Мастер-класс «Развитие мелкой моторики на основе использования акватерапии и нетрадиционных материалов (крупы, макароны, камни, пуговицы) у детей со сложной структурой дефекта»


Мастер-класс
«Развитие мелкой моторики на основе использования акватерапии и нетрадиционных материалов (крупы, макароны, камни, пуговицы) у детей со сложной структурой дефекта»
учителя-логопеды
Ученик:
Время проведения: 30 минут
Место проведения: 201 кабинет
Материалы и оборудование:
Фоновая музыка (шум моря, воды, классическая музыка);
Пластмассовые емкости различной формы и наполняемости;
Губка;
Пласмассовая ложка;
Железные формочки;
Детский шампунь;
Декоративные камни;
Крупы (манка, горох, фасоль, макороны)
Пластмассовый поднос с приклеенной к нему елочкой;
Массажный мячик;
Бумажное полотенце, скатерть;
Кисточка.
Цели:
Подготовка руки к овладению навыком письма
Задачи:
Развитие мелкой моторики;
Развитие тактильно-кинестетического восприятия, цветовосприятие;
Развитие зрительно-двигательной координации движений;
Развитие пространственного восприятия;
Развитие эмоционально – личностной сферы;
Создание положительного настроения;
Развитие речи.
План проведения занятия:
Оргмомент: включается фоновая музыка (шум моря)
-Ой, а что это за звук? Давай послушаем!
-Море?
-Правильно. Это шум моря. А море – это что?
- Вода. Верно. Сегодня мы на занятии будем играть с водой и другими интересными материалами.
Сначала давай узнаем правила, как себя надо вести с водой.
Правила для детей:
Нельзя намеренно выливать воду на пол;
Нельзя брызгаться водой;
После игры надо вытереть руки насухо. Для того, чтобы не быть мокрыми от воды, мы защитим себя непромокаемыми фартуками. А ещё нам нужны полотенца, чтобы вытирать руки. Прежде, чем мы начнем играть с водой, давайте сделаем небольшой массаж рук с помощью мяча.
Самомассаж рук с помощью мяча с иголочками.
Цель: подготовить руки к упражнениям с водой, стимулировать тактильную чувствительность ладоней.
Инструкция: покатай мяч между ладоней, так чтобы почувствовать, что твои руки стали горячими.
Игра «Теплая – холодная» вода.
Цель: повторение понятий «тёплая», «холодная»; развитие тактильной чувствительности ладоней.
Перед ребенком две емкости. В одной емкости вода теплая, а в другой холодная. Ребенок опускает кисти рук попеременно то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения.
Инструкция: «Посмотри, что в мисочках. Вода. Какая здесь вода? Потрогай сам. Холодная. Скорей вытаскивай ручки, а то они замерзнут. А здесь, какая вода? (Теплая.) Где твоим ручкам лучше, в теплой или в холодной воде? Покажи, где теплая вода, а где холодная». Теперь опусти руки в разные миски. Скажи, в какой воде сейчас твоя правая рука? А левая? После этого миски меняются местами. Молодец!
(У ребенка забирается миска с холодной водой и обе руки опускаются в теплую воду)
3. Массаж рук в воде.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Инструкция: сжимай кулачки в воде с напряжением и поочерёдно.
Теперь вынь руки из воды, опусти пальчики вниз, что это капает с пальчиков? (Вода).
А давай сделаем дождик на воде пальчиками. Ударяем пальчиками о поверхность воды.
-Кап–кап-кап, кап-кап-кап,
-Тучки собираются
-Кап–кап-кап, кап-кап-кап,
-Дождик начинается
-Дождик, дождик перестань,
-Отдохнуть немного дай!
Молодец! Вытаскивай руки из воды и вытирай их полотенцем.
Массаж рук с помощью крупы (рис, гречка).
Цели: развитие тактильной чувствительности ладоней.
Инструкция: перед тобой две мисочки. Что в мисках? Рис и гречка. Опусти ладони в крупу и сжимай крупу двумя руками.
«Волшебная губка».
Цели: выработка захвата пальцами, зрительно-двигательной координации;
Инструкция: при помощи губки нужно перенести воду из одной тарелки в другую, попеременно меняя руку, которая выжимает воду.
6. «Делаем пузырики»
Цель: расширить представление о свойствах воды; развивать координацию и мелкую моторику рук; развивать понимание речи, побуждать детей к разнообразным действиям с водой.
Наливаем в миску воду и капаем несколько капель детского шампуня.
Инструкция: взбей или энергично размешай воду ложкой и на воде появляется пена.
7. «Заполни формочки»
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов (камешки) ; формировать умение играть с водой, закрепить такие понятия, как «тонет - тяжелый», «не тонет – легкий»; развивать зрительно-двигательную координацию движений.
Инструкция: перед тобой в воде лежат формочки. Посмотри внимательно и скажи, что ты видишь? (фрукты и овощи) Скажи, какая формочка здесь лишняя? (помидор) Почему? (потому, что это овощ, а яблоко и груша – это фрукты). Правильно! Мы убираем лишнюю форму. Твоя задача заполнить две оставшиеся формочки камнями.
8. «Выложи узор»
Цель: учить ребенка координировать движения обеих рук; развивать тонкую моторику рук; захват щепотью.
Инструкция: Что ты видишь на рисунке? (домик) Из каких геометрических форм состоит дом? (квадрат и треугольник)Твоя задача выложить контур дома цветными камнями. Крышу мы выложим красными камнями, а сам дом – зелеными.
9. «Елочка»
Цель: развивать мелкую моторику рук; учить ребенка координировать движения обеих рук; учить повторять узор с образца.
Инструкция: перед тобой поднос, но котором насыпана крупа. Какая? Манка. С помощью кисточки найди под манкой спрятанный рисунок. Что это? Елочка. Давай теперь нашу елочку украсим. Для этого я приготовила разные материалы. Макароны, фасоль, горох. Выложи украшения на елочку, так же как на моем образце (на верхушке – макаронина, на каждой ветке – по одной фасоли, три гирлянды из гороха).
Молодец! Ты справился со всеми заданиями. Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним, с какими материалами мы сегодня играли? С водой, макаронами, крупами и камнями. Понравилось тебе занятие? С чем тебе понравилось играть больше всего?