Статья Развитие математических способностей младших школьников через кружковую работу.

Развитие математических способностей младших школьников через кружковую работу.
Ибрагимова Найля Бикбулатовна
Альфия Насыровна Нурмухамбетова

учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №28».

Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Работа с одаренными в разных областях и способными детьми, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности школы, целью которой при этом является создание условий для оптимального развития способных и одаренных детей.
Выявление одарённых детей в нашей школе начинается с первого посещения психолога при поступлении ребенка в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, большой словарный запас, способны рассуждать и мыслить логически, у них более выражено стремление к познанию нового, неизвестного.
Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды. Именно поэтому в нашей школе большое внимание уделяется организации для одарённых детей факультативов, кружков по интересам, творческих объединений в системе дополнительного образования.
Для формирования и пробуждения интереса у детей к различным предметам, развития мышления, творческих способностей, углубления теоретических знаний в различных областях, создания положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды функционируют кружки в начальной школе: «Почемучка», «Занимательная грамматика», «Математика для увлечённых», «Наш край», «Мой родной край», театральный кружок «Росинка» и другие. Это дает возможность ребенку попробовать себя в различных сферах деятельности, способствует наиболее полному раскрытию потенциальных возможностей каждого ученика.
В качестве примера рассмотрим деятельность математического кружка «Почемучка» в 1-4 классах.
Роль математики в развитии интеллектуальных и творческих способностей человека исключительно велика. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в развитии мышления учащихся. В ней высокий уровень абстракции. Математическому мышлению присущи все качества научного мышления№.
Удивление и острый интерес учащихся, радость на их лицах можно наблюдать на уроках математики. Но именно кружковая работа создает широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся.
Свои занятия в основном строим так, чтобы сообщение, объяснение нового опиралось на собственные знания детей. Разнообразная подача математического материала эмоционально воздействует на детей. Дополнительные сведения познавательного характера способствуют активности детей, так как дети узнают интересные факты, которые расширяют их кругозор, способствуют общему развитию, побуждают к самостоятельному поиску нового.
Уже в 1 классе ставится себе цель – помочь каждому ребенку самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на различные вопросы. На занятиях кружка учимся сравнивать и сопоставлять предметы, складывать разрезные картинки и геометрические композиции, искать аналогии.
Особенностью кружковой работы является занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств младшими школьниками во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий. Как писал французский математик 17 века Блез Паскаль «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным»І. На каждом занятии предлагаем творческие задания, при выполнении которых дети что-то придумывают, составляют, изобретают. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности. При их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
На занятиях математического кружка систематически используем развивающие игры. «Точно так же как взрослый человек должен работать, ребёнку необходимо играть»і. Игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение систематизировать и классифицировать материал, способность к комбинированию, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления. Начиная с 1 класса, включаем не только обычные математические игры, но и логические, в которых путем «цепочки» несложных умозаключений можно предвидеть, предугадать необходимый результат, ответ: «Подбери ключ», «Угадай-ка», «Аквариум», «Удивительное дерево», «Определи маршрут корабля», «В зоопарке» и другие. Также используем математические игры, связанные с определенными сюжетами: «Спор цифр», «Чудесный квадрат», «Путешествие по городам», «Забей гол в числовые ворота» и другие. Многие игры носят соревновательный характер, т.к. соревнования усиливают эмоциональный настрой: «Кто быстрее, кто вернее», «Телефон», «Лесная школа» и другие. В 3 классе многие игры построены таким образом, что ученики либо сами могут себя проверить (самоконтроль), либо проверяют работу друг друга (взаимоконтроль): «Вычислительные машины», «Арифметическое домино», всевозможные головоломки и другие. В 4-ом классе дети сами придумывают задачи, головоломки, занимательные квадраты, игры, выпускают свою математическую газету или журнал.
Часто на занятиях кружка используем веселые задачи, весёлый счёт, считалки, стишки про цифры, арифметические загадки, загадки-шутки, задачи сказочного характера, занимательные задачи, кроссворды, математические ребусы, логические цепочки, народные загадки, которые повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память, способствуют развитию у детей сообразительности, логики, смекалки и нетривиального мышления.
В результате большой и многоплановой работы у детей формируется склонность к логическим рассуждениям, они нестандартно мыслят и сами предлагают неожиданные, оригинальные решения. Учащиеся охотно посещают кружок, проявляя ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
Члены кружка «Почемучка» принимают активное участие в городских олимпиадах, интеллектуальных марафонах, научно-практических конференциях, проводимых совместно со старшей школой, и конкурсах различного уровня, в международных конкурсах-играх по математике («Кенгуру»). Так, ученик 4-г класса Лысенко Иван занял 3-е место в городской олимпиаде по математике, ученик 4-г класса Кудба Владислав занял 3-е место в городском интеллектуальном марафоне. В международном конкурсе «Кенгуру» Лысенко Иван занял 14-ое место в регионе.
Таким образом, считаем, что кружковая работа способствует раскрытию потенциала одарённого ребёнка, содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, умению делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.















Литература.

1. Никитин Б.П. Ступеньки творчества. Москва, 1991 г.
2. Кордемский Б.А. Очерки о математических задачах на смекалку. М., 1958, с.80.
3.Фромм А. , США, книга «Азбука для родителей».



15