Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса (задержка психического развития)


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Согласовано» Принято
Руководитель МО_____Калмыкова Л.В. на педагогическом совете
Протокол Протокол№___от «___»____2015г. №___от «__»___2015г.
«Утверждаю»
Директор_______
Гнездилова В.Н.
«___»_____2015г.
Рабочая программа
Музыка
5 класс
(задержка психического развития)
Составитель:
учитель Терещенко Ольга Петровна
высшая квалификационная категория



2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса (задержка психического развития) разработана на основе Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004); Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для V-XI (XII) классов); на основе порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; на основе распоряжения Комитета по образованию от 06.05.2015 № 2158-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году; на основе распоряжения Комитета по образованию от 13.05.2015 № 2328-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год»; на основе инструктивно-методического письма «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год» от 21.05.2015г. № 03-20-2059/15-0-0 ; на основе авторской программы «Музыка», программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 класс, 5-7 кл., «Искусство» - 8-9 кл./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина – Москва: «Просвещение», 2014г.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом и календарно-учебным графиком ГБОУ № 439 на 2015-2016 учебный год рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Часы первого полугодия посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия-связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусства не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных. Ценностные ориентиры курса:
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального
восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусства, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия, в обновленном музыкальном материале, а также в введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
При разработке программы учитывался контингент детей школы – дети с задержкой психического развития.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
Развивающие- развитие музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении ( в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
Коррекционные-корректировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение внимания); коррекция и развитие связной устойчивой речи (орфоэпическое правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса); коррекция и развитие памяти (кратковременной и долговременной); коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия; коррекция мыслительной деятельности; коррекция личных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, выдержки, умения выражать свои чувства). Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование и применение специальных методов и приемов и создание специальных условий для их реализации.
Воспитательные задачи: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке; устойчивый интерес к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Формы организации учебного процесса.
Формы проведения учебных занятий:
-конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа.
Формы организации уроков:
-групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Методы музыкального образования:
-метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-метод эмоциональной драматургии;
-метод художественного контекста;
-метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-метод создания «композиций»;
-метод игры.
Виды деятельности учащихся:
-слушание музыки;
-пение индивидуальное, в ансамбле и хоровое;
-высказывание своих представлений при слушании музыки;
Виды контроля:
Вводный, текущий, итоговый;
Фронтальный. Комбинированный, устный.
Формы контроля:
-самостоятельная работа;
-устный опрос;
-взаимоопрос;
-синквейн;
-тест;
-анализ музыкальных произведений;
-музыкальные викторины;
-хоровой зачет;
-уроки-концерты;
-творческие задания.
Формы промежуточной аттестации:
Мини-тесты, музыкальные викторины, творческие задания.
Итоговая аттестация:
-самостоятельная работа;
-устный опрос;
-тест;
-пение ансамблем;
-индивидуальное пение.
- викторины;
-индивидуальные работы проекта «Мир музыки. Искусство»;
- презентации.
Учебно-тематический план.
№ урока Тема Количество часов
Тема 1 раздела : Музыка и литература 16
1. Что роднит музыку с литературой? 1
2-4. Вокальная музыка. 3
5,6. Фольклор в музыке русских композиторов. 2
7. Жанры инструментальной и вокальной музыки. 1
8. Вторая жизнь песни. 1
9,10. Всю жизнь мою несу Родину в душе… 2
11,12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. 2
13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. 1
14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. 1
15. Музыка в театре, кино и на телевидении. 1
16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. 1
Тема 2 раздела: Музыка и изобразительное искусство 18 (19)
17. Что роднит музыку с изобразительным искусством. 1
18. Небесное и земное в звуках и красках. 1
19,20. Звать через прошлое к настоящему. 2
21,22. Музыкальная живопись и живописная музыка. 2
23. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. 1
24. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. 1
25. Волшебная палочка дирижера. 1
26. Образы борьбы и победы в искусстве. 1
27. Застывшая музыка. 1
28. Полифония в музыке и живописи. 1
29. Музыка на мольберте. 1
30. Импрессионизм в музыке и живописи. 1
31. О подвигах, о доблести и славе… 1
32. В каждой мимолетности вижу я мир… 1
33. Мир композитора. 1
34. С веком наравне. 1
Всего за год: 34 урока (1 час в неделю).
Содержание рабочей программы:
В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Программа состоит из двух разделов, соответствующих тема «Музыка и литература», и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальными произведениями всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.
Тема года: «Музыка и другие виды искусства»
Тема 1 полугодия: «Музыка и литература» (16 часов)
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия,- песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.
Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино , на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.
Тема 2 полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» (19 часов).
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера. Балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов, и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защитника Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Тема 1 полугодия: «Музыка и литература» (16 часов)
Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)
Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.
Урок 2. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…(1ч)
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке к вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.
Урок 3. Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах (1ч)
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни – заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности –на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др.
Урок 4. Вокальная музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно (1ч)
Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека. Его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.
Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…» (1ч)
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.)
Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки» (1ч)
Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.
Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость», «Песнь моя летит с мольбою» (1ч)
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола, как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.
Урок 8. Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И.Глинки: «Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем». Раскрытие терминов и осмысленных понятий : интерпретация, обработка, трактовка.
Урок 9. Всю жизнь мою несу Родину в душе… «Перезвоны» (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20-го столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны., судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления и смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.
Урок 10. Всю жизнь свою несу Родину в душе. «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» (1ч)
Осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопена, В.-А.Моцарта.
Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт» (1ч)
Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф.Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.
Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь» (1ч)
Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. (В.-А.Моцарт – Ф.Шопен). Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов –В.-А.Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Произведения В.-А.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.
Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. (1ч)
Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижер, оркестр).Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. (1ч)
Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет – искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография (танцоры-солисты, кордебалет – массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)
Творчество отечественных композиторов-песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка – неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.
Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. (1ч)
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности из взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикла. Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом «Кошки» Э.-Л.Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т.Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя и музыки.вокальные номера, постоянно находятся в движении. Обобщение изученного по разделу «Музыка и литература».
Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (19часов)
Урок 17. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические). Взаимосвязь музыки и живописи через обратное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.
Урок 18. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч) Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.
Урок 19. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические), и особенности их драматургического развития (контраст). Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.
Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.
Урок 21. Музыкальная живопись и живописная музыка. (1ч)
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композиторов прошлого. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.
Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка. (1ч)
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композиторов прошлого. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С.Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.
Урок 23. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч) Народные истоки русской профессиональной музыки. Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки – на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколения русских людей.
Урок 24. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)
Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.
Урок 25. Волшебная палочка дирижера.(1ч)
Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.
Урок 26. Образы борьбы и победы в искусстве. (1ч)
Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии № 5 Л.-ван Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности ее симфонического развития.
Урок 27. Застывшая музыка. (1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.
Урок 28. Полифония в музыке и живописи. (1ч)
Музыка И.-С Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Творчество И.-С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.
Урок 29. Музыка на мольберте. (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20-го столетия. Импрессионизм. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К.Чюрлёниса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлёниса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro. Andante.
Урок 30. Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20-го столетия. Импрессионизм. Знакомство с творчеством К.Дебюсси. Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всем ее многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.
Урок 31. О подвигах. О доблести и славе… (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20-го века. Богатство музыкальных образов – драматические, героические. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.
Урок 32. В каждой мимолетности вижу я мир…(1ч)
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерно-инструментальной музыке. Образный мир произведений С.Прокофьева и М.Мусоргского. Цикл «Мимолетности». Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия.
Урок 33. Мир композитора. (1ч)
Обобщение представлений о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов.
Урок 34. С веком наравне. (1ч)
Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки.
Перечень музыкального материала (1 полугодие) Родина. Н.Хрисаниди, слова В.Катанова; Красно солнышко. П.Аедоницкий, слова И.Шаферана; Родная земля. Я Дубравин, слова Е.Руженцева; Жаворонок. М.Глинка, слова Н.Кукольника; Моя Россия. Г.Струве, слова Н.Соловьевой; Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Уж ты, поле мое; Не одна-то во поле дороженька; Ах ты, ноченька и др. русские народные песни; Симфония №4 (фрагмент финала). П.Чайковский; Пер Гюнт. Музыка к драме Г.Ибсена (фрагменты). Э.Григ; Осень. П.И.Чайковский, слова А.Плещеева; Осень. Ц.Кюи, слова А.Плещева;Осенней песенки слова. В.Серебрянников, слова В.Степанова; Песенка о словах. С.Старобинский, слова В.Вайнина; Горные вершины. А.Варламов, слова м.Лермонтова; горные вершины. А.Рубинштейн, слова М.Лермонтова; Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А.Лядов; Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н.Римский-Корсаков; Вокализ. С.Рахманинов; Вокализ. Ф.Абт; Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель» (фрагмент). Г.Свиридов; Баракарола (Июнь). Их фортепианного цикла «Времена года». П.Чайковский; Песня венецианского гондольера (№6). Из фортепианного цикла «Песни без слов», Ф Мендельсон; Венецианская ночь. М.Глинка, слова И.Козлова; Баркарола. Ф.Шуберт, слова Ф.Штольберга, перевод А.Плещеева; Перезвоны. По прочтении В.Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В Гаврилин; Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П.И.Чайковский; Веснянка. Украинская народная песня. Сцена «Проводы Масленицы». из оперы «Снегурочка». Н.А.Римский-Корсаков; Снег идет. Из маленькой кантаты. Г.Свиридов, слова Б.Пастернака; Запевка. Г.Свиридов, слова И.Северянина; Снег. Из вокального цикла «Земля». М Славкин, слова Э.Фарджен, перевод М.Бородицкой и Г.Кружкова; Зима. Ц.Кюи, слова Е.Баратынского; Откуда приятный и нежный этот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А.Моцарт. Dona nobis pacem. Канон. В.-А.Моцарт; Реквием (фрагменты). В.-А.Моцарт; Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. А.Римский-Корсаков; Сказка о царе Салтане. Опера (фрагменты). Н.А Римский-Корсаков; Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.Глюк; Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П.И.Чайковский; Спящая красавица. Балет (фрагмент). П.И.Чайковский; Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э-Л.Уэббер; Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р.Роджерс, слова О.Хаммерстайна, русский текст М.Подберезовского; Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б.Окуджавы. Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране чудес». Слова и музыка В.Высоцкого. Хлопай в такт! Дж.Гершвин, слова А.Гершвина, русский текст В.Струкова; Песенка о песенке. Музыка и слова А.Куклина; Птица-музыка. В.Синенко, слова М.Пляцковского.
Перечень музыкального материала (II полугодие).
Знаменный распев; Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть), С.Рахманинов; Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П.Чайковский; Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения».С.Рахманинов;Любовь святая. Из музыки к драме А Толстого «Царь Федор Иоанович»,Г.Свиридов; Аве, Мария. Дж.Каччини; Аве, Мария. Ф.Шуберт слова В.Скотта, перевод А.Плещеева; Аве, Мария. И.-С.Бах – Ш.Гуно. Ледовое побоище (№5). Из кантаты «Александр Невский». С.Прокофьев; островок. С. Рахманинов, слова К.Бальмонта (из П.Шелли); Весенние воды. С.Рахманинов, слова Ф.Тютчева; Форель. Ф.Шуберт, слова Л.Шубарта, русский текст В.Костомарова; Прелюдия соль мажор для фортепиано. С.Рахманинов; Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С.Рахманинов; Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С.Рахманинов; Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В.Кикта; Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С.Бах; Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С.Бах; Каприс №24. Для скрипки соло. Н Паганини (классические и современные интерпретации); Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А.Шнитке; Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С Рахманинов; Вариации на тему Паганини (фрагменты). В.Лютославский; Симфония №5 (фрагменты). Л.-ван Бетховен; Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С.Бах; Прелюдия для фортепиано. М.Чюрлёнис; Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М.Чюрлёнис. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К.Дебюсси; Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии. К.Дебюсси; кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К.Дебюсси; Мимолетности №1,7,10 для фортепиано. С.Прокофьев; Наши дети. Хор из «Реквиема». Д.Кабалевский, слова Р.Рождественского; Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М.Мусоргский; Картинки с выставки. Сюита. М.Мусоргский (классические и современные интерпретации); Рисунок. А.Куклин, слова С.Михалкова; Семь моих цветных карандашей. В Серебренников, слова В.Степанова; Маленький кузнечик. В.Щукин, слова С.Козлова; Парус алый. А.Пахмутова, слова Н.Добронравова; Тишина. Е.Адлер,слова Е.Руженцева; Музыка. Г.Струве, слова И.Исаковой.
Виды музыкальной деятельности:
- Основные виды учебной деятельности школьников
На второй ступени общего образования к основным видам учебной деятельности учащихся – слушанию музыки, пению, инструментальному музицированию, музыкально-пластическому движению и драматизации музыкальных произведений – добавляется музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Это не только позволит школьникам освоить на элементарном уровне музыкально-образное пространство сети Интернет, познакомиться с современными технологиями в музыкальном искусстве и т. д., но и будет способствовать организации увлекательного и содержательного культурного досуга, а в итоге – полноценному творческому самовыражению каждого растущего человека.
Слушание музыки. Обогащение опыта эмоционально-образного восприятия музыки различных исторических эпох и стилей, расширение представлений о видах, жанрах, формах классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, оценка изучаемых музыкальных произведений и явлений современной музыкальной культуры, размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.
Пение. Творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки (классической, народной, современной). Воплощение различных музыкальных образов при разучивании, одноголосном и двухголосном исполнении произведений отечественных и зарубежных авторов. Совершенствование вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, пение основных тем инструментальных произведений. Вокально-творческое развитие (импровизация, разнообразие исполнительских трактовок, интонационная выразительность певческого голоса).
Инструментальное музицирование. Расширение опыта коллективного и индивидуального музицирования на различных элементарных музыкальных инструментах. Участие в ансамблевом исполнении народной музыки, классических и современных музыкальных произведений разных форм и жанров. Инструментальная импровизация и сочинение в процессе индивидуальной творческой деятельности.
Музыкально-пластическое движение. Пластические средства выразительности в воплощении различных музыкальных образов. Эмоциональное, индивидуально-личностное выражение содержания музыки через искусство пластики. Коллективные и индивидуальные танцевальные импровизации. Создание музыкально-пластических композиций в соответствии с жанровой спецификой исполняемых произведений.
Драматизация музыкальных произведений. Многообразие театрализованных форм музыкально-творческой деятельности. Воспроизведение художественного замысла музыкального спектакля (оперы, мюзикла или их фрагментов), поиск и выбор сценических средств для его осуществления. Средства выразительности различных видов искусства в воплощении эмоционально-образного содержания классических и современных музыкальных произведений.
Музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Музыкально-образовательные ресурсы и поиск содержательной информации в сети Интернет. Знакомство с электронной музыкой. Элементарные приемы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов, запись и воспроизведение музыкальных произведений. Воплощение творческих замыслов на электронных музыкальных инструментах с помощью готовых шаблонов.
В результате освоения предметного содержания курса у школьников совершенствуются общие художественные умения и навыки при воплощении различных музыкальных образов в пении, и игре на музыкальных инструментах, импровизации и драматизации, музыкально-пластическом движении и музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий. В ходе обучения школьники овладевают основными понятиями музыки как вида искусства (интонация, развитие, образ, драматургия и др.), учатся анализировать музыкальные произведения многообразных стилей, жанров и форм, сопоставлять музыкальный язык народного и композиторского творчества русской и западноевропейской традиции. В процессе работы у учащихся формируется способность рассуждать о явлениях современной мировой музыкальной культуры, оценивать собственную музыкально-творческую деятельность во всем ее разнообразии, действовать самостоятельно и расширять свои творческие возможности на основе постижения широкой картины музыкального мира.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:
№ Учащиеся должны знать, понимать
1. Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров.
2. Знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.
Должны уметь
3. Уметь различать лирически, эпические, драматические музыкальные образы.
4. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю- музыка классическая, народная, религиозная, современная.
5. Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла автора.
6. Уметь раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.
7. Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
8. Иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.
9. Развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов.10. Совершенствовать умения и навыки самообразования.
Научно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы:
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
Программа «Музыка 5-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2011г.
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, пособие для учителя «Уроки музыки», 5 класс, Москва, Просвещение, 2010 гг.
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Хрестоматия музыкального материала» к учебнику «Музыка», 5 класс, Москва, Просвещение, 2010 г.Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, «Фонохрестоматия» Музыка, 5 класс, Москва, Просвещение, 2010г.
Творческая тетрадь, «Музыка».5 класс», М., Просвещение, 2011г.
«Музыка. ИЗО.МХК. Содержание образования» (сборник нормативно-правовых документов и методических материалов), М., ИЦ «Ветана-Граф», 2008г.
Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 2005г.
Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 2005г.
В.И.Петрушин «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2005г.
Э.И.Великович «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 2007г.
Л.Д.Никитина «История русской музыки», М., Академия, 2006г.
Ю.Булучевский «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Л-д, Музыка 2008г.
Д.К.Самин «Сто великих композиторов», М., «Вече», 2000г.
Л.П.Рапацкая, Г.С.Сергеева, Т.С.Шмагина «Русская музыка в школе», М., «Владос», 2006г.
А.Кленов «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 2006г.
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,
Редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр, М., Флинта, 2007г.
«Музыкальное воспитание в школе», сборники статей под ред.Апраксиной О.А. выпуск №9, №17.
«Музыка в школе» №1-3-2007г., №1-6-2008г., №1-5-2009г.
В.М.Самигуллина «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград,
Учитель, 2005г.
О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «Физкультурные минутки», М., Астрель-_Аст, 2005г.
Е.А.Смолина «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Песенные сборники.
О.К.Разумовская «Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды», М., Айрис-пресс, 2007г.- 176 с.
Л.В.Золина «Уроки музыки с применением информационных технологий.1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М., Глобус, 2008.-176с.
И.А.Агапова, М.А.Давыдова «Лучшие музыкальные игры для детей».-М., ООО «ИКТЦ «Лада», 2006г.-224с.
MULTIMEDIA-поддержка предмета:
1.Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М., ООО «Кирилл и Мефодий», 2007г. (CD ROM)
2.Мультимедийная программа «Соната», Лев Залесский и компания (ЗАО)»Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК).
3. Музыкальный класс. ООО «Нью Медиа Дженерейши».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.
7. Мультимедийная программа «Музыка.Ключи».
8. Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве».
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия».
10. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
11. Единая коллекция –http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12. Российский общеобразовательный портал – http://music.edu.ru/13. Детские электронные книги и презентации – http//viki.rdf.ru/
14. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки».
Мультимедийный диск (CD ROM) М., ЗАО «Новый диск», 2008г.