Конспект непосредственно образовательной деятельности «Жостовские подносы» для детей старшего дошкольного возраста


Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Жостовские подносы»
для детей старшего дошкольного возраста
Цели :продолжать знакомить детей с народным промыслом Жостова;
дать знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите.
закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, заполняя середину и края – кайму;
составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изделиями жостовского промысла, открыток с цветами, подносов с букетами.
Методы и приемы:
наглядность;
словесный;
практический;
проблемно – мотивационный, частично – поисковый;
метод «подмастерья».
Материалы и оборудование: подносы из картона черного, красного, синего цветов, таблицы с элементами росписи, гуашь, кисти, вода, кукла Незнайка, аудиозапись с русской народной мелодией.
Ход занятия.
Ребята рассаживаются. Раздается стук в дверь, вбегает Незнайка.
Незнайка: Ой, здравствуйте ребята, здравствуйте Татьяна Ивановна! Я так к вам спешил ,так спешил, чуть шляпу не потерял!
Воспитатель: И почему это ты так спешил?
Незнайка: Я случайно узнал, что вы сегодня будете вести разговор об искусстве жостовского промысла. Я тоже об этом все - все знаю. И могу много рассказать, чего вы больше ни от кого не узнаете!
Воспитатель: Ну что же, поделись с нами знаниями. Я думаю, ребятам будет очень интересно узнать, что знаешь ты Незнайка.
Незнайка: Был я однажды в одном русском селе, знаменитом Жостово. Живут там чудо мастера, они делают посуду из белой глины и расписывают ее цветами – синими, желтыми, красными. И тавка на посуде, и птицы поют разноцветные.
Воспитатель: Ах Незнайка, все-то ты перепутал и ребят чуть не запутал! Ребята давайте разберем эту путаницу и все расскажем правильно. Какой промысел в селе Жостово?
Дети: В этом селе делают металлические подносы, даже название села – Жостово - звучит похоже на слово «жесть», что означает «металл».
Воспитатель: Молодцы ребята! А чем же знамениты жостовские подносы?
Дети: Они украшены красивым узором из цветов и листьев.
Воспитатель: А какую цветовую гамму использовали мастера при прописи подносов?
Дети: Они пользовались разными красками: красной, желтой, зеленой, синей.
Воспитатель: Вы молодцы ребята! Все правильно.
Незнайка: Одну минуточку! А какими цветами, элементами их расписывают?
Дети называют элементы росписи и цветы.
Незнайка: Да, о жостове вы знаете больше чем я. Но теперь и я никогда ничего не перепутаю. А сами вы сможете расписать подносы
Воспитатель: Конечно! Наши ребята - отличные мастера. Сейчас они вспомнят элементы росписи, расположение цветов в композициях.
Дети: (перечисляют элементы росписи) – «травки», «усики», «зигзаг», «цветок», «кайма». Композиция может строится так: «букет в центре», «букет в раскидку», «букет с угла», «венок», «полу венок».
Воспитатель: нашим мастерам пора передохнуть.
Физминутка «Мак»
На полянке вырос мак, Ладони плотно сжаты.
Он склонил головку – так. Наклоны ладоней вправо и
Ветер тихо мак качает, влево
Вправо, влево наклоняет.
Дети под русскую народную музыку расписывают трафареты жостовского подноса.
Воспитатель: Ну, вот Незнайка ребята закончили свою работу, не мог бы ты выбрать самый красивый поднос.
Незнайка: Ладно, выберу. Это я быстро. Ох как же это тяжело. Они все очень красивые. Мне нравятся все! И я предлагаю ребятам сделать выставку ваших подносов.
Воспитатель: Молодец Незнайка, хорошо придумал!
Организация выставки, прощание с Незнайкой.