Сообщение на мо воспитателей Тема: «Формирование самостоятельности у детей со сложной структурой дефекта» (из опыта работы)


ГБС(К)ОУ с.Малый Толкай
Сообщение на мо воспитателей
Тема: «Формирование самостоятельности у детей со сложной структурой дефекта»
(из опыта работы)
Выступила: Верховцева В.В.
2015-2016уч.год
Развивая самостоятельность, мы формируем некоторые навыки и умения, формируем привычку, добиваемся от ребенка желания сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий.
Также это очень важный этап взросления. При этом цель развития самостоятельности не только в том, чтоб научить ребенка с ОВЗ самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь достигать своих целей и не бояться совершать ошибки.
В нашей школе при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности, которая является в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей.
Так, в области образования основными действиями, требующими самостоятельности, являются: выполнение домашних заданий; приготовление всего необходимого для занятий; постоянное присутствие на занятиях; хорошее поведение в учебном заведении; установление и поддержка дружеских отношений в классе, участие во внеурочных мероприятиях. В области организации быта это - поддержка чистоты и уюта в комнате; приготовление разнообразных блюд, мытье посуды; стирка и глажка белья; забота о своем внешнем виде; использование бытовых приборов; распоряжение деньгами; пользование услугами врачей; выполнение рекомендаций врачей; употребление здоровой пищи. В области социальной жизни – навыки самостоятельной организации свободного времени; посещения общественных мест; оформления личных документов; общения с должностными лицами; разрешения межличностных конфликтов; поддержки доброжелательных отношений с большим числом людей разного возраста и социального положения; планирования своей жизни, а также применение знаний о своих правах и обязанностях в разнообразных ситуациях. В области профессиональной реализации важно самим выбрать профессию и устроиться на работу; закрепиться на ней; установить и поддерживать добрые отношения с коллегами по работе; разрешать неизбежно возникающие рабочие конфликты. В области семейной жизни - поддерживать доверительные отношения с супругом(й); установить доброжелательные отношения с родителями супруга(и); участвовать в ведении домашнего хозяйства; заниматься воспитанием детей.
Внеурочная деятельность включает такие виды трудовой деятельности как: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение это условно, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой — помогает навести порядок в спальне.
Внеклассные занятия по труду являются естественным дополнением к тем видам работ, которые выполняются по программе трудового обучения.
Ручной труд направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие школьников.
Аппликационные работы используются для развития пространственного представления, так как дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а так же в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над справа, слева и др.
Еще больше значения придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности детей с ОВЗ в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Такому осознанию содействует соединение обучения с общественно полезным трудом
Хозяйственно – бытовой труд. В силу своей каждодневности и системности является одной из активнейших форм, накопления детьми трудового опыта, трудовой культуры. Навыки самообслуживания и хозяйственно – бытовые навыки формируются в группах. Начиная с 1 класса, воспитатели приучают ребенка к порядку.  У каждого воспитанниника есть свое место в шкафу, там все должно лежать если не в идеальном, то в разумно организованном порядке.  Дети делят одежду на подгруппы: нижнее белье, кофты, брюки. И соответственно складывают их. Тоже самое можно сказать и о стирке. Носочки, трусики дети начинают стирать уже с начальной школы. Учатся соблюдать последовательность стирки, делят по цветам (темное, светлое). Большое внимание уделяем внешнему виду детей: приучаем их следить за чистотой школьной и повседневной одежды, вместе с воспитателем гладят одежу. Дети учатся самообслуживанию, самостоятельно выполняют влажные уборки (протирают свои тумбочки), наводят порядок в помещениях, осуществляют мелкий ремонт одежды, учатся накрывать столы, и убирать посуду после приема пищи. Содержание хозяйственно-бытовой подготовки включают дежурство в интернате, школе, столовой, но и беседы, чтение литературы, организации игр. С помощью этого вида труда с раннего возраста воспитывается опрятность, чистоплотность, аккуратность, привычка себя обслуживать.
Воспитанники осваивают навыки сельскохозяйственного и общественно-полезного труда. Привитие данных трудовых навыков начинается с младшего возраста и продолжается в дальнейшем. Весной и осенью дети ведут работу по благоустройству территории школы и прилегающих к ней участков. Осенью это в основном сбор урожая и уборка мусора, приготовление клумб на весну. Весной же убираем старые листья, прошлогоднюю траву, оформляем газоны и клумбы, копаем гряды, высаживаем рассаду цветов, поливаем. Оказывают посильную помощь пенсионерам села. При выполнении сельскохозяйственных работ идет приучение одевать соответствующую труду одежду и обувь, использовать инструмент соответствующий виду труда.
Выполнение любой трудовой деятельности с детьми необходим контроль и участие взрослого, но не следует навязывать ребенку своего мнения, надо давать ему простор для самостоятельных действий. Тогда трудовые навыки осмысливаются и закрепляются эффективней.
Чтобы добиться положительного результата при формировании навыков самостоятельности, необходимо:
-Проводить работу системно и планомерно, начиная от простого к сложному.
- Применять показ личного примера взрослого.
В процессе деятельности создавать ситуации требующие включения детей в сотрудничество со взрослым.
- Создавать ситуацию успеха.
- Давать детям разнообразные задания, выполняя их сначала совместно, а затем самостоятельно.
Таким образом, воспитывая и формируя трудовые навыки, мы формируем привычку и желания ребенка сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий.