Статья по проблемам инклюзивного обучения в ДМШ


P.S. Данная статья была опубликована в сборнике Материалов II Международной научно –практической конференции (29-30 марта 2012 года) «Проблемы сопровождения детей и подростков с особыми образовательными потребностями: психолого – педагогический, социальный и медицинский аспекты»
И.В.Давыдова
(заместитель директора ДМШ по УВР)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛГОЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ПРИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ
В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье затронута проблема инклюзивного обучения детей с особыми образовательным потребностями в дополнительном образовании. В центре внимания – социально – психологический тренинг как одно из основных условий социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающий эффективность работы при инклюзивном (совместном) обучении в музыкальной школе.
This article upon the inclusive education of children with special educational needs in secondary education. In the center of attention –social – psychological training as a basic condition of social adaptation of children with disabilities, ensuring efficiency in the inclusive (joint) training at the music school.Проблема отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в истории рассматривалась всегда неоднозначно: начиная от физического уничтожения, изоляции таких детей от общества до необходимости включения их в общество и создания для них психологически безопасной среды.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных странах происходит в обычных школах, где предусмотрены все условия для естественного процесса обучения. Инклюзивное (совместное) обучение раскрывает содержание статьи 23 Конвенции о правах ребёнка, в которой сказано, что «неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества»
В России система инклюзивных школ недостаточно развита, это связано с тем, что лечение, воспитание и обучение такой категории детей осуществляется в специальных учебно – воспитательных учреждениях. При такой организации деятельности происходит сегрегация (отделение) детей с ОВЗ, при которой отмечается изолированность и недостаточность общения со сверстниками. С одной стороны, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья чувствует себя в таком обществе уверенно («ты такой же как и я»), с другой – он становится совершенно не готов к встрече с окружающим миром. Это связано со слабой социальной адаптацией в процессе воспитания и обучения, поскольку общество здоровых сверстников не готово принять и взаимодействовать с детьми с отклонениями в развитии. Поэтому необходимо реформирование и перепланирование образовательных учреждений таким образом, чтобы они отвечали потребностям всех детей без исключения. Следует отметить, что уже сейчас предпринимаются попытки создания условий для включения данной категории детей в среду сверстников, что позволяет им в дальнейшем успешно социализироваться в общество. Учитывая указанные особенности, обучение таких детей в России осуществляется в трёх формах: индивидуальное обучение, организация специализированных классов, а также обучение в массовых классах, т.е. инклюзивное. Это позволяет педагогам, ведущим индивидуальное обучение, а так же обучение в специализированных классах, уделять детям с ограниченными возможностями здоровья особое внимание. В отличие от инклюзивного обучения, где существую определённые проблемы, совместное обучение создаёт преподавателям дополнительные трудности в работе: во-первых, инклюзивное обучение создаёт преподавателям дополнительные трудности в работе, во-вторых, сложно добиться определённого и быстрого результата, в-третьих, необходимых методических разработок поданной проблеме очень мало, или они практически отсутствуют.
Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет развивать их коммуникативные навыки в общение со сверстниками, и адаптацию к будущей самостоятельной жизни в обществе. Совместное обучение благоприятно воздействует на детей, не имеющих отклонения в развитии, так как приходится воспринимать «непохожих на себя детей» как равноправных членов общества, при этом формируется гуманное отношение к детям, и к их семьям, что значительно повышает возможности всех детей адаптироваться в социуме.
Ключевым моментом совершенствования современной системы образования России является положение о том, что в образовательных учреждениях должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребёнка [1].
В связи с этим была проведена работа по организации инклюзивного обучения на базе МБОУ ДОД Детская музыкальная школа г. Кирово – Чепецка. Основной целью работы явились разработка и апробация программы социально – психологического тренинга, направленной на адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья и включения их в учебный процесс в учреждении дополнительного образования. В Типовом положении ДМШ впервые в городе предусмотрена возможность организации учебных групп инклюзивной направленности, в которых могут получать музыкальное образование здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья. Работа включала следующие этапы:
осуществить анализ психолого – педагогической литературы, раскрывающей особенности адаптации детей с ОВЗ;
экспериментально изучить особенности социальной адаптации детей;
разработать и апробировать программу социально – психологического тренинга, направленную на адаптацию детей с ОВЗ;
проанализировать эффективность экспериментальной программы на основе изучения динамики адаптации детей с ОВЗ.
В связи с поставленной целью и этапами нашей работы на базе ДМШ города Кирово – Чепецка была создана группа по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, с которыми проводились корректирующие занятия по программе социально – психологического тренинга.
Методологической основой нашей работы стали идеи и концепции следующих авторов: Н.А. Голикова (педагогика оздоровления), А.А. Дубровского (лечебная педагогика), Л.П. Боровой (классификация инвалидности), концепция о компенсаторных возможностях аномального ребёнка через его социализацию (Л.С. Выготский); теория психического развития в раннем детстве (А.В. Запорожец, С.Я. Рубинштейн); теория социального развития в пространстве – времени Детства (Д.И. Фельдштейн); концепция эволюции отношения общества к лицам с отклонениями в развитии (Н.Н. Млофеев); концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (Международная научно – практическая конференция, Киров, 2011 год).
Теоретической основой послужили: психолого – педагогическая теория деятельности (П.Я.Гальперин, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконин); теория музыкального обучения и воспитания (О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский); культурно – историческая концепция (Л.С. Выготский), музыкально – педагогическая концепция (К. Орф).
Теоретическая значимость заключается в разработке и теоретическом обосновании коррекционных программ творческого развития и обучения музыкальному творчеству детей с ОВЗ. Практическая значимость заключается в том, что данные, полученные в ходе проведения занятий, могут быть использованы в практике психологов системы общего и дополнительного образования, социальной защиты; а также в разработке развивающих образовательных программ для данной категории детей и подготовке методического обеспечения.
Коррекционно – обучающая программа способствовала включению в инклюзивное (совместное) обучение детей с ОВЗ и удовлетворению их социальных потребностей. Как отмечал Л.С. Выготский, обязательное условие развития таких детей – это полноценное личностное общение с ними[2]. Конечный результат программы тренинга предполагал максимальное открытие ребёнку мира, помощь в освоении его и понимании происходящего в этом мире, а так же помощь в выборе интересующей сферы занятий и социализации в ней. Задачами социально – психологического тренинга, использованного в инклюзивном обучении, стали:
раскрыть внутренний потенциал детей с ОВЗ;
помочь детям с ОВЗ преодолеть неуверенность в себе, страх;
адаптировать детей и включить их в активную творческую жизнь.
Анализ апробированной программы позволил увидеть результаты нашей работы. На рисунке мы видим, что динамика распределения амбвивалентных выборов детей полюсов эмоциональных блоков по методике О.А. Ореховой «Домики» до и после корректирующих занятий тренинга во всех категориях имеют положительную тенденцию.

Показатели амбивалентности эмоциональных выборов эмоциональных блоков детей с ограниченными возможностями здоровья до и после проведения корректирующих занятий.
Результаты сравнительного анализа средних показателей высших социальных эмоций детей с ограниченными возможностями здоровья до и после корректирующих занятий по методике О.А. Ореховой «Домики» (n=15)
Сфера высших социальных эмоций До формирующего эксперимента После формирующего эксперимента Достоверность
Р<
Радость 3,8+0,2 5,1+0,7 0,022*
Горе 4+0,5 2,7+0,7 0,05*
Доброта 4,2+0,6 4,9+0,2 0,024*
Злоба 3,6+0,2 2,8+0,2 0,022*
Восхищение 3,1+0,3 5,6+0,4 0,022*
Скука 5,1+0,4 4+0,1 0,020*
Примечание: достоверность различий по критерию Вилкоксона, p достоверно при p<0,05*
На основании данных таблицы становится очевидным, что после проведения корректирующей программы занятий тренинга произошли положительные изменения в показателях эмоциональной сферы (позитивные и негативные эмоции, а также категории «ценных» эмоций) детей с ОВЗ. Анализ рангового критерия по методу Вилкоксона по данной методике показал, что по признакам эмоциональной сферы p – критерий достоверен. Этого удалось достичь благодаря эффективности программы корректирующих занятий тренинга детей с ограниченными возможностями здоровья в музыкальной школе.
Таким образом, программа коррекционных занятий показала, что тренинг социально – психологической адаптации детей с ОВЗ методами арт- технологий обеспечивает такой категории детей возможность включения их в инклюзивное (совместное) обучение, и является веским аргументом для рассмотрения социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в городском социуме как специализированного вида социальной практики, требующей поиска собой модели для её реализации. На наш взгляд, повышение социального статуса детей с ограниченными возможностями здоровья в сообществе возможно лишь при условии согласованного соразвития (коэволюции) ребёнка и самого социума. Для этого необходимо:
изменение существующей практики принятия детей с ограниченными возможностями здоровья;
активизация имеющихся в социуме адаптационных возможностей;
воспитание подрастающего поколения в духе уважения уникальности и ценности человеческой индивидуальности.
В условиях музыкальной школы такая работа должна проводиться не только с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но и со здоровыми детьми. Необходимо, чтобы дети с ОВЗ ощущали себя равноправными участниками процесса социализации. Только в том случае это позволит им чувствовать себя ценными личностями для общества и людей и даст им возможность внести свой вклад в его развитие. Это отражает точку зрения Л.С. Выготского, который сказал, что «все процессы сверхкомпенсации направлены на завоевание социальной позиции. Именно в коллективной жизни, коллективности его поведения содержится материал, необходимый для социализации личности [3].
Примечания
Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Выготский Л.С. Собр.соч.: в 6 т. Т.5. Основы дефектологии/ под ред. Т.А. Власовой М., 1983.
Там же.