Конспект по развитию речи Сказка ложь, да в ней намек… (6-7 лет)

Образовательная ситуация в подготовительной к школе группе
(интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Развитие речи»
«Чтение художественной литературы», «Социализация»)

Тип ситуации: открытие нового знания.
Тема: «Сказка ложь - да в ней намек».
Педагог: Юдина М.А. педагог первой квалификационной категории, МДОУ № 139. Октябрь 2013г.
Основная цель:
Формирование у детей навыка выражать смысл сказки коротким высказыванием - пословицей.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять у детей умение понимать смысл сказки и формировать умение выражать его с помощью короткого высказывания.
2. Расширить смысловое значение понятия «пословица».
3. Закреплять у детей умение понимать значение пословиц.

Развивающие.
1.Закреплть умение рассказывать сказку с опорой на пространственно-временную модель.
2.Развивать умения правильно строить связное высказывание.
3.Расширять словарный запас.
4.Содействовать развитию мыслительных операций.

Воспитательные.
1.Содействовать развитию у детей желания применять пословицы в жизни.
2.Содействовать развитию интереса к произведениям народного творчества и авторским сказкам.
3. Содействовать развитию интереса к работе в группах.
Демонстрационный материал:
стрелочками, мольберт. Текст сказки «Дружба зверей”, блоки - рамочки с цветными кружками и
































Кружки: бык – черный, баран – коричневый, свинья – розовый, кот – рыжий, петух – красный, волк – серый.
Раздаточный материал:
Книги с текстами сказок: “Двенадцать месяцев”, “Сказка о рыбаке и рыбке», “Золушка”, “Бременские музыканты”.

Оборудование:
Магнитофон.
Запись А.Мухоспев “Как скучно жить без светлой сказки”.
Мяч
Предварительная работа:
Чтение и анализ сказки «Дружба зверей», разбор сказки по вопросам.
Работа с заместителями.
Составление пространственно- временной модели для пересказа.
4.Знакомство со сказками: “Двенадцать месяцев”, “Сказка о рыбаке и рыбке ”, “Золушка”, “Бременские музыканты”.
5.Разучивание пословиц этапа « актуализация», работа над осмыслением этих пословиц.

Звучит музыка А.Мухоспев “Как скучно жить без светлой сказки”
Дети входят в зал и здороваются с гостями.

1.Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Требования к организации этапа:
создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность.
Ситуация, включающая детей в игровую деятельность
Обращение к личному опыту детей


Открываются створки домика, появляется сказочница и начинается присказка:

«За что мы сказки так любили?
За ложь или за правду?
Или-или
Отнюдь не в волшебстве вся прелесть их.
И мудрость их не в глубине теорий,
А в том, что узнаем себя самих
В героях этих стареньких историй».

- Здравствуйте, ребята! Я – сказочница.
-Вы любите читать сказки? (Очень любим)
-А я люблю рассказывать сказки.
- А какие сказки вы читали? (Дети перечисляют сказки)

Каждая сказка имеет смысл. О сказках можно сказать коротким высказыванием: «Сказка ложь - да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Сегодня я научу вас выражать смысл сказки коротко.
-В этом сундучке находятся мои помощницы, давайте посмотрим, кто они? (Открывает сундучок, там никого нет. Лежит записка в конверте, сказочница читает: мы решили поиграть с вами в прятки., чтобы нас найти, вы должны выполнить задания и отгадать, кто мы).
- Ребята, вы хотите узнать, кто же мои помощницы и найти их? ( Да, хотим)
- Что же для этого надо сделать? (Надо выполнить задания, которые они приготовили).
-А как вы думаете, вы сможете справиться с заданиями? (Думаем, что справимся).
-А почему вы так думаете? (Мы умные, дружные, смелые).
-А вот и задания. (Задания вложены с запиской в конверте).

2.Актуализация
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования к организации этапа:
актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания.
Тренировка соответствующих мыслительных операций

- Вот первое задание (Читает)

-Мы предлагаем поиграть в игру: «Я начну, а ты продолжи». Вы должны закончить высказывание, которое я начинаю. ( Игра с мячом).
(Дети встают в круг. Сказочница начинает пословицу и бросает мяч одному из детей, стоящих в кругу. Ребёнок возвращает мяч и заканчивает пословицу).

1.Без труда (не выловишь и рыбку из пруда).
2.Старый друг ( лучше новых двух).
3.Нет друга ищи,( а найдешь - береги).
4.Терпенье и труд (всё перетрут).
5.У страха (глаза велики).
6.Друг за друга стой (и выиграешь бой).
7.Без друга (в жизни туго).
8.Труд кормит (а лень портит).


-Молодцы, вы справились с этим заданием.


- Вот вам второе задание: (Читает)
-Мы приготовили длят вас книжку со сказкой «Дружба зверей». (Показывает). - Вам надо вспомнить сказку, ее главных героев и рассказать ее.
В помощь для вас мы приготовили схемы эпизодов сказки. (Показывает и выставляет на мольберт. Количество эпизодов соответствует количеству детей в подгруппе. Дети по эпизодам, по одному рассказывают сказку).
































Кружки: бык – черный, баран – коричневый, свинья – розовый, кот – рыжий, петух – красный, волк – серый.
- А теперь ответьте на вопросы:
Почему звери победили волков? (Они были дружные, смелые, помогали друг другу).
-Вы отлично справились и с этим заданием. Молодцы!

3. Затруднения в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования к организации этапа:
создание ситуации затруднения;
самостоятельная фиксация затруднения в речи.
Выявление и фиксация в речи причины затруднения
Сказочница:
- В сказках народ рассказывал об отношениях между людьми, описывал черты характера людей, какие они: добрые или злые, смелые или трусливые.
Использовал в качестве героев не только людей, но и животных.
- А как вы думаете, о чём сказка, которую вы сейчас рассказали? (о дружбе, о труде, о смелости).

Тогда мои помощницы приготовили для вас следующее задание: (Читает)

Выразите смысл сказки «Дружба зверей» короткими высказываниями.)

Дети затрудняются
- Получается? (Нет).
- А почему не получается? (Мы не знаем, как это сделать и что это за высказывания)

4. Открытие нового знания.
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования к организации этапа:
организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
фиксация нового знания в речи
создание ситуации успеха.

- Вы попали в затруднительную ситуацию. Что будете делать? (Спросим у взрослых, посмотрим информацию в Интернете, в энциклопедии, в словаре).
- Вы помните, как называется книга, где собраны все слова русского языка? (Словарь).
- Давайте посмотрим в словаре. Подойдите к столу, садитесь на стульчики и послушайте. (На столе лежит словарь. Сказочница открывает его и читает):

“Краткое народное изречение, которое отражает народную мудрость, взаимоотношения между людьми , черты их характера, выражает смысл сказок - называется пословицей”.

- Кто же мои помощницы, которых мы ищем, как они называются?
(Это пословицы).
Сказочница: Пословицы недаром молвятся
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

- Какие же пословицы подходят к сказке «Дружба зверей»?
(Дети произносят пословицы о дружбе, о труде, о смелости, используя пословицы из этапа «актуализация» или предлагают свои на темы: о дружбе, труде, смелости ).
Друг за друга стой и выиграешь бой.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
У страха глаза велики.

- Как вы меня порадовали: сколько пословиц подобрали к нашей сказке и хорошо справились с заданием.

5.Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
Требования к организации этапа:
соответствие используемых игр цели занятия;
индивидуальные затруднения в играх;
ситуация успеха в совместной деятельности

Сказочница: - раз вы догадались, кто мои помощницы, давайте поищем их, они наверное где-то здесь. Встаньте со стульчиков и поищите их вокруг стола, загляните под стульчики. (Дети ищут, сказочница незаметно открывает страницу в словаре, где находится конверт с пословицами, дети его находят).

Сказочница читает:
1.Вежливость и доброта ни чего не стоят, а приносят много.
2.Жадность и зависть всякому горю начало.
3.По труду и награда.
4.Знал дружка в радости - не оставляй в горести.

-Ребята, как называются короткие высказывания, которые я вам прочитала? (Пословицы).
-Давайте попробуем объяснить, о чём нам говорит каждая из пословиц (Дети объясняют смысл пословиц)
Сказочница :
- Мои помощницы приготовили для вас книги со знакомыми сказками и предлагают поиграть в игру «Угадай сказку». (Подводит детей к мольберту, на котором выставлены книги с перевёрнутыми вниз обложками.)
-Вы должны отгадать, сказку и её главного героя. Если вы отгадаете, я покажу вам обложку этой книги.

(Представлены сказки:
1.“Двенадцать месяцев”.
2. «Сказка о рыбаке и рыбке»
3.“Золушка”.
4.“Бременские музыканты”.)
(После отгадывания книги выставляются вверх обложкой). Для отгадывания предлагаются задания:

Узнай сказку по словам:
1.Перед девушкой открылась небольшая поляна, посреди которой жарко пылал высокий костёр. Вокруг костра сидели 12 месяцев.
2.Ну что же ты, простофиля, попросил у рыбки только корыто! Возвращайся обратно к синему морю!


Как зовут героиню и из какой она сказки:
Девочка трудолюбивая
Мачехой нелюбимая
На бал случайно попала
И туфельку там потеряла

Узнай сказку по её героям: осёл, собака, кот, петух.

Какие вы молодцы, как много вы уже знаете. Вы замечательно выполнили задание и отгадали все сказки.


А теперь поиграем с нашими пословицами-помощницами и сказками, которые вы отгадали в игру: «Подбери пословицу».

Вы разделитесь на пары, выберете себе книжку со сказкой и попробуете подобрать к ней пословицу из моих помощниц. А для этого вы должны вспомнить: кто главный герой, какие главные черты его характера, в чём смысл сказки, а потом подобрать пословицу.
(Дети выбирают книжку со сказкой, обсуждают её в парах, затем сказочница читает одну из пословиц, дети отвечают к чьей сказке она подходит и объясняют, почему они так решили).

1.“Вежливость и доброта ни чего не стоят, а приносят много ”. (Эта пословица к сказке 12 месяцев. Настенька была добрая, вежливо ко всем относилась , поэтому и ей все помогали.)

2. .“Жадность и зависть всякому горю начало” ( «Сказка о рыбаке и рыбке» Бабка была жадная, завистливая, поэтому и осталась ни с чем)

3.“По труду и награда”. (Золушка много трудилась и получила награду за свой труд)

4.“Знал дружка в радости - не оставляй в горести”. («Бременские музыканты» Звери были дружные, помогли друг другу справиться с врагами.)

-Вы молодцы, справились с заданием, потому что хорошо знаете сказки и умеете определить их смысл.

Подитог:
-Ребята, вам понравилось пробовать выражать смысл сказок короткими высказываниями-пословицами? Почему? (Да, понравилось. Это интересно).


6. Итог занятия.
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требования к организации этапа:
организация анализа детской цели;
фиксация нового знания в речи;
определение выполнения взрослой цели


Сказочница:
-А теперь садитесь на стульчики (Дети садятся за столом на стульчики)
- Ребята вы научились выражать смысл сказок с помощью пословиц?
( Да, научились)
-А что вы сделали, чтобы научиться этому? (Мы выполнили задания и нашли наших помощниц-пословиц, которые прятались).
- Какие задания вам помогли в этом?
(мы вспомнили пословицы, рассказали сказку по эпизодам, выяснили, о чём она и подобрали к ней короткие высказывания - пословицы).
- Что нового вы сегодня узнали? (Мы узнали, что с помощью пословиц можно выразить смысл сказки)
- А что вам трудно было выполнить? (Подбирать пословицы).

Сказочница:
-Я горжусь вами, потому что вы смогли справиться с трудными заданиями, знаете много пословиц, сказок, умеете рассказывать по схемам, правильно строить предложения. Молодцы!

- Наше занятие подошло к концу, попрощайтесь с гостями и спросите, понравилось ли им в нашем детском саду.

Звучит музыка А. Мухоспев:” Как скучно жить без светлой сказки”.
Дети уходят и прощаются с гостями.













13PAGE 14815




Заголовок 115