Конспект урока по риторике Чему учит риторика?


Тема: Чему учит риторика? (2 класс, урок № 2)
Цель: познакомить детей с наукой риторикой; показать значение этой науки; мотивировать изучение риторики в школе.
Ход урока.
Ι. Актуализация знаний.
– Ребята, наш предмет называется – риторикой. Может быть, вы уже знаете что-то о риторике – слышали, читали... Нам всем было бы интересно услышать ваши высказывания на эту тему...
ΙΙ. Самоопределение к деятельности.
–Вы правильно подметили, что риторика даёт рекомендации, советы, как лучше говорить, я бы добавила: и слушать, и читать, и писать.
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
– Сегодня нам предстоит узнать, чему учит риторика и почему люди изучали эту науку с древнейших времен.
ΙΙΙ. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
– Теперь посмотрим, что о науке риторике говорится в учебнике. Откроем учебники на с. 6 и прочитаем вслух.
(Риторика не просто древняя, а древнейшая наука. Своего расцвета она достигла в Древней Греции, примерно 2500 лет (две с половиной тысячи лет) назад. Как видишь, очень давно. Древние греки считали риторику очень важной наукой, нужной каждому человеку. Поэтому риторике учили в школе специально, как чтению и письму.)– Ребята, о чём говорится в прочитанном тексте?
– Какие вопросы вы поставили к выделенным словам? (Где и когда достигла расцвета риторика?)
–Почему в Древней Греции риторику считали очень важной наукой?
– В этой школе учили говорить. Прочитаем, что значит это слово. (Учили говорить, то есть: объяснять, сообщать, информировать, хвалить, воспевать, приветствовать, убеждать, спорить, договариваться, призывать, воодушевлять и т. д.)– Итак, древние греки учили, прежде всего, хорошо говорить. Но что значит хорошо? Прочитаем продолжение текста. (При этом каждого учили говорить так, чтобы его слушали, понимали, чтобы он добивался своей цели. Потом уже стали учить писать так же хорошо.)- Так, чему же учит риторика? Прочитаем хором текст выделенный в рамочке. (Итак, риторика учит говорить и писать искусно, умело, успешно.)
– Правильно, если ты хорошо говоришь, то тебя слушают и ты добиваешься своей цели. А, как вы понимаете смысл слова хорошо (говорить – писать).
- Давайте прочитаем на с. 7 слова, которые раскрывают значение слова хорошо (говорить – писать) и сравним с вашими ответами. (ЯРКО, ЯСНО, ТОЧНО, ОТЧЁТЛИВО, ЧЕТКО, ИСКРЕННЕ, ОТКРОВЕННО, ИСКУСНО, УМЕЛО, УСПЕШНО, УДАЧНО, ПЛАВНО, СВОБОДНО, СКЛАДНО, УВЛЕКАТЕЛЬНО, УБЕДИТЕЛЬНО, ТОЛКОВО, РАЗУМНО, ПОНЯТНО)–Какую группу слов, вы считаете самой важной, самой главной. Как должен говорить и писать искусный ритор? (Искусно, умело, удачно, успешно).
ΙV. Закрепление изученного материала.
- Чему же учит риторика? (Хором)
- Письменно выполните задание 7. (Риторика – это наука, которая учит говорить и писать успешно и умело.)
V. Рефлексия.
– Что нового мы сегодня узнали на уроке?
– За что вы похвалили бы себя?
– Что у вас особенно получилось?
VI. Итог урока.
– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?