Обмен опытом работы Формы и методы работы с воспитанниками


Игровые методы работы с детьми в ИСТВыступление на МО воспитателей. Обмен опытом
«Формы и методы работы с воспитанниками интерната во внеурочное время с использованием НРК»
воспитателя Горшковой П.П. (февраль, 2012г.)
В учебно-воспитательном процессе есть различные виды, формы и методы работы с детьми, где каждый по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивает их самостоятельность, их творческую мысль. Я стараюсь избирать, прежде всего, такие виды деятельности, которые привлекают детей, интересны и привычны для них.
Это, конечно, игра. Она способствует приобретению знаний и развитию многих качеств личности. С древнейших времен и по сей день люди играли и играют в различные ролевые игры. Игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые будут необходимы для его дальнейшей работы.
Велико значение игр в воспитании ненецких детей. Народная игра открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки, готовит к тяжелым условиям, связанных с кочевым образом жизни.
Воспитанники нашей семьи очень любят подвижные игры. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений, что характерно для ненецкого народа – это ходьба, бег, прыжки, лазание, метанье. Эти действия ограничиваются правилами, направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. Данный вид игры является важным средством физического воспитания и оздоровления детского организма. С детьми устраиваем такие состязания как «Прыжки через нарты», «Закинь тынзей за сопку», «Ловля оленей».
Для установления эмоционального контакта с детьми провожу игры: «Парнеко», «Игру в палочки», «Волчок», «Вывко», «Головоломки» и др. игры.
Ненецкие игры делятся на две группы: творческие игры и игры с правилами. К творческим играм, как правило, относятся сюжетно-ролевые игры. К этой группе можно отнести наиболее распространенную игру «Нгухукова» (игра в куклы) Через эту игру воспитывается доброе отношение к семейным традициям, проявляется национальное самосознание, закладываются основы рукоделия. Содержание игры мы с детьми придумываем сами, но все они неразрывно связаны с родительским домом, образом жизни в чуме. Следует заметить то, что родители весьма серьезно относятся к играм своих детей – обеспечивают соответствующими предметами (детскими нартами, арканом, мехом, иголками, кусками сукна). Дети любят играть. В своей работе стараюсь использовать элементы более серьезных заданий. Удачной формой считаю театрализованную игру. Допустим, даю задание инсценировать народную ненецкую сказку «Кукушка». Предваряю его такими словами: «Ребята, сейчас вы станете художниками, сценаристами, режиссерами. Ваша задача…» Объясняю её. Понятия, которые дети слышат впервые, кратко объясняю. И очень важно здесь коллективное начало: ребята обсуждают, спорят, предлагают свое решение, наконец, роли распределены. Порой поражаешься, насколько это быстро делается: они уже играют свою роль. Больше всего они любят постановки сказок на родном языке.
В своей практике провожу различные конкурсы: конкурсы рисунков, конкурсы чтецов, конкурсы поделок, конкурсы сочинений.
Воображение учеников, их мышление развиваются, когда они, включив свое воображение, готовят рассказы, пишут сочинения, рисуют. В течение года в семье были проведены конкурсы сочинений на разные темы.
В этом учебном году вместе с детьми мы выпустили семейную газету «Уголок России - отчий дом!»
Создать свою семейную газету пришла в голову моим старшим воспитанникам. Вместе мы обсуждали, какие рубрики войдут в газету, о чем мы будем писать. После долгой кропотливой работы у нас вышла в свет своя семейная газета «Моя семейка».
Сочинение Салиндер Анастасии, победительницы семейного конкурса сочинений «Мой дом Ямал», мы поместили в нашу газету.
В ней мы поместили и рассказ о Лаптандер Матвее, который замечательно рисует карандашами, красками. Ему 9 лет, он любит играть и рисовать на компьютере. В этой газете мы поместили его работы.
Под рубрикой «МЫ» печатали о своих воспоминаниях, забавные случай и небольшие рассказы о жизни в интернате.
Слово - главный инструмент воспитателя. И учить быть внимательными к слову стараюсь на занятиях самоподготовки, которую начинаю словарной игрой, игрой конкурсом на лучшего толкователя слов.
Победителем становится тот, кто понятнее и точнее интереснее сумеет объяснить слово сначала на русском языке, а затем на родном языке. Такие конкурсы детям нравятся.
Я остановилась лишь на некоторых формах и методах работы, которые использую, чтобы развивать самостоятельность мышления и воображения учеников, пробуждать их фантазию, создавать условия для самовыражения каждого воспитанника, для творчества
Земля ямальская удивительно богата газом, нефтью, рудами Полярного Урала, а также несметными оленьими стадами и уникальной северной белорыбицей – всем этим, безусловно, славен Ямал.
Но самое главное его богатство люди, жители суровой арктической территорий, сумевшие превратить Край Земли в ее начало, их самобытность, культура, традиции
Мои воспитанники - дети тундры. Они талантливы. Они индивидуальны. Они не утеряли свои способности творить: шить, строгать, рисовать, петь. Они умеют любить родных, восхищаться красотами родной природы.
Моя основная задача как воспитателя – помочь детям развиваться дальше и не растерять уникальных способностей своих воспитанников.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Я играю»
Игра сопровождает человека всю жизнь. У каждого народа есть свои традиционные игры и для детей, и для взрослых, для женщин и для мужчин. Ни один праздник не обходится без игр. Для коренных жителей   Крайнего  севера  состязания  и   физические упражнения  являются   неотъемлемой  частью  духовной   культуры.  Подвижная  игра – естественный  спутник  жизни  ребёнка,   источник радости.  Народы Севера  через   игру воспитывают своих детей   жизнестойкими и мужественными, приспособленными   к  суровым условиям   обитания. Игра  готовит  ребёнка   к взрослой  жизни,  способствует приобретению  знаний,   трудовых   навыков, совершенствует  двигательную   деятельность.
Игра “Нгын”
Любимая игра для мальчиков “Нгын”. При этой игре вырабатывается меткость, точность, ловкость. Ребята упражняются в стрельбе по недвижным целям. Лук надо держать левой рукой. Стрелу надо зацепить за тетиву. Тетиву со стрелой надо немного натянуть. Потом тетиву со стрелой надо отпустить.                             
 
Игра “Вывко”
Представляет  интерес  у  ненцев   детская  игрушка гуделка – “Вывко”. “Вывко”-жужжалка, это самодельная игрушка для малыша.   Она представляет собой  деревянную   пластиночку  с  двумя  дырками,   через  которые  продёргивается оленья   жила  или  нитка,  можно  дощечку   заменить  пуговицей.  При   скручивании и  раскручивании  петли,   который  держат  растянутой  двумя   руками,  дощечка гудит.  Развивает   произношение  звука “Вывко” развивает   энергичные  движения  кистей  рук (вращение,  разжимание).
 

Игра “Нгухукова”
Туловища  кукол представляет  собой   продолговатый  кусочек  сукна   (высота 10-15 см.)  с  нашитыми на  него   в  вертикальном  положении полосками   разноцветного  сукна. Головой  куклы   служит  клюв  гуся (обычно  у кукол-мужчин), или  утки  (у кукол-женщин).   Одежда  кукол  тоже  различается   по  полу  и  является  полной   копией  мужчин  и  женщин  ненецкой   одежды.  В  этой  игре  дети   отражают  повседневную жизнь   оленеводов,  рыбаков. “Нгухукова” – это   любимая  игра  девочек.  Они  сами   шьют  одежду им.  Для  кукол делают   игрушечные  люльки, принадлежности   чума. Всё  это  хранят  в   сумочке-падко,  в  нём  имеются  цветные лоскутки  сукна,  кусочки меха.  Учатся  шить  девочки  с   раннего  возраста.  Мальчики  могут   в  этой  игре  играть роль  мужчин.
 
Рубрика «Проба пера»
Сочинение «Мой дом – Ямал!»
Салиндер Анастасия, ученица 10 класса
Дом – это то место, где я чувствую себя спокойно и защищено. Дом – это то место, где я живу, где я отдыхаю. Мой дом – Ямал! Ямал – это моя Родина, мое Отечество, моя земля.
Я родилась возле Уральских гор. Летом мы каслаем в уральских горах. Мне там очень нравится, потому что там чистый воздух и кажется, что небо очень близко, облака плывут над головой. В горах очень прохладно, и комаров почти нет. Мы каслаем возле горы Сын-кев – это по хантыйскому, а по ненецкому Сэл-хой, русские называют ее Белая гора. Ее называют Белой горой, потому что она бывает все лето в снегу. Наши олени кормятся на этой горе. А еще мы каслаем возле реки Большая Хадыта – это река очень большая, ее так назвали, потому что возле этой реки очень много елок, а по ненецкому елки это Хады. В этой реке очень много крупных хариусов. Я очень люблю эту рыбу. Я люблю с братьями и сестрами лазать по горам.
35369501656080Рис. Лаптандер Матвей, 2 класс, 10 семья
00Рис. Лаптандер Матвей, 2 класс, 10 семья
3536950165608000
Рисунок Лаптандер Матвея 2 кл.
Используемая литература:
Жилин Б.Г. Другая стела “Полярный круг” // Полярный круг.-2003.-9 окт.С.5.;
Пермяков В. А.Ямал: грань веков и тысячелетий. Салехард “АРТВИД”, 2000;
Сязи А.В. Узоры северного сияния. Салехард “АРТВИД”, 2003.
Использованы фотографии и иллюстрации Самбурова Н.М., а также авторские фотографии.