Статья Отношение старшеклассников к проблемам семейной жизни

Отношение старшеклассников к проблемам семейной жизни.
Е.П.Черникова
Учитель английского языка
МКОУ Мокроусовская средняя общеобразовательная школа №1

Ребенок-зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В. А. Сухомлинский
В настоящее время, в связи с переходом на личностно - ориентированную модель взаимодействия с ребенком, признается приоритет семейного воспитания над общественным. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным, потому что успехи в деле воспитания возможны только при объединении усилий семьи и школы.
Семья, как малая социальная группа, как естественная среда жизни и развития ребенка, закладывает основы личности. Главное назначение семьи – воспитание детей, поэтому какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Главными  функциями современной семьи являются: воспитательная, оздоровительная, духовно-нравственная, познавательно-образовательная, бытовая, трудовая, культурно- просветительная, досугово-творческая, стимулирующая самостоятельный опыт личности, охранно-защитная.
В настоящее время не все родители выполняют свои обязанности. Рост урбанизации, индустриализации, нарушение семейных традиций, социально- экономическое положение общества сказывается на воспитании детей.  Каждая вторая семья имеет скрытые проблемы. Чтобы экономически содержать семью, женщина ( мать) должна работать. Поэтому у матерей остается меньше времени для своих детей, которые лишаются достаточной любви, тепла, доброжелательности, дружбы. Это сказывается впоследствии на отношениях детей с близкими, родными, обществом. Исполнение родительских обязанностей – одно из наиболее ответственных занятий в жизни человека. Правильно воспитать детей важно и трудно. Родителям необходимо решать каждодневные проблемы семейного воспитания.
В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования или развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.
В научной литературе выделяются следующие проблемы:
Неполные семьи
Скоротечный темп жизни
Физическое насилие
Смешение культур в одной взятой семье
Увеличение количества больных детей и детей - инвалидов
Бездетность
Рост опекунских семей
Эмансипация женщин
Алкоголизм
Мне, как классному руководителю 9 класса, стало интересно известно ли старшеклассникам о подобных проблемах или у них есть особое мнение на этот счет. Было проведено анкетирование в результате которого были выделены следующие семейные проблемы:
Алкоголизм
Недостаток денег
Измены
Насилие
Непонимание друг друга
Многодетность
Бездетность
Интернет
Ссоры
Папа уезжает
А на вопрос « Что важнее всего в семье?» ребята дали следующие ответы: уважение (3) , любовь (11), понимание (15), верность (7).



·










То есть ребята знают, на чем должны основываться нормальные, семейные отношения.
Все опрошенные ребята считают, что обязательно нужно создавать семьи и что противоестественно, если человек живет один. В моем классе 19 полных, и одна неполная семья. Из них 4-многодетные, 11-2 ребенка, и 5 семей, в которых 1 ребенок. А когда я попросила нарисовать свою будущую семья, большинство ребят (11) изобразили семью из 4 человек , четверо мечтают о 3 детях, четверо считают, что лучше один ребенок в семье. Один не определился.
И что самое интересное - мало кто рисовал свою семью.
Я, как классный руководитель, должна знать в каких семьях воспитываются мои учащиеся, и сотрудничать с родителями. В моей программе воспитания социализации классного руководителя «Мы вместе» работа с родителями выделена как отдельное направление.
Взаимодействие с родителями осуществляется по средствам вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Чтобы совместная деятельность классного руководителя и родителей была успешной и привела к желаемым результатам, все темы собраний и классных часов обсуждаются на организационном собрании в начале учебного года.

В своей практике я применяю следующие методы:
Посещение семьи –считаю, что это - эффективная форма индивидуальной работы с родителями. При посещении семьи знакомлюсь с условиями жизни ученика, беседую с родителями о характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информируют об успехах ребёнка, дает советы по организации выполнения домашнего задания и т. д.
Переписка с родителями – помогает поздравить родителей с праздниками, информировать об успехах их детей, давать советы и т. д.
Индивидуальные тематические консультации – они полезны как для родителей, так и для классного руководителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребёнка. Педагог же – необходимые сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Родительские собрания. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планируется воспитательная работа в классе, обсуждаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.
Актуально работать над формированием семейных ценностей у обучающихся, поэтому я использую следующие формы работы:
тематические классные часы с участием родителей ( «Профессии моей семьи», « Моя дружная семья»)
мини-проекты ( « Мое семейное дерево», « Новогодняя открытка» и др.)
совместные творческие вечера , праздники, КВН, экскурсии в Курган и др.
Самым большим достижением моей деятельности как классного руководителя является то, что в моем классе нет ,,трудных детей“, нет проблем с семьями обучающихся, нет правонарушений, нет ребят состоящих на внутришкольном учете и на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. – М.: Знание, 1988. - № 9.
http://fenix1311.jimdo.com/3




13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Root Entry