Конспект индивидуального занятия для детей со сложной структурой дефекта Волшебная полянка

Государственное казенное учреждение
Детский дом- интернат «Южное Бутово»
Департамента социальной защиты города Москвы









Конспект открытого индивидуального занятия по сенсорике для дошкольников со сложной структурой дефекта

«Волшебная полянка»








Подготовила: учитель – дефектолог
Стволкова Полина Павловна


г. Москва
2015
Конспект открытого индивидуального занятия с воспитанником младшего школьного возраста со сложной структурой дефекта (собственная речь отсутствует) по сенсорике.
Тема: Волшебная полянка.
Цель: закрепить умение соотносить предметы по цвету и величине.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить умения различать предметы по цвету и величине.
Продолжать учить объединять предметы в группы в соответствии с величиной и цветом.
Коррекционно- развивающие:
Развивать координацию движений в соответствии со стихотворным текстом в процессе выполнения динамической паузы.
Развивать мелкую моторику в ходе выполнения упражнения «Грибы», « Дождь».
Побуждать к жестам и речевым вокализациям.

Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Воспитывать положительную установку на участие в занятии.

Оборудование: 1. Мультимедийное оборудование с видеозаписью леса, поляны; 2. Видеозапись с дождем; 3. Листочки разного цвета: зеленые, желтые, красные; 4. Грибы разной величины: большие, маленькие; 5. Корзина; 6. 2 чашки: красная, зеленая; 7. Лист бумаги; 8. Пальчиковые краски.
Перед началом занятия учитель- дефектолог моделирует на парте лесную полянку.
Ход занятия
Орг. момент
Приветствие. Создание эмоционально положительного фона.
- Посмотри, как много гостей пришло к нам на занятие! Давай поздороваемся с гостями и улыбнемся им!
Ребенок приветствует гостей жестом и улыбается им.
- Сегодня у нас будет не простое занятие, а волшебное. Мы с тобой попадем в лес, на волшебную полянку.
Дефектолог включает видеозапись с изображением леса, плавно переходящего в полянку.
Основная часть
- Посмотри, мы с тобой попали на волшебную полянку. И эта полянка приготовила много заданий, которые ты должен выполнить.
Упражнение « Волшебная полянка».
- А сейчас, я тебя приглашаю на полянку. Давай посмотрим, что у нас есть на полянке.
Ребенок, вместе с дефектологом рассматривают полянку, обнаруживают на ней листочки.
- Покажи мне, где листочки.
- Молодец!
- А листочки у нас все разноцветные, давай посмотрим и покажем их.
- Покажи листочки зеленого цвета.
- Покажи листочки желтого цвета.
- Покажи листочки красного цвета.
Ребенок показывает на необходимые листочки, дефектолог следит за его действиями.
- Молодец! Ты очень хорошо справился с этим задание. За это полянка приготовила для тебя подарок.
Упражнение « Грибы».
На полянке лежат листочки, а под ними спрятаны грибочки.
- В лесу подул сильный ветер и все листочки разлетелись. Но вот у нас что-то выглядывает из под листочков. Давай посмотрим, что это.
Ребенок со взрослым, рассматривают полянку, поднимают листочки и обнаруживают грибы.
- Ой, как здорово! Мы с тобой нашли грибы!
- Давай, соберем грибы в корзину!
Ребенок берет корзину и собирает в нее грибы.
- Какой ты молодец, собрал целую корзину грибов.
- Пока ты собирал грибы, наверное, очень устал. Давай мы с тобой немного отдохнем.
Физ. Минутка. «Медвежата»
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили
вот так, вот так. (круговые движения головой)
Головой своей крутили. Медвежата мед искали,
дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
вот так, вот так.
Дружно дерево качали, а потом они ходили (ходьба по медвежьи)
И из речки воду пили
вот так, вот так.(наклоны туловища вперед)
А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)
вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.
Упражнение на сортировку предметов по величине.
- У нас в корзине много разных грибов: больших и маленьких.
- Их надо разложить по разным чашкам. Большие в красную чашку, а маленькие в зеленую.
Ребенок выполняет упражнение, дефектолог контролирует правильность выполнения.
- Молодец! Ты все правильно разложил!
Заключительная часть

Упражнение на развитие мелкой моторики « Дождь».
Дефектолог включает видеозапись с дождем в лесу.
- У нас в лесу полил очень сильный дождь. Давай мы тоже с тобой нарисуем дождь.
Ребенку дается лист бумаги и пальчиковые краски.
- Давай мы пальчиком нарисуем дождь.
Ребенок пальчиком рисует дождь, дефектолог ему помогает.
- Молодец, у тебя очень хорошо получилось!
- Вот у нас прошел дождь, наша полянка намокла и нам пора домой!
- Давай вспомним, где мы с тобой сегодня были.
На экране включается видеозапись леса, полянки с грибами.
- Мы ходили в лес, и нашли там волшебную полянку. На которой было много разных листочков и грибов.
- Тебе понравилось на полянке?
Ребенок жестом показывает: Да.
- На этом наше занятие заканчивается. Попрощайся с нашими гостями!
Дефектолог следит за прощальным жестом ребенка.


Список использованной литературы
Анисимова Н. П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы./ Н. П. Анисимова, Е. Д. Винакова. – М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
Галанова, А. С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет) / А.С. Галанова. – М.: Педагогическое общество России,2005.
Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка : учеб. пособие / О. А. Карабанова. – М. : Российское педагогическое агентство.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя./ А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. –– М.: «БУК-МАСТЕР».