ПРОГРАММА курса для реализации в 7-8м классе в системе допрофильного модульного обучения «Физиология растений»


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза И.В. Королькова»
Рассмотрено и согласовано на заседании
предметного методического объединения
« »_____________200_г. Протокол №____
Рассмотрено и согласовано на заседании ГКП
« »_____________200_г. Протокол №____
Рассмотрено и согласовано на заседании научно –
методического совета
« »_____________200_г. Протокол №____
Утверждаю
Директор образовательного Учреждения
_________________________
« » ________200_. Приказ №

(печать, подпись)
ПРОГРАММА
курса для реализации в 7-8м классе
в системе допрофильного модульного обучения
«Физиология растений»
(16 часов)
Разработала
Ю.А. Бухарова,
учитель биологии,
первой категории.
Салехард, 2014г
Пояснительная записка
Предлагаемая программа имеет биологическую направленность и предназначена для реализации в системе допрофильного модульного обучения 7-8 классов, предусматривает целенаправленное формирование общих биологических основ теоретических знаний и практических навыков в области физиологии растений.
У учащихся формируются основные знания по постановке эксперимента, основанного на наблюдениях, фиксировании данных, обобщении полученных результатов, умении делать выводы. На теоретическую часть отведено 30 % занятий, чем на практику (70 %), так как главная задача курса — научить учащихся проводить исследования, наблюдения, выполнять лабораторные работы, оформлять результаты практических работ. Учащийся, участвующий в выполнении практических работ, имеет возможность реализовать свои способности.
Курс предполагает рассмотрение вопросов, связанных с работой ботаника, эколога, растениевода, и помогает планировать свою дальнейшую профессиональную деятельность.
Курс «Физиология растений» рассматривает механизмы физиологических процессов, протекающих в растительном организме, и позволяет получить ответы на очень многие вопросы, связанные с глобальной ролью растений в биосфере, практическим значением растений для человека, удивительным многообразием мира растений. Процессы жизнедеятельности растительного организма рассматриваются в их взаимосвязи и зависимости от факторов внешней среды, что позволяет увидеть удивительную сложность и целесообразность структурной и функциональной организации растений.
Актуальность курса связана с необходимостью воспитания у учащихся осознанного понимания своей ответственности за сохранение природных экосистем нашей страны, повышения их продуктивности. Исходя из первостепенного значения растений в любой экосистеме, становится очевидным необходимость понимания того, как растение живет, адаптируется к факторам среды, от чего зависит его продуктивность и что необходимо предпринять для сохранения и приумножения растительных ресурсов в экосистемах любого масштаба. На эти и другие подобные вопросы отвечают материалы предлагаемого курса.
В программе рассматриваются современные представления о сущности обмена веществ, энергии, роста, развития, размножения растений, их адаптации к факторам внешней среды с целью формирования у учащихся понимания механизмов функционирования растительного организма как целостной системы.
Физиология растений, как наука, интегрирует в себе достижения многих смежных наук: химии, физики, молекулярной биологии, генетики, цитологии и т. д. В связи с этим данный курс весьма значим для формирования у учащихся целостного научного представления об организации живой природы, взаимосвязи ее компонентов, а также адекватности своего поведения в окружающем мире.
Физиология растений является экспериментальной наукой, что дает широкие возможности учащимся научиться самостоятельно получать ответы на интересующие их вопросы о жизни растения. Программа предусматривает возможность проведения лабораторных занятий практически по всем разделам курса. При всей информативности этих занятий они не требуют сложного оборудования и могут быть весьма полезны при организации исследовательской работы с учащимися.
Цель курсаФормирование знаний о функциях растительного организма, значимости каждой из них для организма в целом, взаимной связи функций и их зависимости от внешних и внутренних факторов. Развитие умений исследовать изучаемые функции у разных растительных организмов.
Задачи курсаФормирование интереса к сущности процессов жизнедеятельности растительного организма как основного элемента биосферы.
Информация о современных достижениях в исследованиях функциональной организации растений, метаболических возможностях, приемах управления продукционным процессом, использовании растений в биотехнологии.
Основные требования к знаниям и умениямКонцепция программы состоит в том, что
- программа предусматривает интегративное осмысление теоретических знаний и практических навыков, учащихся по курсам биологии, экологии;
способствует целенаправленному формированию навыков ЗОЖ, помогает профессионально определиться.
Учащиеся должны знать:
■ сущность процессов жизнедеятельности растительного организма как важнейшего элемента биосферы;
взаимосвязь различных функций растения как целостной системы;
основные механизмы адаптации растений к условиям среды и возможности управления продукционным процессом растений.
Учащиеся должны уметь:
проводить наблюдения и эксперименты с использованием растений;
представлять результаты наблюдений и экспериментов в виде наглядных таблиц, схем и делать выводы на основе полученных результатов;
участвовать в дискуссиях по проблемам курса;
использовать полученные знания и навыки в практической деятельности.
Методическое и техническое обеспечение курса:таблицы, рисунки, схемы, фотоматериалы;
компьютерное сопровождение программы;
материалы и оборудование для проведения лабораторных занятий.
Цели:
Создать учащимся условия для формирования новых биолого-экологических компетенций, утвердиться и сделать обоснованный выбор своей профессии.
Формирование интеллектуальных и практических умений в области биологии;
Развитие интереса к окружающему миру;
Развивать умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
Воспитание способностей, умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.Задачи курса:
Формировать интерес к исследовательской деятельности в области физиологии растений и экологии.
Освоить методы практического исследования;
Углубить диапазон теоретических знаний и практических навыков в области физиологии растений и экологии.
Научиться понимать сложную систему взаимосвязей между человеком и живой природой.
Создание условия для развития умений: подбирать, анализировать и систематизировать информацию, грамотно организовывать свою деятельность, принимать решения и выдвигать гипотезы, анализировать полученные результаты.
В качестве основного образовательного результата выступает:
Сформированная система базовых ценностей «человек», "природа", «здоровье».
Осмысление и усвоение биологических знаний на уровне концепций, фактов, понятий, теорий и законов.
Умение оперировать этими понятиями для исследовательского освоения действительности.
Учебно-наглядные пособия:
- Комплекты таблиц по анатомии и физиологии, микробиологии
- Модели объектов живой природы,
- Карты-схемы биологических процессов,
- Листы-конспекты занятий.
Материально-техническое оснащение:
Микроскопы
Микропрепараты
Мультимедиа
Видеоматериалы
Механизмы оценки работы учащихся по данному курсу:
- Для теоретической части: знает понятия, умеет оперировать материалом - «зачет». Оценивает учитель.
- Для практической части: оценивается умение давать аргументированную самооценку своей работе
- По данному курсу учащиеся составляют личностно значимые проекты.
Примерные темы проектов:
"Приборы для изучения растений"
"Микроскопическое строение различных растений"
"Фото и видеосъемка различных природных объектов"
Календарно – тематическое планирование
Тема (раздел)
Теория
(часы) Практика
(часы) Формы
самостоятельной
деятельности
Введение в курс. 1 Выбор темы проекта
Физиология растительной клетки 1 1 подбор литературы
Фотосинтез 1 1 Составление плана работы по проекту
Дыхание растений 1 1 Консультирование с преподавателем о ходе работы над проектом
Вода в жизни растений 2 Консультирование с преподавателем о ходе работы над проектом
Минеральное питание 1 1 Устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды 1 1 Рост и развитие растений 1 Использование культуры тканей и клеток в биотехнологии 1 Итоговое занятие 1 Защита проектов.
Итого: 7 9 Защита проектов
Содержание программы
Введение (1 ч)
Растительный организм — открытая динамическая система. Физиология растений — наука о свойствах и функциях растительного организма как целостной системы на всех уровнях организации: субклеточном, клеточном, организменном, биоценотическом. Взаимообусловленность структурной и функциональной организации растений в условиях постоянного взаимодействия с факторами внешней среды.
47
Значение интеграции и регуляции физиологических процессов в течение жизни растения; приспособления растений к окружающим условиям. Физиологические основы продуктивности растений. Задачи физиологии растений и связь с другими науками.
Физиология растительной клетки (2 ч)Клетка как основная структурная и функциональная единица растительного организма. Современные методы исследования клетки. Специфические особенности структурной организации растительной клетки (наличие пластид, вакуолей и жесткой растительной стенки). Строение клеточной стенки, ее химический состав и основные функции.
Проведение работ на выбор:
№ 1. Явление плазмолиза и деплазмолиза. № 2. Влияние ионов калия и кальция на вязкость цитоплазмы. № 3. Определение осмотического давления клеточного сока плазмолитическим методом. Фотосинтез (2 ч)Современные представления о фотосинтезе как физиологической функции, составляющей основу биоэнергетики Роль фотосинтеза в формировании и эволюции биосферы. Масштабы фотосинтетической деятельности в биосфере в прошлом и настоящем.
Открытие фотосинтеза и история развития представлений о механизме фотосинтеза. Значение работ К А Тимирязева.
Фотосинтез и урожай. Пути повышения интенсивности и продуктивности фотосинтеза.
Проведение работ на выбор
№ 1. Разделение пигментов методом бумажной хромотографии.
№ 2. Оптические свойства хлорофилла.
№ 3. Обнаружение фотосинтеза методом крахмальных проб.Дыхание растений (2 ч)Значение дыхания в жизни растительного организма. Связь дыхания с процессом фотосинтеза. Глюкоза как основной субстрат дыхания у растений.
№ 1. Дыхание прорастающих семян.Вода в жизни растений (2 ч)Функции воды в растительной клетке. Осмотический механизм поступления в клетку.
Роль растений в круговороте воды в биосфере.
Лабораторные работы
№ 1. Зависимость набухания семян от характера запасных веществ.
№ 2. Определение интенсивности транспирации по уменьшению массы срезанных листьев.Минеральное питание (2 ч)Элементный состав растений: макро- и микроэлементы.
Выращивание растений без почвы. Питательные смеси. Физиологические основы применения удобрений.
Лабораторные работы
№ 1. Обнаружение нитратов в растении.
№ 2. Выращивание растений в водной культуре на полной питательной смеси и с исключением отдельных элементов.Рост и развитие растений (1 ч)Рост и развитие — наиболее сложные процессы в жизнедеятельности растений, тесно связанные с питанием, водным режимом, транспортом веществ, фотосинтезом, дыханием
Устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды (3 ч)Понятия «стресс», «адаптация», «устойчивость». Актуальность проблемы устойчивости растений для сельского хозяйства нашей страны.
Лабораторные Работы
№ 1. Защитное действие Сахаров на цитоплазму при
замораживании.
Использование культуры тканей и клеток растений в биотехнологии (1 ч)Клеточная, генная инженерия. Современные достижения в биотехнологии растении.
Итоговое занятие (1 час). Защита проектов
Учебно-тематический план
№ блока Название блока Содержание блока Форма работы Виды деятельности на уроке Контроль
1. Введение. Введение в курс. Как изучается природа и ее объекты. Что такое биологический эксперимент и правила его постановки. Почему человеческий фактор является основным, в настоящее время губительно действующим на все живое на Земле? Данный блок преподается в виде проблемной лекции, также предполагаются задания по работе с дополнительной литературой для подготовки к совместному обсуждению проблем на семинаре.
Обсуждение проблемных вопросов на основе лекции и самостоятельной работы Доклады
2. Физиология растительной клетки Клетка как основная структурная и функциональная единица растительного организма. Современные методы исследования клетки. Специфические особенности структурной организации растительной клетки (наличие пластид, вакуолей и жесткой растительной стенки). Строение клеточной стенки, ее химический состав и основные функции. Данный блок предполагает теоретические и практические задания.
К рассмотрению теоретических заданий учащиеся готовятся заранее, используя групповую и индивидуальную работу.
Практические задания предполагают групповую работу по алгоритму
-Выявление проблемы.
-Определение цели и путей ее достижения.
-Мотивация
-На основе полученных теоретических знаний планирование работы в группе.
-Составление графика работы, консультирование с преподавателем.
-Вынесение своих работ на общее обсуждение.
Проведение работ на выбор:
№ 1. Явление плазмолиза и деплазмолиза. № 2. Влияние ионов калия и кальция на вязкость цитоплазмы. № 3. Определение осмотического давления клеточного сока плазмолитическим методом.
Защита проектных работ по итогам выполнения практической части блока
3. Фотосинтез Современные представления о фотосинтезе как физиологической функции, составляющей основу биоэнергетики Роль фотосинтеза в формировании и эволюции биосферы. Масштабы фотосинтетической деятельности в биосфере в прошлом и настоящем.
Открытие фотосинтеза и история развития представлений о механизме фотосинтеза. Значение работ К А Тимирязева.
Фотосинтез и урожай. Пути повышения интенсивности и продуктивности фотосинтеза.
Формы работы – практические: на основе рассмотренных вопросов учащимся предлагаются практические работы Проведение работ на выбор
№ 1. Разделение пигментов методом бумажной хромотографии.
№ 2. Оптические свойства хлорофилла.
№ 3. Обнаружение фотосинтеза методом крахмальных проб.
Защита проектных работ по итогам выполнения практической части блока
4. Дыхание растений (2 ч)
Значение дыхания в жизни растительного организма. Связь дыхания с процессом фотосинтеза. Глюкоза как основной субстрат дыхания у растений. Данный блок преподается в виде проблемной лекции, также занятия по работе с дополнительной литературой для подготовки к совместному обсуждению проблем на семинаре, выполнение практических работ
Изучение состава воздуха при дыхании и фотосинтезе у растений при помощи мобильной лаборатории
№ 1. Дыхание прорастающих семян Защита проектных работ по итогам выполнения практической части блока
Вода в жизни растений Функции воды в растительной клетке. Осмотический механизм поступления в клетку.
Роль растений в круговороте воды в биосфере.
Данный блок предполагает выполнение практических работ
Лабораторные работы
№ 1. Зависимость набухания семян от характера запасных веществ.
№ 2. Определение интенсивности транспирации по уменьшению массы срезанных листьев.
Защита лабораторных работ по итогам выполнения практической части блока
Минеральное питание Элементный состав растений: макро- и микроэлементы.
Выращивание растений без почвы. Питательные смеси. Физиологические основы применения удобрений.
Формы работы – практические: на основе рассмотренных вопросов учащимся предлагаются практические работы Лабораторные работы
№ 1. Обнаружение нитратов в растении.
№ 2. Выращивание растений в водной культуре на полной питательной смеси и с исключением отдельных элементов.
Рост и развитие растений (1 ч)
Рост и развитие — наиболее сложные процессы в жизнедеятельности растений, тесно связанные с питанием, водным режимом, транспортом веществ, фотосинтезом, дыханием
Проблемная лекция Формулирование проблемных вопросов Обсуждение проблемных вопросов
Устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды Понятия «стресс», «адаптация», «устойчивость». Актуальность проблемы устойчивости растений для сельского хозяйства нашей страны.
Формы работы – практические: на основе рассмотренных вопросов учащимся предлагаются практические работы Лабораторные Работы
№ 1. Защитное действие Сахаров на цитоплазму при
замораживании.
Формы представления результатов работы
Использование культуры тканей и клеток растений в биотехнологии Клеточная, генная инженерия. Современные достижения в биотехнологии растении.
Проблемная лекция Формулирование проблемных вопросов Обсуждение проблемных вопросов
5. Итоговое занятие Защита проектов Защита проектных работ по итогам выполнения практической части блока
Рекомендуемая литератураЛитература для учителя
Васильева Е. Н. и др. Эксперимент по физиологии растений в средней школе. — М.: Просвещение, 1978.
Гэлстон А., Дэвис М., Сэттер Р. Жизнь зеленого растения. — М.: Мир, 1983.
Егорова Т. А., Клунова С. М., Живухина Е. А. Основы биотехнологии. — М.: Академия, 2003.
Кузнецов В. В., Дмитриева Г. А. Физиология растений. — М.: Высшая школа, 2005.
Медведев С. С. Физиология растений. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004.
Полевой В. В. Физиология растений. — М.: Высшая школа, 1989.
Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т. 1-2. -М.: Мир, 1990.
Физиология растений/под ред. И. П. Ермакова. — М.: Академия, 2005.
Якушкина Н. А. Физиология растений. — М.: Просвещение, 1993.
Литература для учащихся
Артамонов В. И. Занимательная физиология растений. — М.: Агропромиздат, 1991.
Виленский Е. Р., Бойко В. В. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1984.
Райнботе X. Тайна растений. — М.: Знание, 1979.
Скулачев В. Рассказы о биоэнергетике. — М.: Молодая гвардия, 1982.
Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. — М.: Дрофа, 2003.
Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Растения. Грибы. Лишайники. — М.: Дрофа, 2005