Статья Организация урока химии на примере урока 8 класса Оксиды. Окисление


Цели урока:
Образовательные -
расширить и углубить знания учащихся о кислороде, изучив химические свойства кислорода,
сформировать понятие «оксиды»,
закрепить умения учащихся составлять формулы веществ по валентности и химические уравнения, называть вещества.
Развивающие -
развивать познавательный интерес,
развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные -
содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Методы:
беседы, устный опрос, организация упражнений по применению знаний (групповая, индивидуальная), самопроверка учащихся.
Оснащение урока:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблицы, раздаточный материал, магнитная доска, магниты, таблички для магнитной доски, «Таблица распространенности кислорода на Земле»
Оборудование и химические реактивы:
колба с песком и колба с водой, заполненные кислородом, ложечки для сжигания веществ, спиртовка, спички, лучинка, демонстрационный столик, сера, железо.
Ход урока
Организационный этап.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Этап усвоения и закрепления новых знаний.
Этап проверки усвоения полученных знаний.
Этап завершения урока.
Девиз урока:
Кислород – это вещество, вокруг которого вращается вся земная химия. (Я.Берцелиус)
Учитель: Сегодня мы совершим необычное путешествие в «Мир удивительного вещества».
А что это за вещество, почему именно оно, догадайтесь сами. В этом вам помогут загадочные картинки.
(На экране появляются картинки, отражающие области применения кислорода).
<Рисунок 1>
<Рисунок 2>
<Рисунок 3>
? Что объединяет все эти картинки?
(Учащиеся предлагают свои варианты ответов).
Учитель: Итак, мы совершаем путешествие в «Мир кислорода».
(На доске появляется девиз урока, учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
Но прежде, чем отправляться в путешествие, давайте вспомним,
? Что вы уже знаете о кислороде?
(Фронтальная беседа с учащимися)
Учитель: Вы уже многое знаете, но этого мало. Давайте познакомимся с кислородом поближе.
Итак, в путь.
Наша первая остановка – Историко-информационная.
? Когда же и кем был открыт кислород на Земле?
(В ходе рассказа учителя на экране появляются портреты ученых-химиков)
Еще в начале XVII веке газ, позже названный кислородом, был выделен изобретателем подводной лодки К. Дреббелем, который установил его способность поддерживать дыхание.
<Рисунок 4> и <Рисунок 5>
Однако результаты этих исследований были засекречены из-за их военной направленности, и поэтому они не были известны современникам.
В 1750 году М.В.Ломоносов на основании своих опытов доказал, что в состав воздуха входит вещество, окисляющее металл.
<Рисунок 6>
В 1771 году – это вещество было получено шведским химиком Карлом Вильгельмом Шееле.
<Рисунок 7>
В 1774 году независимо от него кислород был получен также английским химиком и философом Джозефом Пристли.
<Рисунок 8>
Джозеф Пристли как-то раз, нагревая оксид ртути, получил вдруг странный газ.
Газ без запаха и цвета, ярче в нем свеча горит.
А не вреден для дыханья?
О чем все это говорит?
Джозеф Пристли считал этот газ воздухом.
И все-таки главная фигура в истории открытии кислорода – великий французский химик Антуан Лоран Лавуазье, объяснивший смысл опытов, проведенных этими учеными. В 1775 году он установил, что кислород входит в состав воздуха и содержится во многих веществах.
<Рисунок 9>
? А откуда взялось это название?
Кислород – оксигениум – рождающий кислоты. Так решили назвать этот элемент, так как кислород встречался во многих кислотах, которые были известны к моменту открытия элемента. Хотя вначале этот элемент Лавуазье назвал «жизненным газом».
? А как вы думаете, почему?
? Где же на Земле встречается кислород?
Это мы узнаем на следующей станции «Составная»
Учащиеся предлагают свои варианты.
Учитель:
Он повсюду и везде:В земле, в воздухе, в воде.Он и в утренней росе,И в небес голубизне.
Кислород – наиболее распространенный на Земле химический элемент.
(На доске «Таблица распространенности кислорода на Земле»)
Литосфера на 47% по массе состоит из кислорода, входящего в состав различных сложных веществ: оксидов и солей.
В атмосфере в воздухе содержится 23% по массе свободного молекулярного кислорода.
Гидросфера содержит 85,8% кислорода, основная доля которого приходится на воду.
Кислород также входит в состав растений (около 40%), животных (около 20%), минералов, большинства солей, кислот, органических соединений.
Тело человека примерно на 65% состоит из кислорода.
А если химического элемента на Земле много, следовательно этот элемент очень важен. А важность кислорода определяется его свойствами.
Кислород – восьмой по счету,Если вес за меру взять.Если ж мера – место в жизни,Номер надо поменять.
Вся важность кислорода определяется его свойствами.
Итак, следующая станция «Свойственная»
?Какими физическими свойствами обладает кислород?
(Фронтальная беседа с учащимися о физических свойствах кислорода, которые им известны).
Учитель: Физические свойства кислорода:
(важнейшие свойства появляются на экране)
газ без цвета, вкуса, запаха, тяжелее воздуха, плохо растворим в воде (рыбы дышат кислородом, растворенном в воде, в 100 л воды растворяется 5 л кислорода при давлении 1 атмосфера и температуре 0 градусов), t кипения – 182,9 градусов, t плавления – 218,8 градусов.
Какими химическими свойствами обладает кислород, в какие реакции вступает и что при этом образуется? На эти вопросы мы сможем ответить, посетив станцию «Опытно-экспериментальную».
Еще М.В.Ломоносов определил, что кислород окисляет вещества, т.е. вступает в реакции окисления.
Чтобы определить, с какими веществами реагирует кислород, надо вспомнить
? А какие вещества по составу вы знаете?
Ученик: простые и сложные.
Учитель:? А какие бывают простые вещества?
Ученик: металлы и неметаллы.
?Что можно предположить?
Ученик: кислород может реагировать с металлами и неметаллами.
Учитель: Давайте посмотри, действительно ли кислород реагирует с неметаллами?
(Демонстрируется опыт: горение серы в кислороде.)
Да, действительно, реакция прошла.
? А по каким признакам вы определили?
Ученик: изменение цвета, выделение света, тепла, газа, запаха.
Учитель: Итак, сера горит в кислороде.
Запишем уравнение этой реакции.
?Сколько веществ образуется в результате реакции?
Ученик: одно.
Учитель: Получается оксид серы.
(Учитель на доске, учащиеся в тетрадях составляют уравнение реакции. Рядом с уравнением на магнитах прикрепляются таблички с признаками химической реакции).
S + О2 = SО2 (свет, тепло, запах, газ)
Аналогично идет реакция с фосфором. Запишем уравнение горения фосфора.
4Р + 5О2 = 2Р2О5
Давайте посмотрим, будет ли кислород взаимодействовать с металлами?
Демонстрируется опыт: горение железа в кислороде.
?Какие признаки химической реакции?
Ученик: изменение цвета, выделение света, тепла.
Учитель: Железо горит в кислороде.
Составим уравнение реакции горения железа.
(Учитель на доске, учащиеся в тетрадях составляют уравнение реакции. Рядом с уравнением на магнитах прикрепляются таблички с признаками химической реакции).
В результате реакции образуется смешанный оксид железа: Оксид железа (II) и оксид железа (III).
3Fе + 2О2 = Fе3О4 (свет, тепло)
Итак, в кислороде горят и металлы и неметаллы. Сл., кислород поддерживает горение веществ.
?А что такое горение?
Давайте вместе попытаемся дать определение этим реакциям.
?Что общего выделялось в результате реакций горения.
(Беседа с учащимися по формулировке данного понятия).
Горение – это реакции, при которых происходит окисление веществ с выделением тепла и света.
(Это определение записывается учащимися в тетрадь).
Учитель: Посмотрим внимательно, что образуется в результате всех реакций? Оксиды.
Оксиды бывают разныеТвердые, жидкие, газообразные.По-разному называютсяИ свойствами отличаются.Но в одном они едины Их вместе называют - оксиды.
? Что общего в составе этих веществ?
(Беседа с учащимися по формулировке данного понятия).
Попытайтесь дать определение оксидам.
Учащиеся пытаются сформулировать это понятие.
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.
(Это определение записывается учащимися в тетрадь).
Учитель: А теперь давайте поиграем в игру «Третий лишний».
(Групповая работа учащихся. Класс делится на группы по 4 человека).
Определите лишнее вещество и поднимите соответствующую цветную карточку. Ответ мотивируйте.
(Задание появляется постепенно на доске на магнитах).
СаО, СН4, N2О,
SiО2, О2, Н2О,
КОН, РвО, СО2,
Al2О3, ZnО, СО .
(По ходу работы учитель комментирует, где встречаются и применяются данные оксиды).
Следующая игра «Найди соответствие».
Найдите соответствие между формулой оксида и его названием. В своих тетрадях запишите к цифре соответствующую букву.
SО3 а. оксид азота (IV)
ZnО b. Оксид натрия
NО2 с. Оксид серы (VI)
SО2 d. Оксид цинка
Nа2О е. оксид серы (IV)
(На экране появляется текст задания. Учащиеся работают индивидуально).
Проверяем полученные результаты, сверяем правильные ответы с экраном. Учащиеся комментируют полученные ответы.
Следующее задание «Восстановите уравнения реакций».
Текст появляется на экране. Ребята, посмотрите, часть записей стерлось, восстановите их.
(Задание можно предложить тем учащимся, которые раньше справились с предыдущим заданием).
.. + О2 = 2ВаО
Si + .. = SiО2
4 К + О2 = ..
Итак, мы совершили путешествие в «Мир кислорода».
?Что нового вы узнали о кислороде?
(Во фронтальной беседе повторяются основные понятия, изученные на уроке).
Учитель: А по возвращении домой все путешественники всегда делятся своими впечатлениями от увиденного, заполняют дневники. И я вам предлагаю вам поделиться тем, что вы узнали в нашем путешествии.
Индивидуальное выполнение тестовой работы по вариантам.
Кислород. Оксиды.
1 вариант.
Химический знак кислорода:а) Н, б) О, в) К
Относительная молекулярная масса кислорода равна:а) 16, б) 32, в) 48
Кислород обладает следующими свойствами:а) легче воздуха,б) плохо растворим в воде, в) поддерживает дыхание,г) не поддерживает горение.
Оксидами являются:а) НgО, б) НСl, в) HNО3 ,г) О2 , д) Аl2О3
При взаимодействии кальция и кислорода образуется:а) СаО2 , б) СаО, в) Са2О.
Кислород. Оксиды.
2 вариант.
Формула молекулы кислорода:а) О2 , б) О, в) О3 .
Относительная атомная масса кислорода равна:а) 16, б) 32, в) 48
Кислород обладает следующими свойствами:а) тяжелее воздуха,б) хорошо растворим в воде,в) не поддерживает дыхание,г) поддерживает горение.
Оксидами являются:а) Н2О, б) NН3 , в) Н2SО4 ,г) Cl2О7 , д) О2
При взаимодействии натрия и кислорода образуется:а) NаО2 , б) NаО, в) Nа2О.
Учитель: Ребята, поменяйтесь вариантами и проверьте работы и поставьте друг другу оценки в соответствии с заданными критериями.
(Ответы и критерии оценки появляются на экране).
В завершении урока учитель дает домашнее задание.