Программа курса по выбору «Занимательная информатика»

Программа курса по выбору
«Занимательная информатика»
для 2- 4 классов
Автор программы: Долгорукова Татьяна Фёдоровна - учитель информатики «МАОУ СОШ№8 с углубленным изучением технологического профиля» Республика Саха (Якутия) г.Мирный


Пояснительная записка
В современном мире компьютерная грамотность является одной из отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом информационном обществе.
Задачей обучения информатике является умение внедрять и использовать новые передовые информационные технологии.
Программа курса состоит из 3-х ступеней, плавно продолжающих друг друга. Дети начинают заниматься в кружке со 2 класса и, занимаясь 3 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах.
Программа курса состоит из часов:
2 класс «Юный художник» (34 ч)
3 класс «Учимся печатать» (34 ч)
4 класс «Мастер презентации» (34 ч)
Одной из важнейших задач курса информатики является формирование мышления и творческих способностей учащихся. Целесообразно начинать изучать информатику в младших классах.
Занятия кружка проходят с использованием следующих форм:
Демонстрационная – учащиеся наблюдают за работой учителя на компьютере
Фронтальная – работа учащихся под руководством учителя
Самостоятельная – учитель осуществляет индивидуальный контроль за работой учащихся
Творческий проект – учащиеся выполняют работу в микрогруппах в продолжение нескольких занятий
Курс решает следующие задачи:
умение использовать компьютерную грамотность в практической деятельности;
формирование мышления и творческих способностей;
умение использовать компьютер тогда, когда его использование эффективно.
Программное обеспечение: MS Word, Excel, Power Point, Paint

Тематическое планирование
2 класс «Юный художник» (34 ч)

Введение
При помощи графического редактора можно создать на компьютерном экране разнообразные композиции и выполнить с ними различные виды работ.
Целью программы является привитие навыков работы с компьютерной графикой, осознание связей и взаимодействие искусства с окружающей жизнью.
Задачи программы:
развитие мышления и творческого воображения;
эстетическое воспитание учащихся;
привитие любви к искусству.
Содержание курса
Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером (1 ч)
Компьютер и его устройство. Программы. (2 ч)
Графический редактор Paint. Составление рисунков на заданные темы (31 ч)

3 класс «Учимся печатать»

Введение
В современном мире необходимо владеть компьютерной грамотностью, умением печатать тексты, редактировать их.
Цели программы: развивать умение набирать тексты различной сложности на компьютере, а также редактировать, составлять рисунки, похвальные листы, грамоты.
Задачи программы:
развитие навыков работы с текстом;
развитие мотивации к совершенствованию письменной речи младших школьников;
развитие умения применять полученные знания в своей жизни
Содержание курса
Правила поведения и техники безопасности при работе с компьютером (1 ч)
Компьютер и его устройства (2 ч)
Текстовые редакторы Word и Excel (31 ч)
4 класс «Мастер презентации»
Введение
В современном мире требуется умение свободно общаться, отстаивать свою точку зрения.
Этому учит презентация. Она позволяет школьникам, работая с большими объемами информации, отстаивать свои мысли, защищать свои проекты.
Целью программы является привитие навыков работы на компьютере, использование полученных знаний (создание презентаций) на других предметах.
Задачи программы:
изучение принципов работы при создании презентаций;
формирование работы в сети Internet;
развитие памяти, внимания, образного мышления, творческого воображения.
Содержание курса
Правила поведения и техники безопасности при работе с компьютерном кабинете (1 ч)
Редактор Power Point (32 ч)

Требования к уровню подготовки.
После изучения курса учащиеся должны
знать:
правила поведения при работе с компьютером;
приемы работы в редакторах Paint, Word, Excel, Power Point;
основы работы в сети Internet.
уметь:
составлять рисунки с применением функций графического редактора;
составлять презентации;
работать в редакторах Paint, Word, Excel, Power Point

Тематическое планирование «Юный художник»
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата проведения

1.
Правила техники безопасности.
1


2-3.
Компьютер в жизни человека. Знакомство с компьютером. Программы.
2


4.
Знакомство с графическим редактором Paint.
1


5-8.
Работа в программе Paint.
4


9-11.
Функция раскрашивания при помощи графического редактора.
3


12-13.
Графический редактор Paint. Раскрашивание готовых образцов рисунков.
2


14-17.
Графический редактор Paint.(Линии, орнамент, цвет)
4


18-21.
Проект. (Создание проектов на тему: «Времена года», «Моя семья», «Моя школа», «Моя страна»)
4


22-24.
Копирование. Составление рисунков.
3


25-26.
Шрифт. Виды шрифтов.
2


27-29.
Проект. Книжная графика.(поздравительная открытка, обложка книги, календарь)
3


30-31.
Проект. Театральная графика (образец театрального занавеса, эскизы головных уборов и костюмов)
2


32-34
Декоративное рисование. Повторение и закрепление пройденного материала.
3



Тематическое планирование «Учимся печатать»
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата проведения

1.
Правила техники безопасности.
1


2-3.
Компьютер в жизни человека. Знакомство с компьютером. Программы.
2


4-5.
Знакомство с текстовым редактором Word.
2


6-7.
Работа в программе Word. Работа с клавиатурным тренажером.
2


8.
Меню «Файл», меню «Главная» Редактирование текста.
1


9-11.
Набор текста.
3


12-14.
Меню «Вставка». Создание поздравительной и пригласительной открытки.
3


15-17.
Оформление реферата, меню «Ссылки»
3


18-21.
Знакомство с табличным редактором Excel.
4


22-24.
Меню «Файл», меню «Главная» Редактирование таблицы.
3


25-26.
Создание таблицы
2


27-29.
Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. И комбинированных документов
3


30-34
Творческий проект. Оформление брошюры.
5



Тематическое планирование «Мастер презентации»
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата проведения

1.
Правила техники безопасности.
1


2-3.
Компьютер в жизни человека. Знакомство с компьютером. Программы.
2


4-5.
Знакомство с графическим редактором Power Point.
2


6-7.
Работа в программе Power Point.
2


8.
Правила составления презентации.
1


9-11.
Творческий проект «Я»
3


12-14.
Возможности программы Power Point (добавление картинок, арт текстов).
3


15-17.
Творческий проект «Моя семья»
3


18-21.
Возможности программы Power Point (добавление эффектов анимации).
4


22-24.
Творческий проект «Мой город»
3


25-26.
Презентации с вложениями. Гиперссылки.
2


27-29.
Использование сети Internet с целью поиска информации для составления презентации.
3


30-34
Творческий проект «Моя страна».
5




Перечень учебно- методического обеспечения:
Операционная системе MS Windows 2007
Графический редактор MS Paint
Текстовый редактор MS Word 2007
Табличный редактор MS Excel 2007
Редактор Power Point 2010

Список литературы:
Горвиц Ю. Развивающие игровые программы для дошкольников. Информатика и образование. № 4, 1990.
Дуванов А., Зайдельман Я, Первин Ю., Гольцман М. Роботландия – курс информатики для младших школьников. Информатика и образование. № 5, 1989.
Духнякова В.Л., Мылова И.Б. Информатика в младших классах. – Л.: Институт усовершенствования учителей, 1992.
Ершов А.П., Звенигородский Г.А. Информатика. Информатика и образование. № 3, 1987.
Русакова О.А. Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с учениками начальной школы. Информатика (приложение к газете «Первое сентября»). №№31, 32.
Яковлева Е.И., Сопрунов С.Ф. Проекты по информатике в начальной школе. Информатика и образование. № 7, 1998.
Агафонова И.Н. Учимся думать. Сборник занимательных логических задач, тестов и упражнений. Учебное пособие. – СПб: МиМ – Экспресс, 1996.
Фурсина О.В. Развивать фантазию, творческие способности. Математика и конструирование. Начальная школа. № 6, 1995.
Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников. Учебное пособие. – Москва: ВЛАДОС, 1996.








Учитель информатики МАОУ СОШ№8, г. Мирный – Долгорукова Т.Ф.



15