Занимательная математика (обязательное занятие по выбору с пояснительной запиской) 3 класс


Принята Утверждена
На заседании предметного директором ГБС(К)ОУ школы-интерната №17
методического объединения г. о. Самара
(Протокол №___от________) (Приказ от___________ № ____)
Проверена
заместителем директора
____________А.В. Патокина(дата_________)
Рабочая программа
педагогического работника
высшей категории
Савельевой Светланы Александровны
«Занимательная математика»
(обязательное занятие по выбору)
основной общеобразовательной школы
на 2015/2016 учебный год


г. о. Самара
Пояснительная записка
Данная программа разработана для учащихся 3 класса.
Направленность программы «Занимательная математика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – обязательное занятие по выбору; по времени реализации – годичной.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Программа разработана с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 45минут.
Цель и задачи программы
Цель:Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
повышение математической культуры ученика;
воспитание настойчивости, инициативы;
развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе
Принципы программы:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты.
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач
оформление математических газет
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
проектная деятельность
самостоятельная работа
работа в парах, в группах
творческие работы
экскурсия
Основные требования к уровню математической подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Основной программный материал курса математики в начальных классах
Учащиеся должны уметь:
Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
Выпуск математических газет

Календарно – тематическое планирование
«Занимательная математика»
обязательное занятие по выбору
3 класс
№ п/п
Тема занятия Кол-во час Виды
деятельности 1 Что дала математика людям? Зачем её изучать? 1 решение задач и ребусов
2 Старинные системы записи чисел. 1 решение задач и ребусов
3 Иероглифическая система древних египтян. 1 решение задач и ребусов
4 Римские цифры. 1 решение задач и ребусов
5 Как читать римские цифры? 1 решение задач и ребусов
6 Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы. 1 составление математических ребусов, конкурс на лучший математический ребус
7 Пифагор и его школа. 1 работа с информацией презентации, викторина
8 Бесконечный ряд загадок. 1 конкурс на лучшую загадку
9 Архимед. 1 работа с информацией, презентации
10 Умножение. 1 решение задач и ребусов
11 Конкурс знатоков. 1 решение нестандартных заданий
12 Деление. 1 решение задач и ребусов
13 Делится или не делится. 1 решение задач и ребусов
14 Решение логических задач. 1 схематическое изображение задач
15 Проектная деятельность «Газета любознательных» 1 конкурс на лучшую математическую газету
16 Математический КВН. 1 работа в группах
17 Старинные меры длины. 1 работа с информацией, презентации
18 Задачи – смекалки. 1 решение задач и ребусов в парах
19 Решение олимпиадных задач. 1 решение заданий повышенной трудности
20 Экскурсия в компьютерный класс. 1 экскурсия, конкурс рисунков
21 Компьютерные математические игры. 1 решение задач и ребусов
22 Время. Часы. 1 работа с информацией, презентации
23 Математические фокусы. 1 решение задач и ребусов
24 Интеллектуальный марафон. 1 работа в группах
25 Открытие нуля. 1 исследовательская работа «Почему так?»
26 Решение задач и ребусов. Международный конкурс «Кенгуру». 1 решение нестандартных заданий
27 Денежные знаки. 1 работа с информацией, презентации
28 Решение задач повышенной трудности. 1 схематическое изображение задач
29 КВН «Царица наук». 1 работа в группах
30 Задачи с многовариантными решениями. 1 решение заданий повышенной трудности
31 Решение задач повышенной трудности 1 решение заданий повышенной трудности
32 Игра «Смекай, решай, отгадывай». 1 работа в группах
33 Час занимательной математики. 1 работа в группах
34 Круглый стол «Подведём итоги».1 кол-я работа по составлению отчета
Всего: 34 часа Список литературы
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2000г
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
М К «Кенгуру» -2015-2016 . Задачи, решения, итоги.