Практическая направленность уроков в среднем звене – путь к успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями в общество в рамках ФГОС


Казённое общеобразовательное
учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Тема доклада:
«Практическая направленность уроков в среднем звене – путь к успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями в общество в рамках ФГОС»

Составила:
А.Б. Шилина,
учитель русского языка и чтения
г. Нягань – 2016.
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Джон ДьюиЗа последнее время в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.  Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ рассматривается, как неотъемлемая часть действующего ФГОС общего образования, поэтому предмет стандартизации образования обучающихся с ОВЗ в основе совпадает с общим – оба обеспечивают образование ребёнка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося. Одним из моментов в модернизации современного образования является усиление практической направленности школьного курса преподавания русского языка, т.е. осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой.
Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисциплин. В процессе обучения русскому языку обеспечивается коррекция высших психических процессов детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение языку детей с ограниченными возможностями здоровья имеет не только коррекционную, но и практическую направленность. Под практической направленностью понимается, прежде всего, отбор такого учебного материала, который необходим для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Кроме того, все знания и навыки, учащиеся должны получать в процессе упражнений, что должно обеспечить активизацию их познавательной деятельности. В связи с переходом к новым образовательным стандартам, подразумевающим приобщение учеников к поиску информации и самостоятельному анализу ее содержания, практическая направленность уроков позволит учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д. Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования. Наша задача обеспечить практическую направленность урока, как цель достижения успеха на уроке каждым учеником. Поэтому практическая направленность преподавания языка в коррекционной школе, связь этого предмета с другими предметами, трудом и жизнью является одним из средств коррекции недостатков интеллектуального развития, подготовки обучающихся к овладению профессией и дальнейшей социализации в обществе.
Практическая направленность в преподавании русского языка важна при изучении любой темы. Она должна пронизывать работу по грамматике, проявляясь не только в применении усваиваемой теории к правописанию, культуре речи, но и в требовании сосредотачивать усилия не на запоминании и многократном повторении изученного, а на выработке умений практически определять разнообразные грамматические формы и значения, правильно оперировать ими. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными – это мертвый груз. Только практическое применение полученных знаний позволяет учащимся усваивать их прочно и надолго.
Практическая направленность уроков русского языка и чтения нацелена на формирование у детей речевых навыков. Развивать речь детей – значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и чтения. Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Поэтому задача учителя – помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося. Слова считаются активизированными, если ученик использовал его хотя бы 1 раз в речи: в рассказе, диалоге, сочинении и т.д.
Кроме того практическую направленность на уроках письма носит такой раздел программы, как «Связная речь». Этот раздел включает в себя разные виды работы. Такие как оставление рассказа по опорным словам, сочинение по личным наблюдениям, продолжение рассказа по данному началу, написание изложения.
Практическая направленность в обучении школьников на уроках русского языка хорошо прослеживается при работе с деловыми бумагами. Деловые бумаги: адрес к почтовому отправлению, объявление, расписка, автобиография, письма, записки, доверенность, анкета, заявление. Основная задача при обучении учащихся с ОВЗ составлению деловых бумаг - показать их практическое применение в повседневной жизни. Например, оформление документов, как заявление, автобиография, анкета, необходимы для поступления в училище, на работу и в других жизненных ситуациях. Этот раздел очень важен, так как эти знаний и умения необходимы будут в дальнейшей успешной социализации учащихся.
Практическая направленность уроков чтения заключается: в развитии речи учащихся, формировании читательской культуры, в воспитании нравственных качеств личности учащихся. Через художественные произведения можно научить ребенка наблюдать, сострадать, любить. Поэтому произведения в учебнике подобраны в соответствии с конкретной тематикой, освещающей жизнь детей и взрослых, их поступки и дела, сезонные изменения в природе и т.п., подводит учащихся к литературному чтению (7—9-й классы), т.е. к чтению произведений русских и зарубежных писателей. Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического, экологического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку.
На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. А все это помогает дальнейшей успешной социализации учащихся в социуме.
Практическая направленность преподавания русского языка и чтения включает в себя многое. И важно, чтобы учитель использовал в своей работе все виды и формы работы. Только тогда результаты будут эффективными.