Планирование словесно — дидактических игр для детей подготовительной группы


Словесно – дидактические игры по развитию речи
Примерный перспективный план
подготовительная группа
Месяц Название игры Дидактическая задача Описание игры
«Нахождение предмета по слову»
(совместная деятельность)
(вторая половина дня) Закрепление словаря и развитие речи (называние предметов знакомых) Дети рассматривают предметы, которые воспитатель подобрал для игры. Затем все закрывают глаза или поворачиваются в другую сторону, а воспитатель раскладывает игрушки по разным местам. Играющие поворачиваются, и воспитатель дает каждому задание, что он должен найти, а когда найдут, собираются в круг и каждый, кто найдет игрушку, назовет ее и скажет, как с ней можно играть.
«Угадай, что изменилось»
(совместная деятельность)
(вторая половина дня) Закрепление знаний материала, из которого сделана игрушка. Развитие внимания, мышления, сообразительность. Развитие речи. На столе разложены разные игрушки. Дети сидят около стола. Один ребенок выходит из комнаты, а в это время дети делают перестановку игрушек. Вошедший должен рассказать, что изменилось, назвать передвинутую игрушку. Рассказать, из чего она сделана и что с ней произошло.
«Что общего»
(на занятии)
Закрепление знаний материала, из которого сделана игрушка. Развитие внимания, мышления, сообразительность. Развитие речи. Детям называются два объекта между которыми нужно провести сравнение по нескольким признакам.
«Как звучит слово?»
«Вспомним разные слова»
(на занятии по грамоте) Учить детей вслушиваться в звучание слов и четком произношении звуков в них; учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию Дети стоят в кругу. Каждый ребенок говорит любое слово рядом стоящему, как бы передать его, следующий говорит тоже одно слово, повернувшись к другому ребенку. Так по очереди все дети должны произнести по одному слову. Нельзя повторять названные слова. Воспитатель следит за тем, чтобы дети говорили слова четко, громко, чисто.
«Стоп! Палочка, остановись!»
(занятие, свободное время) Учить детей вслушиваться в звучание слов и четком произношении звуков в них; учить вслушиваться и самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию Дети – в кругу, воспитатель – в центре. Дети называют слова и передают палочку (мяч). О том, какие слова, играющие договариваются заранее. «О каком животном будем говорить?» (о котенке).
Затем воспитатель предлагает детям вспомнить и повторить все названные слова.
«Угадай, что мы задумали» (на занятии по развитию речи)
(свободная деятельность) Развитие связной речи, мышления, самостоятельности. Дети сидят на стульчиках. Когда ведущий выйдет, они загадывают предмет. Вернувшись, он должен назвать что загадали дети. В начале дети называют отдаленные признаки предметов. Если же ребенок затрудняется назвать, рассказывают об особенностях, присущих данному предмету.
«Добавление»
«Пропущенные слова»
(на занятии по грамоте и развитию речи) Развитие умения составлять простейшие фразы, обогащение словарного запаса. Воспитатель произносит предложения, а дети вставляют пропущенное слово. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала …»; «Кошка поймала в саду …» и т.д. В дальнейшем ребенок и взрослый могут поменяться ролями.
«Летает-не летает»
(свободная деятельность) Обогащение словарного запаса, развитие наблюдательности, внимания, формирование умения словесно оформлять результаты сравнения Основа игры – элементарные формы сравнения (по одному признаку), сопоставления, используя которые, можно придумать множество вариантов, например, «плавает – не плавает», «тянется – не растягивается». Игру можно проводить в движении поднимать руки ими ловить мяч.
«Что звучит вокруг нас?»
(на занятии)
свободное время Обогащение словарного запаса, развитие наблюдательности, внимания, формирование умения словесно оформлять результаты сравнения Воспитатель собирает вокруг себя детей и говорит: «Вы уже знаете, что слова звучат, потому что в них есть звуки, они разные». Воспитатель называет четко некоторые слова. Дети повторяют. Затем дети называют свои слова. Говоря их четко, громко, чтобы слышались все звуки».
«Где я был?»
(на занятии по развитию речи)
(свободное время: на прогулке) Образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных Воспитатель: «Отгадайте, где я была и видела медуз, морских коньков, акул» (на море).
А теперь вы загадайте мне загадки. Расскажите кого вы видели. Только надо говорить, кого вы видели много. Главное в игре – не отгадывание, а загадывание.
«Узнай по звуку»
(на занятии) Знать, что слово пианино не изменяется Дети закрывают глаза. На чем я играю? (на барабане). А сейчас? (на пианино). Послушайте, какое удивительное слово. Оно не изменяется.
«Мишка-музыкант»
(на занятии) Соотносить наименование музыкальных инструментов и музыкальных специальностей. Если играют на барабане, то барабанщик, если на пианино – пианист, (балалаечник и т.д.)
Месяц Название игры
Дидактическая задача Описание игры
«Кто найдет, пусть возьмет»
(свободное время, вторая половина дня) Закрепление знаний материала, из которого сделан предмет. Активизация словаря, связной речи. Детям предлагается разыскать в группе предметы, сделанные из дерева, пластмассы, полиэтилена и другого материала. Ребенок, нашедший предмет, встает на место, пока ведущий сосчитает до пяти.
Каждый называет предмет и придумывает о нем рассказ.
«Большой-маленький»
(на занятии, свободное время) Закрепление слов противоположного значения. Восприятие внимания, сообразительности. Дети сидят в кругу. Воспитатель бросает мяч и говорит: «Толстый». Поймавший мяч должен ответить противоположными словами – тонкий, большой – маленький и так далее.
«Чего не стало?»
(на занятии, свободное время) Активизация словаря. Упражнение в счете. Восприятие внимания, развитие памяти. Дети изучают расположение игрушек на столе, затем один из играющих выходит из комнаты. В его отсутствие со стола убирается какой-нибудь предмет. У вернувшегося в комнату спрашивают: «Какого предмета не стало?»
«Интересные слова»
(свободное время, на прогулке) Дать детям представление о многозначности слова. Воспитатель показывает детям авторучку и спрашивает «Что это?» - «Ручка», - отвечают дети. «Правильно, говорит воспитатель». «У меня рука, а у куклы рука маленькая. Как мы назовем ее?» - «Ручка», - говорят дети. Затем показывают сумку, и говорит, что у сумки тоже есть ручка (про дверь, кастрюлю, портфель, чашку).
Обратить внимание детей, что у многих предметов есть ручка, и все они разные. Предложить разобрать другие предметы (лук.)
«Что дальше?»
(свободная деятельность) Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня «Словесные игры в детском саду» (стр.45)
«Когда это бывает?»
(свободная деятельность) Уточнить и углубить знания детей о временах года «Словесные игры в детском саду» (стр.45)
«Добавь слово»
(на занятиях, свободная деятельность) Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве. «Словесные игры в детском саду» (стр.44)
«Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)
(на занятиях)
(совместная деятельность) Уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины. «Словесные игры в детском саду» (стр.46)
«Какое слово задумано?»
(на занятиях) Учить самостоятельно узнавать слова, в котором не хватает одного звука, последнего или первого Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: «Это …омашка». Дети повторяют правильно. Можно говорить без картинки.
«Какой звук потерялся»
(на занятиях) Учить самостоятельно узнавать слова, в котором не хватает одного звука, последнего или первого Читает воспитатель или стихотворение или текст и специально не проговаривает первый звук.
«Учите играя» Максаков, Тумакова (стр.54)
«Музей игрушек»
(совместная деятельность) Образовывать наименования действующего лица по роду деятельности. Дети по очереди изображают характерные движения игрушек. Остальные отгадывают, кого изобразил ребенок. Затем дети сами загадывают загадки друг другу и воспитателю.
«Отгадайте кличку»
(на занятиях)
(совместная деятельность) Придумывать образные слова, характеризующие игрушечными персонами. Предложить детям отгадать как зовут игрушки. «Как зовут лисенка?» (хитрый, хвост пушистый, рыжий) «Рыжик?» «Нет», «Огонек» и так далее.
«Что ты делаешь?»
(на занятиях)
(совместная деятельность) (на проидике) Активизировать употребление глаголов и глагольных форм, обозначающие профессиональные действия Ведущий назначен каждому работу: обед варить, печь хлеб, жать овес и так далее. Ведущий говорит: «Пеки хлеб, варите обед и т.д.» Дети: «Пеку хлеб, варю обед и т.д.»
«Это правда или нет?»
(совместная деятельность) Развитие слухового внимания Надо заметить смысловые неточности при чтении стихотворений или рассказов.
«Правильно ли говорит ваш ребенок» Максаков (стр.133)
Выучить с детьми стихотворения
(совместная деятельность) Учить детей читать выразительно (стр.134)
Месяц Название игры
Дидактическая задача Описание игры
Смотри картотеку
(на занятиях)
(свободная деятельность) Обучать детей описывать предмет, не глядя на него Смотри картотеку
«Магазин» Обучать детей описывать предмет, не глядя на него на занятиях
«Радио» Обучать детей описывать предмет, не глядя на него свободная деятельность
«Что это за птица» Обучать детей описывать предмет, не глядя на него на занятиях
«Да-нет» Обучать детей описывать предмет, не глядя на него свободная деятельность
«Кто больше» Обучать детей описывать предмет, не глядя на него свободная деятельность
«Охотник» Обучать детей описывать предмет, не глядя на него свободная деятельность
«Природа и человек» Обучать детей описывать предмет, не глядя на него на занятиях
«Испорченный телефон» Обучать детей описывать предмет, не глядя на него свободная деятельность
«Летает-не летает» Обучать детей описывать предмет, не глядя на него на занятиях
«Краски» Обучать детей описывать предмет, не глядя на него свободная деятельность
«И я» Обучать детей описывать предмет, не глядя на него свободная деятельность
«Наоборот» Обучать детей описывать предмет, не глядя на него на занятиях, свободная деятельность
«Скажи слово с нужным звуком» Развитие фонематического слуха, быстроту мышления Смотри картотеку
(на занятиях)
«Слово можно прохлопать»
(на занятиях)
(свободная деятельность) Закрепить представления о том, что слова есть длинные и короткие Воспитатель говорит, что узнать короткое или длинное слово можно по хлопкам. Один хлопок – короткое, несколько – длинное. Считать хлопки не надо – главное обратить внимание на длительность. Кто больше хлопает, тот и выиграл.
«Кто ушел вперед»
(на занятии, свободная деятельность) Закрепить представления о том, что слова есть длинные и короткие Так же, как и предыдущая, только измеряют шагами.
«Что получится»
(на занятии, свободная деятельность) Закрепить представления о том, что слова есть длинные и короткие Воспитатель говорит лис (короткое слово), дети (длинное) лисенок, лисица, лисице и т.д.
«Дети в семье»
(на занятиях) Развитие монологической речи. Дети рассказывают, как они живут в семье
«Ребята и зверята»
(на занятии, свободная деятельность) Развивать диалогическое общение, умение слушать, задавать вопросы Дети рассказывают о обитателях уголка природы (Кто ходит в кружок «Юный эколог»), о домашних животных, которые живет у них дома.
«Как животное помогают человеку» Развивать диалогическое общение, умение слушать, задавать вопросы (Беседа)
(на занятиях)