Урок физики в 8 классе «Последовательное и параллельное соединение проводников»


Конспект урока в 8 классе( Апробация учебника «Физика 8» авторы Л.С.Хижнякова и А.А.Синявина)
Тема: Последовательное и параллельное соединение проводников
Цель: Создать условия для активной познавательной деятельности учащихся, содействовать развитию у школьников умения использовать научные методы познания в изучении нового материала.
Задачи: 1.Углубить и дополнить знания об электрических величинах I,U,R, исследовать их, зависимость от вида соединения проводников. Систематизировать эти знания.
2.Совершенствовать интеллектуальные умения: наблюдать, сравнивать, размышлять , планировать свою деятельность, применять знания в новой ситуации, делать выводы по результатам лабораторных работ, эксперимента. Развивать практические навыки- вычерчивания эл. схем, собирать эл. цепи; производить измерения; умения работать с учебником, выделять главное.
3.Воспитывать: интерес к предмету, технике и позитивное отношение к учебе, научное мировоззрение; взаимопомощь, умение общаться.
Оборудование: Видеодвойка, В/ф «Электрический ток»; графопроектор с кодограммами, портреты: А.М. Ампер, А. Вольта, Г. Ом. Лотки с оборудованием на каждый стол. Демонстрационный эксперимент «Последовательное и параллельное соединение»
Ход урока: 1. Орг момент
2.Актуализация знаний
3.Изучение н.м.
4.Задание на дом
5. Закрепление
6.Подведение итогов. Рефлексия.
На доске слова: «Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай сделать мне, и я пойму»
Сократ
Здравствуйте ребята!
Сегодня на уроке нам необходимо углубить и дополнить знания об электрических величинах, но каким методом? Обратите внимание на слова древнегреческого философа Сократа.
Какую строку вы выберите ?Я так и думала. « Дай сделать мне, и я пойму». И мы выберем этот путь исследования, используя метод научного познания. Назовите этапы познания.
Факты – Гипотеза – Эксперимент – Теория – Эксперимент- Практика.
Мы изучаем электрический ток, величины, которые характеризуют его действия. Но порой незнание, пренебрежение законами физики, к действиям электрического тока, ведет к трагедиям.
Сгорел дом престарелых, 25 человек сгорели заживо – кто-то оставил без присмотра включенные электроприборы, кого –то убило током, об этом часто сообщают СМИ.
От чего может резко увеличиться сила тока? Почему загорается электропроводка? Все это- мы будем изучать и эти знания, умения, которые вы добудите сегодня и на других уроках, очень важны для того, чтобы сохранить здоровье, а порою и жизнь, не только свою, но и близких.
Какие же электрические величины, вы знаете? (ответы).
1.Игровой момент «Физическая лихорадка»- I,U.
2.Поднимаю карточку - R (охарактеризовать по плану «Физическая величина»)
3.Какой закон связывает эти величины?
4.Значение этого закона.
5.Кодограмы (работа со схемами).
Дем.экспер.№1 по схемам на кодограмме (рассуждения)
1)
Почему в 1-ом случае звонок перестал звенеть, если
лампочка перегорала(вывернуть), а во 2-ом случае этого не
произошло?
Работа с таблицей «Елочная гирлянда и квартирная проводка»



2)Дем.экспер.№2

Изменится ли накал лампы, если резисторы
подключить, как показано на схемах?


Почему действия проявляют себя по- разному? (ответы- от вида соединения)
Cоединение проводников
Последовательное I=U/R R1 R1 Параллельное
(поочередно) R1 R2 R2 (вход в одной точке ,
выход в другой)
Чему равны I, U,R?
1)Вы выполняли Л.Р №4 и №5, откройте их, 2) Подумайте.
прочитайте выводы, которые вы делали и 1.Если взять провод длиной 1м,разрезать
закончите фразы: пополам и скрутить: увеличится, уменьшится или
При последовательном соединении: останется неизменным сопротивление такого
1)сила тока в любых частях эл.цепи…… проводника?
I=I1 =I2 Каким будет ток, напряжение?
2) полное напряжение в эл.цепи равно….. ( ученики-«заряды» показывают: огибают стол)
Учащиеся предлагают:
U=U1+U2 Г –сила тока равна сумме токов
3) общее сопротивление равно…… -напряжение на всех участках одинаковое
R=R1+R2 - сопротивление уменьшается(увеличивается)
Откройте стр.156 и проверьте себя. Э составьте план проверки гипотезы
Доказать 2-й вывод на основе закона учащиеся предлагают, записывают:
сохранения энергии ( найдите стр.112) 1Начертить схему цепи.
Физминутка: 1.Поднимите руки, опустите. 2.Собрать эл. цепь
Возьмитесь за руки- вот и последовательная 3.Снять показания амперметра и вольтметра
цепь. Поднимите руки, когда вы вместе вот 4.Сравнить результаты
так то ваши возможности увеличиваются. 5.Сделать выводы
Отпустите.
(а теперь переходим к параллельному Соединению,2-я колонка) Учащиеся вычерчивают схему(сверяют с
кодограммой)
и по плану выполняют работу.




I1= I2= I= ( На доске все записи и схемы)
U1= U2= U=
Т Учащиеся в результате самостоятельной работы пришли к выводу
I=I1+I2 U=U1+U2 А что будет с сопротивлением провода? Найдите в тексте стр.115. R=R1/n.
Так что же произойдет с сопротивлением провода, если его разрезать и скрутить.?Проверьте результаты по видеофильму «Сила тока и напряжение при параллельном соединении». Выводы.
Так как, теория без практики мертва, мы применим полученные знания к решению задач.
ПУстно решить.(Кодограмма)
U=6B 2) R1=2Oм
R1=2Oм R2=2Oм
R2=2Ом U=6B
Найти: R,I Найти: R, I
Открыть решение на кодограмме, проверить. Следующий урок-урок закрепления знаний в решении задач, будем рассчитывать эл.величины.
Дома: § 43, 44. Упр.№1,2,3 стр.160. Теоретическое исследование-стр.159, ( для желающих)Итак, подведем итоги урока. Для этого мысленно вернемся к началу урока и вспомним каждый этап урока. Посмотрите записи в тетради, на доске.Какие знания вы получили , что научились делать?(ответы). Поставьте себе оценку. (условный сигнал). Как работали все?(условный сигнал).Учитель отмечает работу учащихся, отдельных ребят за их успехи.Сегодня на уроке мы учились наблюдать, сравнивать, размышлять, планировать свою деятельность, применять знания в новой ситуации, делать выводы по результатам лабораторных работ, эксперимента. Развивали умения собирать эл.цепи, производить измерения, работать с учебником. Эти знания и умения вам пригодятся в жизни.
На уроке мы общались, помогали друг другу. Взявшись за руки, вы почувствовали тепло друг друга, пусть чувство товарищества, школьной дружбы будет с вами всю жизнь.
Спасибо за урок!