Дифферинцированное обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий головного мозга на уроках физики.

Психофизиологическое сопровождение учащихся на урока физике.
либо

Дифферинцированное обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий головного мозга на уроках физики.
Киселёва Н.Г.
Комитет Троицкого района по образованию,
МОУ «Беловская средняя общеобразовательная школа»,Троицкого района,
Алтайского края



Демократизация общества, становление рыночных отношений выдвинули новые требования к обучению и воспитанию человека, гражданина, специалиста. В складывающихся социально-экономических отношениях востребованы профессионализм, ответственность, самостоятельность и инициатива, а не пассивное исполнительство. Эти социально значимые качества следует формировать непосредственно в учебной деятельности, обязательно учитывая психофизиологические особенности школьников. Ещё К .Д. Ушинский указал на то, чтобы всесторонне развить ученика, в первую очередь нужно всесторонне его изучить. И я решила начать свою экспериментальную работу именно с этого. В эксперименте принял участие коллектив из 11 школьников в возрасте 13-14 лет.
В начале моего исследования я предположила, что с учётом психофизиологических возможностей учащихся я смогу повысить уровень обученности, попутно решая проблему развития коммуникативных свойств и социальных качеств личности.
Итак, цель моего исследования состояла в том, чтобы экспериментально проверить гипотезу о том, что с учётом психофизических особенностей я смогу повысить уровень обученности учащихся и решить проблему социализации личности.
На первом этапе эксперимента я определила ведущую модальность, функциональную асимметрию мозга каждого ребёнка и констатировала уровень обученности испытуемых.
.Организацию учебной деятельности с учётом психофизиологических особенностей учащихся провела на трёх этапах :
-создание мотивации к обучению,
-организация (обеспечение) учебной деятельности,
-результативный (сравнение предпологаемой оценки с реальной).
Всем известно,что успех на первом (мотивационном) этапе в большей степени определяется психологическими аспектами индивидуальности ребёнка. Мотивы, побуждающие детей изучать школьные предметы, связаны со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, понять их принципы и убеждения, осознать своё положение в мире. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов, потребность самореализации.
Зная это, при подаче материала я подчёркиваю социальную значимость (для правополушарных), новизну и значимость для общего развития (для левополушарных) изучаемого материала. Большое внимание прежде всего я уделяю оформлению кабинета- это постоянные стенды (шкала электромагнитных волн, международная система единиц(СИ), физические постоянные, приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц). (Издательство «Дрофа»)
Все таблицы одной цветовой гаммы- фиолетовой, цвет стен соответствует и гармонирует этому цвету .В конце кабинета зелёная зона- цветы. Таблицы, приборы для демонстраций, дидактический материал, сборники задач, справочный материал, дополнительную литературу стараюсь содержать в хорошем состоянии и, конечно же, слежу за правильной постановкой своей речи. Для поддержки и повышения уровня мотивации создаю все условия , необходимые для успешной учебной деятельности- творческие задания, эксперименты, речевой и музыкальный ритм, связь информации с реальностью, контекст, гештальт, что способствует самореализации , так как для детей с доминирующим правым полушарием характерна ориентация не на знания.Также я стараюсь дать высокую оценку их учебной деятельности, обязательно хвалю таких ребят. Это способствует повышению их авторитета в коллективе, а также повышает социальную значимость деятельности.
Условия учебной деятельности левополушарных учащихся- абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, упор на детали, правильная технология. Обязательна на уроке и тишина. Делаю упор на познавательную сторону, потому что их привлекает сам процесс усвоения знаний и их глубина. Такие дети рассматривают занятия как средство для развития своего мышления и волевых качеств. Для них более значимым является получение знаний, стремление к самостоятельности, потребность в образовании, а не их оценка учителем. И это я постоянно учитываю во время проведения уроков.
Необходимо учитывать и особенности сенсорного восприятия учащихся. Для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера пространства, а для левополушарных- правая. С учётом психофизиологических особенностей каждого ученика важно определить место за партой в классе каждого ребёнка. На первый ряд я посадила левополушарных аудиалов, на второй ряд - правополушарных визуалов и кинестетиков. Это обеспечило продуктивное восприятие, внимание (ученики легко воспринимают и понимают новый материал ,т.к я работаю в условиях учёта ведущих модальностей учащихся, что предупредит возникновение невроза, стресса и снимет неосознаваемую реакцию защиты от новой информации.
Для наиболее лучшего восприятия информации с классной доски правополушарным учащимся сочетание цветов должно быть следующим: светлая доска - тёмный мел. Для левополушарных детей сочетание цветов на доске может быть таким: тёмный фон- светлый мел, а также классическая посадка за партами. Для решения этой задачи я использую мультимедийную установку.
Своей основной задачей ставлю обеспечение учащихся заданиями, которые учитывали бы их психофизиологические особенности и доставляли бы им удовольствие в ходе выполнения работы. Восприятие правополушарных детей является целостным, а левополушарных- дискретным (по частям). Учитывая целостность восприятия правополушарных детей, разработку новой темы я начинаю с демонстраций схем, включающих все элементы последующей информации. Другими словами, обучение для них строю на основе синтеза, а не анализа, как это принято в современном образовании.
Я знала, что при использовании схем, опор, стихов, музыки восприятие конкретной реальности непосредственно обращается к эпизодической и ритмической памяти правого полушария, улучшает непроизвольные память и внимание. В результате при изучении темы мои учащиеся сами сочиняют стихи, с помощью которых лучше запоминают и понимают учебный материал, с удовольствием решают задачи, составляют кроссворды, изготавливают физические модели, часто находясь в ситуации успеха.
Учитывая , что память правополушарных учащихся является непроизвольной и поэтому они не могут запоминать усилием воли, я стараюсь делать так, чтобы запоминание информации проходило в игре, мозговом штурме, практической деятельности. Произвольная память левополушарных детей допускает технократическое зазубривание и многократное повторение материала. При изучении нового материала правополушарных учащихся я прошу найти сходство при сравнении ,что способствует лучшему восприятию.Левополушарные дети эффективнее работают, находя различия в сравниваемом материале.
Правополушарные учащиеся по типу восприятия являются визуалами (зрительное восприятие) или кинестетиками (обоятельное, осязательное,мышечное, вкусовое восприятие), левополушарные учащиеся- аудиалами(слуховое восприятие). Для правополушарных визуалов информация мной представлена в картинках, схемах, записях на доске и диаграммах. Визуалы предпочитают сами читать текст учебника, чем слушать устное объяснение учителя, поэтому я предоставляю им эту возможность.
Кинестетики лучше воспринимают информацию во время практической деятельности, поэтому вся практическая сторона урока отдана им.. Интенсивность обучения повышаю путём включения в речь жестов, используя естественное стремление к жестикуляции таких ребят. И воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражения лица, жесты, вызывая определённые эмоции и переживания, добиваюсь взаимопонимания и личного контакта с каждым у
·чеником.
Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать её, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности.
Работая с учеником- визуалом, использую слова, описывающие цвет, размер, форму. Выделяю цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывая действия, использую схемы, таблицы, наглядные пособия. Постоянно держу в памяти ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива.
Работая с учеником- кинестетиком, прибегаю к помощи жеста и прикосновения, помню , что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличений , тем лучше они запоминают материал. Позволяю им «играть» роль различных частей моей информации. Держу в памяти и эти слова ( ключевые слова кинестетической модальности): чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, холодный.
Работая с учеником- аудиалом, использую вариации голоса (громкость, высота, пауза) Не забываю и ключевые слова аудиальной модальности: слышать, кричать, звучать, настраивать, согласовывать.
Мы с учениками обмениваемся информацией в терминах одинаковой модальности, что обеспечивает доверительное отношение. Замечания ученикам я делаю на их языке.
Общеизвестно,что мышление правополушарных детей является наглядно-образным, спонтанным, интуитивным, эмоциональным и трёхмерным (пространственным), а левополушарное мышление считается абстрактно-логическим, прогнозируемым, рациональным и двумерным. Поэтому правополушарные учащиеся находятся на уроке в состоянии дискомфорта, если требовать от них работы с внеконтекстным материалом. Эти же ученики достигают успеха на уроке, где те же задачи подаются в контексте ученикам
( с использованием бытовых ассоциаций). Левополушарные дети редко имеют большие проблемы на уроках, так как многое происходит вне контекста.Именно эти знания помогли мне в экспериментальной работе.
В экспериментальном классе ученики с противоположными стилями учения реально помогают друг другу. Имея набор стратегий обучения, ассоциированных с каждым учебным стилем, ученики, выполняя смешанные задания , увеличивают количество собственных учебных стратегий. Ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, может показать своему товарищу такие стратегии учения, как синтез, применение данных из контекста, выделение сути. Левополушарный ученик может поделиться со своим партнёром способами выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.
Обязательно учитываю я и половые различия латерализации полушарий .Опираюсь в учебном процессе на высокую поисковую активность, сообразительность мальчиков, разбираю принцип выполнения заданий и учу действовать самостоятельно девочек.Учу родителей правильно делать замечания мальчикам-излагать кратко и точно своё недовольство, с девочками спокойно разбирать их ошибки.
По результатом диагностики и практическим рекомендациям родители данного класса помогали выполнять домашнее задание, зная особенности функциональной асимметрии головного мозга, ведущую модальность своего ребёнка.
Описываю свои шаги в третьем ( результативном) этапе эксперимента (сравнение предполагаемой оценки с реальной) .
Перед собой ставлю задачу организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения учениками следующего задания .Постоянная установка педагога на поиск ошибок, а ученика- на уменьшение возможности их сделать приводит к формированию исполнительского стиля у ребёнка.
Итоги учебной работы обычно сводятся к оценкам.
Выбирая методы проверки знаний учащихся, я учитываю межполушарную асимметрию головного мозга. Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа (тесты). Для правополушарных учащихся подбираю методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают правополушарным учащимся возможность проявить свои творческие способности, дать собственный развёрнутый ответ. Письменное решение задач позволит левополушарным проявлять свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.
Учебники обычно ориентированы на один стиль обучения, наиболее часто- на полушарную модель автора учебника. А учащимся с ограниченным набором стратегий обучения будет необходима помощь в увеличении числа используемых ими стратегий мышления. Дифференцированное обучение всегда предполагает использование учебных материалов, ориентированных как на левополушарный, так и на правополушарный тип учащихся.Оценивая детей, всегда следует помнить,что правополушарных не следует сравнивать с другими. Наибольший эффект достигается, если сравнение идёт с ним самим во временной динамике .Правополушарные дети ориентированы на мнение коллектива, родителей и учителя. Они очень нуждаются в позитивной оценке своей деятельности, в отличие от левополушарных, которые ориентированы на себя и на собственное убеждение.
Любой педагогический процесс- двусторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика, от типа функциональной организации их мозга, от эффективности взаимодействия.
Немаловажным этапом является оценивание результатов работы учащимися .Стараюсь не завышать оценки себе подобным детям и не занижаю оценки учащимся с другой мозговой организацией.
В результате проведенного эксперимента состояние обученности моих учеников повысилось. В области «Знания» они имеют полный запас знаний, требуемых школьной программой, владеют теорией, изученными понятиями, законами; освоенные знания мои ученики легко применяют в новых условиях.
В области «Учебная деятельность» («Умение учиться») понимают смысл учебных заданий и сами постоянно ставят учебные задачи, владеют учебными действиями (сравнением, анализом, сопоставлением, конструированием и т.д.), выполняют учебные действия качественно; владеют приёмами само- и взаимоконтроля на различных этапах работы, адекватно оценивают свои возможности; умеют оценивать свою учебную работу, видят свои плюсы и минусы.
В области «Возможности дальнейшего обучения» («Обучаемость и умственное развитие») активно ориентируются в новых условиях, проявляют познавательную инициативу, часто по собственному желанию выходят за пределы обязательных заданий; осознают ход и смысл учебных действий, рефлексируют в учебной деятельности; умеют переходить самостоятельно от одного этапа обучения к другому; владеют самоорганизацией, работают экономично, в быстром темпе, работоспособны, выносливы.
Общий вывод по результатам диагностики изучения уровня обучаемости и обученности учащихся по Третьякову П. И. таков : Перечисленные качества позволяют говорить о том, что мои ученики усваивают учебный материал, владеют умственными операциями, умеют выделить главное, в частном видят общее, легко переносят знания в новые ситуации, за короткое время достигают хорошего уровня знаний и способов их добывания, готовы к переходу на новые уровни умственного развития .



Список литературы



1. А.Л. Сиротюк. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003г.
2.Е.В. Лопуга, В.Ф. Лопуга. Воздействие цвета и света на организм человека.Барнаул:АКИПКРО,2005
3. Е.В. Лопуга, В.Ф. Лопуга. Учёт межполушарной асимметрии головного мозга в решении медико-психолого-педагогических проблем обучения детей. Методическое пособие.-Барнаул: АКИПКРО, 2002




15