Урок «Растворы. Решение задач на растворы» (11 класс)

Технологическая карта урока
Предмет: химия
Класс: 11
Тема: «Растворы. Решение задач на растворы».
Цель урока: воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Задачи:
1. Подвести обучающихся к пониманию необходимости знаний о растворах.
2.Познакомить с новым способом решения задач. Способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком,
3. Развивать навыки наблюдения, экспериментальные навыки, решения задач, умения выделять главное и делать выводы.
4. Воспитывать умение работать самостоятельно. Показать связь изученной темы с жизнью. Развивать смекалку учащихся.
5. Создать на уроке условия для сохранения здоровья.
Тип урока: комбинированный.
Необходимое оборудование: химические реактивы (растворы HCl, H2SO4, BaCl2, Na2CO3, Mg), химическая посуда, презентация на тему «Растворы», компьютер, экран, проектор.
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные УУД: умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Познавательные УУД: умение анализировать и синтезировать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения, сформулировать проблему и найти способы ее решения, умение исследовать, обобщать.
Регулятивные УУД: умение действовать по плану, контролировать, корректировать, оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД: умение сотрудничать, вступать в дискуссию, управлять поведением партнера, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Структура и ход урока


Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

1
2
3
4

1
Ориентировочно-мотивационный этап
Учитель начитает урок словами Н. Заболоцкого.
Приложение 1.
Сообщает тему урока, затем в целях актуализации знаний проводит фронтальную беседу по вопросам
Слайды 3-11
Слушают учителя, фиксируют проблему, Высказывают предположение о важности растворов в повседневной жизни.

2.








Исполнительский этап







Учитель предлагает провести химический эксперимент. Проводит инструктаж по ТБ.
Приложение 2.

Учащиеся проводят эксперимент. Общаются в парах и делают вывод
Слайд 12





3.


Первичное усвоение новых знаний
Предлагает новый способ решения задач на смешение растворов. Приложение 3.
Приводит учащимся эвристические рекомендации к решению задач из книги известного американского математика Д. Пойа. (Автора книги «Как решить задачу»)
Слайд 14.
Приложение 4.
Слушают учителя, строят высказывания.



Анализируют услышанное, аргументируют свою точку зрения.

4.
Первичная проверка понимания
Предлагает решить задачи с использованием правила смещения
Приложение 5.
Решают задачи.
Осуществляют взаимоконтроль
Записывают решение на доске.

5.
Пауза для здоровья

Предлагает сделать профилактические упражнения для глаз.
Приложение 6.
Выполняют профилактические упражнения для глаз.





6.
Первичное закрепление
Учитель предлагает провести химический эксперимент. Проводит инструктаж по ТБ.
Приложение 7.
Учащиеся проводят эксперимент. Общаются в парах и делают вывод
Приложение 7.

7.
Контроль усвоения.

Предлагает решить задачи по выбору.
Решают задачи.
Осуществляют взаимоконтроль
Приложение 8

8.
Постановка и решение проблемной задачи
Предлагает поговорить о составе табачного дыма, и напоминает о Федеральном законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
Предлагает решить задачу.
Приложение 9.
Изучая данные таблицы и решая задачу, учащиеся, отвечают на вопросы о вреде курения и влиянии сигаретного дыма на природу, а также делают вывод для себя, стоит ли курить или стоит отказаться от этого порока.


9.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Приложение 10.
Получают карточки с домашним заданием


10.
Рефлексия
Учитель заканчивает урок словами великого химика XX столетия Л.К. Полинга: «Я думаю, что химики – это те, кто на самом деле понимает мир. Этот огромный мир – удел химиков»
И предлагает старшеклассникам выразить свое отношение к уроку.
Поднимают вверх смайлики.
Приложение 11.


Приложение 1.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил
1) Что происходит с веществами при растворении их в воде?
2) Что такое растворы?
3) Какую роль играют растворы в жизни человека?
4) Какие способы выражения концентрации растворов вы знаете?
Приложение 2.
Опыт 1. К 1 мл 10 %-ного раствора хлорида натрия прилейте 1 мл. 5 %-ного раствора хлорида натрия. Что наблюдаете? Как меняется концентрация вещества в растворе при сливании двух этих растворов? Как изменится концентрация соли, если в раствор соли добавить 10 г хлорида натрия? А если добавить 50 мл воды?
При смешивании исходного раствора с более разбавленным раствором того же вещества, либо при разбавлении водой происходит понижение концентрации исходного раствора. Напротив, добавление к исходному раствору концентрированного раствора того же вещества или добавление дополнительного количества растворённого вещества концентрация исходного раствора увеличивается
Приложение 3.
Учитель предлагает новый способ решения таких задач.
Для решения подобных задач удобнее пользоваться правилом смещения (правило креста или квадрат Пирсона), согласно которому количества смешиваемых растворов обратно пропорциональны разностям концентраций смешиваемых растворов; массовые концентрации исходных растворов помещают друг под другом в углу квадрата с левой стороны; задаваемая концентрация растворённого вещества помещается в центре квадрата, а разности между ней и концентрациями исходных растворов (из большего вычитается меньшее) размещаются на концах диагоналей по правым углам квадрата. Следует помнить, что концентрация воды равна 0%, концентрация твёрдого безводного вещества – 100%.



· 1
· 3 –
· 2 m1


· 3

· 2
· 1 –
· 3 m2
13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equat
·ion.3 1415
Приложение 4.
Общие рекомендации к решению задач.
«Обдумай цель раньше, чем начать» - люди начинают вносить предложения, обсуждать и даже бороться за дело, не поняв, какой цели они добиваются.
«С началом считается глупец, о конце думает мудрец» - если вы не уяснили конечной цели, не трудно при решении задачи сбиться с пути, а затем и вовсе забросить её.
«Мудрый меняет свои решения, а дурак никогда» - если мы терпим неудачу, приходится пробовать другие средства и другие пути.
«Подмечай главную возможность» - преимущество «знатока» в том, что он всегда начеку и лучше ориентируется в ситуации.
«Желаемое мы охотно принимаем за действительное» - наш план даёт лишь один общий контур решения. Надо убедиться, что детали соответствуют ему, поэтому мы должны внимательно рассмотреть каждую из них одну за другой.
Приложение 5.
Пример 1. Определить массы исходных растворов с массовыми долями серной кислоты 7,5 % и 60 %, если при их смешивании образовался раствор массой 350 г с массовой долей кислоты 15 %.
Решение
60 7,5 m1

15

7,5 45 m2 = 350 – m1

13 EMBED Equation.3 1415 m1 = 50 г и m2 = 300 г
Ответ: 50 г 60% раствора и 300 г 7,5% раствора.
Задачи для закрепления
В каких массовых соотношениях надо смешать 20% и 5% -ные растворы одного вещества, чтобы получить 10% раствор?
Решение.
20 (10 -5) = 5 вес.ч.(г.)

10

5 (20 -10) = 10 вес.ч.(г.)
Числа 5 и 10 показывают, в каком массовом отношении надо взять растворы. Следовательно, для приготовления 10% раствора нужно смешать 5 г 20% раствора с 10 г 5% раствора в соотношении 1:2. Это соотношение сохранится для данных растворов независимо от того, какое весовое количество 10 % - го раствора нужно приготовить.
2. Какой объём воды надо прибавить к раствору серной кислоты объёмом 100 мл с массовой долей 20 % и плотностью 1,14 г/мл, чтобы получить 5 % раствор?
Решение.
Найдём массу исходного раствора кислоты
m (раствора H2SO4) =
·V = 1,14 г/мл
· 100 мл = 114 г
В соответствии с правилом смещения

20 5 114

5

0 15 m(H2O) -?
Для приготовления 5 % -го раствора необходимо к 5 г 20 % -ной кислоты прибавить 15 г воды, т. е в соотношении 1:3.
13 EMBED Equation.3 1415 m (H2O) = 13 EMBED Equation.3 1415г
V (H2O) = m (H2O) /
· (H2O) = 342 г/ 1 г/мл = 342 мл.
Ответ: 342 мл.
3. Определите массу раствора 9%-ого столового уксуса, который получают из 90 г 80 % уксусной кислоты?
Решение:
80 9 90 г

9

0 71 m(H2O) -?
13 EMBED Equation.3 1415 m (Н2О) = 710 г.
Масса образовавшегося столового уксуса: 710 + 90 = 800 г.
Приложение 6.
1. Посмотреть влево, затем вправо, вверх и вниз, не поворачивая головы (4 раза).
2. Посмотреть вправо вниз, влево вверх, влево вниз, вправо вверх (4 раза).
3. Сделать круговые движения глазным яблоком слева направо, и затем справа налево (каждое движение по 4 раза). Те же самые движения проделать при закрытых глазах.
4. Широко открыть глаза и посмотреть вверх, сосчитать до 10 и опустить их. При выполнении упражнения следует обратить внимание на то, чтобы не морщить лоб. Это можно контролировать, положив на лоб руку. Упражнение следует повторить 8 раз.
5. Открыть глаза и посмотреть вверх и влево, сосчитать до 10, затем опустить веки. То же самое проделать, смотря вверх и вправо. Упражнения повторить по 5 раз в каждую сторону
Приложение 7.

Опыт 1. Возьмите пробирку и поместите в неё магниевую стружку и прилейте 1 мл. соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
Опыт 2. В две пробирки налейте 2 мл. раствора карбоната натрия. Затем в одну пробирку прилейте раствор соляной кислоты, а в другую – хлорида магния. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
Опыт 3. Возьмите пробирку и налейте в неё 1мл. «купоросной водки», затем добавьте 1-2 мл. раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
«Купоросная водка» - серная кислота (М.В. Ломоносов)
Учитель: Как найти массу раствора в этих случаях после реакции?
Учащиеся делают вывод:
mр-ра полученного = mреагента + mр-ра 1– mосадок (газ)
mр-ра полученного = mр-ра1 + mр-ра 2– mосадок (газ)




Приложение 8.
Задачи для закрепления (карточки с заданиями)
1**) Какую массу AgNO3 необходимо добавить к 100 г 5,5 М раствора HCl (
· = 1,1 г/мл), чтобы получить раствор, в котором массовая доля соляной кислоты равна 10 %? (Ответ: 34 г AgNO3)
2*) Рассчитайте массовые доли веществ в растворе, образовавшемся при действии 25 мл 20%-ной соляной кислоты (плотность 1,1 г/мл) на 4г сульфида железа (II). (Ответ: 19,3 % FeCl2, 7,3 % HCl.)
Приложение 9.
Определить % содержание ядовитых веществ: табачного дегтя, синильной кислоты и оксида углерода, если никотин составляет 2% от всего табачного дыма, а синильная кислота 1\2 часть никотина, а табачного дегтя в 7, 5 раз больше чем никотина. Оксид углерода составляет 3\5 от табачного дегтя». Для решения задачи предлагаю воспользоваться таблицей, в которой указано содержание веществ в дыме 1 сигареты.
Состав дыма сигареты:
Табачный дым – аэрозоль из газов, жидкостей и твердых веществ.
Вещества
Количество

Никотин
3 * 10-3 г

Фенол
120 * 10-6 г

Цианистый водород
400 * 10-6 г

Оксид углерода
10 * 10-3 г

Формальдегид
100 * 10-6 г

Бензол
40 * 10-6 г


Приложение 10.
Задание на дом. 1) Какой объём воды надо добавить к 100 г 70 %-ного раствора уксусной кислоты, чтобы получить 9 %-ный раствор? (678 мл)
2) Какую массу хлорида натрия следует добавить к 200 г 10 %-ного раствора хлорида натрия, чтобы получить 25 %- ный раствор? (40 г)

Приложение 11.


На уроке было комфортно и все понятно
На уроке немного затруднялся не все понятно
На уроке было трудно, ничего не понял.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415