Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению подростков в Казанском суворовском военном училище для преподавателей, воспитателей, младших воспитателей, педагогов-организаторов

Тот дом хорош, где хороши обитатели.
Дж. Герберт

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.
Дж. Локк

Цель данной работы ознакомить педагогов, воспитателей, младших воспитателей, педагогов-организаторов с особенностями проявлениями кризиса подросткового возраста для того, чтобы они смогли выбрать эффективные методы и приемы воспитания, стратегии поведения с суворовцами подросткового возраста.
Подростковый возраст многие психологи считают критическим на всём протяжении. Психические нарушения имеют определённыё этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.
Ускорение биологических и психологических процессов в период кризиса приводит к тому, что отклонение в поведении возникают как бы внезапно. Так у вполне благополучного подростка неожиданно для окружающих вдруг появляется эмоциональная чёрствость, жестокость, склонность к агрессии, насилию.
Период взросления, сам по себе не является болезнью, но может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Подростковый кризис понимается как состояние, в котором могут возникать «искажения отношений подростка с действительностью. Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждения своего Я (деперсонализация), своего одиночества и оторванности от мира.
Особо следует назвать те осложнения подросткового возраста, которые влечёт за собой бурное и неравномерное развитие организма, сопровождающее процесс полового созревания подростка. Эта неравномерность может проявиться как в развитии костно-мышечной системы и соматической телесной организации, так и в развитии сердечно-сосудистой системы и внутренних органов подростка. В одном случае это приводит к соматическим диспропорциям (высокий рост при маленькой голове, узкой грудной клетке, длинные конечности и т.д.), что болезненно воспринимается подростком. В другом случае неравномерность развития сердечно-сосудистой системы может привести к артериальному давлению, головным болям. И, пожалуй, самое заметное на поведение подростка способна оказать повышенная активность эндокринной системы, так называемая «гормональная буря», вызванная ускоренным половым созреванием, и как следствие этого – эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакции, выливающихся в неоправданную резкость и повышенную конфликтность, что само по себе способно затруднить его отношения с окружающими.
Повышенная конфликтность, особенно в отношении с взрослыми, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка с взрослыми, и со сверстниками. Стремясь избавиться от оценки и влияния взрослых, подросток становится критичным по отношению к своим родителям, учителям, начинает обострённо чувствовать и замечать их недостатки. Активный процесс усвоения навыков социального поведения продолжается.
Кризисность подросткового возраста проявляется в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для подростка характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников. Такие проявления в этом возрасте отнюдь не случайны. Они обусловлены тем, что в подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка.
Потребность в общении и самоутверждении подростка должна быть реализована в благоприятной среде. Аморфная нравственность подростка делает его зависимым в своих суждениях от мнения других. Компенсация несамостоятельности при этом достигается путём крайней преданности общности «мы» и критического, нигилистического отношения ко всем, кто входит в «они». У «трудных» подростков сильно развит «рефлекс подражания», который побуждает их не критически перенимать формы поведения у более запущенных подростков. Этим объясняется возрастание степени трудновоспитуемости, независимо от педагогических влияний движений по вектору отклоняющегося поведения.
Быстро и легко подростки овладевают «запрещёнными» приемами психологической защиты от нападения, которые встречаются в арсенале взрослого человека: вытеснение неприятных представлений о последствиях своего поступка, хитрость, обман, конформное подчинение требованию, демонстрация физической силы, агрессивность, грубость, угроза, шантаж.
Таким образом, подростковый возраст – трудный период психического развития; он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним.
Исходя из выше следующего, можно сделать заключение, что основное направление работы с суворовцами подросткового возраста – это помощь в преодолении возрастного кризиса, способствование гармоничному развитию личности подростка. Поэтому в построении работы с суворовцами, проходящих стадию возрастного подросткового кризиса, важно не только формировать, но и, как не бихивиористично это звучит, закреплять позитивные изменения в воспитанниках, чтобы эти изменения закреплялись в личности подростка, входили в структуру его личности. Наша задача – это формирование социально-нравственно здоровой личности. Раскрытие внутреннего мира человека, его внутренних ресурсов возможно только в условиях психологического комфорта, чувства базисного доверия к окружающей действительности. Психологическая безопасность среды в социальном аспекте определена как состояние среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии людей, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно – доверительном общении, создающее референтную значимость среды и, как следствие, обеспечивающее психологическую защищенность ее участников. Психологическая безопасность личности проявляется в ее способности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям. Поэтому приоритетным направлением педагогической деятельности является создание социально-психологической безопасности в условиях Казанского суворовского военного училища для развития потенциальных возможностей, положительных личностных качеств, формирование социально зрелой личности.
Наиболее успешно воспитательный процесс реализуется в рамках психолого-педагогического сопровождения, которое требует от педагога соблюдения некоторых принципов:
безусловное принятии ребенка;
понимание своеобразия психического развития подростка и его самочувствия;
видение реальных возможностей каждого подростка, а не предъявление ему завышенных требований;
проявление гибкости в воспитательной тактике, которая должна быть подчинена индивидуальным особенностям ребенка, а не личным воззрениям, привычкам и настроениям;
уважение к личности подростка;
готовность к «диалогу на равных».
Уважение к личности включает в себя не только отказ от оскорблений и пренебрежительного отношения, но и от заискивания, приспособления под его систему ценностей. Искреннее уважительное отношение к личности, умение увидеть в другом человеке качества, за которое его можно ценить и уважать, помогают не только найти контакт с подростком, но и помочь ему «подняться в собственных глазах», увидеть свои достоинства, научиться действенному самоуважению.

Педагогу необходимы:
эмпатическое понимание – способность становиться на точку зрения другого человека и видеть ситуацию его глазами, что дает возможность иначе взглянуть на особенности поведения подростка и, следовательно, помочь ему разобраться в себе и своих проблемах, найти способ с ними справиться;
открытость и доброжелательность педагога – его способность быть естественным в любой педагогической ситуации, всегда оставаться самим собой, не отступая от своих принципов и проявлять искреннее, доброжелательное отношение к людям;
стремление показать подростку, что он не безразличен другим, что его поступки и личностные качества замечают, что позитивные изменения радуют, а срывы огорчают;
демонстрация оптимистического взгляда на подростка и его будущее;
вера в положительные изменения в его поведении, судьбе;
понимание сложности воспитательной задачи;
осознание того, что в данной работе не может быть быстрых положительных результатов, что срывы возможны, но «дорогу осилит идущий».
При организации педагогического процесса необходимо помнить, что различные техники, методы и приемы воспитательного воздействия работают только если педагог смог сформировать у себя самого правильное психолого-педагогическое отношение к подростку и своей роли в воспитательном воздействии на него.
Уже давно известно, что традиционные методы воспитательного воздействия на подростков с осложненным поведением не дают желаемого результата. Педагогу, если он действительно озабочен проблемами подростка, чем бы они ни были инициированы, необходимо постоянно корректировать в первую очередь свое поведение и искать приемы и методы эффективного воздействия на ребенка.
Метод - это способ прямого или опосредованного влияния на личность. В нашем случае под способом влияния понимается совокупность факторов: личностные качества педагога, социально-психологический климат Казанского военного суворовского училища, коллектива сверстников; весь инструментарий образовательного процесса.
Под приемом принято понимать часть метода, его фрагмент. Методы и приемы нередко переходят из одного состояния в другое, меняют свои роли, оставаясь неразрывно связанными.
Чтобы выбрать тот или иной метод или прием педагогического воздействия необходимо четко представлять себе, чего вам необходимо добиться с его помощью.

В литературе описаны следующие группы педагогических приемов.

I. Созидательные, которые содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и подростком, установлению взаимопонимания:
Проявление доброты, внимания, заботы.
Просьба.
Поощрение в виде одобрения, похвалы, награды, выражения доверия, доброго отношения. Поощрение рекомендуется применять при соблюдении следующих правил:
совершение подростком нерядового для него положительного поступка;
поощрение должно вызвать у подростка положительные эмоции;
учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе формы и значимости поощрения для компенсации усилий, затраченных подростком на совершение положительного поступка.
важно помнить о таком явлении, как «дискомфорт успеха», человеку важнее сохранить привычное отношение к себе, пусть даже отрицательное, чем иметь неопределенное, спутанное представление о себе, спутанную идентичность, поэтому в случае необходимости, поощрение, похвала должны проходить один на один с подростком или постепенно.
не оставлять без поощрения каждое положительное проявление в поведении подростка;
чтобы не случилось, нельзя оставлять без награды каждое положительное проявление личности;
никогда не отнимать полученную награду, так как вы реагируете на поступок, а не на подростка как личность, чтобы не случилось, ребенок должен знать, что он «хороший»;
подростку необходима доля личной свободы и право на секрет; не усердствуйте в приказаниях, внушениях, распоряжениях, уговорах, помните о внушаемости ребенка;
если обстоятельства диктуют, приказывайте твердо и решительно, но только оживленно и оптимистично;
всегда учитывайте настроение ребенка и его состояние здоровья;
не унижайте ребенка, относитесь к нему с уважением, если хотите от него такого же отношения;
помните о неприкосновенности личности, выказывайте отношение только к поступкам, действиям: не «ты бессердечный», а «ты поступил бессердечно», не «ты невоспитанный», а «ты проявил невоспитанность».
Не учитывая в своих действиях этих правил, вы рискуете потерять надежду на взаимопонимание и возможность положительного влияния на подростка.
«Авансирование личности» (в качестве приема педагогического воздействия введен А.С. Макаренко) - предоставление подростку определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, даже если он пока еще его не заслужил в полной мере. Аванс в данной ситуации побуждает к проявлению лучших качеств.
«Обходное движение» (название дано А.С. Макаренко). Отношение педагога к ребенку, подростку в каждой конкретной ситуации находит свой отклик. Например, ученик совершил некий неблаговидный поступок и находится в затруднительном положении: сверстники относятся к нему враждебно, подозревают, или обвиняют его в чем-то. Нарастает конфликт, возможен взрыв негативных эмоций. В таких условиях однозначная поддержка педагога, силой своего авторитета, способна произвести сильное впечатление. Подросток растерян, удивлен; тревога и напряжение сменяются облегчением и чувством благодарности.
Задача педагога: ненавязчиво дать подростку понять, что неблаговидный поступок - досадное недоразумение, случайность и больше не повторится, так как ошибки возможны, но нужно извлекать из них полезный опыт.
6. Прощение. Умение прощать, важнейшее человеческое качество, однозначно должно присутствовать в педагогической практике. Главное - сознательно оценивать факты, понимать ситуацию и прощать, памятуя о том, что любая ситуация всегда только следствие, а не причина осложненного поведения ребенка.
II. Некоторые приемы, способствующие формированию у подростка социально-одобряемого поведения.
Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство необходимости либо недопустимости определенного поведения, поступка. Личный пример - полновесный аргумент правоты взрослого человека.
Моральная поддержка и укрепление веры подростка в свои силы и возможности.
Вовлечение в интересную деятельность.
Пробуждение гуманных чувств.
III. Приемы, основанные на понимании динамики формирования чувств и интересов подростка.
Опосредование. Взрослый достигает желаемых изменений в поведении ребенка не прямым указанием, как следует поступать, а посредством какого-либо промежуточного компонента.
«Фланговый подход». Взрослый, обнаружив какой-то проступок подростка, не осуждает его, а душевно затрагивает такие чувства ребенка, которые побуждают его к проявлению своих лучших черт. Беседа не сосредотачивается на совершенном нарушении ребенка, но влияет на его осмысление содеянного. В этом принцип «флангового подхода».
Активизация сокровенных чувств ребенка заключается в поиске взрослым условий, которые способны затронуть и активизировать глубоко скрытые благородные устремления подростка.
IV. Прямые и косвенные тормозящие приемы.
Констатация поступка. Прямая - высказывание, акцентируемое на данном проступке, косвенная - высказывание или действие, указывающее подростку на то, что его проступок для взрослого не тайна.
Необычный подарок, без слов укоризны вручаемый подростку в качестве намека на невыполненную, согласно предварительной договоренности, работу.
Осуждение, как открытое отрицательное отношение взрослого к нарушению каких-либо норм поведения.
Наказание может быть результативным только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку и является для ребенка неожиданностью.
Приказание как прием успешно только при правильном выборе взрослым тона его произнесения (твердо и весело, например).
Предупреждение.
Вызов тревоги относительно предстоящего наказания.
Возмущение недопустимостью совершенного поступка.
V. Вспомогательные приемы.
Создание внешней опоры социально-одобряемого поведения заключается в формировании культурных и нравственных привычек с помощью нравственных упражнений, заключающихся в многократной организации проявлений социально-одобряемого поведения ребенка, подростка.
Отказ от концентрации внимания на отдельных проступках позволяет поддерживать с подростками нормальные взаимоотношения, а также предотвращает несправедливые упреки в злоупотреблении осуждением и наказанием.
Тончайшим инструментом влияния на формирование личности ребенка является слово взрослого. Ни в коем случае нельзя в процессе общения с ребенком, подростком переходить на крик, который является признаком педагогического невежества. Он однозначно воспринимается ребенком как несправедливость.
Опора на лучшие качества личности подростка, искренний интерес к его развитию, вера в его силы и возможности обязательно приведут к положительному результату. Важно помнить: какой бы проступок не совершил подросток, в первую очередь он нуждается в сочувствии, которое не повредит ему, но растопит лед отчуждения и недоверия, являясь первым шагом взрослых на пути понимания, принятия и своевременной помощи.
15