Авторская программа по биологии Юные исследователи природы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПРИРОДЫ»
(авторская)
Возрастной состав обучающихся – 6 - 10 лет, 10 - 13 лет
Продолжительность образовательного цикла – 1 год
Программа разработана и реализуется с 2000 года






Авторы: Астахова Е.И., Наймушина Н.А.,
педагоги дополнительного образования








Воронеж
2014
Авторы:
Астахова Елена Ивановна, Наймушина Наталья Анатольевна - педагоги дополнительного образования Дворца творчества детей и молодёжи

Под редакцией Глущенко Натальи Николаевны, замдиректора по научно-методической работе

Образовательная программа «Юные исследователи природы» предназначена для обучающихся 6 – 10 лет, 10 – 13 лет и может быть использована на занятиях в учреждениях дополнительного образования биологического профиля и на факультативных занятиях по биологии в школах. Программа актуальна, т.к. дети всегда проявляют повышенный интерес к объектам живой природы. Программа приобщает детей к исследовательской работе и дает богатую дополнительную информацию к школьному курсу естествознания и является фундаментом к изучению в дальнейшем биологических дисциплин.




















© Астахова Е.И., Наймушина Н.А.
© ДТДиМ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С природой одной он жизнью дышал,
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна!
Баратынский Б.А. «На смерть Гете», 1835.

Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной политики России. Изучение воспитанниками основ биологических дисциплин придаст импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями, воспитанники учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребёнка непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека, и из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.
В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости детей в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а также помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Программа направлена на формирование активной жизненной позиции обучающихся, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа целиком опирается на личный интерес, личную увлеченность ребенка. Основная роль педагога – помощь в организации работы, активное включение ребенка в процесс самообразования и саморазвития, создание комфортных условий для реализации способностей ребенка.
Программа предусматривает не только изучение теоретического курса, но и практические занятия, а также познавательные экскурсии.
Дополнительная образовательная программа имеет естественнонаучную направленность и нацелена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой, вовлечения обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, например, проведение природоохранных акций «Чистая Земля», «Скворушка», городских выставок «Кошки-мышки», «Шоу-парад собак».
Программа реализуется на базе, и по запросам в школах, но большинство исследований воспитанники проводят во Дворце Детей творчества и Молодежи в том числе ухаживая за коллекцией животных биологического отдела.
По новизне (инновационному потенциалу) программа «Юные исследователи природы» является комбинаторной. Построена путем комбинирования двух курсов. Первый называется «Естествознание», который предполагает освоение воспитанниками основ науки, ориентирован на детей 6-10 лет. Второй «Открывая мир», помогает им приобщиться к основам исследовательской деятельности, предназначен для обучающихся 10-13 лет. Выпускники первого года обучения могут продолжить свои занятия на следующем курсе, или ограничиться одним.
Преподавание по программе построено на доступных формах обучения (например: игровая форма, практические занятия и т.д., согласно психолого-возрастным особенностям детей), которые позволяют работать с детьми как фронтально, так индивидуально, что позволяет достигнуть более эффективное усвоение излагаемого материала.
Цель программы: формирование у воспитанников знаний, умений и навыков исследовательской деятельности на основе изучения различных представителей растительного и животного мира. Развитие индивидуальности творческого потенциала обучающегося.
Задачи:
сформировать представление о предмете и задачах таких наук, как естествознание, ботаника, зоология и экология, познакомить с основами природоохранной деятельности;
обучить методам ухода за животными (кормление, содержание);
развить основы исследовательской деятельности
развить умственные и творческие способности, стремление детей к общению с природой, интерес к растительному и животному миру;
воспитать трудолюбивого ответственного гражданина с высокими духовно-нравственными ценностями.
Отличительной особенностью данной программы является изучение биологических дисциплин с дошкольного возраста, а затем последующее усложнение материала при работе со старшими воспитанниками.
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Юные исследователи природы» 6-13 лет. Состав детской группы постоянный.
Обучение рассчитано на один учебный год. Количество обучающихся – 12 человек, т.к. особенности организации учебно-воспитательного процесса, работа с животными и растениями в лабораторных условиях и природе, работа со специальным оборудованием требует дополнительного внимания со стороны педагога.
Оптимальный режим – 2 раза в неделю по 2 часа, но по желанию учебного заведения (если занятия проходят на базе школы) возможны 2 часовые занятия в неделю. В течение занятия с младшими школьниками несколько раз проводится динамические паузы, физкультминутки, направленные на снятие динамического напряжения и эмоционально насыщает учебный процесс.
Программа охватывает 3 уровня реализации программы дошкольный - 6 лет; начальный – (7-10 лет); основной – (11-13 лет).
В дошкольном возрасте дети психологически подготовлены к восприятию этических норм и правил поведения; у них достаточно активное и устойчивое внимание, зрительное восприятие преобладает над слуховым и тактильным; формируются предпосылки для развития словесно-логического мышления; ведущей деятельностью является игра.
У детей начального общего уровня образования внимание более устойчивое, возрастает роль слухового восприятия и словестно-логического мышления; формируется умение рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать факты; ведущей деятельностью является учение, но и игра продолжает сохранять свою значимость.
В подростковом возрасте (основной общий уровень) сформирован механизм произвольного внимания; восприятие более содержательно, последовательно; мышление становится более логичным, системным, доказательным и обоснованным; ведущей деятельностью является общественно-полезная деятельность (учебная, организационная, трудовая).
Дети младшего и среднего школьного возраста отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску тайн. Чтобы сделать эти качества союзниками педагога в организации учебно-воспитательного процесса, в программу «Юные исследователи природы» включена игровая деятельность, свободные формы активности школьников. В ходе реализации программы используются следующие формы проведения занятий. В основном это индивидуальная (исследования, уход за коллекцией животных), групповая (работа по подгруппам (6-7 человек), практические работы), а также фронтальная (лекции, просмотр видеофильмов, выставки работ обучающихся, природоохранные акции, походы в природу) и др.
Изучая курс «Естествознание», дети осваивают тему «Что такое природа», в которой знакомятся с природой «живой» и «неживой», с планетами солнечной системы. Следующие темы, рассказывающие о многообразии растительного и животного мира Земли, называются «Удивительный мир растений» и «Загадочный мир животных». Большое внимание в программе уделено практике, воспитанники рассматривают под микроскопом кожицу лука, учатся, как правильно размножать растения, рассматривают на макропрепаратах строение животных. Педагог успешно использует формы обучения, включающие игровые моменты: викторины «Ботаника – наука о растениях», «Выбор птичьего президента», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «В гостях у Берендея». Педагог использует лабораторные наблюдения и наблюдения в природе. В ходе реализации курса дети начинают свое знакомство с биологическими дисциплинами.
В дальнейшем часть воспитанников, по желанию, переходит на следующий курс «Открывая мир». Здесь занимаются дети 10 - 13 лет. Курс закрепляет некоторые знания, полученные ранее и дает более углубленную информацию, соответствующую возрасту обучающихся.
Содержание учебного плана позволяет осуществить процесс становления и формирования фундаментальных экологических понятий посредством изучения следующих разделов: «Возникновение жизни и историческое развитие органического мира», «Царство Бактерий», «Царство Грибы», «Клеточное строение организмов», «Царство Растения», «Царство Животные», «Среды обитания животных. Многообразие форм жизни», «Класс Птиц».
Программа данного курса предусматривает проведение в доступной форме исследовательских и практических работ: «Выращивание сенной палочки», «Выращивание молочнокислых бактерий», «Изучение клеточного строения живых организмов», «Приготовление микропрепаратов», «Работа с гербариями по определению основных отделов растений», «Изучение способов размножения комнатных растений», «Определение грибов», « Изучение видового разнообразия коллекции животных. Уход за животными» (предварительно детей знакомят с правилами техники безопасности при работе с коллекциями и правилами поведения в учебных комнатах).
При изучении курса «Открывая мир» также используется игровая технология. Это познавательные биологические игры: «Конкурс загадок», «Тайны растений», «Тайны животных». Обучающиеся самостоятельно готовят доклады о различных представителях растительного и животного мира, обсуждают их с детьми, что в дальнейшем помогает воспитанникам в более взрослой исследовательской работе. Большое внимание в программе уделяется изготовлению поделок: «Оригами», «Из пластилина и природных материалов».
В программе предлагаются следующие формы работы:
теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии, ботаники, зоологии;
групповые практические занятия;
индивидуальные занятия (подготовка докладов, начало исследовательской деятельности);
участие в природоохранных акциях и выставках.
При реализации программы применяются следующие методы воспитания:
- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример (представлены практически на всех занятиях при объяснении нового материала, повторении пройденных тем);
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: педагогическое требование, приучение, воспитывающие ситуации (присутствуют при проведении экскурсий, порой в учебном процессе);
- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения (поощрение имеет место при сдаче зачета, а осуждение при возникновении нестандартных ситуаций).
В свете современных требований ФГОС для дошкольников, условия реализации программы обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях:
Познавательного и речевого развития личности: предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Социально-коммуникативного развития: направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В свете современных требований ФГОС начального общего образования воспитанники должны продемонстрировать следующие результаты:
Предметные результаты:
После обучения по курсу «Естествознание» воспитанники должны знать:
что такое природа;
разнообразие жизни на Земле: растения;
разнообразие жизни на Земле: животные.
Уметь:
представлять результаты своих исследований в виде рисунков, изготовления макетов и т.д;
работать с коллекциями животных биологического отдела.

После освоения курса «Открывая мир» обучающиеся должны знать:
теории возникновения жизни и историческое развитие органического мира;
царства органического мира;
видовое разнообразие животного мира;
клеточное строение организмов.
Уметь:
проводить простейшие экологические исследования;
работать с коллекциями животных биологического отдела.
Личностные результаты:
- понимание и принятие российской гражданской идентичности, патриотизма, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой Край, уважение государственных символов и др;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных и др.) в соответствии с содержанием курса.
В свете современных требований ФГОС основного общего образования воспитанники должны продемонстрировать следующие результаты:
Предметные результаты:
После обучения по курсу «Естествознание» воспитанники должны знать:
сходства и различия животных и растений;
одноклеточные животные;
многоклеточные животные.
Уметь:
выполнять практические работы, соответствующие возрасту обучающихся;
работать с коллекциями животных биологического отдела.
После освоения курса «Открывая мир» обучающиеся должны знать:
основные отделы царства Растений;
основные классы животных;
экологические особенности разных сред обитания.
Уметь:
анализировать, сравнивать, выделять главное из излагаемого материала;
выполнять практические работы, направленные на личностный рост ребенка;
приобрести основы исследовательской деятельности.

Личностные результаты:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- овладение простыми логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Педагогический контроль предусматривает проведение письменных и устных тестов (методическое пособие «Тестовые задания к программе «Юные исследователи природы»), викторин, ролевых игр и бесед после каждого блока тем в изучаемых курсах, выставок работ, выступление с докладами.
В ходе реализации учебной программы «Юные исследователи природы» формируются следующие компетенции:
информационно-познавательная (умение апробировать полученные знания в реальных отношениях, умение организовывать действия, требующие ориентации на различные условия, выбирать в соответствии с ними пути и средства выполнения, умение создавать подробное описание, отражающее не только внешние качества предметов, но и их свойства в связи с другими предметами, умение получать информацию при помощи аудио-видеоматериалов, отбирать и передавать ее сверстникам, умение создавать творческие работы, разыгрывать воображаемые ситуации);
социокультурная (умение понимать красоту природных ландшафтов, умение выражать нравственные и эстетические переживания, чувства, отношения: любовь к природе, животным, родному краю);
коммуникативная (умение адаптироваться в детском обществе, умение выдвигать свои предложения, обсуждать, принимать коллективные решения, умение получать и анализировать информацию, получаемую от взрослых);
ценностно-смысловая (умение воспринимать и эмоционально откликаться на окружающие события, понимать значение природы в жизни человека и важность ее сохранения, вносить посильный вклад в природоохранную деятельность, умение соблюдать правила безопасного поведения на природе, умение испытывать чувство гордости за свой край).
Подведение итогов обучения проводится в конце учебного года в виде беседы с обучающимися по разработанным вопросам или выполнения тестовых заданий. В целом программа «Юные исследователи природы» выполняет подготовительную функцию по развитию мотивации в отношении к обучению на следующей ступени образования, например в научных обществах.
Учебный план


Курс
Количество часов



Всего
Теория
Практика


«Естествознание»
144
93
51


«Естествознание»
72
43
29


«Открывая мир»
144
93
51


«Открывая мир»
72
43
29

Учебно-тематический план
Курс «Естествознание» 4 часа в неделю

п/п
Тема
Количество часов



Всего
Теория
Практика


Введение
2
1
1


Что такое природа
14
10
4


Удивительный мир растений
28
13
15


Загадочный мир животных
98
68
30


Итоговое занятие
2
1
1


Итого:
144
93
51


Содержание тем

Тема 1 (2 часа).
«Введение»
Теория: Знакомство с курсами программы «Юные исследователи». Система животного мира. Техника безопасности. Герб и флаг Воронежской области (1 час).
Практика: Знакомство с коллекциями биологического отдела (1 час).
Тема 2 (14 часов).
«Что такое природа»
Теория: Природа «живая» и «неживая». Вселенная (знакомство с планетами солнечной системы). Земля – одна из планет солнечной системы. Солнце, воздух и вода – основные источники жизни. Живые организмы и среда их обитания. Взаимоотношения живых организмов. Живые организмы и круговорот веществ (10 часов).
Практика: Лабораторные наблюдения «Свойства живых организмов». Просмотр видеофильмов «Планеты солнечной системы», «Жизнь Земли». Лабораторные наблюдения «Почва, вода и воздух – среды обитания живых организмов» (4 часа).
Тема 3 (28 часов).
«Удивительный мир растений»
Теория: Ботаника – наука о растениях. Растительный мир как составная часть биосферы. Клеточная теория строения растительного организма. Корень, стебель, лист, цветок: функции, значение. Сезонные явления в жизни растений. Размножение растений. Плоды и семена. Мифы и легенды о растениях. Значение и многообразие растений (13 часов).
Практика: Викторины «В гостях у Берендея», «Ботаника – наука о растениях». Игра-лото «Что, где растет». Практические работы («Строение увеличительных приборов: лупа. микроскоп», «Строение клетки чешуи кожицы лука», «Изготовление гербария», «Вегетативное размножение растений», «Открытка из засушенных растений»). Лабораторные наблюдения «Прорастание семян». Наблюдения в природе «Осенние явления в жизни растений» (15 часов).
Тема 4 (98 часов).
«Загадочный мир животных»
Теория: Зоология – наука о животных. Сходства и различия животных и растений. Одноклеточные животные. Черви – паразиты животных и человека. Моллюски: общая характеристика, значение, экология. Клещи и пауки. Насекомые – друзья или враги. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие и значение рыб. Земноводные животные (приспособление к обитанию в двух средах). Многообразие и значение земноводных. Редкие и исчезающие виды земноводных. Пресмыкающиеся (особенности строения и образа жизни). Древние рептилии. Многообразие и значение пресмыкающихся. Редкие и исчезающие виды пресмыкающихся. Особенности строения птиц. Приспособление птиц к полету. Кочевки и перелеты. Многообразие птиц. Редкие и исчезающие виды птиц. Общая характеристика млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих на примере кролика. Систематика млекопитающих. Отряд сумчатые. Отряд неполнозубые. Отряд насекомоядные. Отряд грызуны (многообразие видов, значение в природе и жизни человека). Содержание кроликов и морских свинок в домашних условиях. Хищные млекопитающие. Отряд парно и непарнокопытные. Многообразие видов. Ластоногие и китообразные (приспособление к водному образу жизни). Приматы. Редкие и исчезающие виды млекопитающих (68 часов).
Практика: Практические работы («Строение планарии», «Внешнее строение аскариды. Цикл развития острицы»). Изготовление поделок («Аппликации: амеба, инфузория туфелька», «Эвглена зеленая», «Твоя улитка», «Паук», «Удивительные рыбы», «Лягушка», «Древние рептилии», «Птицы», «Изготовление обезьянки»). «Уход за коллекцией грызунов». Викторины («Выбор птичьего президента», «Мы в ответе за тех, кого приручили») (30 часов).
Тема 5 (2 часа).
«Итоговое занятие»
Теория: Беседа по вопросам курса. Подведение итогов (1 час).
Практика: Выполнение индивидуальных заданий (1 час).


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Юные исследователи природы»
Курс «Естествознание» 4 часа в неделю
№ п/п
Тема
Формы занятий
Приемы и методы
Дидактический материал
Итоги


Введение
Фронтальные (беседа, рассказ, объяснение, экскурсия)
Информационно-рецептивный метод
Коллекция животных и растений
Беседа, направленная на выявление знаний о структуре работы объединения, об оборудовании лаборатории, знаний правил ТБ при работе с живыми объектами и оборудованием лаборатории, знаний герба и флага Воронежской области


Что такое природа
Фронтальные (беседа, рассказ, объяснение, экскурсия, демонстрация)
групповые (викторина, практическая работа)
Информационно-рецептивный метод, метод проблемного изложения, репродуктивный метод
Географические атласы, раздаточные таблицы со схемой строения солнечной системы
Беседа, направленная на выявление знаний о живой и неживой природе, взаимоотношениях живых организмов друг с другом и средой их обитания, о строении и происхождении солнечной системы, о движениях планеты Земля и их географических следствиях


Удивительный мир растений
Фронтальные (беседа, рассказ, объяснение, экскурсия, демонстрация) групповые (викторина, практические работы)
Информационно-рецептивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод
Гербарии, макет строения цветка
Беседа, направленная на выявление знаний о ботанике, как науке об историческом развитии растительного мира, общей организации растительной клетки, о строении растительного организма, способах размножения растений, значении растений в жизни человека


Загадочный мир животных
Фронтальные (беседа, рассказ, объяснение, экскурсии, демонстрация) групповые (викторины, практические работы) индивидуальные (наблюдение)
Информационно-рецептивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, репродуктивный метод
Таблицы внутреннего строения земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих. Раздаточные карточки с циклом развития земноводных
Беседа, направленная на выявление знаний о зоологии, как науке, о систематике животного мира, многообразии и значении животных


Итоговое занятие
Фронтальные (беседа, рассказ, объяснение) групповые (игра)
Репродуктивный метод
Раздаточные таблицы по темам курса
Беседа по вопросам курса

Учебно-тематический план
Курс «Естествознание» 2 часа в неделю
№ п/п
Тема
Количество часов



Всего
Теория
Практика


Введение
2
1
1


Что такое природа
6
5
1


Удивительный мир растений
18
8
10


Загадочный мир животных
44
28
16


Итоговое занятие
2
1
1


Итого:
72
43
29


Содержание тем
Тема 1 (2 часа).
«Введение»
Теория: Знакомство с курсами программы «Юные исследователи». Система животного мира. Техника безопасности. Герб и флаг Воронежской области (1 час).
Практика: Знакомство с коллекциями биологического отдела (1 час).
Тема 2 (6 часов).
«Что такое природа»
Теория: Природа «живая» и «неживая». Вселенная (знакомство с планетами солнечной системы). Живые организмы и среда их обитания. Взаимоотношения живых организмов (5 часов).
Практика: Просмотр видеофильма «Планеты солнечной системы» (1 час).
Тема 3 (18 часов).
«Удивительный мир растений»
Теория: Растительный мир как составная часть биосферы. Строение растительного организма. Клеточная теория строения растительного организма. Сезонные явления в жизни растений. Размножение растений. Мифы и легенды о растениях. Значение и многообразие растений (8 часов).
Практика: Игра-лото «Что, где растет». Практические работы («Открытка из засушенных растений», «Строение увеличительных приборов: лупа, микроскоп», «Строение клетки чешуи кожицы лука», «Вегетативное размножение растений»). Лабораторные наблюдения «Прорастание семян». Наблюдения в природе «Осенние явления в жизни растений». Викторина: «Ботаника – наука о растениях» (10 часов).
Тема 4 (44 часа).
«Загадочный мир животных»
Теория: Зоология – наука о животных. Сходства и различия животных и растений. Систематика животного мира. Одноклеточные животные. Черви – паразиты животных и человека. Моллюски: общая характеристика, значение, экология. Клещи и пауки. Насекомые – друзья или враги. Обитатели воды – рыбы. Земноводные животные (приспособление к обитанию в двух средах). Многообразие и значение земноводных. Пресмыкающиеся (особенности строения и образа жизни). Древние рептилии. Редкие и исчезающие виды земноводных и пресмыкающихся. Птицы. Приспособленность птиц к полету. Многообразие птиц. Кочевки и перелеты. Редкие и исчезающие виды птиц. Общая характеристика млекопитающих. Систематика млекопитающих. Редкие и исчезающие виды млекопитающих (28 часов).
Практика: Практические работы («Составление родословной животного мира»). Изготовление поделок («Аппликации: амеба, инфузория туфелька, эвглена зеленая», «Твоя улитка», «Паук», «Бабочка», «Удивительные рыбы», «Лягушка», «Древние рептилии», «Птицы»). Викторины («Выбор птичьего президента», «Мы в ответе за тех, кого приручили») (16 часов).
Тема 5 (2 часа).
«Итоговое занятие»
Теория: Беседа по вопросам курса. Подведение итогов (1 час).
Практика: Выполнение индивидуальных заданий (1 час).
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Юные исследователи природы»
Курс «Естествознание» 2 часа в неделю
№ п/п
Тема
Формы занятий
Приемы и методы
Дидактический материал
Итоги


Введение
Фронтальные (беседа, рассказ, объяснение, экскурсия)
Информационно-рецептивный метод
Коллекция животных и растений
Беседа, направленная на выявление знаний о структуре работы объединения, об оборудовании лаборатории, знаний правил ТБ при работе с живыми объектами и оборудованием лаборатории, знаний герба и флага Воронежской области


Что такое природа
Фронтальные (беседа, рассказ, объяснение, экскурсия, демонстрация)
групповые (викторина, практическая работа)
Информационно-рецептивный метод, метод проблемного изложения, репродуктивный метод
Географические атласы, раздаточные таблицы со схемой строения солнечной системы
Беседа, направленная на выявление знаний о живой и неживой природе, взаимоотношениях живых организмов друг с другом и средой их обитания, о строении и происхождении солнечной системы, о движениях планеты Земля и их географических следствиях


Удивительный мир растений
Фронтальные (беседа, рассказ, объяснение, экскурсия, демонстрация) групповые (викторина, практические работы)
Информационно-рецептивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод
Гербарии, макет строения цветка
Беседа, направленная на выявление знаний о ботанике, как науке об историческом развитии растительного мира, общей организации растительной клетки, о строении растительного организма, способах размножения растений, значении растений в жизни человека


Загадочный мир животных
Фронтальные (беседа, рассказ, объяснение, экскурсии, демонстрация) групповые (викторины, практические работы) индивидуальные (наблюдение)
Информационно-рецептивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, репродуктивный метод
Таблицы внутреннего строения земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих. Раздаточные карточки с циклом развития земноводных
Беседа, направленная на выявление знаний о зоологии, как науке, о систематике животного мира, многообразии и значении животных


Итоговое занятие
Фронтальные (беседа, рассказ, объяснение) групповые (игра)
Репродуктивный метод
Раздаточные таблицы по темам курса
Беседа по вопросам курса

Учебно-тематический план
Курс «Открывая мир» 4 часа в неделю

№ п/п
Тема
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1
Вводное занятие
2
1
1

2
Возникновение жизни и историческое развитие органического мира
10
6
4

3
Царство Бактерии
16
10
6

4
Царство Грибы
16
10
6

5
Клеточное строение организмов
10
4
6

6
Царство Растения
46
26
20

7
Царство Животные
32
16
16

8
Класс Птиц
10
4
6

9
Итоговое занятие
2
1
1


Итого
144
78
66


Содержание тем

Тема 1 (2 часа).
«Вводное занятие»
Теория: Постановка целей и задачей курса. Знакомство с программой обучения. Обзор рекомендуемой литературы. Правила техники безопасности при проведении практических работ и экскурсий. Герб Воронежской области (1 час).
Практика: Обзорная экскурсия по коллекциям животных и растений (1 час).
Тема 2 (10 часов).
«Возникновение жизни и историческое развитие органического мира»
Теория: Как возникла и развивалась жизнь на нашей планете. Календарь истории Земли (формы жизни в различные эры и периоды). Итоговое занятие (6 часов).
Практика: Работа с литературой. Выполнение практической работы по теме «Ископаемые останки живых организмов». Поделки из цветной бумаги и пластилина по теме «Динозавры». Тестовое задание (4 часа).
Тема 3 (16 часов).
«Царство Бактерии»
Теория: Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Размножение бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Итоговое занятие (10 часов).
Практика: Выполнение практической работы по темам «Строение бактерии», «Выращивание сенной палочки», «Выращивание молочнокислых бактерий». Тестовое задание (6часа).
Тема 4 (16 часов).
«Царство Грибы»
Теория: Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Деление грибов на группы. Низшие (плесневые, дрожжи). Высшие (шляпочные). Съедобные и ядовитые, правила сбора грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. Интересно о грибах. Итоговое занятие (10 часов).
Практика: Выполнение поделок из цветной бумаги и пластилина по теме «Грибы». Работа с муляжами грибов. Доклады обучающихся о грибах. Тестовое задание (6 часов).
Тема 5 (10 часов).
«Клеточное строение организмов»
Теория: Клеточное строение организмов. Клетки – кирпичики всего живого. Деление клетки. Разнообразие клеток растительных и животных организмов. Итоговое занятие (4 часа).
Практика: Выполнение рисунка клетки. Выполнение практической работы по темам «Знакомство с устройством микроскопа», «Изучение клеточного строения живых организмов». Изготовление из пластилина поделки «Модель клетки». Тестовое задание (6 часов).
Тема 6 (46 часов).
«Царство Растения»
Теория: Растение – живой организм. Формирование флоры на планете. Основные отделы царства Растений. Общая характеристика отдела водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных. Мир, в котором мы живем. Интересно о растениях. Итоговое занятие (26 часов).
Практика: Изучение клеточного строения растительных организмов. Изготовление из бумаги поделок водоросли, мха, папоротника. Знакомство с гербарием водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных. Выполнение практической работы по темам «Приготовление микропрепаратов из листьев растений», «Определение возраста, мужских и женских шишек сосны», «Работа с гербариями по определению основных отделов растений», «Изучение способов размножения комнатных растений». Биологическое лото «Что, где растет?». Познавательные биологические игры «Конкурс загадок», «Тайны растений». Доклады учащихся о тайнах, чудесах растительного мира. Изготовление поделок из природного материала. Тестовое задание (20 часов).
Тема 7 (32 часов).
«Царство Животные»
Теория: Подцарство Одноклеточные. Тип Простейшие (основные представители, краткая характеристика типа). Подцарство Многоклеточные животные (беспозвоночные и позвоночные). Общая характеристика основных классов хордовых животных (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Многообразие животного мира на Земле. Итоговое занятие (16 часов).
Практика: Изучение клеточного строения животных организмов. Изготовление из бумаги поделок по теме «Простейшие». Изучение видового разнообразия коллекции животных. Уход за животными. Выполнение практической работы по темам «Изготовление и рассмотрение микропрепаратов простейших», «Черты приспособленности земноводных». Написание докладов обучающимися по классам животных и основным представителям. Познавательные биологические игры «Конкурс загадок», «Тайны животных». Экскурсия в зоологический музей ВГУ. Изготовление фигурок животных из пластилина и природного материала. Просмотр видеофильма «Эти забавные животные». Тестовое задание (16 часов).
Тема 8 (10 часов).
«Класс Птиц»
Теория: Общая характеристика класса птиц. Систематический обзор класса птиц. Характеристика основных отрядов (места обитания, распространение). Значение в природе и жизни человека: Культурно-эстетическое. Декоративное. Охотничье-промысловые. Домашние птицы (4 часа).
Практика: Изучение видового разнообразия коллекции птиц. Уход за птицами. Выполнение практических работ по темам «Строение пера птицы», «Строение яйца птицы», «Приспособленность птиц к полету». Доклады обучающихся по видовому разнообразию птиц. Работа с литературой и дидактическим материалом. Познавательные биологические игры. Изготовление фигурок птиц из пластилина и природного материала (6 часов).
Тема 9 (2 часа).
«Итоговое занятие»
Теория: Беседа по вопросам. Подведение итогов (1 час).
Практика: Тестовое задание (1 час).
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Курс «Открывая мир»
Курс «Открывая мир» 4 часа в неделю


п/п
Тема
Формы занятий
Приемы и методы
Дидактический материал
Итоги

1
Вводное занятие
Фронтальные (рассказ, лекция, беседа, экскурсия)
Информационно-рецептивный
Коллекция животных и растений
Беседа, направленная на закрепление представлений о программе курса и на формирование знаний по технике безопасности при работе с животными

2
Возникновение жизни и историческое развитие органического мира
Фронтальные (рассказ, беседа, объяснение) групповые (практическая работа, тестирование) индивидуальные (работа с поделками)
Информационно- рецептивный, репродуктивный
Дополнительная литература (Иваненко М.Ф. Живое прошлое Земли / Иваненко М.Ф., Корабельников В.А. М.: Просвещение, 1987. – 254 с),
иллюстрационный материал (ископаемые останки живых организмов)
Беседа, направленная на выявление знаний об эрах и периодах развития органического мира. Тестирование по развитию органического мира


3
Царство Бактерии
Фронтальные (рассказ, беседа, объяснение) групповые (практическая работа, тестирование)
Информационно- рецептивный, репродуктивный
Дополнительная литература, иллюстрационный материал (строение бактерии)
Выполнение практической работы и беседа с обучающимися позволяет выявить знания о жизнедеятельности, строении, размножении и разнообразии бактерий. Тестирование по царству Бактерии

4
Царство Грибы
Фронтальные (беседа, объяснение) групповые (тестирование) индивидуальные (работа с поделками, доклады обучающихся)
Информационно- рецептивный, репродуктивный, частично-поисковый
Дополнительная литература, иллюстрационный материал (муляжи грибов)
Беседа, направленная на выявление знаний о строении, жизнедеятельности, роли грибов в природе и жизни человека. Тестирование по царству Грибы


5
Клеточное строение организмов
Фронтальные (беседа, объяснение) групповые (практическая работа, тестирование) индивидуальные (работа с поделками)
Информационно- рецептивный, репродуктивный
Дополнительная литература, иллюстрационный материал (микропрепараты растительных и животных клеток)
Выполнение практической работы и беседа с обучающимися позволяет выявить знания о строении, жизнедеятельности, разнообразии клеток


6
Царство Растений
Фронтальные (беседа, объяснение,
экскурсия)
групповые (практическая работа, тестирование, биологическая игра) индивидуальные (работа с гербарием растений, изготовление микропрепаратов, доклады обучающихся)
Информационно- рецептивный, репродуктивный
Гербарии растений, комнатные растения, иллюстративный материал (шишки сосны и ели), дополнительная литература (Соловьев С.С. Человек и растения / Соловьев С.С. – М.: Икар, 1997. – 55 с.; Талызин Ф.Ф. Секреты природы / Талызин Ф.Ф. – М.: Махаон, 2003. – 140 с.)

Выполнение практической работы и беседа с обучающимися позволяет выявить знания об основных отделах царства Растений и их общей характеристики. Тестирование по царству Растения



7
Царство Животных
Фронтальные (беседа, объяснение,
экскурсия)
групповые (практическая работа, тестирование, биологическая игра) индивидуальные (работа с поделками, доклады обучающихся)
Информационно- рецептивный, репродуктивный
Просмотр видеофильма «Эти забавные животные», коллекция животных биологического отдела, дополнительная литература (Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные / Сосновский И.П. – М.: Знание, 1987 – 366 с.; Резько И.В. Экзотические животные в вашем доме / Резько И.В. М.: Ветеринар, 1999. – 525 с.)


Выполнение практической работы и беседа с обучающимися позволяет выявить знания об основных представителях подцарств Одноклеточных и Многоклеточных. Тестирование по царству Животные



8
Класс Птиц
Фронтальные (беседа, объяснение,
экскурсия)
групповые (практическая работа, тестирование, биологическая игра) индивидуальные (работа с поделками, доклады обучающихся)
Информационно- рецептивный, репродуктивный, частично-поисковый
Коллекция птиц, дополнительная литература (Слепнев Н.К. Птицы / Слепнев Н.К., Зеньков А.В. – М.: Просвещение, 1995. -248 с.)

Беседа, направленная на выявление знаний о характеристике и основных отрядов класса Птиц. Тестирование по классу Птиц



9
Итоговое занятие
Фронтальные (беседа, рассказ) групповые (тестирование)
Репродуктивный
Коллекции животных
Беседа по вопросам курса. Тестирование


Учебно-тематический план
Курс «Открывая мир» 2 часа в неделю

№ п/п
Тема
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1
Вводное занятие
2
1
1

2
Возникновение жизни и историческое развитие органического мира
6
4
2

3
Царство Бактерии
6
4
2

4
Царство Грибы
6
4
2

5
Клеточное строение организмов
6
4
2

6
Царство Растения
16
10
6

7
Царство Животные
20
10
10

8
Класс Птиц
8
4
4

9
Итоговое занятие
2
1
1


Итого
72
42
30


Содержание тем

Тема 1 (2 часа).
«Вводное занятие»
Теория: Постановка целей и задачей курса. Знакомство с программой обучения. Обзор рекомендуемой литературы. Правила техники безопасности при проведении практических работ и экскурсий. Герб Воронежской области (1 час).
Практика: Обзорная экскурсия по коллекциям животных и растений (1 час).
Тема 2 (6 часов).
«Возникновение жизни и историческое развитие органического мира»
Теория: Как возникла и развивалась жизнь на нашей планете. Календарь истории Земли (формы жизни в различные эры и периоды). Итоговое занятие (4 часа).
Практика: Работа с литературой. Выполнение практической работы по теме «Ископаемые останки живых организмов». Поделки из цветной бумаги и пластилина по теме «Динозавры». Тестовое задание (2 часа).
Тема 3 (6 часов).
«Царство Бактерии»
Теория: Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Размножение бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Итоговое занятие (4 часа).
Практика: Выполнение практической работы по темам «Строение бактерии», «Выращивание сенной палочки», «Выращивание молочнокислых бактерий». Тестовое задание (2часа).
Тема 4 (6 часов).
«Царство Грибы»
Теория: Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Деление грибов на группы. Низшие (плесневые, дрожжи). Высшие (шляпочные). Съедобные и ядовитые, правила сбора грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. Интересно о грибах. Итоговое занятие (4 часа).
Практика: Выполнение поделок из цветной бумаги и пластилина по теме «Грибы». Работа с муляжами грибов. Доклады обучающихся о грибах. Тестовое задание (2часа).
Тема 5 (6часов).
«Клеточное строение организмов»
Теория: Клеточное строение организмов. Клетки – кирпичики всего живого. Деление клетки. Разнообразие клеток растительных и животных организмов. Итоговое занятие (4 часа).
Практика: Выполнение рисунка клетки. Выполнение практической работы по темам «Знакомство с устройством микроскопа», «Изучение клеточного строения живых организмов». Изготовление из пластилина поделки «Модель клетки». Тестовое задание (2 часа).
Тема 6 (16 часов).
«Царство Растения»
Теория: Растение – живой организм. Формирование флоры на планете. Основные отделы царства Растений. Общая характеристика отдела водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных. Мир, в котором мы живем. Интересно о растениях. Итоговое занятие (10 часов).
Практика: Изучение клеточного строения растительных организмов. Изготовление из бумаги поделок водоросли, мха, папоротника. Знакомство с гербарием водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных. Выполнение практической работы по темам «Приготовление микропрепаратов из листьев растений», «Определение возраста, мужских и женских шишек сосны», «Работа с гербариями по определению основных отделов растений», «Изучение способов размножения комнатных растений». Биологическое лото «Что, где растет?». Познавательные биологические игры «Конкурс загадок», «Тайны растений». Доклады учащихся о тайнах, чудесах растительного мира. Изготовление поделок из природного материала. Тестовое задание (6 часов).
Тема 7 (20 часов).
«Царство Животные»
Теория: Подцарство Одноклеточные. Тип Простейшие (основные представители, краткая характеристика типа). Подцарство Многоклеточные животные (беспозвоночные и позвоночные). Общая характеристика основных классов хордовых животных (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Многообразие животного мира на Земле. Итоговое занятие (10 часов).
Практика: Изучение клеточного строения животных организмов. Изготовление из бумаги поделок по теме «Простейшие». Изучение видового разнообразия коллекции животных. Уход за животными. Выполнение практической работы по темам «Изготовление и рассмотрение микропрепаратов простейших», «Черты приспособленности земноводных». Написание докладов обучающимися по классам животных и основным представителям. Познавательные биологические игры «Конкурс загадок», «Тайны животных». Экскурсия в зоологический музей ВГУ. Изготовление фигурок животных из пластилина и природного материала. Просмотр видеофильма «Эти забавные животные». Тестовое задание (10 часов).
Тема 8 (8 часов).
«Класс Птиц»
Теория: Общая характеристика класса птиц. Систематический обзор класса птиц. Характеристика основных отрядов (места обитания, распространение). Значение в природе и жизни человека: Культурно-эстетическое. Декоративное. Охотничье-промысловые. Домашние птицы (4 часа).
Практика: Изучение видового разнообразия коллекции птиц. Уход за птицами. Выполнение практических работ по темам «Строение пера птицы», «Строение яйца птицы», «Приспособленность птиц к полету». Доклады обучающихся по видовому разнообразию птиц. Работа с литературой и дидактическим материалом. Познавательные биологические игры. Изготовление фигурок птиц из пластилина и природного материала (4 часа).
Тема 9 (2 часа).
«Итоговое занятие»
Теория: Беседа по вопросам. Подведение итогов (1 час).
Практика: Тестовое задание (1 час).

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Курс «Открывая мир»
Курс «Открывая мир» 2 часа в неделю

п/п
Тема
Формы занятий
Приемы и методы
Дидактический материал
Итоги

1
Вводное занятие
Фронтальные (рассказ, лекция, беседа, экскурсия)
Информационно-рецептивный
Коллекция животных и растений
Беседа, направленная на закрепление представлений о программе курса и на формирование знаний по технике безопасности при работе с животными

2
Возникновение жизни и историческое развитие органического мира
Фронтальные (рассказ, беседа, объяснение) групповые (практическая работа, тестирование) индивидуальные (работа с поделками)
Информационно- рецептивный, репродуктивный
Дополнительная литература (Иваненко М.Ф. Живое прошлое Земли / Иваненко М.Ф., Корабельников В.А. М.: Просвещение, 1987. – 254 с),
иллюстрационный материал (ископаемые останки живых организмов)
Беседа, направленная на выявление знаний об эрах и периодах развития органического мира. Тестирование по развитию органического мира


3
Царство Бактерии
Фронтальные (рассказ, беседа, объяснение) групповые (практическая работа, тестирование)
Информационно- рецептивный, репродуктивный
Дополнительная литература, иллюстрационный материал (строение бактерии)
Выполнение практической работы и беседа с обучающимися позволяет выявить знания о жизнедеятельности, строении, размножении и разнообразии бактерий. Тестирование по царству Бактерии

4
Царство Грибы
Фронтальные (беседа, объяснение) групповые (тестирование) индивидуальные (работа с поделками, доклады обучающихся)
Информационно- рецептивный, репродуктивный, частично-поисковый
Дополнительная литература, иллюстрационный материал (муляжи грибов)
Беседа, направленная на выявление знаний о строении, жизнедеятельности, роли грибов в природе и жизни человека. Тестирование по царству Грибы


5
Клеточное строение организмов
Фронтальные (беседа, объяснение) групповые (практическая работа, тестирование) индивидуальные (работа с поделками)
Информационно- рецептивный, репродуктивный
Дополнительная литература, иллюстрационный материал (микропрепараты растительных и животных клеток)
Выполнение практической работы и беседа с обучающимися позволяет выявить знания о строении, жизнедеятельности, разнообразии клеток


6
Царство Растений
Фронтальные (беседа, объяснение,
экскурсия)
групповые (практическая работа, тестирование, биологическая игра) индивидуальные (работа с гербарием растений, изготовление микропрепаратов, доклады обучающихся)
Информационно- рецептивный, репродуктивный
Гербарии растений, комнатные растения, иллюстративный материал (шишки сосны и ели), дополнительная литература (Соловьев С.С. Человек и растения / Соловьев С.С. – М.: Икар, 1997. – 55 с.; Талызин Ф.Ф. Секреты природы / Талызин Ф.Ф. – М.: Махаон, 2003. – 140 с.)

Выполнение практической работы и беседа с обучающимися позволяет выявить знания об основных отделах царства Растений и их общей характеристики. Тестирование по царству Растения



7
Царство Животных
Фронтальные (беседа, объяснение,
экскурсия)
групповые (практическая работа, тестирование, биологическая игра) индивидуальные (работа с поделками, доклады обучающихся)
Информационно- рецептивный, репродуктивный
Просмотр видеофильма «Эти забавные животные», коллекция животных биологического отдела, дополнительная литература (Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные / Сосновский И.П. – М.: Знание, 1987 – 366 с.; Резько И.В. Экзотические животные в вашем доме / Резько И.В. М.: Ветеринар, 1999. – 525 с.)


Выполнение практической работы и беседа с обучающимися позволяет выявить знания об основных представителях подцарств Одноклеточных и Многоклеточных. Тестирование по царству Животные



8
Класс Птиц
Фронтальные (беседа, объяснение,
экскурсия)
групповые (практическая работа, тестирование, биологическая игра) индивидуальные (работа с поделками, доклады обучающихся)
Информационно- рецептивный, репродуктивный, частично-поисковый
Коллекция птиц, дополнительная литература (Слепнев Н.К. Птицы / Слепнев Н.К., Зеньков А.В. – М.: Просвещение, 1995. -248 с.)

Беседа, направленная на выявление знаний о характеристике и основных отрядов класса Птиц. Тестирование по классу Птиц



9
Итоговое занятие
Фронтальные (беседа, рассказ) групповые (тестирование)
Репродуктивный
Коллекции животных
Беседа по вопросам курса. Тестирование




Список литературы для педагогов
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг / Ашихмина Т.Я. – М.: АГАР, 2000. – 387 с.
Ботонов М.А. Охрана и использование биологических ресурсов / Ботонов М.А., Митрюшкин К.Т., Шапошников Л.К. – М.: Знание, 1970. – 48с.
Васильев М.В. Животные и человек / Васильев М.В. – М., 1972. – 123с.
Веселовский Г.В. Разведение нутрий и кроликов / Веселовский Г.В., Толкачев С.Ф.- Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1980. – 75 с.
Волцит О.Е. Природа России: жизнь животных. Беспозвоночные / Волцит О.Е., Черняховский М.Е. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. –768 с.
Воронов А.Г. Фауна и экология грызунов / Воронов А.Г., Зимина Р.П., Кучерук В.В. М.: Издательство Московского университета, 1983. – 223 с.
Дроздов Н.Н. В мире животных / Дроздов Н. Н., Макеев А. К. - М.: Колос, 1992. - 256 с.
Дроздов Н.Н. Иллюстрированная энциклопедия животных / Дроздов Н.Н. - М.: ТЕРРА, 1999. - 616 с.
Иванов А.В. Большой практикум по зоологии беспозвоночных / Иванов А.В., Мончадский А.С., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
Иванова Н.Г. Я иду на урок биологии: Экология: Книга для учителя / Иванова Н.Г. – М.: Первое сентября, 2002. – 240 с.
Козлов М.А. Кольцо жизни / Козлов М.А. – М.: Современник, 1998. – 366 с.
Кремень А.Ю. Биология 5 – 11 классы: внеклассные мероприятия / Кремень А.Ю. – Волгоград: Учитель, 2007. – 82 с.
Кристоф Н. Растения и животные / Кристоф Н., Петерман Д.И., Шайба Б. – М.: Мир,1991 – 259 с.
Медведева М.В. Формирование экологической культуры дошкольников и младших школьников: из опыта работы регионов России / Медведева М.В. – М.: ЗАО «Издательство Икар», 2008. – 240 с.
Медведева М.В. Формирование экологической культуры подростков: из опыта работы регионов России / Медведева М.В. – М.: ЗАО «Издательство Икар», 2009. – 303 с.
Райков Б.Е. Зоологические экскурсии / Райков Б. Е., Римский-Корсаков М. Н. – М.: Топикал, 1994. – 639 с.
Чибисова О. Большая энциклопедия животных / Чибисова О. – М.: Махаон, 2002. – 240 с.
Шванвич Б.Н. Курс общей энтомологии / Шванвич Б.Н.. – М.-Л.: Советская наука,1949. – 900 с.

Список литературы для обучающихся
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных / Алексеев В.А. – М.: АСТ - Пресс, 1992. – 238 с.
Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия / Гальперштейн Л.Я. – М.: ООО издательство «Росмэн-Пресс», 2004. – 255 с.
Дмитриева Н.Я. Естествознание: учебник для 1 класса трехлетней начальной школы / Дмитриева Н.Я., Товпинец И.П. – М.: Просвещение, 1995. – 239 с.
Жукова П.И. Часы занимательной зоологии / Жукова П.И. - М.: АСТ - Пресс, 1993. – 245с.
Клепинина З.А. Природоведение: учебник для 3 класса трехлетней и 4 класса четырехлетней начальной школы / Клепинина З.А. – М.: Ассоциация 21 век, 1996. – 288 с.
Мамаев Б.М. Школьный атлас-определитель насекомых / Мамаев Б.М. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
Михайлов В. Хомячки / Михайлов В. – М.: Светоч Л, 1999. – 48 с.
Плешаков А.А. Зеленые страницы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.
Плешаков А.А. Мир вокруг нас (1 кл.) / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 1999. – 127 с.
Рохлов В. Занимательная ботаника / Рохлов В., Теремов А., Петрова Р. – М.: АСТ – Пресс, 2002. – 430 с.
Теремов А. Занимательная зоология / Теремов А., Рохлов В. – М.: АСТ – Пресс, 1995. – 527 с.
Эллиотт Дж. Детская энциклопедия / Эллиотт Дж., Кинг К. – М.: Растэн, 1994. – 130 с.


Учебно-методический комплекс к дополнительной образовательной программе «Юные исследователи природы»
Курс «Естествознание»


п/п
Тема
Вид пособия
Название пособия
Примечание


Введение
иллюстрации
Иллюстрации животных и растений
Животные из коллекций отдела



Что такое природа
схемы


плакат
«Строение солнечной системы»
«Внутреннее строение Земли»

«Наша галактика – млечный путь»



Удивительный мир растений
схематические рисунки


динамичная модель

схема
иллюстрация
раздаточная карточка
дидактическая карточка
«Строение микроскопа»
«Строение растительной клетки»

«Строение растительного организма»

«Строение цветка»
«Редкие виды растений»
«Ботаника – наука о растениях»

«Геохронологическая таблица»



Загадочный мир животных
схемы


таблицы




мозаика




иллюстрации

таблицы

иллюстрации

схематичный рисунок

таблица

иллюстрации




схематический рисунок


таблицы


дидактические карточки

схема



иллюстрации

шаблоны


мозаика

схема

таблица

схематичный рисунок

иллюстрации
«Строение животной клетки»
«Систематика животного мира»

«Строение одноклеточных животных: амеба, инфузория туфелька, эвглена зеленая», «Амеба: питание, передвижение, размножение, циста», «Эвглена зеленая: размножение»

«Органоиды амебы и эвглены зеленой»

«Многообразие одноклеточных»

«Внутреннее строение рыб»
«Строение кровеносной системы рыб», «Строение пищеварительной и выделительной системы рыб», «Строение дыхательной системы рыб»

«Многообразие рыб»

«Размножение и развитие рыб»


«Внутреннее строение лягушки»

«Редкие и исчезающие виды земноводных»
«Многообразие древних видов рептилий»

«Внутреннее строение пресмыкающихся на примере ящерицы»

«Общая характеристика птиц», «Приспособленность птиц к полету», «Строение пера. Виды перьев», «Значение перьевого покрова», «Внешнее строение птиц: отделы тела»
«Особенности внутреннего строения птиц»

«Значение птиц в природе и жизни человека»

«Многообразие птиц», «Редкие и исчезающие виды птиц»

«Многообразие птиц»

«Редкие и исчезающие виды птиц»

«Птицы»
«Внутреннее строение млекопитающих на примере кролика»
«Внешнее строение млекопитающих на примере собаки»
«Строение кожи»

«Особенности строения пищеварительной системы жвачных животных»
«Многообразие животных»


Средства обучения по программе
Курс «Естествознание»
Перечень учебного оборудования

Технические средства обучения
(ТСО)
Инструменты и приспособления общего пользования
Инструменты и приспособления общего индивидуального пользования

Видеомагнитофон,
видеоплеер,
телекомплекс,
компьютер,
аудиозаписи,
видеозаписи,
фотоаппарат

Учебно-лабораторное оборудование:
микроскопы,
часы,
клетки,
отсадники,
аквариумы,
плошки,
лейки

Лабораторные животные:
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие
Муляжи:
строение цветка покрытосеменных растений,
строение растительной клетки
Осветительные приборы:
лампы
Пинцеты,
Предметные стекла,
покровные стекла,
корнцанги,
перчатки,
белые халаты,
канцтовары



Перечень расходных материалов

Расходные материалы
Количество на одного обучающегося
Примечания

Картон (90Х90 см)
Ватман
Писчая бумага А4 (белая)
Пробирки
Предметные стекла
Покровные стекла
Пипетки
Увеличительные приборы (линза)
Липкая лента (скотч)
Скрепки
Мука
Соль
Резиновые перчатки
Белый халат
Клей ПВА 150 мл
Лак 150 мл
Ножницы
Цветные карандаши (6 цветов)
Акварельные краски (12 цветов)
Гуашевые краски (6 цветов)
Кисточки беличьи (№ 3, № 4, № 5)
Стакан – непроливайка
Альбом для рисования 24 л.
Пластилин
Простые карандаши
Точилка
1 лист
3 листа
100 листов
2 шт
3 шт
3 шт
1 шт
1 шт.
1 шт
20 шт
2 кг
1 кг
1 пара
1 шт
1 шт
1 шт
1 шт
1 набор
1 набор
1 набор
3 шт.
1 шт
1 шт
1 упаковка
2 шт
1 шт




Учебно-методический комплекс к дополнительной образовательной программе «Юные исследователи природы»
Курс «Открывая мир»


п/п
Тема
Вид пособия
Название пособия
Примечание


Вводное занятие
иллюстрации
Иллюстрации животных и растений
Животные из коллекции биологического отдела



Возникновение
жизни и исторические
развитие органического мира
раздаточная карточка

«Возникновение жизни на Земле»



Царство Бактерий
схематические рисунки
фотографии
«Строение бактерии»
«Форма бактерии»
«Разнообразие бактерий»



Царство Грибы
схематический рисунок (немая схема рисунка)
открытки
фотографии

«Строение грибов»


«Разнообразие грибов», «Плесневые грибы», «Дрожжи», «Грибы-паразиты», «Шляпочные грибы»



Клеточное строение организмов
схематический рисунок
фотографии
карточки
«Строение клетки»

«Разнообразие клеток», «Клеточное строение разных тканей живых организмов»



Царство Растений
плакаты
«Зеленый мох», «Кукушкин лен», «Хламидомонада», «Водоросль улотри», «Мох сфагнума», «Хвощ», «Папоротник щитовник мужской», «Сухие плоды», «Сочные плоды», «Горох посевной», «Разнообразие цветков»



Царство
Животных
открытки
фотографии

«Простейшие»,
«Беспозвоночные»,
«Позвоночные»,
«Земноводные»,
«Пресмыкающиеся»,
«Птицы»
Животные из коллекции биологического отдела



Класс Птиц
фотографии
мозаика
«Птицы»




Средства обучения по программе
Курс «Открывая мир»
Перечень учебного оборудования

Технические средства обучения
(ТСО)
Инструменты и приспособления общего пользования
Инструменты и приспособления общего индивидуального пользования

Видеомагнитофон,
видеоплеер,
телекомплекс,
компьютер,
видеозаписи,
фотоаппарат

Учебно-лабораторное оборудование:
микроскопы,
часы,
клетки,
отсадники,
аквариумы
Лабораторные животные:
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие
Муляжи:
строение цветка покрытосеменных растений,
строение растительной клетки
Осветительные приборы:
лампы
Пинцеты,
Предметные стекла,
покровные стекла,
корнцанги,
перчатки,
белые халаты,
канцтовары


Перечень расходных материалов
Расходные материалы
Количество на одного обучающегося
Примечания

Картон (90Х90 см)
Ватман
Писчая бумага А4 (белая)
Пробирки
Предметные стекла
Покровные стекла
Пипетки
Увеличительные приборы (линза)
Липкая лента (скотч)
Скрепки
Мука
Соль
Резиновые перчатки
Белый халат
Клей ПВА 150 мл
Лак 150 мл
Ножницы
Цветные карандаши (6 цветов)
Акварельные краски (12 цветов)
Гуашевые краски (6 цветов)
Кисточки беличьи (№ 3, № 4, № 5)
Стакан – непроливайка
Альбом для рисования 24 л.
Пластилин

1 лист
3 листа
100 листов
2 шт
3 шт
3 шт
1 шт
1 шт.
1 шт
20 шт
2 кг
1 кг
1 пара
1 шт
1 шт
1 шт
1 шт
1 набор
1 набор
1 набор
3 шт.
1 шт
1 шт
1 упаковка












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215


13PAGE 15


13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 143715






Заголовок 1Тђ Заголовок 2Тђ Заголовок 4vђ Заголовок 5ТђЗаголовок 6, Знакvђ Заголовок 7 Заголовок 815