Диссеминация педагогического опыта Формирование мотивации обучающихся в формате ФГОС


Диссеминация педагогического опыта.
Формирование мотивации обучающихся в формате ФГОС
Любимцева Елена Сергеевна / Ljubimceva Elena Sergeevna – учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа
ст. Павлодольской Моздокского района РСО - Алания
Аннотация: в статье анализируются виды мотивации обучащихся начальных классов применительно к процессу формирования и развития учебных навыков в формате требований, положений и нормативов ФГОС НОО.
Abstract: v stat'e analizirujutsja vidy motivacii obuchashhihsja nachal'nyh klassov primenitel'no k processu formirovanija i razvitija uchebnyh navykov v formate trebovanij, polozhenij i normativov FGOS NOO.
Ключевые слова: ФГОС НОО, мотивация, развитие и формирование учебных навыков.
Keywords: FGOS NOO, motivacija, razvitie i formirovanie uchebnyh navykov.
На уроках от учеников я часто слышу слова «интересно» и «неинтересно». «Интерес» определяется, как синоним учебной мотивации. Посмотрите: «хочу», следовательно – «могу», а «могу»,  следовательно  - «выполняю с интересом»,  а это значит личностно, а личностно – значит, значимо каждому! В этой цепочке обучения интерес стоит в центре. Как же я формирую его у ребёнка? Как мотивирую ученика на «ХОЧУ»? Практика показывает, что все этапы урока, весь процесс учебной деятельности на уроке, должен нести в себе мотивацию.  Мотивация – это настроение, стремление человека что – то сделать, проявить активность.
Мотивировать учащихся я начинаю с первой секунды урока. Урок всегда начинаю с эмоционального настроя.
1.     Четверостишия:
А) Я тетрадочку открою И с наклоном положу,
Я от вас, друзья, не скрою, Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь, За работу я возьмусь.
Б) Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим И тихонечко сидим.
2. Показываю отрывки из мультфильмов: «Командное взаимодействие» - понимание силы и важности взаимодействия учащихся при работе в группе, «Барбарики. Доброта». - Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
3. Применяю на уроках игровые технологии. Они являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и в будничные шаги по изучению предмета. В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое количество учащихся, то все остальные должны выполнять роль контролеров, судей, учителей.
Первоклассника нетрудно заинтересовать математикой. Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что эта работа не покажется детям скучной и утомительной. Для этого достаточно придать упражнениям увлекательный характер, включить в работу элементы соревнования. Форма игры захватывает детей, и они с удовольствием выполняют задание. Все эти формы способствуют развитию внимания, вычислительных навыков, прививают детям чувство коллективизма, ответственности.
Правила игры должны быть простыми и четко сформулированными. Материал игры посильный для всех детей.
Дидактический материал прост и по изготовлению, и по использованию.
Игра интересна только в том случае, если в ней примут участие все дети. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес.
Подведение результатов должно быть четким и справедливым.
Ввожу определение различных понятий в стишках:
Брат куда-то кубик спрятал.Я об этом не грущу.Просто мы играем с братом:Брат мой прячет - я ищу.Я ищу, а он мне : БЛИЖЕ!ВПРАВО! ВЛЕВО! ВЫШЕ! НИЖЕ!Брата разбирает смех:-Ты не знаешь, где здесь ВЕРХ!Я кричу: - Прекрасно знаю,Не сбивай и не дразни!Брат на это отвечает:-Если знаешь, объясни... ПРЯМАЯ ЛИНИЯМне посоветовала мама,Вести свою дорогу прямо.Как сделать линию прямой -Никак не получается.Фломастер у меня хромой,Или рука сбивается?А вот с линейкой по листуТак просто провести черту.Смотрите, ровная какая,Это линия -ПРЯМАЯ.
На уроках литературного чтения использую презентации «Азбука в загадках», «На что похожа буква» - для запоминания букв русского алфавита.
Очень любят дети работать с тестами из программ «Знайка», «Отличник», с этих программ начинала знакомить с электронными тестовыми заданиями. Позже использовала «Генератор тестов» для выполнения тестовых работ. Ребятам очень нравились эти задания. Они сами просят составлять им новые тесты по изученным темам.
Почти на каждом уроке использую работу в парах, считая её намного эффективней, чем групповую (т.к. многие просто отсиживаются за спинами сильных). Ребёнок в паре оценивает работу одноклассника, аргументируя при этом своё мнение. Групповую работу провожу реже, стараясь научить детей работать в коллективе и прислушиваться к мнению другого.
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении нового материала используем следующую таблицу:
+ - ?
Я это знал (а) Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знала(а) Я хочу об этом узнать побольше.
Знаю Умею Хочу узнать
В конце каждого урока использую презентацию – «Рефлексия», где каждый ребенок выбирает подходящее ему:
Сегодня я своей работой на уроке
доволен, потому – что ….
не совсем доволен, потому – что....
не доволен, потому – что….
Доволен своей работой на уроке-
В работе были затруднения-
Не доволен своей работой на уроке- . В воспитательной части давала мотивацию с помощью стихотворения
Ю. Мориц «Кто сильнее?» Сделала презентацию с текстом стихотворения. В случае возникновения проблемы, просила прочитать стихотворение и дать оценку ситуации. Проблема исчезла!
Тот храбрее, кто добрее.
Тот сильнее, кто умнее.
Только трусы с дуракамиСпор решают с кулаками!
Высокими способностями к обучению обладают те учащиеся, которые внутренне мотивированы на задачу, например, будучи заинтересованными в теме. Более низкие способности к обучению характеризуют учащихся, мотивированных на формальное выполнение задания, например, учащиеся, которые выполняют задание, чтобы избежать неприятностей. Используя на уроках перечисленные приёмы и методы, наблюдаю, что таких учеников в классе становится всё меньше и меньше.
Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие – то варианты, да, вы это верно подметили, как вы думаете?» - тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть, чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности, тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставить ученику право выбора.
Литература
Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1983. – 96 с. 
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – Москва: Знание, 1979. – 48 с.
Щукина Г. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.