Особенности преподавания предмета Информатика в условиях введения ФГОС.

Особенности преподавания предмета «Информатика» в условиях введения ФГОС.
Ивонтьева Т.В., учитель информатики МОУ Школы №174

Мир, в котором живет современное человечество, уже не может существовать без компьютерной техники и информатики, которая представляет собой стратегически важное направление науки и практики, необходимое для развития экономики, промышленности, высоких технологий, обеспечения национальной безопасности, профессионального образования всех уровней и подготовки научных кадров. Она обеспечивает научную базу для формирования глобального информационного общества, основанного на знаниях. Информатика в качестве фундаментальной науки стала важной составляющей всей системы научного познания. Поэтому она и информационные технологии являются неотъемлемой частью современного образования.
Как и по всем учебным дисциплинам, по Информатике и ИКТ разработаны государственные стандарты нового поколения. Сформированы компетентности.
Если говорить о начальной школе, то они следующие.
1. Метапредметные результаты
2. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
3. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
4. Обработка и поиск информации
5. Создание, представление и передача сообщений
По новым стандартам места для учебного предмета "Информатика и ИКТ" в начальной школе не нашлось. Информатику и ИКТ  в основном распределили между учебными предметами Математика и Технология, зато четко сформулированы ИКТ компетентности обучающихся, которыми  он должен овладеть в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования. Как реализовать в школе, имеющей один компьютерный класс и в лучшем случае еще один мобильный занятия информационными технологиями и информатикой на уроках математики и технологии, да и на всех остальных?
Навыки, которые должен получить ученик, направлены, в основном, на умение работать с компьютером (т.е. на техническую сторону), но нет и речи о развитии логического мышления, памяти, внимания, а олимпиадные задания, в большей степени,  ориентированны на сообразительность, а не на умение загрузить фотографию, написать текст, создать звуковой файл и т.д...
Если обратиться к основной школе, то там ситуация следующая: по новым стандартам в основной школе преподавание информатики предусмотрено в 7-9 классах. Нет преемственности в преподавании информатики, так как в 5-6 классах информатики нет. Все что учащиеся так или иначе изучили в начальной школе к 7 классу будет забыто и навыки работы на компьютере потеряны, ведь ни для кого не секрет, что дети в основном используют компьютеры для игры или общения в социальных сетях.
В результате за три года должны быть сформированы следующие компетенции:
1. Информация и способы её представления
2. Основы алгоритмической культуры
3. Использование программных систем и сервисов
4. Работа в информационном пространстве
Большие вопросы вызывает и преподавание информатики в старшей школе.
Информатика отнесена к предметной области «Математика и информатика» и обучающийся выбирает либо «математику и информатику» на интегрированном уровне, либо «математику» на одном из уровней изучения(базовый или профильный). Кроме того, при желании вместе с предметом «математика» может быть выбрана «информатика» на любом из представленных уровней.
В этой формулировке говорится: вы можете выбрать или интегрированный курс, или курс математики. И только если у вас есть желание (т.е. совсем не обязательно!), вы можете вместе с математикой выбрать и информатику. То есть информатика низводится до статуса необязательных предметов по выбору.
Если говорить о требованиях к предметным результатам освоения базового курса информатики, то они должны отражать:
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
4) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке;
5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях; о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Как видно из вышеизложенного, в век всеобщей компьютеризации предмету «Информатика» уделяется очень мало внимания. В средствах массовой информации, на конференциях ведется широкое обсуждение состояния и перспектив развития школьного образования в области информатики и информационно-коммуникационных технологий в контексте основных принципов Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Так в марте 2011г. В МГУ состоялся всероссийский съезд учителей информатики, участником которого я была. На съезде было уделено большое внимание новым стандартам по информатике, и была принята резолюция, выдержки из которой я привожу:
1.Съезд считает недопустимым факт отсутствия в новых стандартах начального и основного общего образования и в проекте ФГОС от 15 февраля 2011г. для старшей школы информатики как самостоятельного и обязательного для изучения общеобразовательного предмета.
2. Съезд считает, что нельзя сводить информатику только к изучению программных продуктов, однако, обучать компьютерным технологиям может и должен именно учитель информатики. Только учитель информатики в соответствии с системным взглядом на внутреннюю структуру предмета «Информатика» может обеспечить связь фундаментальной теории и разработанных на ее основе технологий.
3. Съезд обеспокоен несоблюдением в части преподавания информатики в средней школе одного из принципов образовательной деятельности единого образовательного пространства и отсутствием условий для его формирования, что выражается в отсутствии единых учебных планов, учебно-методического, программного, кадрового и материально-технического обеспечения, соответствующего современному образовательному процессу. Это приводит к неоднородности уровней подготовки выпускников средней школы.
4. Съезд подчеркивает, что прямое негативное влияние на качество школьного образования в области информатики оказывают: 4.1 сокращение количества или отсутствие часов, отводимых учебными планами на изучение информатики и ИКТ, особенно в начальной и средней школе; 4.2 нарушение на уровне федеральных учебных планов принципов преемственности и непрерывности образовательного процесса по отношению к изучению информатики;
Съезд обратился к Министерству образования и науки с конкретными предложениями, которые нашли свое отражение в резолюции, принятой съездом.
Таким образом, как видим, проблем много, но и пути решения предлагаются. Дело за разработчиками стандартов.


15