Конспект занятия по программе «Формирование здорового образа жизни в школе» для учащихся 5-х классов. «Главные ценности».

Занятие по программе «Формирование здорового образа жизни в школе» для учащихся 5х классов. «Главные ценности».

Задачи урока:
1.Дать знания о здоровье, о трёх её составляющих: физическое, психическое, духовное здоровье.
2.Содействовать в ходе урока причиннообусловленности объектов и явлений, формированию ценностей здорового образа жизни, самооценки.
3.Способствовать навыков рефлексии и общения.
Форма проведения – общеклассная.
Оборудование – листы А-4, цветные карандаши, мягкий мяч для блиц - опроса, мультимедийный проектор.

Ход урока:
I. Оргмомент. Подготовка к эффективному восприятию.
У нас сегодня будет необычный урок, урок на котором мы не ставим оценок. Мы поговорим с Вами о главных ценностях.
На каждом уроке есть правила и у нас будут свои правила, которые необходимо соблюдать:
правило конфиденциальности (высказанная личная информация остается в кругу);
правило «Стоп» (возможность отказаться от участия в упражнении, если на то есть причины; и возможность ведущего остановить тренинг, если нарушаются его правила);
вежливости и доброжелательности по отношению друг к другу;
правило «микрофона» («поднятой руки», регламентирующее общение в кругу – говорит только один участник – остальные его слушают);
правило «Я - высказываний» (участники и ведущий говорят только от своего лица, не от лица группы или мирового сообщества);
правило безоценочности (запрет на оценку личности участников, оценивать можно только их мнения и суждения).
Вопрос. Какие ценности Вы знаете и что на Ваш взгляд наиболее важно для человека?
Слайд № 1: деньги, карьера, работа, учеба, семья, любовь, дружба, здоровье.
Вот и сегодня мы поговорим об одной из важнейших ценностей – о здоровье.
Вопрос. Что же такое здоровье? (3-4 ответа).
Слайд № 2: понятие здоровья, пословицы, поговорки о здоровье.








II. Изложение нового материала
Учитель рассказывает историю о спасении десятков людей, упавших в троллейбусе с моста в Ереванское озеро, многократным рекордсменом по подводному плаванию Шаваршем Карапетяном.
Волей случая как раз на месте происшествия оказался, может быть, единственный человек, который был готов помочь попавшим в беду людям. Он бросил на ходу тренировочный костюм, прыгнул в воду. Ему пришлось нырнуть на десятиметровую глубину, выдавить стекло и вытащить одного за другим перепуганных людей. Один раз он вынырнул с троллейбусным сиденьем, ведь действовать приходилось в темноте, на ощупьОн получил множество травм: порезал себе ноги, плечи, живот. Двадцать человек он спас. Силы его были на исходе, чтобы нырнуть, приходилось брать тяжёлый камень. В конце концов, он ещё раз нырнул, чтобы привязать к троллейбусу трос подъёмного крана. После этого Шаварш тяжело заболел - воспаление лёгких, заражение крови. Но всё же он выжил. И не только потому, что у него было хорошее физическое здоровье. По- настоящему сильные люди сильны и психически, и духовно.
Обсудите с детьми, почему он так поступил, почему Шаварш Карапетян бал уверен в своих силах, почему он не только не только спас других, но и выжил сам.
Найдите в этой истории «три составляющих здоровья».
Карапетян обладал здоровьем:
физическим - годы тренировок, закалка, здоровый образ жизни;
духовным – любовь к людям, сострадание, осознание ценности жизни;
психическим – уверенность в своих силах, собранность в критических ситуациях, умение владеть своими чувствами, мобилизовать волю, способность преодолевать страх, усталость и даже серьёзную болезнь.
Слайд № 3: схема



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Задание: Работа в группах. Придумать название рассказу.
Вопрос: От чего зависит наше здоровье?
Проводится блиц – опрос с применением мяча.
Учитель бросает мягкий мяч любому ученику. Он должен его поймать и ответить на вопрос, мяч возвращается к учителю, игра повторяется снова. Если нет возможности играть с мячом, тогда проводится опрос учащихся.
Возможные ответы учеников: от настроения, от аппетита; от неудач; от физической закалки и т.д.
Наше здоровье зависит ещё и от нашего умения управлять своим телом, владеть своими эмоциями, от того, насколько мы осознаём ценность своего здоровья.


III. Проверка степени понимания.
Каждому человеку необходимо осознавать здоровье как важное и очень ценное качество, благодаря которому люди живут долгие годы, не болеют.
Вопрос № 1. Что даёт человеку хорошее здоровье? Что оно позволяет сделать человеку в жизни?
Дети отвечают и приводят примеры.
Комментарий. Хорошее здоровье позволяет не только достичь в жизни того, чего хочет человек на самом деле: получить образование, профессию, создать семью, вырастить детей, добиться успеха, но и постоянно получать удовольствие от самой жизни, радоваться ей, несмотря на возможные трудности.
Вопрос № 2. Как ведут себя люди, которые не ценят своё здоровье, не уважают своё тело? Как выглядит такой человек?
Дети отвечают и приводят примеры.
Комментарий. Некоторые люди не ценят своё здоровье и теряют его, если ведут нездоровый образ жизни: мало двигаются, курят, принимают алкоголь, активно не отдыхают, не занимаются спортом, много времени проводят за телевизором.
Вопрос № 3. Кто из вас занимается спортом? (поднимите руки).
Вопрос № 4. Как можно укрепить своё здоровье?
Дети отвечают и приводят примеры.
Комментарий. Вести активный образ жизни, соблюдать режим питания и сна, заниматься спортом, иметь позитивное настроение.
Вопрос № 4. Какие способы вы знаете, чтобы снять усталость?
Дети отвечают и приводят примеры.
Комментарий. Лечь спать, послушать любимую музыку, поговорить с другом, принять душ и др.
ФИЗМИНУТКА.
Раз – руки вверх махнули
И при том вздохнули.
Два - три нагнулись, Пол достали.
А четыре – прямо встали.
Пять - шесть – тихо сесть.
Упражнение «Посидите так, как сидит»
Инструкция.
«Мы хорошо поработали, а теперь постараемся отдохнуть. Удобнее устраивайтесь на стульях, хорошо? А теперь посидите так, как сидели бы: король; судья; жираф; маленькая мышка; бабочка; лев; кошечка; принцесса на горошине; старая бабушка; курица на насесте; и наконец, вы - в удобном положении!».














V. Закрепление знаний. (инструктаж к индивидуальной практической работе).
Сегодня вы узнали о своих внутренних ресурсах здоровья, душевного и физического благополучия. Теперь вы знаете, что в трудные минуты можно найти помощь в самом себе.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (портрет здорового человека).
Направлено на актуализацию ценностей здорового образа жизни, сильных черт личности и повышение самооценки.
«Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите своё имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все достойные качества здоровья или те качества, к которым вы стремитесь, всё хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше. Это будет наглядная картина того, благодаря чему вы заслуживаете уважения в своих глазах и глазах других».

Подведение итогов. Рефлексия.
Давайте подытожим, чему мы научились на занятии. Сегодня на занятии мы увидели, что каждый из нас обладает достаточным запасом внутренних ресурсов, чтобы добиться быть крепким и здоровым. Постарайтесь не забывать об этом и тогда вам по плечу и любая задача, так как здоровье-это наше богатство, наша главная ценность. Вы согласны со мной?
Комментарий. Учащиеся встают в круг, держась за руки.
1.Когда вам было трудно?
2.Когда вам было легко?
3.Какое настроение сейчас?
Каждый участник делится своими впечатлениями от занятия.