Авторская дополнительная общеобразовательная программа по литературе « Наши юные таланты. Проба пера»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №42 г. Курска»
ОБСУЖДЕНА
на заседании методического совета
от « _27__» августа 2014 г. протокол №1
Председатель методического совета
________ М.Г. Разинькова

ПРИНЯТАрешением педагогического совета
от «28» августа 2014 г. протокол № 1
Председатель педагогического совета
____________ Л.Б.Грызлова
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 42»
от «01» сентября 2014г. № 90/15
Директор школы______ Н.А. Ковтонюк
СОГЛАСОВАНА
МКУ «Научно-методический центр г. Курска»
Методист /Мандрук И.В./
« ___» __________ 2014 г.
 Авторская
дополнительная общеобразовательная программа
по литературе
« Наши юные таланты.
Проба пера»
                                                         Составители: Будякова Е.Н.
 Сергеева Л.С.
                                        
2014 учебный год
Пояснительная   записка
Нормативно – правовое обеспечение
 *Закон Российской Федерации «Об образовании»
*Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
*Федеральный закон РФ  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 
*Конвенция о правах ребенка
*Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
*Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования
*Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
*Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы
В современной системе образования одним из приоритетных направлений становится работа с одаренными и талантливыми детьми. На уровне МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 42 г. Курска» разработана программа «Одаренные дети», цель которого – выявление и поддержка одаренных детей, развитие их интересов и способностей, содействие их самореализации, и в перспективе, формированию их как будущих высококвалифицированных специалистов. Для  всестороннего   развития  личности   ребёнка   недостаточно  участия   только  в  учебной   деятельности,   необходимо   дать  возможность   раскрыться   и  тому  творческому  потенциалу ребёнка,  который не может в  полной  мере     проявиться  в  процессе  обучения. Ребенок настроен на познание мира. Именно это внутреннее стремление через создание собственных произведений помогает ребенку реализовать свои возможности. Данный проект позволит литературно   одарённым   детям   приобрести    возможность   заниматься   тем,   что  им  нравится,   и  вместе   с  этим   не   отдаляться  от  своих  сверстников,   не   оставаться   в  стороне   от  всего  того,   что  волнует   молодое   поколение.
          Литературное творчество  оказывает   огромное   влияние   на   формирование   духовного   облика   и   нравственных   ориентиров   людей.   Ему принадлежит   ведущее   место   в   эмоциональном,   интеллектуальном   и  эстетическом   развитии   личности,     в   формировании   миропонимания    и   национального   сознания. Именно творчество   эстетически    оценивает  мир,   выражая   богатство   и  многообразие   жизни   в  художественных   образах.   Оно   обладает   огромной   силой   воздействия.   Поэтому  и   необходимо   совершенствовать   и  развивать   литературные   способности   одарённых    детей.   Объединение   учащихся   в   творческие   группы   будет   способствовать   решению   проблемы   занятости   детей   в   свободное   от  учёбы  время,   организации   их   полноценного  досуга.
  На сегодняшний день одной из функций МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 42 г. Курска» является выявление детских способностей, создание условий для их развития, помощь в формировании таланта учащегося, отслеживание и оказание разносторонней поддержки одаренным детям. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
В рамках данной программы в течение нескольких лет в данной школе действует проект «Наши юные таланты. Проба пера». Работа с одаренными детьми в образовательном учреждении ведется давно. Это и проведение школьного этапа предметных олимпиад, и конференции проектно-исследовательских работ для учащихся основной школы, участие обучающихся в муниципальном этапе предметных олимпиад, творческих конкурсах, интеллектуальных играх, литературных мозаиках. Поэтому школе необходим проект, включающий различного рода мероприятия, имеющие целью создание условий для выявления и развития интеллектуальных способностей учащихся, воспитание у них желания заниматься интеллектуальной деятельностью, формирование навыков продуктивного интеллектуального труда.
Цель проекта:
1.выявление и создание условий для развития и поддержки одаренных и талантливых детей;
2.через знакомство с аспектами поэтического мастерства научиться самим  создавать стихи, малую прозу;
3. анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации;
4. учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.
Задачи:
 обучающие:  развитие познавательного интереса к стихосложению, расширение  знаний о   системе  стихосложения; овладение   более   полными   знаниями   и   умениями   в   области  стихосложения; приобщение учащихся к    лучшим образцам прозы, лирики отечественных и    зарубежных авторов; овладение   навыками  общения   и  коллективного  творчества;
 воспитательные:   формирование   активной   жизненной  позиции,   духовно-нравственных   и   эстетических   качеств   личности; формирование   более   чётких   ценностных   ориентиров; развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»; развивающие: совершенствование   умений   детей  писать  собственные  стихотворные   тексты,   очерки, рассказы,  сочинения   и  с их помощью      положительно   воздействовать   на   окружающих; развитие   эстетических   и  творческих   способностей,   развитие   сферы   чувств,   соучастия,   сопереживания.
Сроки реализации: 2014-2015 учебный год
Основные мероприятия проекта:
разработка программы поиска, выявления и поддержки одаренных детей, создание и обновление банка данных;
организация психолого-педагогического сопровождения учащихся;
организация и проведение предметных олимпиад, конференций, творческих конкурсов;
участие в городских, региональных, всероссийских конкурсах, олимпиадах, конференциях;
информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами сайта школы;
поощрение педагогов, подготовивших победителей и призеров олимпиад, конкурсов, конференций.
                                                                                                     
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
         Возраст детей, участвующих в реализации проекта «Наши юные таланты. Проба пера» - 11-17 лет (обучающиеся 5-11 классов).  Важность данного периода в жизни человека объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности. Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками, в познании себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Конкретное, образное мышление все больше уступает место абстрактному, становится более самостоятельным, активным, творческим. При составлении программы учитывались именно эти возрастные особенности.
Краткое описание основных способов и форм работы с детьми
         Программа рассчитана на два года. Объём учебной нагрузки за год составляет 34 часа, за два года - 68 часов. Программа состоит из пяти разделов, работа над которыми осуществляется в течение двух лет.
       Одно из условий успеха в обучении детей и развитии их творчества – индивидуальный подход к каждому учащемуся. Индивидуальный подход требует изучения  внутреннего мира ребенка, анализа его опыта, условий,
в которых происходило формирование его личности.
         Для занятий характерны большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они отличаются дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учеников. Детское творчество может успешно развиваться при целенаправленном руководстве со стороны педагога. Каждое занятие предполагает развитие  творческого потенциала личности ребенка.  Ребята читают стихи, анализируют, спорят, работают ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей.
         Главная отличительная особенность  данной образовательной программы от уже существующих состоит в том, что она  направлена и на изучение системы стихосложения, и на совершенствование навыков создания собственных стихотворений, и на создание текстов других жанров, и на активное участие в общественной жизни школы одновременно.Формы и виды организации деятельности
        Занятия имеют разные формы: лекции, семинары, беседы, театральные постановки, просмотры  видеоматериалов и прослушивание аудиоматериалов. Для занятий объединения  характерны  особые и формы работы:
·    тематические занятия;
. практикумы;
·    обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
·    участие в конкурсах;
.    занятия - концерты, на которых звучат стихи собственного сочинения;
·  встречи с интересными людьми;
·   проект «Наши юные таланты. Проба пера»;
. выпуск печатного альманаха «Наши юные таланты. Проба пера».
        Большинство занятий состоят из двух частей, то есть,  одна половина занятия отведена изучению   теоретического материала, другая - на сочинение небольших стихотворных текстов  на основе полученных знаний. В дальнейшем дети смогут без затруднений браться за любую творческую работу, не стесняться быть индивидуальными и интересными. Лучшие  детские работы будут  печататься в школьной газете «42 квартал». Планируется  издание сборника  «Наши юные таланты. Проба пера».
Направления работы:
·         творческое: сочинение стихов;
·         просветительское: выпуск бюллетеней, газет, альманаха стихов собственного сочинения;
·         массовое: участие в литературных конкурсах, школьных праздниках, литературных мозаиках.
Краткое описание основных методов и технологий обучения
1) Методы теоретико-практического изучения стихотворных текстов и обучения стихосложению, которые представляют собой различные практические задачи по различным разделам литературоведения. Работы этими методами проводятся с целью осмысления на конкретных примерах теоретических положений о стихосложении и с целью запоминания самих этих примеров в качестве образцов, усвоение которых необходимо для свободного владения техникой стихосложения.
2) Методы практического обучения (различные игры) стихосложению используются для интенсификации обогащения речи в живом речевом общении, раскрепощения, овладения новыми интересными формами стихосложения.
3) Метод конструирования стихотворного текста. Обучающиеся продуцируют свои собственные примеры по специальному заданию, которое может состоять в самостоятельном составлении текста стихотворения  по указанной схеме или теме. Тема предлагается в виде вопроса, на который надо ответить стихотворением определенной конструкции. Или может быть предложен деформированный текст стихотворения для его исправления или редактирования.
4) Метод проекта используется в качестве  метода личностно-ориентированного обучения. Он развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности на уровне   представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий (сборник стихотворений, презентация творчества любимого поэта, поэтический вечер и т.п.). В основе метода проектов лежит развитие у учащихся познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также навыков критического мышления.
5) Интерактивные технологии расширяют возможности зрительного и слухового восприятия материала, способствуют созданию атмосферы погружения
 
Прогнозируемый результат реализации программы
Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа поэтических и прозаического произведений, знакомство с различными аспектами поэтического мастерства, расширение лингвистического кругозора, развитие творческих способностей, повышение языковой культуры, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов, прозы – все это должно стать результатом работы творческого проекта.Участники проекта ««Наши юные таланты. Проба пера» должны знать:
1.   структуру лирических и прозаических произведений;
2. правила выразительного чтения стихотворений и прозы;
3. анализ поэтических и прозаических художественных произведения;
4.   разные формы и жанры стихотворений.
Участники проекта ««Наши юные таланты. Проба пера» должны уметь:
1. создавать самостоятельно стихотворные и прозаические тексты;
2. развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию;
3.      представлять свою точку зрения, выступать перед публикой, комментировать стихотворения друг друга, тактично высказывать свои предложения другим участникам;
4.      вчитываться в произведение и видеть слово в контексте:
- постигать поэтическую идею;
- анализировать поэтические художественные произведения.
  В результате реализации данной образовательной программы  литературно одарённые дети расширят свои знания о поэзии и прозе , научатся использовать их при написании своих творческих работ.  Кроме того, ребята увидят, что они не одиноки в своей любви к литературе, смогут почувствовать свой талант нужным и значимым. Формы проверки  полученных знаний и умений носят игровой характер (соревнования, конкурсы). Для подведения полученных итогов осуществления рабочей программы будет проведён поэтический  вечер, в ходе которого ребята выступят со своими лучшими произведениями.
 
Календарно – тематическое планирование
«Наши юные таланты. Проба пера»
(68 часов)
№ занятия Количество часов Тема занятия Виды и формы работы
Теория Практика
1 1 Вводное занятие. Первые шаги «Поэзия и мы». Чтение стихотворений собственного сочинения.
Презентация программы 2 1 Структура альманаха. Проекты названия, атрибутики, рубрик будущего альманаха. Сочинение стихотворений и выпуск 1-го номера стенгазеты «Проба пера» .3-4 2 Особенности литературного языка. Правильная речь. Богатство речи. Стили речи. Консультации по изученной теме:
-редактирование текстов;
-определение стиля текста;
-составление текстов различных стилей по одной тематике;
-редактирование текстов со стилистическими ошибками.
5-6 2 Литературный и разговорный язык. Использование слов и словосочетаний различных стилей в одном тексте для создания комического эффекта.
Чем различаются литературный и разговорный язык? Сфера употребления разговорного языка. Характерные черты разговорного языка.
Главнейшие особенности разговорного языка. Диалекты. Жаргон. Арго. Сленг. Просторечие. Запись
разговорного языка.
Составление словаря молодёжного жаргона. Сочинение прозаических и поэтических произведений с использованием молодёжной лексики.
7-8 2 Стили речи. Главнейшие признаки литературного языка. Официально-деловой, публицистический, научный стили. Язык художественной литературы. «О буквальном и поэтическом содержании». Краткий разбор анкет и беседа «Какова главная примета поэзии?»
Выпуск 2- ого номера стенгазеты.
9 1 Литературная критика. Знакомство с литературной критикой. Написание литературно- критической статьи.
10-11 2 Назначение поэта и поэзии. Что такое поэзия? Можно ли научиться понимать поэзию? Поэзия в музыке, живописи, архитектуре, литературе. Являются ли синонимами слова поэзия и стихи? Деление речи на стихи и прозу. Отличия стихотворной и прозаической речи. Принести люби-
мое стихотворение, объяснить,
почему оно выбрано.
Конкурс стихов.
12 1 Что такое «хорошие» и «плохие» стихи? Наши любимые стихи –
почему они нам нравятся? Как они «сделаны»?
Чтение и обсуждение любимых стихотворений. Понятие «поэтической экономии». Образ как основа поэзии. Сочинить стихотворение о поэзии, красоте.
13 1 Культурный кругозор читателя и начинающего поэта «Каким должен быть читатель?» Беседа под непосредственным впечатлением от прочитанного. Откровенный обмен мнениями, спор. Текстуальный анализ.
14-15 2 Силлабо-тоническая система стихосложения.
Понятие стопы.
Двусложные размеры стиха: хорей и ямб. Понятие спондея и
пиррихия. Обучение определению размеров (письменно и на слух) Сочинение стихов
по схеме размера.
16 1 Разбор удач и неудач первых творческих работ. Трехсложные
стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест.
Специфика двусложных и трехсложных размеров в русской поэзии. Сочинение стихов
по схеме размера.
17-18 2 Понятие рифмы. Классификация рифм.
Рифмы мужские, женские, дактилические, гипердактилические. Рифмы бедные и
богатые. Рифмы точные и неточные. Постановка рифм в стихи.
Понятие об игре в буриме. Сочинить буриме.
19-20 2 Понятие о художественных средствах.
Эпитет как
важнейшее из
таких средств: «стрела в суть». Наблюдение над ролью эпитета встихотворении. Подбор эпитетов к предложенным словам. Понятие гиперболы и литоты. Написать стихи сиспользованием
изученных тропов.
21-22 2 Другие художественные средства поэзии.
Анализ художественных средств в стихах русских поэтов. Разнообразие метафор. Конструирование
собственных метафор на предложенную тему. Сравнение, метафора, олицетворение. Сочинить стихи сиспользованием
метафор.
23-24 2 Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений «Это надо увидеть! Это надо услышать!» Конкурс стихотворений собственного сочинения.
25-26 2 Понятие строфы как формы организации стихотворной речи.
Некоторые виды строф: двустишия, катрены, шестистишия, октавы. Регулярные и нерегулярные строфы. Разнообразие видов
строф. Сочинение стихов
по предложенному типу строфы.
27 1 Канонические (традиционные) формы стиха, так называемые
«твердые формы». Английские лимерики и японские хокку (хайку). История, принципы построения, тематика. Сочинить лимерики и хокку.
28 1 Понятие о белых стихах. Белый стих у Шекспира, Пушкина,
Блока.
Традиционные размеры белых стихов, художественнаяспецифика белых стихов. Сочинить белые
стихи на предложенную тему.
29 1 Традиционные жанры лирики: ода, элегия, дружеское послание,
мадригал, эпиграмма, эпитафия.
Основные законы названныхжанров. Наблюдения над стихами классиков. Понятие лирического героя. Сочинение стихов
по законам определенного жанра.
30 1 Поэтические отклики на произведения русской лирики. Анализ получившихся работ.
Анализ и исправление недочетов.
31 1 Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему. Особенности сопоставительного анализа. Сопоставительный анализ произведений.
32 1 Оригинальные формы поэзии. Поэзия «для глаза» и поэзия «для слуха»: акростих, палиндром, фигурные стихи, центон, тавто-
грамма, брахиколон. Видеома как жанр поэзии. Выпуск 3- ого номера стенгазеты.
33 1 Поэзия и штампы. Штампы и стилистические неточности, назидательность. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений.
34 1 Подготовка к выпуску альманаха «Наши юные таланты. Проба пера». Выпуск альманаха с творческими работами участников.
35 1 Проект
«Наши юные таланты. Проба пера»
(презентация творчества участников проекта). 36-41 6 Роды и виды художественной словесности. Эпос. Нехудожественные и художественные произведения. Виды нехудожественной словесности. Роды, виды и жанры художественной словесности. Эпос.
Виды народной эпической словесности: сказка, миф, легенда (сказание), былина, историческая песня, духовный стих, пословица, загадка. Виды книжной эпической словесности: роман, повесть, житие, повесть-биография, повесть-автобиография, мемуары, поэма, рассказ, новелла, баллада, очерк, басня, анекдот.Сочинение сказок, былин, пословиц, загадок, повестей, рассказов, басен. Их обсуждение и редактирование. Выпуск очередного номера стенгазеты «Проба пера».
42-45 4 Понятие о тексте и его строении. Признаки текста: выраженность, отграниченность, связность, цельность, упорядоченность или структурность, информативность. «Интертекстуальность». Определение текста. Способы связи частей текста. Текст как единство неязыкового содержания и его языкового выражения. Тема и содержание текста. Тема и идея. Предметно-логическая и эмоционально-экспрессивная стороны содержания текста и их словесное выражение. Структура текста. Составление текстов на указанную тему. Обсуждение их с точки понятия о тексте и его строении. Выбор лучших произведений и их редактирование. Выпуск стенгазеты.
46-48 3 Возможность различного словесного выражения одной темы. Понятие объективных и субъективных факторов, от которых зависит различное словесное выражение одной темы. Принадлежность словесного произведения к художественной или нехудожественной словесности; к тому или иному роду, виду, жанру книжной или народной художественной словесности; к тому или иному функциональному стилю.
Литературные направления. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Анализ текстов различных литературных направлений. Составление текстов на заданную тему в духе классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма.
49 1 Литературные течения. Символизм, акмеизм, футуризм. Сочинение стихов в духе различных литературных течений. Выпуск очередного номера стенгазеты «Проба пера».
50-51 2 Композиция словесного произведения. Общее понятие композиции. Архитектоника, сюжет и фабула. Понятие словесного ряда. Роль деталей в композиции словесного произведения. Разновидности деталей. Словесные ряды в «Тамани» М.Ю.Лермонтова, в «Алых парусах» А.Грина. Роль деталей в повести «Муму» Тургенева, в романе «Мёртвые души» Н.В.Гоголя.
52-53 2 Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении. Понятие образа автора. Образ автора и авторское «я». Образ автора и лирический герой. Образ рассказчика в его отношении к образу автора. Средства словесного выражения образа рассказчика. «Рассказ в рассказе». Анализ произведений с точки зрения образа автора и образа рассказчика. Сочинение рассказа в рассказе. Обсуждение сочинений. Отбор лучших произведений для альманаха и их редактирование.
54-55 2 Видоизменение авторского текста. Понятие авторского повествования и его субъективизации. Словесные приёмы авторского повествования: прямая речь, несобственно прямая речь, внутренняя речь. Композиционные приёмы: приёмы представления, изобразительные приемы, монтажные приёмы. Примеры субъективации авторского повествования. Видоизменения авторских текстов.
56-57 2 Языковые построения с установкой на «чужое слово». Стилизация. Сказ. Пародия. Перифраза. Бурлеск. Травести. Средства словесного выражения сатиры и юмора. Сочинение сатирических и юмористических произведений. Подготовка и проведение юмористического вечера.
58 1 О статусе языка художественной литературы. Строение словесного образа. Нормы художественной литературы. Подготовка и выпуск очередного номера стенгазеты «Проба пера».
59-60 2 Особенности построения текстов публицистического стиля. Очерк, эссе как разновидности рассказа, соединившие в себе особенности художественной литературы.
Особенности языковых изобразительных средств очерка. Композиционные, стилистические и структурные особенности эссе. Понятие очерка, эссе. Построение. Написание. Написание очерка, эссе на заданную тему.
61-62 2 Драма. Драма и её виды: трагедия, комедия, драма в узком и широком смысле слова. Сочинение драматических произведений. Их обсуждение и редактирование. Постановка спектакля и сценок. Показ их на сцене. Обсуждение постановок.
63-64 2 Авторская песня. Особенности языка и стиля авторской песни. Жанровые разновидности авторской песни (романс, баллада, лирическая песня). Фестиваль авторской песни.
65-66 2 Современные молодёжные субкультуры. Отличительные особенности
рэпа. Особенности языка и стиля субкультуры. Исполнение Рэпа. Съёмка видеоклипа.
67 1 Подготовка к выпуску альманаха «Наши юные таланты. Проба пера». Выпуск альманаха «Наши юные таланты. Проба пера».
68 1 Проект
«Наши юные таланты. Проба пера»
(презентация творчества участников проекта). Вручение дипломов, сертификатов, грамот участникам проекта.
.
Тематический план
часов)
1. Вводное занятие -2 час
2. Особенности литературного языка-6 часов
3. Литературная критика -1 час
4. Лирика. Основы русского стихосложения-24 часа
5. Эпос. Виды художественной словесности- 23 часа
6. Драма -2 часа
7. Особенности построения текста публицистического
стиля-2 часа
8. Авторская песня-2 часа
9. Современные молодёжные субкультуры-2 часа
10. Итоговые творческие практикумы-4 часа
Содержание программы
I. Актуализация знаний
        На первых занятиях участники вспоминают основы стихосложения и выразительные средства языка, учатся подбирать синонимы к привычным словам и выражать свои эмоции посредством слова.
 Основы стихосложения.  Законы создания поэтического произведения.
Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, кольцевая.
Понятие о строфе. Разновидность строф. Онегинская строфа.
     Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола.
Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.
Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, элегия, песня.
II. Тренировочные занятия
          Во время тренировочных занятий большое внимание уделяется практической работе, так как многие основы необходимых знаний уже усвоены детьми.
В игре « Путаница» дети вспоминают о структуре стихотворения, интуитивно и логически перестраивая текст в стихотворение, преобразуя «скучные» слова, дети подходят к практической работе над выразительными средствами языка.
Игры « Доскажи словечко» и «По строчке» учат детей работать в группе, находить и отстаивать свою позицию в коллективе, взаимодействовать с участниками кружка. Эти игры так же показывают значимость каждого слова в стихотворении, учат стремиться находить самые яркие образы и делиться с окружающими.
   Знакомство с литературной критикой (анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре"). "Я знаю силу слов…" Беседа о назначении поэта и поэзии. Выступления учащихся с сообщениями о любимых поэтах. Решение проблемы: как понимать - "Поэтом можешь ты не быть"? "Поэзия и мы". Чтение учащимися стихотворений собственного сочинения.
Литературная дискуссия.(О, раскройте глаза свои шире, нараспашку вниманье и слух, - это ж самое дивное в мире, чем вас жизнь одаряет вокруг!) "Что такое поэзия?" Внимательность и воображение читателя поэзии. Рекомендации по комплексному анализу текста.
   Поэзия и штампы. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).
III.  Активизация поисковой деятельности
Большое внимание уделяется написанию собственных стихотворений, выбора темы и выразительных средств, поиску литературы для информативного содержания стихотворения, умению передавать свои эмоции к явлениям и предметам.
Поэтический вечер – любимая форма выражения своей позиции к поэзии у детей. Поэтому планируется частое проведение поэтических вечеров различных поэтов. Планируется, что каждый поэтический вечер будет  посвящен любимому поэту ребенка. В этом случае у ребенка появляется шанс реализоваться, представить своего любимого поэта (биография) и прочитать именно то стихотворение, которое понравилось ему больше всего.
 
Методическое обеспечение программы
Условия эффективной реализации программы:
1.      Создание максимальных условий для реализации способностей и интересов учащихся.
2.      Соответствие содержания программы дидактическому принципу доступности, наглядности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Перечень оборудования
       Для реализации программы не требуется особенных средств. Главное условие -   наличие поэтических текстов и справочной литературы по стихосложению. Однако, процесс обучения будет идти проходить успешнее при наличии следующих аппаратных средств:
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор,  подсоединяемый к компьютеру повысит  уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всем.
 Принтер – позволит издать в результате работы поэтический сборник.
 Устройства вывода звуковой информации как средство эмоционального воздействия.
 
 
Список литературы
(для учителя и ученика)
1.Альбеткова Р.И. Русская словесность. 5 (6, 7, 8,9) кл. — М.: Дрофа, 2010 (и др. изд.).
2.Маранцман В.Г. Времена года. Беседы о поэзии. /Москва 1995г./
3.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Уч. пособие для учащихся 10-11 кл. гимназий и лицеев гуманитарной направленности. — М.: Просвещение, 1995 (или др. изд.). 
4.Горшков Л.И Русская словесность: От слова к словесности: Сб. задач и упражнений. Пособие для уч-ся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. — М.. Просвещение, 1997.
5.Лозинская Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5-6 класс. — М.: Московский лицей, Брянск: Курсив, 1997.
6.Львова С И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя —М.: Дрофа, 1996 (или др. изд-я).
7.Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учеб.для вузов. — М., Екатеринбург, 2004.
8.Бабенко Л.Г, Казарин Ю.В. Филологический анализ текста. Практикум /' Под ред. Л.Г. Бабенко. — М., Екатеринбург, 2003.
9.Брюсов В.Я. Ремесло поэта: Статьи о русской поэзии. — М.: Современник, 1981.
10.Виноградов ВВ. Проблемы русской стилистики. — М.: Высшая школа, 1981
11.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М. Наука, 1981.
12.Гаспаров M.J1. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. — М.: Наука, 1984.
13.Григорьев В.II. Поэтика слова. На материале русской советской поэзии. — М.: Наука, 1985.
14.Поббенет И.В. Основы филологической интерпретации литературно-художественного текста — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
15.Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. — 4-е изд., исп. — М.: Флинта, Наука, 2002.
16.Жижина А.Д. Русская лирика: Восприятие — интерпретация — отклик: 10-11 кл. — М.. Вентана-Граф, 2008. (Элективные курсы).
17. Зимина Е.А. Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста. 10-11 кл.: учеб.пособие / Е.А. Зинина. — М.: Дрофа, 2007. (Элективные курсы).
18.Кирилина Л.В Тендер: лингвистические аспекты. — N4.: Институт социологии РАН, 1999.
19.Купина Н. А. Лингвистический анализ художественного текста. — М.: Просвещение, 1980.
20.Купина Н.А., Николина Н А. Филологический анализ художественного текста. Практикум. —М. 2003.
21.Кучина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. 11 кл.: учеб.пособие / Т.Г. Кучина. — М.: Дрофа, 2006. (Элективные курсы).
22.Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. — СПб.: Искусство, 1996.
23.Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа: Учеб.для филол. спец. вузов — М.: Издательство «Ось — 89», 1999.
24.Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб.пособие. — М., 2003.
25. Современная русская литература: Элективный курс: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. Б.А. Лапина. — М.: Вентана-Граф, 2005.
26. Солганик Г.Я. От слова к тексту. — М.: Просвещение, 1993.
(Элективные курсы).
27.Функционирование языковых единиц в контексте. —Воронеж: Изд-во ВГУ, 1978.
28.Шанский П.М. Лингвистический анализ художественного текста. — Л.: Просвещение, 1990.