Доклад «Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни”.


Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Доклад
«Формирование ценности здоровья
и здорового образа жизни”.

Выполнила
воспитатель
Югина Светлана Анатольевна.


КАЛИНИНО
2012 г.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Психологи-практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. На фоне сложных экономических условий нашего времени особенно остро стоит проблема здоровья. Именно поэтому надо учить своих воспитанников осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за состояние своего здоровья. Актуальность выбранной мною темы заключается в общепризнанном факте того, что здоровье является базовой потребностью человека, а здоровье человека определяет именно образ жизни. В коррекционной школе-интернате VIII вида учатся дети с клиническим диагнозом «олигофрения» и со многими сопутствующими нарушениями здоровья. Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающими миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и отсутствие вредных привычек. Считаю, что результатом работы с детьми-олигофренами является осознание ими положительного влияния соблюдения правил личной и общественной гигиены, значения занятия спортом для творческих и жизненных успехов человека, осознание опасности вредных привычек для жизни и здоровья. Целью деятельности педагога является обеспечение воспитаннику устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, развитие поведенческих навыков и ответственного отношения к собственному здоровью и его сохранению. Задачи: способствовать развитию у детей умения определять своё состояние здоровья через эмоционально-физические ощущения; пробуждать у детей интерес к физиологии организма и взаимосвязи основных функций некоторых систем, таких, как пищеварение, дыхание, опорно-двигательный аппарат, зрение и т.д.; способствовать развитию представлений о том, что полезно и вредно для организма; создавать условия развития осознанного отношения к своему поведению и деятельности в аспекте здорового образа жизни, устойчивости здоровых поведенческих навыков и некоторых способов самопомощи, самокоррекции и самосовершенствования.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, вера в свои силы и возможности и духовная жизнь в целом. Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Программа Г. К. Зайцевой «Уроки здоровья», Е. А. Стребелевой и Е. А. Еюкановой «Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений», образовательная программа «Знай свое тело», разработанная американским фондом здоровья, методическое руководство «Познай себя» М. Л. Лазарева и др. Формирование здорового образа жизни - это целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребенка в системе его отношений со своим внутренним миром, с природой и обществом. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов.
Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье:
“Здоровье необходимо. Это базис счастья…
Добыть здоровье проще, чем счастье.
Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю…
Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.
Здоровье состоит из нескольких компонентов:
Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.
Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
В нравственном плане – честен, самокритичен,
В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Сам термин “здоровье” рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова).
В последнее время часто упоминается и социальное благополучие, потому что перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Ребенок-это барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Как никогда, остается актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего детства.
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Таким образом, все используемые на уроке учителем технологии, педагогические приемы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье учащихся.
Задачи школы и каждого учителя, воспитателя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков. Для этого совершенно недостаточно теоретических знаний, получаемых учениками в рамках школьной программы. Основная цель работы учителя и воспитателя в данном направлении - воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Сложность решения всех поставленных задач состоит в том, у умственно отсталых детей стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной сферы, возникшее вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций. Нарушение отражения и регуляции поведения и деятельности выражается в нарушении познавательных процессов. Страдают эмоционально - волевая сфера, моторика, личность в целом. Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Они неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Общение детей с нормально развивающимися сверстниками затруднено: их не принимают в игру, так как они не умеют играть. Они становятся отверженными в среде сверстников и вынуждены играть с детьми, которые намного младше их. С семи - восьми лет дети с ограниченными возможностями здоровья поступают в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучаются по специальным программам. К моменту выпуска из школы большинство юношей и девушек по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи, имеют детей. Основными направлениями воспитательной работы являются:
• изучение состояния здоровья учащихся;
• приобщение к здоровому образу жизни;
• развитие двигательных способностей;
• расширение кругозора;
• воспитание культуры общения, формирование нравственных и волевых качеств;
• организация физкультурно-оздоровительных и лечебно - профилактических мероприятий.
Изучение состояния здоровья учащихся состоит в тесном контакте с работой медицинской службы. При поступлении ребенка в школу нужно изучать его медицинскую карту, где отражены физические и психические параметры его здоровья. И на протяжении всего нахождения ребенка в школе нужно вести работу по выполнению рекомендаций врачей. Также нужно проводить родительские собрания, а так же индивидуальные беседы с родителями о привитии детям навыков здорового образа жизни. Совместно с социальным педагогом регулярно посещать семьи своих воспитанников с целью обследования их жилищно-бытовых условий. Организовать с детьми разнообразные занятия: беседы, дидактические игры, оздоровительные минутки, творческие и деловые игры, игры-инсценировки, комплекс упражнений, общение с природой, что способствует расширению кругозора, воспитанию культуры общения, формированию нравственных и волевых качеств. Работа воспитателя включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья. С младшего школьного возраста нужно учить детей любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с самим собой и миром, будет действительно здоров. Беседы, которые проводят воспитатели со своими воспитанниками, включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений. На занятиях воспитанники получают знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретают навыки самосовершенствования. Учитывая низкий уровень физического развития у данного контингента учащихся, нужно уделять большое внимание воспитанию потребности в физических упражнениях, освоению отдельных физкультурно-оздоровительных технологий, формированию ответственности за свое здоровье, отработке санитарно-гигиенических навыков до автоматизма и особое внимание - употреблению психоактивных веществ. Развитием двигательных способностей детей нужно заниматься с момента поступления учащихся в школу. Например, проведение утренней зарядки; во время самоподготовок и бесед - физкультминуток; подвижных игр во время прогулок; спортивных часов; дней здоровья и др. На занятиях по подразделу «Питание и здоровье» учить детей правилам хорошего тона, формированию и закреплению принципов здорового питания, учить сервировать стол. В оздоровительные минутки нужно включать выполнение комплекса физических упражнений и упражнения на релаксацию, что позволяет дать определенные знания и сформировать умения и навыки, необходимые каждому воспитаннику для укрепления своего здоровья, снятия усталости, обретения спокойствия. Акцент нужно делать на то, чтобы создать условия для формирования переноса усвоенного навыка и связанного с ним представления из учебно-воспитательной ситуации в повседневную жизнь. Методику работы строить в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Каждое занятие должно содержать познавательный материал, соответствующий возрастным и психофизическим особенностям детей с нарушением интеллекта, и сочетаться с практическими заданиями (тренингами, оздоровительными минутками и пр.), необходимыми для развития навыка ребенка. В начальных классах содержание занятий желательно наполнять игровыми и сказочными сюжетами, персонажами. Введение игры в занятие позволит сохранить специфику младшего школьного возраста. В старших классах акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий. В конечном итоге все занятия приносят детям радость, чувство удовлетворения, понимания значимости изучения данного направления. Невозможно воспитать ребенка без личного примера. Только личный пример рождает в детях с нарушением интеллекта искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добром отношении к другим и в то же время быть сердитым, раздраженным, нельзя говорить о правильном питании и в то же время вскакивать из-за стола, есть стоя. Нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов и в то же время употреблять их самому в пищу. Нельзя говорить о пользе занятия спортом, а самому избегать этого. Поэтому педагогам коррекционной школы нужно быть примером своим детям, чтобы они усвоили знания и навыки здорового образа жизни.
Литература:
1. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие/Л. Н. Блинова. - М: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.
2. Варламова С. И. Здоровье наших учеников/С. И. Варламова //Начальная школа. - 2003. - № 2.
3. Верхлин В. Н. Формирование основ физкультурной деятельности / В. Н. Верхлин, Е. А. Шуктаева // Начальная школа.- 2002.-№ 4.
4. Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: методическое пособие / В. В. Гладкая. - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2003.
5. Горбунова Л. А. Использование фольклорных материалов при снятии умственного напряжения в процессе обучения младших школьников / Л. А. Горбунова // Начальная школа. - 2001. - № 2.
6. Девяткова Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида / Т. А. Девяткова, Л. Л. Кочетова, А. Г. Петрикова и др. - М.: Владос, 2003.
7. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология». - М., 2001.
8. Екжанова Е. А. Раздел «Здоровье» в программе коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР / Е. А. Екжанова Е. А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. -№5.
9. Екжанова Е. А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 4.
10. Зыкова Т. С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида / Т. С. Зыкова, Э. Н. Хотеева. - М: Владос, 2003.
11. Карпунина О. И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.
12. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева, Е.А. Стребелева. -М.: Владос, 1998.
13. Новая модель обучения вспециальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: новые учебные программы и методические материалы / под ред. А. М. Щербаковой. В 2 кн. - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.
14. Обухова Л. А. Уроки здоровья / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина // Начальная школа. - 2002. - № 6.
15. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника/С. Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1979.
16. Свирко В. П. Физическая культура: не только в школе, но и дома / В. П. Свирко // Начальная школа. - 2001. - № 7.
17. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки / под ред. Г. А. Халемского. - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.
18. Хватова Н. В. Урок здоровья / Н. В. Хватова, Л. Е. Зерниченко // Начальная школа. -1998. - № 10.
19. Чаркова Ф. В. Азбука здоровья / Ф. В. Чаркова // Начальная школа. -2001. -№ 7.
20. Шаповалова Л. А. Факультатив «Полезные привычки» / Л. А. Шаповалова // Начальная школе. - 2003. № 1
21. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: пособие для учителя / С. Г. Шевченко. - М.: Владос; - 1999.
22. Шемелева Н. В. Для профилактики нарушения осанки / Н. В. Шемелева // Начальная школа. - 2001. - № 7