История (Новая история и история России)

Пояснительная записка

Статус рабочей программы.


Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История. М.: Вентана-Граф, 2016). Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания исторического образования. Программа рассчитана на 68 часов. Из них на изучение Истории России ХIХ век и начало XX века отводится 44 часа, Новейшей истории зарубежных стран ХIХ и начало XХ вв- 24 часа.

Цели и задачи:
Изучение истории направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование ценностного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Изучение истории предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов действия и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объекта.
Большую значимость приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (от текста в таблицу и т.п.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных, конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
В современных условиях возрастают требования е рефлексивной деятельности учащихся, в том числе объективному оцениванию своих учебных достижений, поведении, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанию определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

Используемый учебно-методический комплект:


Учебник А.Я. Юдовская Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А., Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2010;
Настольная книга учителя истории. Составитель Т.И.Тюляева, М., «Астрель», 2003 год;
Программы общеобразовательных учреждений «История с древнейших времен до наших дней»- М., «Вентана-Граф», 2008 год;
Атлас с комплектом контурных карт.
Учебник А.А. Данилова История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009;
Программа под ред. А.А. Данилова «История России 6-9 классы»- М, Просвещение, 2010 год;
История России, ХIХ век, поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, 8-й класс, Волгоград, 2003;
Рабочая тетрадь по истории России ХIХ век, 8-й класс;
Наглядные и игровые средства: История России ХIХ век.
Атлас с комплектом контурных карт.

Количество учебных часов в соответствии с Рабочей программой

Программа рассчитана на 2 часа в неделю в соответствии с БУП .

34 учебных недели 2 часа в неделю = 68 часов в год
1 полугодие 16 недель - 32 урока
2 полугодие 18 недель - 36 уроков

Формы организации учебного процесса:

коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
содержания;
обучающих средств;
методов обучения.
Виды учебных занятий: урок - лекция, практическое занятие, сюжетно-ролевые игры, игры-обсуждения, беседы, лабораторные работы, проектная деятельность, дискуссия.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:

определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
Наряду с этим используются метода социологического исследования: анкетирование, самооценка и т.д; задания на выявление операционных жизненных ситуации и моделирование жизненных ситуации.
Предполагаемые результаты.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
-знания и представления о нормах российского законодательства;
-знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
-коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.
Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).



Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения истории ученик должен
знать \понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию отечественной и всемирной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России и ее роль в мировом сообществе.
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах;
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Технологии, методы преподавания.
Объяснительно-иллюстративный метод.(привлечение наглядной изобразительности (презентации), устное изложение информации (повествование, описание, характеристика, объяснение, беседы, диалоги, дискуссии) и предъявление документальных и художественных текстов.)

Репродуктивный метод. (пересказ объяснения учителя, описание содержания картины после ее характеристики, составление простого и сложного плана, упражнение на знакомое сравнение, на рассказ об исторической личности по схеме, ответ на вопрос, не требующий поиска, размещение мест событий на контурной карте, составление хронологической таблицы,)

Методы проблемного обучения:

1)Исследовательский метод( решение эвристических задач, составление учащимися тестов и кроссвордов, подготовка презентаций ит.д.).

2)Частично-поисковый, или эвристический, метод.( эвристическая беседа).

3)Метод проблемного изложения.

Метод индивидуальной работы ( консультации, собеседование), работа в группах ( поиск информации, подготовка сообщений).
Методы дистанционного обучения, реализуемые через АИС «Сетевой город».
Применение ЭОР.

Содержание учебного курса.
" История: Россия и мир в XIX веке"
Введение(1 ч)
Индустриальная эпоха(6 ч)
Индустриальная революция: достижение и проблемы. Завершение промышленного переворота. Переворот в средствах транспорта. Экипаж без лошадей. Страна на колесах. Первые полеты человека. Новые источники энергии. Монополистический капитализм.
Индустриальное общество :новые проблемы и новые ценности. Люди в движении. Исчезают сословия, усложняются классовая структура общества. Аристократия стара и новая. Новая буржуазия. Женский и детский труд.
Человек в изменившемся мире. Городской рельсовый путь. Все новости газет. Почтовые мраки. Музыка в доме. Фотография.
XIX век в зеркале художественных исканий. Как просветительский иллюзий. Жизнь без романтического флера. От критического реализма- к натурализму.
Искусство XIXв. В поисках новой картины мира. В поисках собственного пути. Неистовый художник. Звучащая живопись.
Либералы, консерваторы и социалисты. Каким быть обществу? Разрешено все что не запрещено. Сохранять традиционные ценности! Почему появились социалистические учения? Анархизм.
Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в.(1 ч)
Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в.(8 ч)
Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.
Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз. Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.
Россия при Николае I(10 ч)
Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг.
Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы. Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война.
Русская культура первой половины XIX в.(2 ч)
Создание системы общеобразовательных учреждений. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).
Европа и Северная Америка в XIX – начале ХХ вв.(13 ч)
Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в. Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы. Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX – начале ХХ вв.(2 ч)
Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страныЛатинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг.Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии.
Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае.
Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.(13 ч)
Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России. Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х –
начала 70-х гг. XIX в.
Россия конце XIX в.(6 ч)
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в. Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский.. «Хождение в народ». Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг.
Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв.(2 ч)
Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Изменения в быту. Развитие транспорта и средств связи. Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.
Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны(1 ч)
Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Итоги Первой мировой войны.
Итоговый урок(2 ч)
Резерв(1 ч)














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
истории 8 класс (68 часов)


п/п
Тема урока
Кол.час
Элементы содержания

Требования к уровню подготовки/ Универсальные учебные действия
Д/З
Дата







план
факт

Европа и Северная Америка в ХIХ - начале ХХ в.

1
Переход от традиционного общества к индустриальному
1
Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии. Формирование идеологии либерализма социализма консерватизма. Возникновение рабочего движения
Выделить черты индустриального общества усвоить сущность модернизации знать причины и последствия кризисов перепроизводства. Признаки и формы монополий Знать основные достижения технического прогресса в ХIХ в. Сделать выводы о значении технического прогресса для развития общества. Понять как индустриальная революция изменяет социальную структуру общества выделить «слои» рабочего класса и причину его расслоения знать значение изобретений индустриальной эпохи для повседневной жизни людей. Проанализировать особенности консервативных и радикальных течений в общественной жизни
Введение стр. 3-5
§ 1-2



2
Промышленный переворот и его социальные последствия
1


§ 3



3
Возникновение научной картины мира
1


§ 4-5



4
Художественная культура 19 века
1


§ 9-10



5
Формирование идеологии социализма, либерализма и консерватизма.






1


§ 11,12



6
Формирование идеологии социализма, либерализма и консерватизма.








7
Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт. Священный союз.
1
Наполеоновские войны Венский конгресс. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в ХIХ веке. Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. Создание единого германского государства. О.Бисмарк Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи Австро-Венгерская империя. Север и Юг США: экономическое и политическое развитие взаимоотношения Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865гг. А.Линкольн. Реконструкция Юга завершение промышленного переворота Индустриализация Технический прогресс во второй половине ХIХ в – начале ХХ веков Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества
Знать причины эволюции Франции от республики к империи, выделять причины завоевательных войн, Знать значение французского законодательства для развития европейского общества, проследить процесс становления правового государства в Англии. Знать признаки викторианской эпохи сравнить процессы объединения Италии и Германии знать причины и повод к войне итоги и значение войны причины создания условия существования и причины поражения Парижской Коммуны. Знать об эволюции государственного устройства Германии анализировать особенности индустриализации в войну знать условия создания во Франции республики уметь анализировать экономическое и политическое развитие страны высказать свое мнение о шовинизме и антисеминизме знать значение либеральных реформ понимать закономерности экономического развития европейских стран в конце ХIХ начале ХХ в.познакомиться с такой функцией государства как вмешательство в экономику страны Германия. Понимать антигуманную сущность рабства, расизма. Знать главные вопросы Гражданской войны определить характер внешней политики США знать причины ход итоги войн за независимость.
§ 14-15



8
Англия в первой половине ХIХ в.
1


§ 13



9
Европейские революции 19 века. Франция: революция 1848 г., Вторая империя.







10
Национальные идеи и образование единых государств Германии и Италии.
1


§ 16



11
Франко-прусская война. О. Бисмарк. Парижская коммуна
1


§ 17



12
Германская империя в конце 19-нач.20 веков
1


§ 18



13
Великобритания: социальный реформизм во второй пол.19-нач 20веков
1


§ 19



14
Европейские революции 19 века. Франция: Третья республика. Монополистический капитализм.
1


§ 20



15
Австро-Венгрия. Народы Юго-Восточной Европы в 19 веке.
1


§ 21



16
Италия: время реформ и колониальных захватов
1


§ 22 в.2



17
Две Америки. Гражданская война в США. А. Линкольн.
1


§ 23 в.2



18
США в период монополистического капитализма
1


§ 24 в. 2,5








§ 25 в.1,7




Страны латинской Америки, Азии и Африки в ХIХ – начале ХХ веке

19
Латинская Америка
1
Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии
Знать причины реформ и модернизации в Японии иметь представление о роли государства в проведении реформ знать и уметь показывать на карте раздел Китая на сферы влияния иметь представление о поиске Китаем путей модернизации страны и его результатах знать об изменениях в индийском традиционном обществе иметь представление о росте национального самосознания и его последствиях. Иметь представление об особенностях традиционных обществ в Африке сравнить процессы колонизации в разных частях Африки
§ 26 в.4



20
Начало модернизации в Японии
1


§ 27 в.3,8



21
Китай: сопротивление реформам
1


§ 28 в. 2,6



22
Индия: насильственное разрушение традиционного общества
1


§ 29 в.4



23
Африка континент в эпоху перемен
1


§ 30 в.3



Европа и мир накануне и в годы Первой Мировой войны

24
Международные отношения в последней трети ХIХ в.
1
Начало борьбы за передел мира Возникновение военно-политических блоков. Атланта и Центральные державы. Балканские войны Первая Мировая война причины участники. Кампании 1914-1918 гг.. важнейшие сражения Вступление в войну США Итоги Первой Мировой войны.
Знать причины раздела мира на сферы влияния, иметь представление о причинах создания военно-политических блоков и их стремлениях , понимать причины первой мировой войны и цели участников конликта, называть основные сражения Первой мировой войны. Уметь называть итоги Первой мировой войны
§ 31 в.2



25
Первая Мировая война, причины, участники
1


Записи в тетради



26
Кампании 1914-1918 гг.. важнейшие сражения
1


Записи в тетради



27
Итоги Первой Мировой войны
1


Записи в тетради




Развитие культуры ХIХ – начале ХХ в.

28
Развитие культуры ХIХ – начале ХХ в.

Итоговое повторение
1
Развитие научной картины мира ХIХ в.Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи. Основные течения в художественной культуре ХIХ – начале ХХ в.(романизм, реализм, модерн. Символизм, авангардизм) Духовный кризис индустриального общества на рубеже ХIХ-ХХ вв. Декаданс.
Иметь представление об образе эпохи запечатленном в произведениях искусства, проследить преемственность и новаторство в искусстве и литературе, иметь представление о новых художественных направлениях и видах искусства, о художественной картине мира индустриальной эпохи.




История России
Социально-экономическое развитие в первой половине ХIХ в.

1
Россия на рубеже

Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Знать особенности социального развития России в первой половине 19в. выделить особенности политического строя России
Стр.4-6



Внутренняя и внешняя политика в первой четверти ХIХ в.

2
Внутренняя политика в 1801 -1806гг.
1
Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета М.М. Сперанский.
Познакомиться с реформами «негласного комитета»
Знать содержание, причины неудач и значение реформ М.М. Сперанского
§ 1, 3



3
Внешняя политика 1801-1812гг.
1
Участие России в антифранцузских каолициях. Тильзицкий мир и русско-французский союз. Континентальная блокада Бухаретский мир с Турцией.
Знать основные направления внешней политики России в 1801-1812гг.
§ 2



4
Отечественная война 1812г.
1
Отечественная война 1812г. причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Изгнание наполеоновских войск из России
Знать планы Наполеона и направление вторжения его войск в Россию. Историческое значение Бородинского сражения выделить причины успеха русской армии
§ 4



5
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825
1
Заграничные походы русской армии
Показать по карте ход боевых действий на завершающем этапе войны, знать итоги Венского конгресса
§ 5




6
Внутренняя политика в 1814-1825гг.
1
Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812г. Военные поселения. Цензурные ограничения.
Знать причины неудач реформ Александра Iзнать причины возвышения Аракчеева, его идеи о военных переселениях.
§ 6,7



7
Общественные движения
1
Движение декабристов Северное и Южное общества их программы
Сравнить первые декабристские организации, сравнить программы Северного и Южного обществ их основные идеи
§ 8



8
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов
1
Восстание на Сенатский площади в Петербурге 14 декабря 1825г. Восстание Черниговского полка
Знать причины выступления 14 декабря 1825г., назвать причины поражения декабристов, выделить историческое значение движение декабристов
§ 9



Внутренняя и внешняя политика второй четверти ХIХ в.

9
Внутренняя политика Николая I

Усиление самодержавной власти
Выделить основные черты николаевского режима
§ 10



10
Социально-экономическое развитие в 1820-50-е гг.

Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. Кодификация законов. Политика в области просвещения
Знать о реформах государственного строя, финансов и экономики, выделить значение и последствия реформ, выделить признаки кризиса николаевской системы
§ 11



11
Внешняя политика в 1826-1849гг.

Внешняя политика второй четверти ХIХ в. Восточный вопрос Россия и освобождение Греции. Вхождение Кавказа в состав России. Кавказская война
Знать причины Кавказской войны. Итоги и значение Кавказской войны, называть основные направления внешней политики во второй четверти ХIХ в.
§ 12



12
Общественное движение 30-50-хгг.
1
Общественная мысль и общественные движения второй четверти ХIХ в. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х -1830-х. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм
Выделить особенности общественного движения в 20-30-е годы 19 века. Сравнить теории западников и славянофилов.
§ 13



13
Крымская война 1853-1856гг.
1
Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.
Назвать причины и повод к войне. Рассказать о ходе боевых действий, показать их на карте, понимать причины поражения России в войне, выделить основные условия Парижского мира.
§ 14



Русская культура первой половины ХIХ в

14
Образование и наука

Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки Н.И. Лобачевский.
Рассказывать о системе образования в России, познакомиться с достижениями в различных отраслях науки.
§ 15



15
Русские первооткрыватели и путешественники
1
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями
Понимать значение открытия Антарктиды; рассказывать о русских путешественниках
§ 16



16
Художественная культура. Быт и обычаи
1
Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романизм, реализм, ампир)
Познакомиться с произведениями литературы и искусства, научиться определять их стилевую принадлежность, оценивать вклад культуры в мировую
§ 17,18




Великие реформы 60-70-х гг. ХIХ в

17
Россия на пороге перемен
1

Знать особенности развития России первой половины 19 века; выделить нерешенные экономические, политические, социальные вопросы.




18
Накануне отмены крепостного права
1
Александр II Предпосылки крестьянской реформы
Понимать необходимость отмены крепостного права; рассказывать о подготовке реформы
§ 19



19
Крестьянская реформа 1861г.
1
Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян
Называть основные положения реформы 19 февраля 1861 г., знать условия освобождения крестьян, историческое значение отмены крепостного права
§ 20



20-21
Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 века
2
Земская, городская, судебные реформы. Реформы в области образования. Военные реформы
Знать содержание и смысл земской и городской реформ, судебной и военной реформ. Познакомиться с конституционным проектом. Дать оценку Великих реформ
§ 21-22



22
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права
1

Знать условия и особенности промышленного переворота в пореформенной России Выделить особенности капитализма в пореформенной России
§ 23



23
Общественное движение: либералы и консерваторы
1
Общественные движения 50-60-хгг. ХIХв. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне
Выделить особенности и направления общественного движения 60-х гг. 19 века
§ 24



24
Зарождение революционного народничества и его идеология
1
Революционные организации и кружки середины 60-х начало 70-х гг. ХIХ в.
Понимать причины широкого распространения революционного движения в России; сравнивать взгляды М.А. Бакунина, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачева
§ 25



25
Революционное народничество второй половины 60-80-х гг.
1
Общественные движения 70-90-хгг. ХIХ в. Земское движение. Идеология народничества «Хождение в народ»
Понимать причины «хождения в народ»; сравнивать народников 60-70-х гг.
§ 26



26
Внешняя политика Александра II
1
Внешняя политика во второй половине ХIХ в. Борь ба за ликвидацию последствий Крымской войны. Присоединение Средней Азии
Знать направления внешней политики России
§ 27



27
Русско-турецкая война 1877-1878гг.
1
Русско-турецкая война 1877-1878гг.
Понимать причины русско-турецкой войны, называть Сан-Стефанского мирного договора. Знать условия Берлинского конгресса, называть итоги и значение правления Александра II.
§ 28



28
Внутреняя политика Александра III
1
Кризис самодержавия на рубеже 70-80-хгг. ХIХ в, Политика лавирования. Манифест о незыблемости самодержавия. Национальная политика самодержавия в конце ХIХ в.
Знать причины и смысл контрреформ; понимать последствия контрреформ, называть особенности национальной политики
§ 29-30




Россия конца ХIХ в.

29
Экономическое развитие в годы правления Александра III
1
Социально-экономическое развитие пореформенной России Завершение промышленного переворота. Фабрично-заводское строительство.
Знать новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве.
§ 31



30
Положение основных слоев общества
1
Формирование классов индустриального общества
Характеризовать положение различных слоев общества
§ 32-33



31
Общественное движение в 80-90-е гг.
1
Распространение идей марксизма. «Освобождение труда» В.И.Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса
Сравнить программу группы «Освобождение труда» с программой народнических организаций
§ 34



32
Внешняя политика Александра III
1
«Союз трех императоров» Сближение России и Франции в 1890-х годов
Называть основные направления внешней политики, понимать причины сближения России и Франции
§ 35



Российская культура на рубеже ХIХ – ХХ веков

33
Просвещение и наука
1
Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Музеи. Научные открытия российских ученных.
Составить схему «Система образования в России», познакомиться с достижениями русской науки.
§ 36




34
Литература и изобразительное искусство
1
«Серебрянный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе
Называть какие явления русской действительности второй половины 19 в. отразились в русской литературе, понимать какой вклад внесли передвижники в русское искусство
§ 37



35
Архитектура, музыка, театр, народное творчество
1
Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры ХIХ-ХХ вв.
Понимать какие общие идеи прослеживаются авторов произведений различных видов искусства; подготовить сообщение об одном композиторе или актере второй половины 19 века
§ 38-39



36
Политическое и социально-экономическое развитие России в начале 20 века. Русско-японская война 1904-1905гг.
1
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже ХIХ-ХХ вв.Политика модернизации «сверху» Государственный капитализм. Формирование монополий С.Ю. Витте. Русско-японская война 1904-1905гг, ее влияние на российское общество
Выделить особенности российской модернизации, ее основные задачи, выделить особенности и признаки монополистического капитализма в России. Знать особенности и признаки монополистического капитализма в России, знать особенности развития сельского хозяйства в начале ХХ в., дать характеристику политической системы России в начале ХХ в, выделить особенности структуры российского общества, выделить причины, повод, характер и итоги русско-японской войны
конспект




37
Революция 1905-1907гг.
1
Революция 1905-1907гг. причины и характер. «Кровавое воскресенье» Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. вооруженное восстание в Москве. Создание Государственной Думы Избирательный закон 1907г.
Выделить причины революции, знать основные этапы революции и их особенности, знать итоги революции, знать основные положения Манифеста 17 октября, проследить изменения в политической системе, иметь представление о думских аграрных проектах.
Конспект



38
Реформы П.А.Столыпина
1
Политическая программа П.А.Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.
Знать содержание правительственной и аграрной реформ Столыпина, их итоги и значение
конспект



39
Россия в первой мировой войне
1
Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий.
Выявить причины и повод войны, рассмотреть цели участников, найти на карте основные военные операции, проанализировать действия стран Антанты и Тройственного союза, анализ исторических документов, проанализировать изменения в экономике, политике, и общественные настроения во время войны, сделать вывод об итогах и уроках войны.




40
Итоговое повторение
1

Знать основные понятия и даты раздела.












Литература
Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А., Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2010;
Программы общеобразовательных учреждений «История с древнейших времен до наших дней»- М., «Вентана-Граф», 2008 год;
Атлас с комплектом контурных карт.
Учебник А.А. Данилова История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2011;
Программа под ред. А.А. Данилова «История России 6-9 классы»- М, Просвещение, 2010 год;
История России, ХIХ век, поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, 8-й класс, Волгоград, 2008;
Рабочая тетрадь по истории России ХIХ век, 8-й класс;
Наглядные и игровые средства: История России ХIХ век.
Атлас с комплектом контурных карт.
Л.М.Лопатюк История России: поурочные планы-В, АСТ, 2007
О.Н.Журавлева Тесты по истории России-М, Экзамен, 2005
И.Д.Агеева Кто лучше всех знает Россию (метод пособия)-М, Сфера, 2005
А.Т.Стипанищев Опорные конспекты по истории России 6-11 кл.-М, Владос, 2004
К.М.Северинов История: схемы и таблицы-С-Пб, Тригон, 2006
О.В.Владимирова История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ-М, Астрель, 2010
В.В.Кирилов Отечественная история в схемах и таблицах- М, 2009











Заголовок 115