конструирование из растений 5
1.2 Моделирование и конструирование из разных материалов 5
2 Виды художественной техники 12
2.1 Лоскутная мозаика 3
2.2 Работа с бумагой 4
2.3 Вязание 5
3 Работа на компьютере 13
Итого: 35
Раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание. Виды художественной техники» »
Тема «Художественное конструирование из растений «
Культурно-историческая ценность предшествующих традиций, отраженных в предметном мире, бережное отношение к ним.
Наиболее распространенные в своем регионе профессии. Профессии родителей учащихся.
Использование в продуктивной деятельности наиболее важных правил дизайна.
Анализ задания, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, планирование трудового процесса, контроль и корректировка хода работы.
Отбор и анализ информации из учебника, других печатных и электронных источников.
Задания разных типов - от точного повторения образца (в виде рисунка, фотографии, схемы, чертежа) до создания собственного образа. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе.
Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная).
Использование полученных знаний и умений для самообслуживания и благоустройства своего дома.
Раздел «Виды художественной техники»
Тема «Лоскутная мозаика, работа с бумагой , вязание»
Тема «Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, крючком, спицами, циркулем)Разметка: на глаз, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля.
Сборка и соединение: клеем, нитками, проволокой.
Отделка: вышивкой, аппликацией, раскрашиванием.
Виды художественной техники
Лоскутная мозаика
Детали вырезаны из ткани по долевой нити и приклеены на бумагу.
Детали вырезаны из ткани по долевой нити и сшиты.
Вышивание
Вышивание крестом на разреженной ткани, канве по эскизу, схеме.
Швы «петельки» и «вприкреп».
Папье-маше
Кусочки бумаги наклеиваются слоями друг на друга (слоистое папье-маше).
Папье-маше из размельченной бумажной массы.
Роспись ткани
Свободная роспись. Роспись по соли. Холодный батик.
Вязание
Виды пряжи. Виды крючков и спиц.
Вязание крючком. Приемы вязания - цепочка из воздушных петель, столбики без накида и с накидом.
Вязание на спицах. Набор петель. Виды петель. Чулочная вязка, вязка «резинка
Раздел «Конструирование и моделирование»
Тема «Художественное конструирование из растений»
Изделие, деталь изделия. Соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия.
Исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение коррективов.
Художественное конструирование из растений
Композиции из сухих растений. Букеты и композиции из живых растений.
Объемное конструирование
и моделирование из бумаги и картона
Объемные поделки из бумаги, сделанные с помощью надрезов
Объемные изделия из бумаги, полученные приемом «складывания по кривой».
Объемные игрушки из картонных коробок с подвижными деталями.
Конструирование и моделирование из разных материалов
Соломенная скульптура. Разные приемы выполнения соломенных изделий.
Изготовление кукол из ниток.
Конструирование из проволоки - контурные, каркасные фигуры, проволочная скульптура.
Объемное моделирование из ткани
Моделирование бесшовных кукол.
Объемные игрушки из плотной ткани, детали которых соединяются наружным петельным швом.
Объемные игрушки из тонких тканей, детали которых соединяются внутренним швом «строчка».
Сквозные виды работ
Наблюдения, беседы – в течение всего года
Раздел «Практика работы на компьютере»
Выполнение базовых действий на компьютере с использованием безопасных для органов зрения, нервной системы и опорно-двигательного аппарата приемов работы.
Использование компьютера для поиска и воспроизведения необходимой информации, для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, таблицами). Основные операции при создании текстов и оформлении текстов. Клавиатурное письмо. Работа с клавиатурным тренажером.
Электронные таблицы, их назначение.
Компьютерные программы: MS Word, MS Publisher, Adobe Photoshop, MS Power Point
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Дата Тема Количество часов
Моделирование и конструирование
Художественное конструирование из растений 5часов Композиции из сухих растений. Дизайн, оформление работ 1
Художественное конструирование из растений. 1
Букеты из живых растений. 1
Художественное конструирование из растений. Подарок для… 1
Композиции из живых растений. 1
Моделирование и конструирование из разных материалов 5 часов Соломенная скульптура. 1
Приемы выполнения соломенных изделий. 1
Изготовление кукол из ниток. Девочка. 1
Изготовление кукол из ниток. Мальчик. 1
Изготовление кукол из ниток.Птицы. 1
Виды художественной техники Лоскутная мозаика. 3часа Лоскутная мозаика на бумаге. 1
Шьём лоскутную мозаику. Лоскутные рисунки. 1
Шьём лоскутную мозаику. Карман «Лакомник» 1
Работа на компьютере. 13 часов Что такое компьютер? 1
Что умеют компьютеры 1
Компьютеры в быту 1
Компьютеры в медицине 1
Компьютеры и прогнозирование погоды 1
Практикум овладения компьютером. Клавиатурное письмо. 1
Как создать документ в MS Word. 1
Как создать документ 1
Форматирование текста. 1
Как вставить картинку 1
Создание таблиц. Будущее начинается сегодня 1
Создание таблиц 1
Вставка картинки 1
Работа с бумагой 4 часов Работа с бумагой и картоном. Жители Бумажного города. 1
Работа с разными материалами. Новогодняя открытка. 1
Объёмные игрушки с подвижными деталями. «Говорящие» звери. Корова 1
Объёмные игрушки с подвижными деталями. « Клоун» 1
Вязание 5 часов Вязание крючком. Из истории. 1
Основные Приёмы вязания крючком. 1
Цепочки из воздушных петель 1
Картинки из вязаных цепочек. Цветок. 1
Вязание на спицах. Набор петель. Виды петель. 1