Программа курса по выбору «Культура общения»

Программа
курса по выбору «Культура общения»
учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Иж-Бобьинской средней общеобразовательной школы имени Братьев Буби
Агрызского муниципального района Республики Татарстан
ХИСМАТУЛЛИНОЙ АЛСУ ФААТОВНЫ
9 класс

Количество занятий - 12.

Пояснительная записка

В поведении и общении с другими людьми проявляется внутренний мир человека. Высокая культура поведения собеседника свидетельствует, как правило, о его богатом и красивом внутреннем мире.
У каждого народа существуют свои нормы и представления о правилах этикета и правилах общения. Хороший тон нигде так наглядно не проявляется, как в речи. Речь говорящего – его интеллект и культура.
Культура речи – это «живое», образное слово. В нем имеют значение три составные: кто говорит, что говорит и как говорит. Никакая другая способность, которой может обладать человек, не дает ему такого авторитета и возможности с такой быстротой сделать карьеру, как умение хорошо говорить.
Однако произнести речь – искусство немалое. Оно требует от оратора мобилизации мышления, памяти, богатого словарного запаса, всей духовной сферы, психологической устойчивости.
Цель данного курса – сформировать представление о том, что такое культура речи, культура поведения, культура общения, в том числе и делового.
Основные предполагаемые знания учащихся:
- история делового общения;
- правила общения;
- деловой этикет и его виды;
- этикет общения в компьютерном классе;
- нормы устной речи;
- основные виды эмоционального воздействия на слушателя.
Основные предполагаемые умения учащихся:
- правильное приветствие собеседника и обращение к нему;
- ведение беседы, разговора по телефону;
- оформление деловых бумаг;
- подготовка к переговорам, к выступлению, проведение делового совещания;
- работа в компьютерных сетях;
- правильное произношение слов, постановка ударения, избегание в своей речи грубых просторечий, диалектных слов, жаргонизмов.
Новизна курса: программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, позволяет совершенствовать знания, умения и навыки по культуре речи.
Планируемый результат: программа призвана способствовать развитию личной самоидентификации и гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству.

Предполагается выполнение итоговой работы учащимися в виде реферата и защита его перед разновозрастной аудиторией.



Литература.

Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. «Деловое письмо». К., 2005.
Гойхман О. Речевая коммуникация. М.,2005.
Кукшин В.С. Новые технологии. Деловой этикет. М., Ростов-на-Дону, «МарТ», 2005.
Купина Н.А., Михайлова О.А. Основы стилистики и культуры речи. М., «Флинта», «Наука», 2004.
Максименко О. Энциклопедия этикета. М., 2004.
Ожегов С., Шведова Т. «Толковый словарь русского языка». М., 2004.
Розенталь Д.Э. «Словарь трудностей русского языка». М., «Айрис-пресс», 2005.
Розенталь Д.Э. «Справочник по русскому языку. Правописание. Произношение. Литературное редактирование». М., «Айрис-пресс», 2005.
Розенталь Д.Э. «Управление в русском языке. Словарь-справочник». М., «Книга», 1986.
Сизанов А. Психологические игры». Минск, 2004.
Орфоэпический словарь русского языка. С.п., 2005.
Фразеологический словарь русского языка. С.п., 2005.

Содержание курса

Содержание
Количество часов

Введение. Этикет и правила общения.
1

Деловые бумаги.
1

Подготовка к переговорам.
1

Проведение делового совещания.
1

Подготовка к выступлению.
1

Этикет работы в компьютерных сетях.
1

Юмор в речевом этикете.
1

Словарный запас.
1

Нормы устной речи.
1

Образ в слове.
1

Русский глагол.
1

Зачет.
1

Всего
12



Учебно-тематический план курса по выбору «Культура общения».


Тема урока
Тип урока
Цели урока
Наглядный материал. Использованный источник.
Методы обученияФормы
организации
учебной деятельности
Вопросы
к изучаемой
теме
Повторяемый материал
Виды самостоятельной работы
Планируемые ЗУН
Домашнее задание

1
Введение. Этикет и правила общения.
Лекция
с элементами беседы
1.Углубить и систематизировать имеющиеся у учащихся представления об этикете.
2.Познакомить с разновидностями этикета.
3.Помочь учащимся понять необходимость следованию правилам этикета.
О.Максименко
«Энциклопедия этикета». М., 2004.
Таблица с формулами речевого этикета.
Тест «Умеешь ли ты общаться?»
Тест «Ваш стиль общения» (О.Гойхман. Речевая коммуника-ция. М.,2005, стр. 203).
Объяснительно-иллюстративный
Исторические корни делового общения. Дипломатический, придворный, воинский, деловой повседневный этикеты. Речевой этикет.
Правила поведения в общественных местах, на улице и отдыхе, в транспорте.
Запись основных понятий во время лекции.
Знать определение этикета. Уметь различать направления этикета. Владеть навыками правильного приветствия, обращения, извинения, ведения беседы и разговора по телефону.
Подготовить для работы в группах задания с ситуациями по разным направлениям этикета.

2
Деловые бумаги
Урок-практи-кум
1.Обучить правилам работы с деловыми бумагами.
2.Научить оформлять некоторые виды деловых бумаг.
Образцы деловых бумаг.

Г.Ахбарова,
Т.Скиргайло. «Деловое письмо». К., 2005.
Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Бланк. Визитная карточка. Деловое письмо. Личное письмо. Благодарственное письмо. Поздравительное письмо. Письмо с выражением соболезнования. Телеграмма Факс и электронная почта.
Заявление. Акт. Протокол собрания.
Заполнение бланков, оформление деловых бумаг.
Знать принципы оформления деловых бумаг. Уметь оформлять визитные карточки, письма, телеграмму; пользоваться факсом и электронной почтой.
1 гр.- составить визитную карточку своей фирмы.
2 гр.- написать благодарственное письмо отличившемуся сотруднику.
3 гр.- составить поздравительную открытку в связи с юбилеем.

3
Подготовка к переговорам
Семинар
1.Познакомить с правилами подготовки деловых встреч и совещаний.
2.Научить элементам ведения переговоров.
«Энциклопе-дия этикета» под ред О.Максимен-ко. М.. 2004
Исследовательский, эвристический
Этапы изложения позиции. Стратегия ведения переговоров. Тактические приемы.
Основные правила общения.
Выступления учащихся. Конспектирование сообщений выступающих.
Знать основные этапы подготовки к деловым встречам, совещаниям, переговорам.

1 гр.- разработать общие правила поведения на переговорах.
2 гр.- подготовить помещение к переговорам.

4
Проведение делового совещания
Деловая игра
Учить проведению делового совещания.


«Энциклопедия этикета» под ред. О.Максименко М., 2004.

Г.Ахбарова, Т.Скиргайло «Деловое письмо». К., 2005.
Аналитико-синтетический
Стиль проведения деловых встреч. Правила проведения делового совещания. Повестка дня. Письменный протокол.
Подготовка к переговорам.
Распределение ролей. Проведение игры на заданную тему.
Уметь вести переговоры, совещания, деловые встречи, соблюдая основные правила.
Подготовить сообщение «Каким правилам должен следовать выступа-ющий?»

5
Подготовка
к выступлению
Практикум.
Учить этапам подготовки к выступлению

Образцы готовых рефератов.
Исследовательский, эвристический
Тема выступления. Главные мысли речи. Логика и последовательность изложения. Аргументы. Запись собственного видения. План речи.
Текст. Тема. Основная мысль. План. Рассуждение.
Составление тезисного плана. Составление выступления на заданную тему (работа в группах).
Знать основные этапы подготовки к выступлению.
Уметь выделять главное в материале лекции.
Написать реферат на одну из предложенных тем (к уроку №12)

6
Этикет работы в компью-терных сетях
Лекция с элемен-тами беседы. Практикум.
Учить составлять деловые бумаги с помощью компьютера
«Энциклопедия этикета» под ред. О.МаксименкоМ., 2004.

Г.Ахбарова, Т.Скиргайло «Деловое письмо». К., 2005.
Объяс-нитель-но-иллюст-ратив-ный
Автономный компьютер в учебном классе. Компьютер в локальной сети. Компьютер в сети Интернет. ВВВ (WWW – word wide web) – всемирная паутина
Деловые бумаги. Деловое письмо. Электронная почта.
Составление деловых бумаг в программах Microsoft Office Word, Excel
Знать принципы работы автономного компьютера и компьютера в локальной сети, всемирной паутины. Уметь пользоваться Интернет-сайтом и факсом.

Написать ответ на вопрос «Имеет ли силу юмор в общении?»

7
Юмор в речевом этикете.
Беседа.
Показать роль юмора в общении.

Письменные работы учащихся.
Тест «Как у вас с чувством юмора?» (А.Сизанов. Психологические игры». Минск, 2004.
Эвристический
Сила юмора. Юмор как компромисс. Чувство юмора как проявление таланта.
Юмор в художественной литературе. Отличие юмора от иронии и сатиры.
Придумывание и разыгрывание ситуаций.
Уметь использовать элементы юмора в своем лексиконе.
Повторить о словарном составе русского языка.

8
Словарный запас.
Беседа. Практикум
Помочь понять роль использования возможностей русского словарного состава

Фразеологический словарь русского языка. Словарь иностранных языков.
Исследовательский
Крылатые слова. Пословицы и поговорки. Иностранные слова.

Лексико-логия. Фразеологизмы. Профес-сиона-лизмы.
Объяснение значений и применение в своей речи народной мудрости. Замена в предложениях иноязычных слов исконно русскими.
Знать пословицы, поговорки, крылатые слова, их значения. Уметь использовать в своей речи синонимов крылатых слов.
Повторить о требованиях к речи.

9
Нормы устной речи
Практикум
Учить следовать нормам устной речи.
Зеркало. «Словарь трудностей русского языка», «Справочник по русскому языку», словарь-справочник «Управление в русском языке» под ред.
Д.Розенталя,
«Орфоэпический словарь русского языка». С.п., 2005.
Исследовательский
Построение фраз. Произношение слов. Повторяемость слова в фразе.
Прямой порядок слов в предложении. Инверсия
Составление памятки с помощью справочного материала. Работа над дикцией.
Уметь правильно строить фразы, находить дополнительный материал.
Подготовить сообщение на тему «Роль эмоций в общении».

10
Образ в слове.
Лекция с элементами беседы.
1.Показать роль эмоций в общении.
2.Учить контролировать свои чувства и управлять ими во время беседы.
«Справочник по русскому языку» под ред. Д.Розенталя
Объяснительно-иллюстративный
Эмоция и образ в действии. Эмоция в слове. Логика в слове. Жесты.
Образ. Чувство.

Решение задач и упражнений.
Психологические упражнения на регулирование своим самочувствием.
Знать классификацию эмоций.
Уметь применять невербальные средства общения.
Сочинить и записать в тетрадь сказку «Ваше величество Глагол».

11
Русский глагол
Практикум
Показать роль глаголов в речи. Учить правильному употреблению глаголов в речи.
«Толковый словарь русского языка» под ред. С.Ожегова.
Словарь-справочник «Управление в русском языке» Д.Э. Розенталя.
Исследовательский
Глагол и речь.
Роль глагола в тексте.
Глагол как часть речи.

Работа с текстом.
Уметь правильно употреблять глаголы в речи.
Подготовиться к защите реферата.

12
Итоговое занятие. Зачет.
Практикум.
Проверить умение учащихся выступать перед аудиторией.

Контрольно-обобщающий. Защита рефератов.


Публичное выступление перед учащимися и учителями.
Уметь вести себя перед публикой, защищать выполненную работу перед аудиторией.








15